11.01.2024 Русский язык 2класс
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Оборудование : презентация , конспект урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограммы.
1) Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)
2) Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают ярко-красную окраску. Про него люди сочинили поговорку «Дрожит как... лист». (Осина.)
3) Это овощ. Завезен к нам из Америки. По-итальянски — это помидор, а по-индейски — ... (томат).
4) Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)
2. Орфографическая минутка
(Графический диктант.)
— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые сейчас продиктую.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.
Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.
III. Самоопределение к деятельности
— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч’], [Ш], [Щ’]? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)
— Назовите всегда мягкие звуки. ([Ч’], [Щ’])
— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)
— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ*.
— Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы».
(На доске запись.)
— Определите тему сегодняшнего урока.
— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.
IV. Работа по теме урока
Упр. 11 (с. 10).
(Выполнение с комментированием.)
— Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)
— Назовите безударную гласную в этом слове.
Упр. 12 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Упр. 13 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Упр. 11 (с. 10).
(Работа в парах.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 11.
— Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?
VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)
Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.
(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
— Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими орфограммами познакомились на уроке?
— Что должны помнить о написании этой орфограммы?
— Все ли вам было понятно?
Домашнее задание
Выполнить упр. 15 (с. 11).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.