Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев" Цели: 1. Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции. 2. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства. 3. Формирование активной жизненной позиции учащихся. Ход урока Звучит фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого. [1] Замок временем скрыт и укутан, укрыт В нежный плед из зеленых побегов, Но развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит О походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло. Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло - И оно свои тайны отдаст. В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:
Иконка файла материала Русский бунт.doc
Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев" Цели: 1. Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции. 2. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства. 3. Формирование активной жизненной позиции учащихся. Ход урока Звучит фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого. [1] Замок временем скрыт и укутан, укрыт В нежный плед из зеленых побегов, Но развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит О походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло. Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло ­ И оно свои тайны отдаст. В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773– 1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности  Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам: 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва. 1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина. Рис. 1 1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам  русской истории. 1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин. Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови,  жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины?  Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину. 1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю. 1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова. 1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”. Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности. Чтобы уяснить, какие  вопросы встали перед Есениным во время создания произведения, попробуем понять, чем вызвано крестьянское выступление в 1920­м. (Сообщение ученика об Антонове и восстании под его руководством). Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве? Помимо объективных  причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к  исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял  свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется  непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда­то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь –  Степан Разин и российское крестьянство”. [2] Рис. 2 Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв. Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В  апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время  Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве. Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала [3]: “ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё  одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К  преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, ­ утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно.  Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина  Пушкину. “Почти гениальный человек” ­ это ли не “страсть к преступившему”? Один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой. Звучит рок­баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. [4] Надо мною ­ тишина,  Небо, полное дождя,  Дождь проходит сквозь меня,  Но боли больше нет. Под холодный шепот звезд  Мы сожгли последний мост,  И все в бездну сорвалось.  Свободным стану я  От зла и от добра… Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Она же воспета Горьким  в “Песне о Соколе”. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая. “У Пушкина Пугачёв получается какой­то зверский ребёнок, в себе – неповинный, во  зле – неповинный”, ­ пишет М. Цветаева… Столь же бесполезно обвинять во зле ветер… У Есенина человек тоже часть стихии, но иначе. Он знает, в чём  его предназначение: Каждый платит за лепту лептою… Это буйствуют россияне! Не беда, а нежданная радость Упадёт на мужицкую Русь! [5] В чём же предназначение Пугачёва? Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий. Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная  сила, действующая в социальной среде. Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти. Бунтовщик – участник бунта. Разбой – нападение с целью ограбления, убийства. Разбойник – человек, занимающийся разбоем. [6] В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. [7]  поэт отверг кровавый путь преобразований. Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам? Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия  разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы  осчастливить народ. Звучит фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. [1] Да, нас ненависть в плен захватила сейчас, Но не злоба нас будет из плена вести. Не слепая, не черная ненависть в нас,­ Свежий ветер нам высушит слезы у глаз Справедливой и подлинной ненависти! Ненависть ­ пей, переполнена чаша! Ненависть ­ требует выхода, ждет. Но благородная ненависть наша Рядом с любовью живет!Можно ли назвать то чувство, которое движет мятежниками у Есенина, благородной ненавистью? В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое  сценическое воплощение произведения. (Автор обращался к Мейерхольду, но постановка так и не состоялась). В роли  Хлопуши выступил В. Высоцкий. Звучит запись монолога Хлопуши в исп. В. Высоцкого. Рис. 3 Знаменитый монолог сопровождался броском голого тела на железную цепь, которая тут же отбрасывает его назад, на другую  цепь. Это соприкосновение живой человеческой плоти с холодным металлом и есть знак трагедии. Весь монолог звучит под  жуткий кандальный звон, а держат цепь не стражники, а орда вольных пугачёвских соратников. Как можно объяснить этот  режиссёрский ход? В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к  помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на  исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким  написана песня, соотнесённая с этой сценой. ­ Ну что, Кузьма? ­ А что, Максим? ­ Чего стоймя Стоим глядим? ­ Да вот глядим, Чего орут, ­ Понять хотим, Про что поют… ­ Теперь уж вовсе Не понять: И там висять ­ И тут висять! Им только б здесь Повоевать! И главный есть ­ Емелькой звать!... ­ Да что ж они –  Как мухи мрут, Друг дружку бьют, Калечут, жгут!...­ Ну что, Кузьма? ­ А что, Максим? ­ Чего стоймя  Стоим, глядим? ­ Вопрос открыт:  И не смекнём, Что за помост И кто на нём? Мы тоже так – Не плачь, Кузьма, ­ Кругом ­ бардак И кутерьма! И это – жисть, Земной наш рай?! Нет, хоть ложись  И помирай! Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный –  жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё  раз вспомним, в чем она? Можно ли есенинского Пугачёва назвать “зверским ребёнком”? Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова  цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства? Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст ломаемых в теле костей…) Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти птицы напрасно над нами вьются. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь, Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом? Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня! Я хочу жить, жить, жить, Жить до страха и боли! Хоть карманником, хоть золоторотцем, Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце. Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду! [5] “Роковая зацепка за жизнь” ­ вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя. Презирает ли Пугачёв предавших его соратников? Как же решается в трагедии вопрос о бунте? “Смерть иль исцеление”? В романе­эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет людей сжигать дома и убивать себе  подобных” и, осознав закон исторической необходимости, писал: “Мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу  свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к  законам”. Нет сомнения, что писатель говорит о нравственных законах. Признание ценности чужой жизни, любовь к Родине,  ответственность за её судьбу – важнейшая необходимость.В этом мире я только прохожий, Ты махни мне весёлой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет, И опять и живу и надеюсь На любовь, которой уж нет. Это сделала наша равнинность, Посоленная белью песка, И измятая чья­то невинность, И кому­то родная тоска. Потому и навеки не скрою, Что любить не отдельно, не врозь ­ Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось. С. Есенин [5] Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать  государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история. Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего  более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”. Звучит “Песня о времени” В. Высоцкого. И вовеки веков, и во все времена Трус, предатель ­ всегда презираем, Враг есть враг, и война все равно есть война, И темница тесна, и свобода одна ­ И всегда на нее уповаем. Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт ­ И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут на нас. Ныне, присно, во веки веков, старина,­ И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если другом надежно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки ­ из прошлого тащим, ­ Потому, что добро остается добром ­ В прошлом, будущем и настоящем! Литература 1. Высоцкий В. Сочинения. В 2­х т. Т.1. – М.: Худож.лит., 1991. 2. Шукшин В. М. Собрание сочинений в пяти томах (том 5); – Б.: “Венда”, 1992. – Переиздание – Е.: ИПП “Уральский  рабочий”. 3. Цветаева М. “Мой Пушкин”. – Спб.: Азбука­классика, 2006. 4. Официальный сайт группы "Кипелов". 5. Есенин С.А. Собрание сочинений: В2т. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма. – М.: Сов.Россия: Современник, 1990. 6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 6­е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 2004. 7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3­х т. – М.: Худож.лит., 1985. 8. Карта восстания под предводительством Пугачева. al­dedov.narod.ru 9. Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию “Истории пугачёвского бунта” ... dic.academic.ru 10. Владимир Высоцкий в роли Хлопуши в спектакле "Пугачев". tvsh2004.narod.ru