МОО «Общеобразовательная школа № 8 г. Енакиево»
Открытый урок по русскому языку
в 3-А классе по теме
«Правописание слов с безударными гласными в корне»
Деменчукова Валентина Георгиевна
учитель начальных классов
МОО «ОШ №8 г. Енакиево»
Тема: Правописание слов безударными гласными в корне.
Цель урока: Научить учащихся осознанно распознавать и проверять безударные гласные в корне слова.
Задачи урока: Образовательная: закрепление знаний о безударных гласных, составление алгоритма проверки орфограмм; формирование умений подбирать проверочные слова разными способами.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость; речь детей.
Воспитывающая: умение работать в группах, пользоваться продуктами совместной деятельности, видеть красоту родного края, формировать любовь к нашей Родине.
Планируемые результаты:
Предметные: определять безударный гласный звук; подбирать проверочные слова; закрепить информацию в виде алгоритма;
Познавательные: уметь анализировать, обобщать; контролировать, оценивать процесс и результаты деятельности;
Регулятивные: понимать и применять задачи урока; оценивать свою работу с помощью «ключа», анализировать и делать выводы;
Личностные: формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Коммуникативные: формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу других учеников.
Оборудование к уроку: телевизор, презентация, классная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал, справочные материалы: «Орфографические словари», «Толковый словарь»
Вид урока: исследовательский метод в технологии деятельностного обучения
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
План урока (приложение 1)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
1) Эмоциональный настрой
-Давайте создадим хорошее рабочее настроение. Желаю успеха большого творческого во всем. Хорошего урока!
2) Работа над пословицей:
«С малой удачи начинается большой успех » (слайд 4)
- Как вы понимаете эту пословицу? Она станет девизом нашего урока.
3) Работа с планом урока
-Работать будем по плану, который у нас представлен в виде лесенки знаний.
*Ступенька без названия
* Проверь себя
*Самостоятельная работа
*Составление алгоритма
*Определение темы и целей урока
-Сейчас мысленно определите свое положение на ней. Вы находитесь где – то вот здесь. Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы будете подниматься по этой лесенке знаний. А фигурка этого ученика будет показывать, на какой ступеньке вы находитесь. ( Вывешивается фигурка ученика)
Пусть даже маленькие удачи, которые будут на уроке, приведут вас к большому успеху. Я желаю вам, чтобы сегодня каждого из вас посетила удача, которая обернется большим успехом!
II.Актуализация знаний
1) Чистописание (видио 40 сек, слайд 5 )
-Ребята, давайте посмотрим видеофильм. Догадайтесь, о каком городе идет речь в фильме? ( Видеофильм о Енакиево, 40 сек)
-Енакиево – это частичка Донецкой Народной республики, это наша малая Родина. Это красивый современный город. Здесь мы живем, работаем, учимся.
-Назовите гласные буквы в названии города. Как вы думаете, почему на сегодняшнем уроке нам понадобятся именно эти гласные буквы? (Они бывают безударными) Повторим написание этих букв в соединении:
о-а,и-е.
2) Словарная работа. Проверка по ключу ответов
-Переходим к словарной работе. Работать будете в парах. Ознакомьтесь со словами на доске: Т*РРИКОН, УГ*ЛЬ, Ш*ХТЕР, З*ВОД, М*ТАЛЛ.
-Какое слово вам непонятно? Значение слова «террикон » прочитаем в «Толковом словаре » С.И.Ожегова. (Террикон - конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте, руднике) (слайд 6).
-Вставьте в слова нужные буквы, если у вас возникнут сомнения в их написании, пользуйтесь «Орфографическим словарем».
- Взаимопроверка по ключу ответов (слайд 7).
- Зачем нужен «Орфографический словарь»? ( Он нужен, чтобы проверять
в словах непроверяемые безударные гласные.)
- В каком слове можно было проверить гласную и как?(шахтер- шахты)
- Какое отношение имеют эти слова к нашему городу?
- Енакиево-это крупный промышленный город в Донецкой Народной Республике. Он дает стране металл, уголь. Многие ваши родители трудятся на шахтах, Енакиевском металлургическом заводе на благо нашей Родины.
III. Постановка проблемы. Формирование темы и целей урока.
1) Возникновение проблемной ситуации
-Енакиево не только промышленный город, но и культурный, спортивный центр. У нас в городе много спортивных площадок, есть стадионы. Дети любят там заниматься спортом. И вот однажды Дима с Колей решили поиграть на спортивной площадке. Дима написал Коле записку: «Приходи сегодня с мечом, поиграем». Коля прочитал записку и пообещал прийти. Вечером собрались мальчишки, но игра не состоялась. Почему? (слайд 8)
- А теперь посмотрите на записку и определите настоящую причину. (Неправильно написано слово «мячом») - Чего не знал мальчик?
2) Определение темы и целей урока
- Исходя из этой ситуации, сформируйте тему урока. (Вывешивается тема)
– Давайте определим цели урока. Вам в этом помогут слова – помощники «Узнать - научиться» (слайд 9)
– Какой пункт плана мы уже выполнили? (Определение темы и целей урока). Мы поднялись на первую ступеньку лесенки знаний. (Прикрепляется фигурка)
3) Затруднение
- Дети, посмотрите на экран. Послушайте стихотворение, которое написал ученик нашей школы Коцемакин Антон. (Учитель читает стихотворение) (слайд 10)
Люблю республику свО/Аю.
Мне дороги лЕ/Иса, пА/Оля и реки.
И этот край, я точно знаю,
На чужой не промИ/Еняю.
( Коцемакин Антон, ОШ№8, 9 лет)
- Как он выразил свое отношение к нашей республике? За что вы любите свой край?
- В словах стихотворения надо выбрать правильную безударную орфограмму. Буквы нельзя просто так вставлять, надо воспользоваться правилом. Если вы уверены, что правильно вставите буквы и не ошибетесь, тогда возьмите «+». Если есть сомнения или затруднения, тогда возьмите «?». Я вижу, что у ребят возникли вопросы. Будем искать на них ответы.
IY. Проект выхода из затруднения.
1) Планирование деятельности по карточкам на доске
-Давайте спланируем свою деятельность по выходу из затруднительной ситуации. Расставьте карточки на доске в соответствии с порядком ваших действий. Что должны сделать сначала? Потом?( Расставляем карточки в правильном порядке)
4 вывод
2 составление алгоритма.
1 изучение правила
3 упражнения
2) Работа с учебником ( самостоятельная работа)
- Переходим к работе с учебником, изучаем правило на странице 104.
3) Работа в паре
-Закрепляем правило, работая в паре по команде: «Обучай правилу!»
4) Моделирование алгоритма по карточкам №1 в паре
-Составьте алгоритм проверки безударной гласной, расставив на карточках №1 цифры в правильном порядке. Работаем в паре.
1. Ставлю ударение
2.Определяю безударный гласный
3. Ставлю его под ударение
4. Пишу тот же гласный в корне слова.
5) Мини - исследование
-Проведем мини-исследование и узнаем новые способы проверки безударной гласной. Работаем в паре. (слайд 11)
1.Один -много, много-один 3.Назови ласково
страна - страны, сады-сад родня - родненький
2. Какой? - Что? 4.Что делал? - Что?
цветущий –цвет ходил - ход
5. Большой - маленький, маленький – большой
Ковер-коврик, площадка- площадь
- Какой пункт плана сейчас выполнили? Вот мы и поднялись еще на одну ступеньку лесенки знаний.
Y. Первичное закрепление
1) Апробация алгоритма (слайд 12).
- Ребята, мы составили алгоритм, знаем способы проверки безударной гласной в корне слова, давайте вернемся к словам стихотворения, которые вызвали у вас затруднения. Выберем и объясним правильную безударную гласную.
2) Динамическая пауза. Музыкальная физкультминутка (слайд 13)
Песня «Край родной» (слова А.Пришельца, музыка Д. Кабалевского)
Дети поют и выполняют движения.
Песня«Край родной». Слова А.Пришельца, музыка Д. Кабалевского
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
YI. Самостоятельная работа в группах с проверкой по эталону.
1) Задания дифференцированные по карточкам №2
3 группа: У кого на карточке красный кружок, спишите проверочные слова, поставить ударение
Красивый- краше, цветут-цвет, ходить - ход
2 группа: У кого на карточке зеленый кружок, подберите проверочные слова и подчеркнуть безударную гласную
красивый- , цветут - , ходить- .
1 группа: Кто остался без карточек, подойдите по 3 человека к двум столам. Договоритесь, кто будет командирами. Вставьте на карточке пропущенную безударную гласную. По моему знаку «Переход», вы по часовой стрелке движетесь к другому столу, проверяете задание соседа, можете исправлять ошибки
Мне сказали: У меня Все кр*сиво здесь у нас,
Есть огромная стр*на. Процв*тай, ст*пной Донбасс!
Поле, речка, луг, л*сок Берегите край р*дной!
З*лотистый к*лосок. Он у нас один такой!
2) Проверка
3 и 2 группа: проверка по эталону (слайд 15)
1 группа: командиры читают стихи, объясняет орфограммы (слайд 16)
- Это стихотворение написала ученица нашей школы Худякова Вика. В нашем городе много талантливых детей.
- Какой пункт плана мы выполнили? Вот мы и поднялись еще на одну ступеньку лесенки знаний.
YII. Включение нового знания в систему знаний
1) Работа по карточкам №3«Проверь себя»
- Возьмите карточки под №3. Прочитайте, с какой любовью о нашем городе пишет ученица нашей школы Новгородская Римма.
«Я живу в кросивом цвитущем городе Енакиево. Люблю хадить его зилеными улицами. Уважаю людей, которые работают у мартеновских пичей, на палях, в содах. Люблю радной край!»
(Новгородская Римма, ОШ №8, 9 лет)
- Что вы заметили? Возьмите ручки и исправьте на карточке ошибки, допущенные на правописание безударной гласной. Посчитайте их и запишите количество цифрой. Если вы насчитали 8 ошибок, то с работой справились полностью.
Проверяем вместе. Называем орфограмму и проверочное слово. (слайд 16)
- Вы сегодня познакомились с литературным творчеством детей нашей школы. Только те дети, которые любят свою республику и город, могут так о ней писать!
- Какой пункт плана теперь выполнили? Мы поднялись на ступеньку «Проверь себя»
2) Творческое задание
-А теперь вы напишите небольшой текст, состоящий из 4-6 предложений, о нашем городе или респулике. Постарайтесь передать в нем свое отношение к Родине и не допускать ошибок на правописание безударной гласной. Анализ и оценки ваших работ я скажу после проверки.
3) Прочтение творческих работ 3- 4 учениками.
YIII. Рефлексия
1) Фантазия
- Посмотрите, одна ступенька пустая, пофантазируйте почему?
- Чему научились? Что узнали?
2) Оценка деятельности
- Оцените свою деятельность на уроке. На каком этапе было интересно? На каком этапе урока вы лучше всего работали? (Дети присоединяют букву «Я» к нужному пункту плана). Вы справились со всеми заданиями урока. Помогли вам хорошие, прочные знания. Спасибо за интересный урок! (слайд 17)
3) Задание на дом. Закрепите правило с 104, выполните упр 196.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.