Русский классический балет

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи урока: Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном, художественном материале; раскрыть особенности балета эпохи романтизма; познакомить с именами выдающихся исполнителей в области балетного искусства . Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра. Тип урока: Совершенствование знаний и эстетических качеств обучающихся средствами музыкального материала. Вид урока: Лекция с элементами эвристической беседы
Иконка файла материала конспект.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока. Сюита «Пер Гюнт». Э.Григ Предмет: Музыка Класс: 5 Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков Тема урока: Задачи урока Цели урока Место проведения занятий Оборудование Виды контроля и измерители Универсальные учебные действия: Формирование универсальных  учебных действий: Музыкальный образ  Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». расширение знаний о творчестве Э. Грига;  совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;   развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;  формирование устойчивого интереса к классической музыке. углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений Кабинет искусство Компьютер, экран,  синтезатор и фортепиано, презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный  фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”;  цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица  для викторины, 2 контура Сольвейг).  Промежуточный. Взаимопроверка. Планируемые результаты деятельности: 1. Личностные УУД  Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 2. Регулятивные УУД  Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку;  умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль  процесса и результатов деятельности. 3. Познавательные УУД  Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; танцевальные движения; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения. 4. Коммуникативные УУД Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении  учебных задач. Основное содержание темы урока Выполнение   творческого   задания,   определение   названий   телепередач   по   характеру   звучащей   музыки, выполнение музыкально­ритмических движений. Просмотр видео о тапёре. Этап Самоопределение  К учебной деятельности Этапы урока Деятельность учителя Исполнение музыкального  приветствия Деятельность учащихся Исполнение  (в диалоге с учителем). Организация класса. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное учебное действие В любом музыкальном  произведении так же, как в романе,  повести, сказке, картине, есть свое  Актуализация знаний учащихся. 1содержание. Это содержание  отражает окружающий нас мир.  Только мы не встречаемся с  конкретными изображениями  людей, птиц, зверей и это не  словесные описания событий. Это –  музыкальные образы. Музыкальный  образ – условный персонаж  музыкального произведения.  Богатые средства музыкальной  выразительности позволяют создать самые разные образы. Их можно  обозначить как образ­портрет,  образ­сцена, образ­пейзаж, образ­ настроение. В зависимости от  содержания и замысла композитора  в музыкальном произведении может быть один или несколько образов Постановка учебной задачи. Перед вами ноутбуки, и есть у  групп задания:  1 группа – работает  с интернетом, 2 группа – работает  по карточкам 1.Кто такой Генрих Ибсен? _ Генрих Ибсен ­ норвежский  драматург. 2. Как зовут норвежского  композитора, автора музыки к  драме?  композитор Эдвард Григ. 3. Что вы знаете о содружестве  композитора и драматурга?  ­Композитор написал музыку к  драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” ­ свое самое значительное  произведение. Премьера спектакля  состоялась в 1876 г., и ей  сопутствовал огромный успех.  Впоследствии из музыки к  спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра. 1 группе. Что такое сюита? ответ  ­( Сюита (от французского “ряд”,  “последовательность”) –  последовательность, или цикл пьес  разного характера.) 2 группе. Расскажите, что вы знаете о композиторе Григе. Нам помогут  вспомнить сведения о нем  предложения с пропущенными  словами. (приложение 1) 1 группа. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и  …(норвежских, танцев). 5. В произведениях композитора  воплощены образы … природы,  картины … жизни (северной,  народной). 21. Что такое пейзаж?  2. Какую пьесу из музыки к драме  Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига  можно назвать музыкальным  пейзажем?  3. К указанию темпа в этом  произведении композитор добавил  слово пастораль. Что это означает? ( ответы учащихся) Сейчас речь пойдет о прикладной  музыке. Вы ее слышали в любом  немузыкальном фильме или  театральном спектакле. Эта музыка  лишь сопровождает действие и  часто не имеет самостоятельного  значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен. Бывает так,  что когда великий композитор  сочиняет “второстепенную”  музыку, она выходит за рамки  простого сопровождения и  приобретает самостоятельное  значение, становится  самостоятельным художественным  произведением. Так и произошло с  музыкой Грига Герой пьесы,  деревенский парень Пер Гюнт,  cорок лет странствует по разным  странам. Был он и в Америке, и в  Китае, и в Африке. Несколько раз  наживал он нечестным путем  огромное богатство, но к концу  жизни все растерял. Бедным,  несчастным стариком возвращается  он на родину. Приготовившись  бесславно умереть, он встречает  Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда­то в  душе Пера, Сольвейг сохранила в  своем сердце.  В пьесе Ибсена много сатиры, он  жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало  Грига. “Я вижу другого Пера.  Самим собой он остался в сердце  Сольвейг, и таким я хочу  сохранить его в своей музыке”, ­  писал Григ Ибсену. Сколько сюит  составил Григ из музыки к  спектаклю? Сколько частей в  каждой сюите? Как называются  части Первой сюиты?  Звучит  пьеса из музыки к драме Г.  Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига  «Утро»  В спектакле пьеса звучит как  вступление к IV действию, которое  Слушание музыки, наблюдение  по нотам.(Приложение  3) 31.Какие особенности у мелодии в  пьесе “Утро”? 2. Как форма и оркестровка  раскрывают содержание пьесы  “Утро”? Заполни таблицу (Приложение 2). Слушание музыки, наблюдение  по нотам.(Приложение 4) происходит в Африке. Но нам  представляется северное  норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас  зазвучит музыка, и мы услышим  приветливую песню пастушка,  журчание ручейка, увидим, как  прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует  изумительная музыка Грига. “Это  настроение утренней природы,  где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается  сквозь облака”, ­ говорил Э. Григ. Посмотрите на экран. Какие  изображены музыкальные  инструменты? Почему композитор  не включил их в партитуру? 7. К какой группе образов  принадлежит пьеса “Утро”? Образ­ пейзаж.  Норвежские газеты писали после  премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть  Озе” ­ “это маленький  симфонический шедевр. Музыка  потрясает слушателя силой  скорби и боли, выраженных с  поразительной простотой и  искренностью”. Озе умирает. Пер  рассказывает ей сказку. В  волшебных грезах, счастливая, она  засыпает навсегда. 1. В какой форме написана эта  пьеса? Какие жанры мы здесь  услышали? 2. Какие еще элементы  музыкального языка использовал  4 Звучит  пьеса из музыки к драме Г.  Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига.  «Смерть Озе»Путешествуя по африканской  пустыне, Пер Гюнт попадает к  вождю арабских кочевников –  бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в  танце хочет очаровать Пера своей  красотой. Звучит  пьеса из музыки к драме Г.  Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига «Танец Анитры». композитор для создания образа? 3. К какой группе образов  принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ­сцена. Заполни таблицу (Приложение 2   1. В следующих нотных примерах  укажите “Танец Анитры”, “Песню  Сольвейг”. № 1 – “Танец Анитры”, № 2 ­  “Песня Сольвейг”. 2. Кто из этих персонажей невеста  Пера Гюнта, а кто – дочь вождя  бедуинов?  3. Похожи ли музыкальные  характеристики этих героинь? Слушание музыки, наблюдение  по нотам. 3,35 сек. 1.Какой оркестровый состав в пьесе “Танец Анитры”, и какие в ней  используются приемы  звукоизвлечения? 2. Расскажите об особенностях  мелодии “Танца Анитры”. Как они  связаны с образом Анитры? 3. Какой метод развития использует Григ для изображения характера  Анитры? 4. Можно ли назвать эту пьесу  портретом?  Заполни таблицу (Приложение   2):  5Звучит  пьеса из музыки к драме Г.  Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига “В пещере горного короля”.  Слушание музыки. Фрагмент из  мультипликационного фильма  “Гномы и горный король”. 2,34  сек. Какая пьеса из музыки к драме  “Пер Гюнт” имеет фантастический  характер?  Горный король – это тот самый  злой король троллей. Еще его  называют Доврский Дед. Это он  внушил Перу свои жизненные  правила и Пер стал совершать  дурные поступки. В подземном  царстве троллей Пера вовлекают в  дикую пляску, от которой он теряет сознание. “Верил я, сходя впервые В недра мрачные земные: Духи тьмы там, в глубине, Тайну тайн откроют мне”. Г. Ибсен 1. Созвучны ли стихи музыке?  2. В какой форме написана пьеса “В пещере горного короля”? 3. Что изменяется с каждым  проведением темы пьесы “В пещере  горного короля”? 4. Какие инструменты мы видим на  экране? В чем особенность  оркестровки пьесы “В пещере  горного короля”? 5. Как вы думаете, какой образ  присутствует в пьесе: образ­ настроение или образ­сцена? Образ­ сцена.  Заполни таблицу (Приложение 2 1. Что такое лейтмотив? 2. Какой дополнительный  инструмент появился в Песне  Сольвейг и почему Григ здесь его  6 В сюите “Песня Сольвейг” звучит  как оркестровая пьеса, хотя в  спектакле она существует и как  песня, со словами. Эта музыка  неоднократно проходит в спектаклев разных вариантах. Наиболее  близким Григу в драме Ибсена  оказался образ верной и любящей  Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю. использовал? (Арфа). Звучит  пьеса из музыки к драме Г.  Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига «Песня Сольвейг» “Пожалуй, это, наверное,  единственная из моих песен, где  можно обнаружить прямое  подражание народной мелодии”, ­ писал Григ о “Песне Сольвейг”. Слушание музыки, наблюдение  по нотам. 5,20 сек. 1.В какой форме написана “Песня  Сольвейг”? Каков характер  каждого раздела? 2. Выполнение творческого задания  под музыку. Необходимо  раскрасить два контура Сольвейг в  соответствии с настроением  каждого раздела . 5,20 сек.  Приложение 2. Заполни таблицу (Приложение. 2) Дети дают оценку своей работе.  7 Включение в систему знаний и повторения Рефлексия учебной   деятельности Проверка письменных работ.  Сейчас мы проверим правильность  выполнения задания, которое вы  выполняли на протяжении всего  урока. Верные ответы вы найдете на экране. ­А сейчас мы проверим ваши  знания. Насколько вы, ребята, были  внимательны на занятии? Проверь себя, ответив на вопросы теста. Вам сложно было воспринимать  музыку, созданную композитором  Эдвардом Григом, понятна она вам?Домашнее задание  Значит, можно сделать вывод, что  мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем  музыку, которая написана более  100 лет назад.  Попробуйте сочинить сказочную  мелодию, используя повышенные и  пониженные ступени лада (как в  пьесе “В пещере горного короля”). Используемые источники: 1.  Музыка. 3 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б.  Кабалевского)/ авт.­сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с. 2.Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по музыкальной литературе для  преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил. 3. Современный урок музыки: творческие приемы и задания./Е. А. Смолина. – Ярославль:  Академия развития, 2007. – 128. (В помощь учителю).  4.Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: музыка, ее формы и  жанры. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 121, (1) с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).  5. Фролов А. Музыкальная литература: Учебник для 4­го класса детских музыкальных  школ. – СПб.: Композитор – Санкт­Петербург, 2005. – 224 с., ноты.  6. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год  обучения. Изд. 2­е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с. и цв. ил.  7.  http://yandex.by/yandsearch?text  8.  http://www.visualdictionaryonline.com/arts­architecture/music/stringed­instruments/violin­ family.php  8