Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор
Оценка 4.9

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика +1
10 кл
22.03.2018
Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор
Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор Цель: продолжить знакомство учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных, служебных частей речи и звукоподражательных слов, знаки препинания при междометиях; развивать речевые способности учащихся, вырабатывать навыки выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений..
урок 25.docx
Тема Урок 25 Цель Этапы  урока 1.Организ ационный момент урока. 2.  Проверка  домашнег о задания Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор продолжить   знакомство   учащихся   с   особенностями   междометий   и звукоподражательных   слов,   назначением   в   языке,   употреблением   в   роли   других частей   речи,   формирование   умения   отличать   междометия   от   знаменательных, служебных   частей   речи   и   звукоподражательных   слов,   знаки   препинания   при междометиях.  .                                развивать речевые способности учащихся,   вырабатывать навыки выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений.. Деятельность учителя Деятельность ученика Откройте   ваши   тетради, сегодняшнее число,  классная работа.    запишите Эмоциональный настрой учащихся   Словарь, В   данном   тексте   расставить   знаки препинания и выделить междометия.   Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке, давайте   вспомним   что   же   такое междометие? Подумайте, какую роль играют междометия в речи? А чтобы ответить на этот вопрос, послушайте   грамматическую   сказку   о междометии: Действующие лица: Грамматика,   Междометие, Существительное,   Глагол,   Прилагательное, Наречие,   Местоимение,   Предлог,   Частица, Союз,   Посланец   Страны   Междометия, Автор.  Грамматическая сказка. ­  Это было лет сто назад, а может, и поменьше. Кто об этом знает? В общем, тогда, когда о междометиях ещё никто не   слыхивал.   В   маленькой   избушке   на лесной   опушке   жили   старик   Словарь   со старухой   Грамматикой,   и   было   у   них ­ девять   деток     частей   речи. Существительное,   Прилагательное, Числительное,   Местоимение,   Глагол   и Наречие ­ эти постарше были и вместе со Словарём   и   Грамматикой   в   школу ходили,   ребят   уму­разуму   учили.   А   те трое,   которые   помоложе   ­   Предлог, Союз   и   Частица   ­   дома   оставались   по хозяйству   хлопотать.   Пока   родители   и старшие братья с работы придут, они и в доме   приберут,   и   обед   приготовят.   По 1. О, это была райская жизнь!  (Н.Гоголь) 2. Жизнь, увы, не вечный дар!  (А.Пушкин) 3. Эй, завяжи на память узелок!  (А.Грибоедов) 4. Увы, на разные забавы я много  жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица, ей­же­ей, на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно, но  только, чур, не плутовать.  (М.Лермонтов) Междометия­неизменяемые   слова, которые   не   относятся   ни   к самостоятельным,ни   к   служебным частям   речи,   выражают   различные чувства   и   побуждения,   но   не называют их. На письме междометия выделяются и восклицательным знаком.   Междометия служат для выражения эмоций, чувств и настроения.  запятыми     Междометия   используются   для выражения: эмоций • o ах,   бог   с   тобой,   боже   мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей­богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай­ай­ай, фу... • команды, приказа, призыва, побуждения к действию o на   (возьми),   фас,   кис­кис, алле, цып­цып, майна, вира, бай­бай, тсс,   стоп,   алло,   караул,   чу,   айда, марш,   кыш,   брысь,   но,   тпру,   цыц, шабаш, ну­ка, ау... • речевого этикета здравствуй(те),   до   свидания, спасибо,   благодарю,   прощай(те), прости(те),   пожалуйста,   всего хорошего, мое  почтение,  привет, пока, здорово...   Междометия многозначными.  могут   быть   слова­ Звукоподражательные неизменяемые слова,   воспроизводящие   звуки,   издаваемые животными, птицами, человеком или характерные   для     окружающей среды. ­   Чу!   Кто­то   стучит,   ­ вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том, о сём. Дружная была семья. Однажды к ним постучали в дверь. Частица:  пискнула маленькая частица. Глагол (встав из­за стола, идёт к двери). ­ Пойду, отворю. (На пороге появляется небольшого   роста   существо,   грязное, косматое, в лохмотьях). Существо: ­ Здравствуйте, добрые люди! Словарь: ­ Здравствуй, странник. Просим к толу хлеба­соли с нами откушать. Мы тебя   чайком   попотчуем,   а   ты   нам расскажешь, кто ты такой и куда путь держишь. Существо:  ­   Зовут   меня   Междометие, хожу я по свету уже давно, да вот что­ то   учёные   люди   не   хотят   признавать меня за отдельную часть речи. Проходил я мимо, узнал, что тут рядом части речи живут, решил зайти посмотреть. Вижу: хорошо вы живёте, дружно. Прошу вас, примите   и   меня   в   свою   семью,   буду честно трудиться, как и все. Предлог: ­ Вот те на! Наречие: ­ Тьфу! Ерунда, какая! Союз  (покосившись   на   междометие):   ­ Эге, куда метнуло. Существительное: ­ Батюшки! Страсть! Ужас!   Беда!   Что   мы   с   ним   делать будем? Прилагательное  (сквозь   зубы):   ­   У­у­у, страшное   такое   и   к   нам   в   семью захотело. Глагол  (с   кулаками   идёт   к междометию): ­ К чертям! Прочь! Вон! Марш! Словарь  (сердито):   ­   Цыц!   Замолчите все!   Надо   разобраться   сначала,   а   не кричать попусту. Грамматика:    Пусть Междометие   расскажет,   что   оно делать умеет, есть  ли какая польза от него. Междометие:  ­   Пожалуйста.   Вот   вы все кричали на меня, а того и не замечали, что меня столько раз употребили. Глагол: ­ А ведь верно, так оно и было. Местоимение: ­ Тс­с, слушай, что будет дальше. ­   Правильно. Здорово! Междометие: ­ А дальше я вот что вам скажу.   Я   ­   самое   важное   слово,   в разговоре   без   меня   никак   не   обойтись, потому   что   я   чувства   и   всякие настроения   человеческие   выражаю. Больно кому ­ он кричит: "Ай­ай­ай" или "Ой­ой­ой!". Весело ему ­ смеётся: "Ха­ха­ ха! Хи­хи­хи! Хе­хе­хе!". Встретились двое, сразу   ко   мне   за   помощью:   "Привет! Здравствуйте!   Извиняюсь! Простите!   Благодарю!   Спасибо!   Мерси! Пожалуйста!" Чуть дело плохо, говорят: " Дело ­ табак! Крышка! Капут!". А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм­гм и им подобные ­ это ведь мои   братцы.   Да   что   там   люди!   И животные, и птицы нуждаются во мне: собачка ­ гав­гав, тяф­тяф; кошка ­ мяу­ мяу;   утка   ­   кря­кря;   гусь   ­   га­а­га; петушок   ­   ку­ка­ре­ку;   курочка   ­   куд­ кудах; свинка ­ хрю­хрю. Даже звуки от предметов   я   умею   передавать,   ­   гордо закончило   Междометие.   ­   Слыхали, небось, как колокол гудит? Бом­бом­бом, дин­дон. А как колокольчик поёт? Динь­ динь­динь Грамматика:  ­   Ну   что   ж,   правду   ты говоришь,   без   тебя   в   речи   обойтись трудно. Придётся принять тебя в нашу семью.   Сводите,   ребятки,   его   в   баню, отмойте   хорошенько,   а   спать   мы   его уложим за печкой, та свободный уголок есть. ­ Так и сегодня живёт Междометие, как за печкой, в стороне от других частей, как знаменательных, так и служебных. Вспомните,   на   какие   три   группы   делятся междометия? А   слова какие звукоподражательными?     Сегодня мы познакомимся с особенностями междометий, звукоподражательных слов,   будем правильно писать их, соблюдая  пунктуационные нормы, не забывая  разряды. Откройте тетради, запишите число и тему  урока: “ Междометия и  звукоподражательные слова, их  особенности” За каждое верно выполненное задание вы  будете получать один жетон. Чем больше  жетонов, тем выше будет ваша оценка.  называются     3.Объясне ние нового материала .     грянуло   Междометие   в           Нар.         Глаг. «ура». 1.Далече ( значении существительного,   в   предложении является подлежащим)     предл.             Глаг. 2.От « ура» дрожали    сущ. стены. (Междометие в значении  существительного, в предложении  является дополнением)                     мест.     Сущ. Глаг. 2   человека   Выполните   задания:   Желаю успехов! Ребята, а сейчас внимание на доску! Перед  вами три предложения, в которых надо  выделить грамматическую основу,  определить все части речи и сделать вывод. 1.Далече грянуло «ура».  2.От « ура» дрожали стены.  3. Ура! Наш класс занял первое место в  соревновании.    Давайте   сделаем   вывод!   Что   вы   можете сказать об этой особенности? ­А   теперь   самые   активные   в   этом   виде работы получат жетоны.   1.   работают индивидуально. (Карточки) а). В один столбик выпишите слова,  называющие чувства (знаменательные части  речи), в другой – слова, выражающие их  (междометия). Какими знаками препинания  выделены в тексте междометия? На дворе у нас Барбос вдруг лизнул  Наташу в нос. Охватил Наташу страх – громко  закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах­ ах­ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый  гриб нашла!» Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он  плохой!» Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах,  не надо!» б). Найдите междометия, скажите, какие  чувства они выражают, обратите внимание  на интонацию. 1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов)  2. Ах, как это неприятно!  3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли  подобная беспечность? (М.Сервантес)  4. Ах, как я люблю весенние зори!  2.   Остальные ребята работают со мной. Определите, какой частью речи и каким  членом предложения является слово Ну в данном контексте. Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну. ­ Ну, скорей!­ сказало Ну, А не то я утону! ­ Не спеши!­ сказало Ну,­ Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка,  3. Ура! Наш класс занял  числ.          Сущ.  Предл. первое место в  сущ.  соревновании. (Междометие) Междометия   не   изменяются,   не являются   членами   предложения,   но они могут употребляться в значении других   частей   речи.   При   этом междометие   принимает   конкретное лексическое   значение   и   становится членом предложения.  1) однородные подлежащие,  выраженные междометиями в  значении существительных 2) междометие, не может быть  членом предложения 3) подлежащее, выраженное  междометием в значении  существительного 4) подлежащее, выраженное  междометием в значении  существительного 5) междометие, не может быть  членом предложения  восхищением, восторгом! С досадой и раздражением! Боязливо, испуганно! Решительно! С недовольством, с отвращением! С досадой, с раздражением! Чувство боли и неприятного  ощущения! Все междометия относятся к словам, которые выражают эмоции. страх – Ах испуг ­ Ах­ах­ах восторг ­ Ах досада ­ Ах недовольство,  отвращение ­ Фу Междометия выделяются запятыми и восклицательным знаком. 1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) –  (Испуг.) 2. Ах, как это неприятно! –  (Огорчение.) 3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли  подобная беспечность?  (М.Сервантес) – (Упрек.) 4. Ах, как я люблю весенние зори! –  (Восхищение.) 4.Закрепл ение  нового  материала .  Тренирово чные  упражнен ия. От междометий следует отличать  звукоподражательные слова, которые не могут выражать чувств,  побуждений к действию, и не  являются этикетными формулами.  Это слова, воспроизводящие звуки,  издаваемые животными.  Кукушка кричит ку­ку­ку В   комнате   находились   междометия: Чай!   Ба!   Ха­ха!   Боже!   Цып­цып! Алло!   Здравствуйте!   До   свидания! Черт! Караул! И какая­то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и ну!» А теперь повторим разряды междометий  ­     А   сейчас   послушаем     ребят,   которые работали   индивидуально.   Но   вы     тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два  вида  карточек.  Если   вы  считаете,   что учащийся   правильно   выписал   слова,   то поднимаете   красные   карточки,   если   не согласны,   то   –   синие.   Итак,   к   доске приглашается  Алеша...Начинаем. 1­ый учащийся: В один столбик выписывал слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия) За это задание ученик получает жетон 2­ой   учащийся  находил   междометия, определил, какие чувства они выражают ­Давайте   сделаем   вывод   о  том,  что  перед нами многозначные междометия.  многозначное   междометие   –   междометие, которое   может   выражать   разные   чувства, эмоции:   испуг,   огорчение,   упрек,   восторг, досада  и т.д.  Ребята,   а   теперь   я   буду   читать стихотворение, а вы, услышав междометие, должны   будете   остановить   меня,   сказав громко “Стоп”: Повстречалась с ним корова У зеленого куста. – Эй, буренушка, здорово! Не видала ль ты, корова, Где овечка без хвоста? Но корове эти речи Непонятны человечьи, И она в ответ ему Прокричала кратко: «Му!» Повстречался пес зубастый Возле речки у моста. ­ Эй, послушай,  Псина, здравствуй! Не видал ли, пес зубастый, Ты овечку без хвоста? Но собаке эти речи Не понятны человечьи. Ничего не разобрав, Пес пролаял громко: «Гав!» Повстречался с ним козленок  у кленового куста. – Эй, рогатый! Эй, миленок! Не видал ли ты, козленок, Где овечка без хвоста? Но козлу такие речи Непонятны человечьи. Лист кленовый теребя, Он проблеял нежно: «Бя!» (Е.Тараховская.) Можно   ли   к   междометиям   отнести   слова мяу, му, гав, бя? Попробуйте доказать свою точку зрения. Это любопытно!Послушайте!   Оказывается, разных национальностей   различно   слышат   звуки, издаваемые животными, птицами. люди   Сравните: Крик петуха Русский ­  кукареку Английский­как­а­дудль­ду Венгерский ­ кукареку Немецкий ­ кикирики Французский ­ кокорико Японский­ Кокэкокко Лай собаки гав­гав Русский ­     Английский­ уау­уау Венгерский ­ вау­вау Немецкий ­ вау­вау Французский ­  ау­ау Японский­ ван­ван 2.   Кукушка.   Как,   по­вашему,   за   что кукушка получила свое имя?   Вы,   вероятно, Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку­ку!   Ку­ку!.   уже догадались,   что   кукушка   сама   подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название   птицы   в   разных   языках   звучит очень похоже. А   сейчас,   ребята,   викторина   «Страшный разговор». Послушайте текст. Сможете ли вы   угадать,   о   каких   междометиях   идет речь?!  Однажды   ночью   в   стране   Морфологии, когда все самостоятельные и служебные части   речи   отдыхали   после   трудового дня, в одной темной­претемной комнате собрались странные слова. Так как было очень   темно,   части   речи   нельзя   было   Междометия ­   Междометия   могут   выступать   в значении других частей речи ­ многозначными ­ Это слова, воспроизводящие звуки,  издаваемые животными, птицами,  человеком или характерные для   окружающей среды. бывают Вот   я! различить, но разговор их мы услышали. Сможете ли вы назвать говорящих? Вот их диалог. – Представляете, сегодня я узнала, что среди   самостоятельных   у   меня   есть близнец!   Обозначает   напиток!   Это существительное   люди   употребляют ежедневно   и   не   единожды,   а   обо   мне вспоминают редко­редко, да и то лишь в устаревших словах! Чай обидно! – Ба! Какая несправедливость, но это еще что!   Представляете? Оказывается,   если   меня   написать   два раза   подряд   и   без   дефиса,   я   стану женщиной!   Какое   несчастье!   И  не   надо там хихикать! –   Почему   же   не   надо?   Я   имею   на   это законное право! – Откуда у вас это право? – От Всевышнего! Кстати, он когда­то со мной   не   расставался,   а   вот   теперь приходится скучать в вашей компании. – Правильно, не надо было хорохориться! – Кто это сказал? –   Цыц!   Я,   между   прочим,   среди   вас самый важный!   – Это почему же? –   Это   потому,   что   я   есть   даже   в орфографическом правиле! – Мы все есть! Только в другом. А в это правило ты попал благодаря курице, да и то в виде исключения. –   Ну   что   вы   так   разгорячились?   Самое нужное   и   важное   слово   –   это   я.   Во­ первых, я – иностранец, во­вторых, во мне две л, а в­третьих, люди произносят меня чаще,   чем   всех   вас,   вместе   взятых, потому   что   все   теперь   продвинутые,   у всех есть дома телефон... –   Минуточку!   Телефон   и   сломаться может...   А   вот   нас   люди   всегда произносят,   когда   встречаются   и прощаются,   потому   что   люди   нынче воспитанные.  – Где это вы видели воспитанных людей? Да они меня – рогатого, с копытами – по сто раз на день вспоминают, а вы про них – вос­пи­тан­ные! – А кто это у нас в углу там сидит и все время молчит? – Тебе лучше меня не трогать! 6.Подведе ние  итогов. 5.  Домашнее задание –   Это   почему   же?   Кто   ты   такой? Особенный, что ли? – Нет, я такой же, как вы. Но стоит мне произнести свое имя, как вы все кинетесь в разные стороны. – Да ну! Не может быть! –   Как   не   может.   Смотри!   –   и   он произнес... ­ Ребята, о каких особенностях междометий вы сегодня узнали?   ­   Чем   отличаются   звукоподражательные слова от междометий? ­ Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите   свое   имя   и   фамилию,   какое количество жетонов вы получили, опираясь на   критерии   оценивания,   поставьте   себе оценку.   Эту   оценку   вы   можете   поставить себе   в   дневник.     А   потом   ответьте письменно   на   следующие   три   вопроса   и сдайте мне. 1. Списать текст. Междометия, если они  выступают в роли другой  (самостоятельной) части речи,  подчеркните как член предложения. Как­то Ох и Ах заблудились в трех соснах. И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное,  дело плохо». И сказало слово Ах: «Ах,  как страшно в  трех соснах». Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья,  повеселей! С плачем дело не пойдет! Надо все  наоборот!». И сказало Ох: «Хо­хо! В самом деле, как  легко!». И сказало Ах: «Ха­ха! И не страшно!  2. Разгадать кроссворд.  СПРЯТАННОЕ СЛОВО Впишите по горизонтали междометия,  соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы  прочитаете название этой части речи. 1. Выражение сомнения, недоверия, иронии. 2. Выражение удивления при обнаружении  чего­либо неожиданного, любопытного. 3. Подражание звуку одного рывка ручной  пилы. 4. Выражение отказа. 5. Подражание звуку резкого удара, падения чего­либо. 6. Подражание звуку быстро  проскользнувшего, пробежавшего. 7. Подражание блеянию овцы. 8. Приказание «Остановись! Довольно!  Хватит!». 9. Возглас, требующий повторить только  что исполненный артистом номер. 10. Подражание бренчанию струнного  инструмента. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор

Русский язык 10 класс Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова.   Омонимия частиц и знаменательных слов. Морфологический разбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018