Учитель-наставник в позиции «фасилитатор»
«Формирование мотивации к обучению» - одна из компетенций учителя согласно профессиональному стандарту.
В повседневной практике учитель-наставник в позиции «фасилитатор» формирует мотивацию к обучению, моделируя различные проблемные ситуации, которые вызывают у участников взаимодействия необходимость действий, с помощью различных техник и приёмов.
Облегчая понимание содержания темы всеми участниками взаимодействиям, учитель-наставник выбирает языковые и другие средства для облегчения понимания содержания.
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными»
Предметный результат: формировать умение писать слова с удвоенной согласной буквой в корне слова (выбирать написание удвоенной согласной в зависимости от лексического значения слова).
Оборудование: учебник русского языка 3 класс «Русский язык», Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, стр.121-122
Сценарий урока
I. Формулирование темы урока
- Мы продолжаем учиться писать слова с изученными орфограммами.
- Тема нашего урока «Правописание слов с удвоенными согласными».
- Какие словарные слова с удвоенными согласными мы уже знаем? (класс, русский, Россия, расстояние, суббота и др. ).
- Запишем эти слова.
Где, в каком источнике мы можем проверить свое предположение?
II. Постановка и решение задачи (учебной задачи)
1. Постановка задачи (учебной задачи)
- Запишите предложение, заменяя звуковую запись буквами.
Кто получит низкий [бал],
Не придёт на школьный [бал].
Если в доме много [сора],
Может в доме вспыхнуть [сора].
2. Решение задачи (учебной задачи)
1) На доске заранее записаны предложения. Учитель просит дописать рядом со звуковой записью буквенную запись слов. Желательно, чтобы это были разные варианты.
Кто получит низкий [бал], Не придёт на школьный [бал].
Если в доме много [сора], Может в доме вспыхнуть [сора]. |
Кто получит низкий [бал], Не придёт на школьный [бал].
Если в доме много [сора], Может в доме вспыхнуть [сора]. |
Кто получит низкий [бал], Не придёт на школьный [бал].
Если в доме много [сора], Может в доме вспыхнуть [сора]. |
– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите
синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)
Могут быть и другие варианты. Их тоже нужно на доску записать.
2) Учитель предлагает двум ученикам доказать написание слов (объяснить, почему так написали слова).
Возможные варианты написания:
1 ученик Кто получит низкий бал, Не придёт на школьный бал.
Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть сора. |
2 ученик Кто получит низкий балл, Не придёт на школьный бал.
Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. |
3) Учитель организует работу с пониманием в коммуникации.
- Поднимите руки те, кто считает, что Петя и Саша выполнили задание одинаково.
Тем самым учитель диагностирует, кто из учеников различает мнения других, находится на 1 уровне понимания в коммуникации. Если найдутся те, кто руку не поднимет, учитель предлагает данному ученику внимательно посмотреть на записи.
Далее учитель просит 1 и 2 ученика объяснить выбранное написание слов. Далее обращается к другим ученикам выборочно:
- Повторите, как объяснил написание слов Петя.
- Повторите, как объяснил написание слов Саша.
Примечание: учитель может спросить несколько учеников, диагностируя тем какие ученики на 1, а какие уже на 2 уровне понимания в коммуникации. Если несколько учеников не смогли повторить доказательства, учитель просит Петю (Сашу) написать на доске .
4) Учитель организует работу по выбору верного решения задачи на основе приведённых доказательств. К этому привлекаются ученики. Рассматриваются и другие варианты выполнения задания.
Примечание: в этом случае лучше доказательства записать на доске.
В ходе работы должны придти к способу решения задачи — определить лексическое значение слова в предложении.
III. Закрепление нового способа
Задание написано на карточках. Ученики записывают в тетрадь, объясняя по 1 человеку написание слов.
- Спишите предложения, раскрывая скобки.
-Люблю бродить по
засыпанным золотом а(л,лл)еям.
-На крыше, а(л, лл)ея, развивался флаг.
-Спросите, не повысив то (н,
нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?
IV. Диагностическая работа № 2
- Составьте и запишите предложение с каждым словом.
[гр,ип]
[кр,истал]
Учитель организует проверку. На доске ученики записывают свои предложения.
Например:
Под берёзой мы нашли гриб.
Вспышка гриппа ожидается в декабре.
Мы вырастили криста(л, лл) соли в домашних условиях.
В Америке живёт мальчик Криста(л, лл).
VI. Рефлексия (Таблица у каждого ученика)
УМЕНИЯ |
МОГУ САМ |
МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ |
ПОКА НЕ МОГУ |
Определять слова с удвоенной согласной |
|
|
|
Различать слова с удвоенной согласной |
|
|
|
Составлять предложения со словами этой орфограммы |
|
|
|
V.II Постановка домашнего задания
Базовый уровень:
Задание № 1: выучить написание слов с удвоенной согласной из упр. 234.
Повышенный уровень:
Составить предложения со словами:
- вилы, виллы;
- колос, колосс.
VIII. Повторение
Записать слова из упражнения 234 в алфавитном порядке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.