"Русский литературный язык"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 1.Русский литературный язык.docx
1 Тема: Русский литературный язык. Цели: образовательные:  формирование понятия «русский литературный язык», систематизация знаний о нормах языка.  Развивающие:  развитие   навыков   ознакомительного   чтения,   составления   плана текста, умения выстраивать устное высказывание в соответствии с планом; работы со словарями и словарными статьями.  Воспитательные:  воспитание   уважительного   отношения   и   любви   к   родному языку; формирование мнения о необходимости беречь чистоту языка.  План урока: 1. Орг. момент. 2. Знакомство с учебником. 3. Знакомство с содержанием курса 9 класса. 4. Тема урока.  5. Ознакомительное чтение. 6. Работа с упражнением учебника (№2). 7. Тренировочные упражнения. 8. Рекомендация книг по культуре речи.(Выставка) 9. Выполнение упр № 3.  10. Резерв. Упр. 4.  11. Домашнее задание. Ход урока:  1. Орг. момент. 2. Знакомство с учебником. ­ форзац учебника ­ условные обозначения 3. Знакомство с содержанием курса 9 класса. ­Откроем содержание учебника. Посмотрите, что мы с вами будем изучать в этом году? В 9 классе в основном мы будем изучать сложное предложение и конструкции с чужой речью. Это очень важные и сложные темы!  ­Хочу   обратить   ваше   внимание   еще   на   один   очень   важный   раздел   – «Текстоведение».  ­Прочитайте, какие темы изучаются в рамках этого раздела?  Знание этого материала очень поможет вам в написании экзамена. Кроме этого, в Ч.2 учебника на с.130 есть материалы для подготовки к экзамену.  Ознакомление с содержанием Ч.2.  Обратите внимание, что в этой части учебника есть планы языковых разборов, словарики,   перечень   пунктуационных   и   орфографических   правил,   высказывания   о русском языке, к которым мы часто будем обращаться.  4. Тема урока.2 ­Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  ­ Почему эта тема важна?  ­ Что сегодня мы должны узнать? 5. Ознакомительное чтение. п. 1 – прочитать, составить план для пересказа. Пересказ.  Литературный язык – основа русского национального языка. Литературный язык – язык книг, газет, театров. Русский литературный язык – язык нормированный. Нормы языка –это общие правила произношения, употребления, правописания слов. ­Что такое литературный язык? ­Его основной признак? ­Какие нормы литературного языка мы должны соблюдать? Виды норм (устно):  1. Орфоэпические (звонит, свЁкла, сквореШник) 2.   Лексические   (употребление   слова   в   том   или   ином   значении)   (впервые дебютировал) 3. Морфологические (более худшее) 4. Синтаксические (купленные билеты вне кассы недействительны – прич.оборот д.б. перед или после опред.слова!) 5. Орфографические 6. Пунктуационные 7. Стилистические нормы (разг.слова в официально­деловом тексте). 8. Нормы построения текста.   6. Работа с упражнением учебника ( Пешковский: «Если для общения людей необходим язык, то для культурного общения   необходим   как   бы   язык   в   квадрате,   язык,   культивируемый   как   особое  №2   ). искусство, язык нормируемый». Культура   общения   очень   важна   для   всех   людей.   Культурный   человек многогранен, интересен, он может поддержать разговор на любую тему, с ним приятно общаться и можно узнать много нового. Вот почему для культурного общения необходим "язык в квадрате».     ­   СПП,   однородные члены, обособленное определение после определяемого слова.3 7.     Тренировочные упражнения.             1.Произнесите слова в соответствии с нормами устой литературной речи: вы прАвы,   аргумЕнт,вЫборы,   вЫборов,   пОнял,   жалюзИ,   киломЕтр,досУг,   слУчай, процЕнт, квартАл, докумЕнт,щавЕль, каталОг, звонИт, тОрты. 2.Выберите нужную форму употребления слова, запишите правильный вариант в тетради. Я(кладу, ложу) книгу на место. Сегодня же ( поезжай, ехай) к бабушке. Они (хочут, хотят) ехать в город. (Ихняя, их) машина сломалась.           3.Исправьте в соответствии с нормами ошибки в употреблении слов, запишите исправленный вариант. 1)Спортсмены   нашей   школы   одержали   первенство   в   соревнованиях   по волейболу (одержали победу или завоевали первенство).2) Чтение играет большое значение   в   жизни   человека(имеет   значение).3)Он   предпринял   усилия,   чтобы успешно закончить учебный год(прилагал усилия).  Выставка 8. Рекомендация книг по культуре речи.(      ) ­Помощниками   в   овладении   нормами   литературного   языка   являются   книги: словари   (толковые,   словообразовательные,   орфоэпические   и   др.)   Также   помогут овладеть правильной, красивой речью книги по культуре речи, занимательные книги о русском языке. Примерный перечень книг. Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование.­ М. 1975. С. 210­211 Чуковский К. И. Живой, как жизнь. ­ М., 1966. С. 181­182. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательн. этимол. слов. ­ М.:АСТ­ПРЕСС, 1996. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. ­ СПб.: Просвещение, 1995. 9. Выполнение упр № 3.Чтение, пересказ, работа со словарем, синтаксический разбор предложений. 10. Резерв. Упр. 4.  Язык развивается вместе с обществом, благодаря языку каждое поколение может 4 перенимать опыт от предыдущего.  11. Домашнее задание.   П.1, упр.1.

Посмотрите также