Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев"
Цели:
1. Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции.
2. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.
3. Формирование активной жизненной позиции учащихся.
Ход урока
Звучит фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого. [1]
Замок временем скрыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло.
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло -
И оно свои тайны отдаст.
В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:
Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев"
Цели:
1. Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции.
2. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.
3. Формирование активной жизненной позиции учащихся.
Ход урока
Звучит фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого. [1]
Замок временем скрыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло.
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло
И оно свои тайны отдаст.
В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–
1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности
Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:
1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.
1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.
Рис. 1
1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам
русской истории.
1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.
Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови,
жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины?
Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.
1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.
1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова.
1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.
Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности. Чтобы уяснить, какие
вопросы встали перед Есениным во время создания произведения, попробуем понять, чем вызвано крестьянское выступление в
1920м. (Сообщение ученика об Антонове и восстании под его руководством).
Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве? Помимо объективных
причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к
исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял
свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется
непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогдато возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь –
Степан Разин и российское крестьянство”. [2]
Рис. 2
Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв. Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В
апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время
Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.
Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.
Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала [3]:
“ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё
одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К
преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно.
Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина
Пушкину. “Почти гениальный человек” это ли не “страсть к преступившему”? Один, против всех и без всех, осознавший свою
свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.
Звучит рокбаллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. [4]
Надо мною тишина,
Небо, полное дождя,
Дождь проходит сквозь меня,
Но боли больше нет.
Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,
И все в бездну сорвалось.
Свободным стану я
От зла и от добра…
Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Она же воспета Горьким
в “Песне о Соколе”. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии
С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии,
столь же неразумная и неуправляемая. “У Пушкина Пугачёв получается какойто зверский ребёнок, в себе – неповинный, во
зле – неповинный”, пишет
М. Цветаева… Столь же бесполезно обвинять во зле ветер… У Есенина человек тоже часть стихии, но иначе. Он знает, в чём
его предназначение:
Каждый платит за лепту лептою…
Это буйствуют россияне!
Не беда, а нежданная радость
Упадёт на мужицкую Русь! [5]
В чём же предназначение Пугачёва? Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.
Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная
сила, действующая в социальной среде.
Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.
Бунтовщик – участник бунта.
Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.
Разбойник – человек, занимающийся разбоем. [6]
В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. [7]
поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия
разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы
осчастливить народ.
Звучит фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. [1]
Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
Но не злоба нас будет из плена вести.
Не слепая, не черная ненависть в нас,
Свежий ветер нам высушит слезы у глаз
Справедливой и подлинной ненависти!
Ненависть пей, переполнена чаша!
Ненависть требует выхода, ждет.
Но благородная ненависть наша
Рядом с любовью живет!Можно ли назвать то чувство, которое движет мятежниками у Есенина, благородной ненавистью?
В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое
сценическое воплощение произведения. (Автор обращался к Мейерхольду, но постановка так и не состоялась). В роли
Хлопуши выступил В. Высоцкий.
Звучит запись монолога Хлопуши в исп. В. Высоцкого.
Рис. 3
Знаменитый монолог сопровождался броском голого тела на железную цепь, которая тут же отбрасывает его назад, на другую
цепь. Это соприкосновение живой человеческой плоти с холодным металлом и есть знак трагедии. Весь монолог звучит под
жуткий кандальный звон, а держат цепь не стражники, а орда вольных пугачёвских соратников. Как можно объяснить этот
режиссёрский ход?
В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к
помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на
исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким
написана песня, соотнесённая с этой сценой.
Ну что, Кузьма?
А что, Максим?
Чего стоймя
Стоим глядим?
Да вот глядим,
Чего орут,
Понять хотим,
Про что поют…
Теперь уж вовсе
Не понять:
И там висять
И тут висять!
Им только б здесь
Повоевать!
И главный есть
Емелькой звать!...
Да что ж они –
Как мухи мрут,
Друг дружку бьют,
Калечут, жгут!... Ну что, Кузьма?
А что, Максим?
Чего стоймя
Стоим, глядим?
Вопрос открыт:
И не смекнём,
Что за помост
И кто на нём?
Мы тоже так –
Не плачь, Кузьма,
Кругом бардак
И кутерьма!
И это – жисть,
Земной наш рай?!
Нет, хоть ложись
И помирай!
Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный –
жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё
раз вспомним, в чем она? Можно ли есенинского Пугачёва назвать “зверским ребёнком”?
Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова
цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства?
Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст ломаемых в теле костей…)
Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова:
Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.
Как же смерть?
Разве мысль эта в сердце поместится,
Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?
Жалко солнышко мне, жалко месяц,
Жалко тополь над низким окном.
Только для живых ведь благословенны
Рощи, потоки, степи и зеленя.
Слушай, плевать мне на всю вселенную,
Если завтра здесь не будет меня!
Я хочу жить, жить, жить,
Жить до страха и боли!
Хоть карманником, хоть золоторотцем,
Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду! [5]
“Роковая зацепка за жизнь” вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя.
Презирает ли Пугачёв предавших его соратников?
Как же решается в трагедии вопрос о бунте? “Смерть иль исцеление”?
В романеэпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет людей сжигать дома и убивать себе
подобных” и, осознав закон исторической необходимости, писал: “Мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу
свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к
законам”. Нет сомнения, что писатель говорит о нравственных законах. Признание ценности чужой жизни, любовь к Родине,
ответственность за её судьбу – важнейшая необходимость.В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чьято невинность,
И комуто родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
С. Есенин [5]
Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать
государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история. Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего
более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”.
Звучит “Песня о времени” В. Высоцкого.
И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна
И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!
Литература
1. Высоцкий В. Сочинения. В 2х т. Т.1. – М.: Худож.лит., 1991.
2. Шукшин В. М. Собрание сочинений в пяти томах (том 5); – Б.: “Венда”, 1992. – Переиздание – Е.: ИПП “Уральский
рабочий”.
3. Цветаева М. “Мой Пушкин”. – Спб.: Азбукаклассика, 2006.
4. Официальный сайт группы "Кипелов".
5. Есенин С.А. Собрание сочинений: В2т. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма. – М.: Сов.Россия: Современник, 1990.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 6е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 2004.
7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3х т. – М.: Худож.лит., 1985.
8. Карта восстания под предводительством Пугачева. aldedov.narod.ru
9. Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию “Истории пугачёвского бунта” ... dic.academic.ru
10. Владимир Высоцкий в роли Хлопуши в спектакле "Пугачев". tvsh2004.narod.ru