РУССКИЙ ЯЗЫК. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6-ой класс слабослышащее отделение
Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна
Актуальность программы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Курс русского языка класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Значимость программы. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Программа обеспечивает доступность обучения, способствует формированию устойчивого интереса обучающихся с нарушениями слуха к занятиям русского языка, накоплению словарного запаса, развитию логического мышления, памяти, внимания. Русский язык – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса русского языка располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных и интеллектуальных способностей.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции обучающихся с нарушениями слуха. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
В основе программы по русскому языку лежат общедидактические и коррекционные принципы, учёт которых определяет эффективность и результативность обучения детей – инвалидов по слуху. Особенностью данной программы является учёт общих и специфических закономерностей психофизиологического развития детей с нарушениями слуха и сложной структурой дефекта; речевых особенностей и сензитивных сроков психофизиологического развития. Организация образовательного процесса строится на основе принципов системности, научности и доступности. Ведущей задачей обучения родному языку становится развитие речи обучающихся с нарушениями слуха во всех её формах: внутренней, внешней (устной и письменной) – и во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. Курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Программа адресована инвалидам по слуху, обучающимся 6 класса. Отличительной особенностью программы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Цель программы.
Практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка, овладение сложными синтаксическими структурами русского языка, развитие грамотной устной и письменной речи обучающихся с нарушениями слуха, формирование их коммуникативной компетенции.
Задачи программы:
- создать условия для преодоления речевого недоразвития;
- развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;
- развивать познавательную деятельность обучающихся, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;
- способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);
- знакомить с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются), мотивировать к их активному использованию в речи;
- систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);
- учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (ФГСР)
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМ
«Вид глагола», «Значение глаголов и употребление в речи», «Различение простых и сложных предложений», «Обращение»
В целом в разделах данной программы обозначены известные позиции. Однако их распределение во времени и подходах к их изучению во многих случаях другие. Комплект составлен таким образом, чтобы не было перегрузки массивом нового материала, но чтобы содержание новых знаний позволяло обучающимся увидеть языковые функции в самых разнообразных ситуациях устной и письменной речи. Обязательными для усвоения темами являются «Время глаголов», «Спряжение глаголов и их правописание».
Поясним место и роль в курсе тем: «Вид глагола», «Значение глаголов и употребление в речи»; «Различение простых и сложных предложений» «Обращение». Практика показала, что источником частых ошибок при определении спряжения глагола с безударным личным окончанием является неправильный подбор неопределённой формы глагола. Например, правописание окончания глагола решаешь проверяют неопределённой формой решить, а не решать. Для предупреждения этой ошибки учат различать глаголы по вопросам что делать? что сделать? Таким образом, по сути, вводится различение глаголов по виду, но только по его формальному признаку, упускается существенный признак – значение вида.
Вся работа подчинена достижению двух основных целей:
1) «развести» по свойственным им грамматическим признакам глаголы прошедшего времени с глаголами настоящего и будущего времени;
2) продолжить учить школьников подбирать к данным глаголам начальную форму, не допуская ошибок при замене. При этом ребёнок имеет возможность опереться не только на формальное выражение вида – вопрос, но и на смысл этого грамматического признака – действие ещё совершается, длится или оно уже закончилось?
Отметим следующие важные моменты при работе с личными глаголами, которые нашли отражение в системе упражнений:
1) различение подходов к определению спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями;
2) выделение случая определения спряжения у глаголов в неопределённой форме: «Вначале найди личные формы: в случае ударных личных окончаний по ним и определяй спряжение, в случае их безударности возвращайся к неопределённой форме – и только тогда доверяй ударному глагольному суффиксу, в случае его безударности – смотри словарь».
Отработать эти действия необходимо для того, чтобы дети правильно определяли спряжение и в таких «провокационных» слова, как спать (спишь, спят – II спр.), перешить (перешьёшь, перешьют – I спр.).
Тема: «Наречие. Значение и употребление в речи» позволяет ещё раз вернуться к функции, правописанию глагола, к его многочисленным и таким своеобразным грамматическим признакам.
Эту же цель преследует и введение темы: «Обращение», в процессе изучения темы, дети обобщают способы устного и письменного общения, освоенные в предыдущих классах. Знакомство с важнейшим синтаксическим средством общения – обращением, необходимо. На материале этой темы дети с ограниченными возможностями здоровья расширяют свои представления о средствах устного общения, о правилах вежливого обращения к людям, разным по возрасту, степени родства и знакомства, инсценируют речевые ситуации, расширяют запас соответствующей лексики.
Кроме того, в данной программе созданы условия для актуализации в начале учебного года полученных ранее знаний, необходимых для изучения последующих тем:
1) закрепление грамматических категорий имени существительного, в том числе имён собственных;
2) повторение известных орфограмм;
3) рассмотрение связи имён существительных с глаголом и именем прилагательным;
4) изучение грамматических признаков местоимений;
5) анализ состава предложения, главных и второстепенных членов предложения;
Практическое закрепление основных значений падежных форм имен существительных
Первая четверть
1. Понятие о слове, частях речи и предложении (практическое знакомство).
Состав слова. Общее понятие о корне, приставке, суффиксе, окончании (повторение изученного в V классе в связи с практическим овладением словообразовательными моделями).
Слово как часть речи. Группировка слов по вопросам кто?, что?, что делает?, какой? и т. д. Употребление терминов имя существительное», «имя прилагательное», «местоимение», «глагол», «предлог».
Слово, словосочетание, предложение. Образование словосочетаний и выделение их в предложении. Отличие словосочетания от слова и предложения. Употребление терминов «слово», «словосочетание», «предложение».
Состав предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами.
2. Имя существительное.
Значение имени существительного, выделение из предложения: имен существительных по вопросам.
Род имен существительных.
1, 2, 3 склонение существительных.
Изменение имен существительных по числам (ед. и множественное).
Употребление в связной речи существительных единственного и множественно числа, отвечающих на вопросы кого?, чего?; повторение и закрепление по теме.
Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кому?, чему?; повторение и закрепление по теме.
Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кого?, что?; повторение и закрепление по теме.
Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кем?, чем?; повторение и закрепление по теме.
Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы оком?, о чем? на (в) чем?; повторение и закрепление по теме.
Изменением имен существительных по падежам (склонение). Различение падежных значений по вопросам.
Употребление в связной речи сложных синтаксических структур
Вторая четверть
Употребление в связной речи прилагательных в предложном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
принадлежность, количество или меру («существительное + из + прилагательное + существительное»: дом старого лесника, стакан горячей воды);
материал, из которого изготовлен предмет («существительное + из = прилагательное + существительное»: ваза из зелёного стекла);
отрицание (отсутствие) («без, нет + прилагательное + существительное»: без горячей воды).
Употребление в связной речи прилагательных в дательном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
направленность действия («глагол + прилагательное + существительное»: пишет старшему брату);
пространственные отношения («глагол + к + прилагательное = существительное»: подъехал к заводскому гаражу).
Употребление в связной речи прилагательных в дательном падеже (множественное число); обобщение по теме.
Употребление в связной речи прилагательных в винительном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
переходность действия на предмет («глагол + прилагательное + существительное»: вяжет шерстяную кофту);
пространственные отношения («глагол + в, на, под, за + прилагательное + существительное»: ставит в стеклянную вазу).
Употребление в связной речи прилагательных в винительном падеже (множественное число); обобщение по теме.
Употребление в связной речи прилагательных в творительном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
орудие, средство действия («глагол + прилагательное + существительное»: покрасил масляной краской);
сопутствующий предмет («существительное + с + прилагательное = существительное»: чай с вишнёвым вареньем);
пространственные отношения («глагол + над, перед, под, за + прилагательное + существительное»: стоит перед новым домом).
Употребление в связной речи прилагательных в творительном падеже (множественное число); обобщение по теме.
пространственные отношения («глагол + в, на, + прилагательное + существительное»: висят на газетной витрине);
косвенный объект («глагол + о(об) + прилагательное + существительное»: вспоминали о тёплой погоде).
Употребление в связной речи прилагательных в предложном падеже (множественное число); обобщение по теме.
Обобщение по разделу (сведения по грамматике и правописанию).
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного. Выделение в предложении имён прилагательных по вопросам.
Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие
указывающих на местонахождение предмета (Дети пошли в лес, который находится недалеко от деревни);
характеризующих предмет по тем или иным свойствам и качествам (Нина подарила подруге фартук, который она сама сшила);
выражающих: причину желательности (нежелательности) того или иного действия (Мальчик не хочет есть клюкву, потому что она кислая); возможности (невозможности) действия (Женя не может надеть ботинки, потому что они тесные); необходимости (отрицания) действия (Надо зажечь свечу, потому что уже темно); знания (умения), незнания (неумения) чего-либо (Витя не умеет писать, потому что он маленький); причинные отношения между явлениями и предметами (Снег тает, потому что стало тепло).
Практическое овладение падежными формами личных местоимений
Третья четверть
Употребление в связной речи личных местоимений 1, 2 и 3-го лица. Составление предложений со словосочетаниями «глагол + личное местоимение (в косвенных падежных формах)»:
родительный падеж (словосочетания без предлога, а также с предлогами для, то, у);
дательный падеж (словосочетания без предлога, а также с предлогами к, по);
винительный падеж (словосочетания без предлога, а также с предлогами на, в, за, под);
творительный падеж (словосочетания без предлогов, а также с предлогами над, с, за, под);
предложный падеж (словосочетания с предлогами на, в, о(об)), обобщение по разделу.
Употребление в связной речи сложных синтаксических структур
выражающих цель или назначение действия (Мальчик забил гвоздь, чтобы повесить картину);
выражающих противопоставление с союзами а, но (На улице тепло, но сыро).
Практическое овладение видовыми и временными формами глаголов
Употребление в связной речи глаголов. Видовые различия глаголов. Составление предложений, включающих словосочетания с глаголами в различных временных и видовых формах.
Составление предложений со словосочетаниями существительных и местоимений с глаголами единственного и множественного числа, обозначающими завершённое и незавершённое действие в прошедшем времени.
Составление предложений со словосочетаниями существительных и местоимений с глаголами единственного и множественного числа, обозначающими незавершённое действие в настоящем времени.
Составление предложений со словосочетаниями существительных и местоимений с глаголами единственного и множественного числа, обозначающими завершённое и незавершённое действие в будущем времени.
Обобщение по разделу (сведения по грамматике и правописанию). Глагол. Значение глагола.
Выделение в предложении глаголов по вопросам. Изменение глаголов по временам: настоящее, будущее, прошедшее время. Глаголы на -си(-сь); их правописание и правильное произношение. Частица не с глаголами.
Употребление в связной речи сложных
синтаксических структур
Четвёртая четверть
обозначающих место или направление действия со словами где, куда, откуда (Коля побежал туда, где играли дети);
обозначающих сообщение, высказывание (сочетание глаголов говорить, кричать, отвечать, объяснять, повторять и др. с союзами что, как: Учитель сказал, что в кино пойдем через десять минут);
обозначающих мыслительную деятельность, чувство, состояние (сочетание глаголов думать, понимать, знать, чувствовать, радоваться, ждать с союзами что, как: Сын обрадовался, что ему подарили велосипед);
обозначающих совпадение действий во времени с союзами когда, пока (Когда я был в школе, приехал отец);
равномерность действий с союзами когда, после того как (Когда артист кончил петь, все зааплодировали);
обусловленность действия с союзом если (Если завтра будет хорошая погода, мы пойдём в лес);
обусловленность действия с деепричастными оборотами (Вымыв руки, девочка села за стол).
Планируемые результаты
Личностные результаты
-способность к развитию собственной речи;
-умение планировать свою деятельность;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь показатели индивидуальной культуры человека.
Метапредметные результаты
-умение использовать речевую деятельность с целью решения учебных задач;
-умение использовать доступные языковые средства для решения коммуникативных задач;
-умение организовывать сотрудничество.
Предметные результаты
- понимание связи слов в предложении;
- умение выделять главные и второстепенные члены предложения;
- умение различать словосочетания и предложения.
К концу VI класса обучающиеся должны знать:
- части слова – корень, окончание, приставка, суффикс;
- части речи – имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, наречие;
- члены предложения — главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные, однородные.
Обучающиеся должны уметь:
- производить разбор слов по составу (выделять корень, приставку, суффикс, окончание);
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать текст, включающий изученные орфограммы;
- составлять словосочетания (по схеме и самостоятельно), соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
- составлять простые предложения (по схеме и самостоятельно), соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
- составлять сложные предложения (с опорой на схему), соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, число, лицо местоимений, время и число глаголов);
- производить элементарный синтаксический разбор предложений по составу (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам).
Виды и типы уроков
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков с дидактическими играми.
Формы организации урока
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью самостоятельных и контрольных работ в форме контрольных заданий, итоговых тестов, которые включают различные вопросы и практические задания по основным темам.
Список литературы
1. Зикеев А.Г. Русский язык. 5 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений II вида. В 2 ч. Ч. 1 / А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. 2012. – 152 с. : ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II вида).
2. Зикеев А.Г. Русский язык. 5 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений II вида. В 2 ч. Ч. 2 / А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. 2012. – 152 с. : ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II вида).
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Под ред. Г.К. Коровина. – М.: - Просвещение. 2012. – 439 с.
4. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В четырех частях., «ВЛАДОС», 2010 г.
5. Дружок. Правила по русскому языку и математике для начальных классов. М.: ООО «Стрекоза». – 2011, 127 с.: ил.
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.
3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
Объём и сроки изучения программы
Продолжительность учебного года - 34 недели
Количество часов в неделю – 4. Количество часов в год – 136
Количество часов в I четверти – 8 недель – 32 часа
Количество часов в II четверти – 8 недель – 32 часа
Количество часов в III четверти – 10 недель – 40 часов
Количество часов в IV четверти – 8 недель – 32 часа
Календарно-тематическое планирование
I четверть, ФГСР
4 часа в неделю 8 недель, всего 32 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
День знаний |
1 |
|
2, 3. |
Повторение: Звуки, буквы. С.3 |
2 |
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Формы речи: устная и письменная речь |
4. |
Слоги, ударение. С. 4, упр.1-2 |
1 |
Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков. Знаки препинания в конце предложений |
5. |
Гласные и согласные буквы |
1 |
Наш язык богат интонациями |
6. |
Состав слова (работа с картой) |
1 |
Слова в русском языке состоят из морфем — корня, приставки, суффикса и окончания. |
7.. |
Диагностическая работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
8. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
9. |
Состав слова. С.14-15 |
1 |
Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Ударный слог в словах |
10. |
Роль каждой части слова в языке. С. 16-18 |
1 |
Значимые части слова – корень, суффикс, окончание |
11. |
Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. С. 19, упр. 19 |
1 |
Роль приставок, формообразующая роль окончания. Однокоренные слова |
12. |
Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. С. 20, упр. 17 |
1 |
Окончание – изменяющийся конец слова, флексия |
13. |
Правописание гласных и согласных в корне слов. С. 20-22, упр. 36 |
1 |
Слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне |
14. |
Правописание слов с непроизносимыми двойными согласными. С. 26-28, упр. 50 |
1 |
Непроизносимые согласные в корне слова следует проверять. Для проверки нужно изменить слово или подобрать однокоренное. |
15. |
Самостоятельная работа |
1 |
|
16. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
17. |
Правописание слов с непроизносимыми двойными согласными. С. 26-28, упр. 50 |
1 |
Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной. Непроизносимые двойные согласные |
18. |
Твёрдые и мягкие согласные. С. 5-6 |
1 |
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. |
19. |
Самостоятельная работа Приставки и предлоги. С. 28-30 |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
20. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
21. |
Разделительный Ъ знак, Ь знак С. 31-33, упр. 61 |
1 |
Слова с разделительным Ъ знаком, Ь знаком |
22, 23. |
Глагол. Повторение. С. 41-43, упр. 74 |
2 |
Глагол – самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос что делать? |
24. |
Склонение имен существительных С. 37-38, упр. 74 |
1 |
Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, лицо, явление действительности |
25. |
Имя прилагательное. С. 38-40 |
1 |
Имя прилагательное как часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? Какой? |
26. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
27. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
28, 29. |
Однородные члены предложения. С. 46-49, упр. 90 |
2 |
Запятая в предложении с однородными членами без союзов |
30, 31. |
Однородные члены предложения с союзами. С. 49-52, упр. 96 |
2 |
Соединение однородных членов с помощью союзов: И, А, НО |
32. |
Итоговый урок |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
II четверть, ФГСР
4 часа в неделю, 8 недель, всего 32 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Склонение имён существительных единственного числа. С. 58-59, упр.171 |
1 |
Образец рассуждения, образец записи. Мужской, средний, женский род. |
2. |
Составление словосочетаний из данных прилагательных и существительных. С. 59, упр. 173 |
1 |
Согласование слов по смыслу и по роду. |
3. |
Изменение имён существительных по падежам. С.60, таблица. |
1 |
Связь слов в предложении – главные и зависимые. |
4. |
Предлог. С.61, упр.176 |
1 |
Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании |
5. |
Употребление предлогов. Таблица. С. 62, упр. 177 |
1 |
Существительные с предлогами в падежах. |
6. |
Определение падежных окончаний имён существительных единственного числа. С. 62, работа с образцом |
1 |
Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Образец рассуждения. |
7. |
Определение падежа существительных по окончаниям и предлогам. С.63, упр. 179-180 |
1 |
Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Однородные члены предложения. |
8. |
Грамматический разбор имени существительных. С. 64, упр. 182-183 |
1 |
Существительные единственного числа, группы по склонениям. |
9. |
Контрольные вопросы и задания. |
1 |
Индивидуальные карточки. |
10. |
Первое склонения имён существительных. С. 66, упр. 186, таблица |
1 |
Начальная форма имени существительного. |
11. |
Образование и проговаривание недостающих окончаний. С.67, упр. 188 |
1 |
Я выделил окончания, я подчеркнул предлоги. |
12. |
Изменение порядка слов с целью получения предложений. С. 67, упр. 189 |
1 |
Я подчеркнул однородные члены как члены предложения. |
13. |
Именительный и винительный падежи. С. 67 |
1 |
В именительном падеже существительные не употребляются с предлогами. |
14, 15. |
Слова, выполняющие роль подлежащего. С. 68, упр. 191 |
2 |
Существительные, которые стоят в винительном падеже. |
16, 17. |
Разбор слов с пропущенными буквами по составу. С.68, упр. 192 |
2 |
Я выделил окончания и обозначил падеж. |
18. |
Контрольные вопросы и задания по пройденным темам |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
19. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
20. |
Разбор предложений по членам предложения, составление к ним графических схем. С.69, упр. 193 |
1 |
Я разобрал предложение и составил к нему схему. |
21, 22. |
Устное составление предложений-ответов на данные вопросы. С.69, упр.195 |
2 |
Я подобрал родственные слова. |
23, 24. |
Замена существительного местоимением. С. 70, упр.196 |
2 |
Я заменил существительное на местоимение. |
25. |
Разбор предложений по членам предложения. Замена существительных местоимениями. Подготовка к контрольной работе |
1 |
Член предложения – это характеристика функции слова в предложении.
|
26. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
27. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
28, 29. |
Замена существительного в винительном падеже единственного числа на местоимение. С.70, правило. С. 71, упр. 198 |
2 |
Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы «что?» (неодушевленные) и «кого?» (одушевленные). |
30, 31. |
Закрепление пройденного материала |
2 |
Существительное – это самостоятельная часть речи. В грамматике: часть речи, обозначающая предмет и изменяющаяся по падежам и числам. |
32. |
Итоговый урок. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
III четверть, ФГСР
4 часа в неделю, 10 недель, всего 40 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
|
1. |
Повторение. Существительные и прилагательные в ед. числе. |
1 |
Мужской, средний, женский род. |
|
2, 3 |
Мн. ч. Прилагательные и существительные в дательном падеже. С. 41, упр. 5 |
2 |
Падеж – это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении. Согласование сущ. и прил. по роду и числу. |
|
4. |
Имя прилагательное в винит. падеже, ед. ч. ж. р. С.47, упр.4 |
1 |
Падеж – это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении. Связь слов в предложении – главные и зависимые. |
|
5. |
Имя прилагательное в винит. падеже д. ч. м. р. С.49, упр.4 |
1 |
Падеж – это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении. Склонение существительных |
|
6 |
Имя прилагательное в винит. падеже. Ед. ч., ср. р. С. 50-52, упр. 7 |
1 |
Падеж – это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении. Существительные с предлогами в падежах. |
|
7. |
Имя прилагательное с предлогами в винительном падеже ж. р. повторение. С. 62, |
1 |
Падеж – это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении. |
|
8. |
Имя прилагательное с предлогами в винительном падеже м. р. и с. р. повторение. С. 62, |
1 |
Падеж – это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении. |
|
9. |
Закрепление изученного. Имя прилагательное в творит. падеже. |
Существительные единственного числа |
||
10. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
|
11 |
Работа над ошибками. |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
|
12. |
Местоимение. С. 4, задание 1. |
1 |
Местоимения указывают на предмет, но не называют его. |
|
13. |
Местоимения 1-го, 2-ог, 3-го лица. С. 5-6, задание 2. |
1 |
Я, мы – местоимения 1-го лица. Ты, вы – местоимения 2-ог лица. Он, она, они, оно – местоимения 3-го лица. |
|
14. |
Местоимения единственного и множественного числа. С. 6-7, задание 3 |
1 |
Он – местоимение мужского рода, она – местоимение женского рода, оно – местоимение среднего рода |
|
15. |
Склонение местоимений. С. 7-9, задание 4 |
1 |
Местоимения изменяются (склоняются) по падежам. Местоимения всегда стоят в том же числе, падеже и роде, в каком стояли бы существительные, на которые они указывают. |
|
16. |
Практическая работа по пройденному материалу. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
|
17. |
Местоимения с глаголами и предлогами. Склонение местоимений |
1 |
Падеж, единственное, множественное число. 1-ое лицо, 2-ое лицо, 3-е лицо. |
|
18. |
Местоимения в родительном падеже. С. 9-10, задание 5 |
1 |
У местоимений 3-его лица после предлогов пишется Н: у него, у неё, для него, от неё. |
|
19. |
Местоимения в дательном падеже. С. 12-14, задание 7-8 |
1 |
Я поставил вопросы к местоимениям и обозначил род. Именительный падеж единственного числа. |
|
20 |
Местоимения в винительном падеже. С. 15-18, задание 9-10 |
1 |
Я заменил, где можно, местоимения существительными. |
|
21. |
Местоимения в творительном падеже. С. 18-21, задание 11-12 |
1 |
Я подчеркнул местоимения, поставил к ним вопросы, определил в каком они падеже, лице, числе. |
|
22. |
Местоимения в предложном падеже. С. 22, задание 13-14 |
1 |
Местоимения в предложном падеже с предлогами о, в, на. Я определил число, падеж и лицо мест-й |
|
23. |
Самостоятельная работа. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
|
24 |
Работа над ошибками. |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
|
25. |
Сложные предложения. Союз чтобы. С. 26-28, задания 17-18 |
1 |
Выделяют 3 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение. Дедушка принёс топор, чтобы рубить дрова. |
|
26 |
Пунктуация в сложном предложении. С. 28-31, задания 19-21 |
1 |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенного союзами: |
|
27. 28 |
Придаточное предложение. |
2 |
Придаточное предложение – зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении |
|
29 |
Сложные предложения. Придаточное предложение. |
1 |
Простое предложение. Сложное предложение, состоит из двух и более простых предложений. Придаточное предложение — зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении |
|
30 |
Сложные предложения. Союзы и, а |
1 |
Сложное предложение имеет в своём составе не менее двух простых предложений. |
|
31 |
Сложные предложения. Союзы но. |
1 |
Сложносочинённые простые предложения соединяются союзами И, А, НО. Сложное предложение. Простое предложение. |
|
32, 33 |
Сложные предложения. Союзы но, и, а. |
2 |
Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые |
|
34. |
Контрольная работа по итогам четверти |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
|
35. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
|
36, 37. |
Повторение. Замена простых предложений на сложные С. 32-33, задание 22-24 |
2 |
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого |
|
38 |
Повторение. Замена простых предложений на сложные. С. 35 |
1 |
Простое предложение состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого |
|
39. |
Сложные предложения. Союзы и, а, С. 36-39, задание 25-26. С. 37-38 |
1 |
Первое предложение, союз, второе предложение |
|
40. |
Итоговый урок. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
|
VI четверть, ФГСР
4 часа в неделю, 8 недель, всего 31 час
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Части речи. Глагол. |
1 |
Глаголы отвечают на вопросы… Глаголы обозначают: действия, которые делаются сейчас, действие, которые были раньше, действия, которые будут потом. |
2. |
Глагол. Работа с таблицей. |
1 |
Глаголы отвечают на вопросы…. Глаголы обозначают: действия, которые делаются сейчас, действие, которые были раньше, действия, которые будут потом. |
3. |
Законченное и незаконченное действие. НЕ с глаголами. |
1 |
Дать понятие о правописании частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ пишется с глаголами отдельно. |
4. |
Изменение глаголов по числам. |
1 |
Единственное и множественное число. Вопросы: что делали, что делал(-а, -о), что сделали, что сделал(-а, -о), что делает, что делают, что сделает, что сделают? |
5. |
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время. |
1 |
Единственное и множественное число. Что делали, что делал(-а, -о), что сделали, что сделал(-а, -о)? |
6. |
Изменение глаголов по временам. Настоящее время. |
1 |
Единственное и множественное число. Что делает, что делают? |
7. |
Изменение глаголов по временам. Будущее время. |
1 |
Единственное и множественное число. Что сделает, что сделают? |
8. |
Самостоятельная работа. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
9. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
10. |
Глаголы незаконченного и законченного действия. НЕ с глаголами |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
11. |
Глаголы изменяются по числам |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов изменяющихся по числам. |
12. |
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в прошедшем времени |
13. |
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в прошедшем времени |
14. |
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время. Единственного числа |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в прошедшем времени единственного числа. |
15. |
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время. Множественного числа. |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в прошедшем времени множественного числа. |
16. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
17. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
18. |
Изменение глаголов по временам. Настоящее время |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в настоящем времени |
19. |
Изменение глаголов по временам. Настоящее время. Единственного числа |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в настоящем времени |
20. |
Изменение глаголов по временам. Настоящее время. Множественного числа. |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в настоящем времени множественного числа. |
21. |
Изменение глаголов по временам. Будущее время |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в будущем времени |
22. |
Изменение глаголов по временам. Будущее время |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в будущем времени |
23. |
Изменение глаголов по временам. Будущее время Единственного числа |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в будущем времени |
24. |
Изменение глаголов по временам. Будущее время Множественного числа. |
1 |
Отрабатывать умения об употреблении глаголов в будущем времени множественного числа. |
25. |
Глагол. Изменение глаголов по временам. Повторение |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
26. |
Глагол. Изменение глаголов по временам. Повторение |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
27. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
28. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
29. |
Глагол. Изменение глаголов по временам. Повторение |
1 |
Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Развивать связную речь, мышление. |
30. |
Глагол. Изменение глаголов по числам. Повторение |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
31. |
Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Итоговый урок. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать связную речь, мышление. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.