Сложноподчиненное предложение
Цель - познакомить со СПП, его структурой и значением;
- развитие орфографической и пунктуационной зоркости, развитие самооценки;
- воспитание коммуникативных умений, умений работать в группе, чувства коллективизма и взаимопомощи;
Оборудование : 1.листы для исследовательской работы
2.схемы
3.листы для самоконтроля
4.карточки для физминутки
Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.
- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.
- Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.
- Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка : «В жизни много дверей, и за одной из них- подарок судьбы. Мудрые говорят : «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».
- Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.
Работа класса |
Индивидуальная работа |
1.Подготовка к восприятию нового материала |
1.Разбор словосочетания (согласование, управление, примыкание) Лед тонкий Переходить реку Очень тонкий |
Мозговой штурм
1.Что изучает синтаксис? 2.Назовите предложения по составу (простые и сложные) 3.Группы сложных предложений (союзные и бессоюзные) 4.Средства связи в СП (интонация, союзы) 5.Как отличить простое предложение от сложного? 6.Какое предложение называют ССП ? 7.Чем похожи ССП и БСП ? (структура , равнозначные отношения) |
2.Разбор предложение Переходить реку опасно : лёд еще тонкий. Лед ещё очень тонкий и переходить реку опасно. |
Диктант с сигнальными карточками
Задание : среди данных слов есть слова, относящиеся к нашей теме урока. Будь внимательны ! Идеал, колонка, усложнение, фантазия, блистать, декада, подчинение, расстелить, замирать, предложение, разъединить. |
Выход на тему.
Слова : усложнение (сложное) , подчинение, предложение ----Сложноподчиненное предложение.
Переходить реку опасно, потому что лед на реке ещё очень тонкий.
Задание: 1. Найдите основу предложения.
2.Определите отношения между предложения. ( неравнозначные)
3.Попробуйте задать вопрос .
4.Укажите средство связи.
Формулировка целей урока (Что будем изучать? Зачем?)
3.Стадия осмысления
Прием «Верю – не верю»
Вопрос |
Перед изучением темы |
По ходу уроку |
На конец урока |
1.Верите ли вы , что изучение СПП легкая тема ? |
|||
2.Верите ли вы, что СПП имеет сходство и различие с различными синтаксическими конструкциями ? |
|||
3.Верите ли вы, что придаточная часть СПП может менять местоположение по отношению к главному? |
|||
4.Верите ли вы, что роль СПП в стилях речи одинаковая? |
Заполняется 1 часть таблицы.
Формулирование проблемы : Действительно ли СПП- важная синтаксическая конструкция?
Сравнить : 1. Со ССП ( структура одинаковая, есть средство связи, но в ССП –равнозначные отношения)
2.С БСП ( структура одинаковая , средство связи- интонация, равнозначные отношения)
3.Со словосочетанием (выделяется главное и зависимое, отношения подчинительные, можно задать вопрос)
Вывод : СПП ближе по отношениям со словосочетанием.
Работа с учебником ( чтение, выделение ключевых слов, составление кластера)
Р1
Главное Дополнительная
информация
Придаточное СПП
Союзы Интонация
Физминутка ( По классу расположены таблички с изобразительно выразительными средствами. Задача групп найти эти средства выразительности). Будьте внимательны – есть лишние средства выразительности (пелена облаков, сетка небосклона, костер рябины красной).
1 группа ЭПИТЕТ |
2 группа ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ |
3 группа СРАВНЕНИЕ |
Печальный пейзаж |
Мороз щиплет |
Пруд как зеркало |
Пленительный взгляд |
Ветер стучит |
Сверкали как звездочки |
Изящные снежинки |
Вьюга завывает |
Вьется змеей |
Пушистые сугробы |
Деревья стонут |
Искрился яркими переливами |
Легкая изморозь |
Р2 Предлагаю исследовательскую работу : каждая группа получает задание – текст и вопросы к нем. Ваша задача : в течение 5 минут ответить на вопросы и выступить с защитой. Другие группы слушают и задают вопросы.
Заполнение таблицы «Верю- не верю»
4.Стадия рефлексии.
1. Цифровой диктант ( Задание: укажите номер СПП)
1. В маленьком доме, который стоял на краю села, всю ночь горел свет.
2.Когда мы возвратились, было уже темно.
3.На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.
4.Получили известие, что река замерзла.
5.На реке не то что-то горело, не то восходила луна.
6.Сани были пустые, потому что гости уже стояли в сенях.
2.Подведение итогов.
- заполнение 3 части таблицы.
-заполнение листа самооценки
-итог урока.
- Наш урок начался с притчи о семи дверях , я надеюсь ,что сегодня открылась одна дверь. За дверью седьмой будет подарок судьбы- удачная сдача ГИА.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.