Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Оценка 4.7

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
25.04.2018
Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Урок разработан в соответствии с рабочей программой УМК "Школа России" 3 класс Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащение речи учащихся фразеологизмами. Тип урока: постановка задач.Урок русского языка – наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. Но и один из самых интересных. Ведь на уроках русского языка можно познать тайны звука, слова, предложения, научится правильно употреблять слова и красиво выражать свои мысли. Всему название дано И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. Язык и стар и вечно нов – И это так прекрасно, В огромном море – море слов Купаться ежечасно.
урок РЯ 3 класс 4.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа « 6 им.Сирина Н.И.» 1 Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» Выполнила: учитель начальных  классов Кириллова Марина Ивановна 2017г. 2 3 Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с устойчивыми  сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи  фразеологизмы, объяснять их значение, обогащение речи учащихся фразеологизмами. Тип урока: постановка задач. Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):  получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без  ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное,  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные  языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов  универсальных учебных действий – УДД): владеют способностями понимать учебную  задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают  собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в  речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.  Образовательные ресурсы: учебник В.П. Канакина, рабочая тетрадь. Оборудование: Интерактивная доска, проектор (по возможности), словарь  фразеологизмов, карточки для индивидуальной работы, маски «квочка», «петушок». Основные понятия и термины: Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их  использование в речи. Словарь фразеологизмов. I. Организационный момент Урок русского языка – наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе.  Но и один из самых интересных. Ведь на уроках русского языка можно познать тайны  звука, слова, предложения, научится правильно употреблять слова и красиво выражать  свои мысли. Всему название дано  И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным­полно, А безымянных нету. Язык и стар и вечно нов – И это так прекрасно, В огромном море – море слов Купаться ежечасно. 4 II. Самоопределение темы и целей урока. Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу вам сегодня придётся работать засучив  рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и снова  принимайтесь за дело. ­ Всё вам было понятно в моём пожелании? ­Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?  ­ Поставьте цели урока. ­ Каким образом будем добиваться поставленных целей? III. Минутка чистописания. Какие труды такие и плоды.  ­ Как называется это высказывание? (Пословица) ­ Объясните смысл пословицы. ­ Да, нам предстоит сегодня хорошо потрудиться. IV. Орфографическая разминка. Подберите и запишите анонимы к словам, которые я буду называть. Подчеркиваем  орфограммы.  Высокий ­…(низкий), твёрдый ­…(мягкий), плохой ­…(хороший), прекрасный ­… (ужасный). Теперь записываем синонимы к словам: село ­… (деревня , тропа ­…(дорожка),  отец ­…(папа), чашка ­…(кружка). ­ Для чего нам в речи нужны синонимы?  ­ Да, синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов и более точно  называть предметы, признаки, действия. V. Работа над темой урока. 1. Ознакомление с фразеологизмами.  В русском языке есть сочетание слов, которые нельзя разорвать, потому что они  имеют целостное значение. Эти сочетания появились давно, в те времена, когда люди не  умели писать. В течение столетий эти выражения передавались от одного поколения к  другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что 5 они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются  устойчивыми сочетаниями слов или фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова  другими. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем  точнее и ярче, красочнее будет ваша речь.  2. Определение значений некоторых фразеологизмов в контексте. Работа со  стихотворениями. Прочитайте стихотворение под номером 1. №1 За домом едва пожелтела трава,  Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава.  Другой – засучив рукава. ­ Как вы понимание значение подчёркнутых выражений? Как работали братья?  ­ Эти выражения появились в давние времена, когда люди носили одежду с очень  длинными рукавами: у мужчин длина рукава достигала 95 см, а у женщин на 45см длиннее.  Чтобы удобнее было работать, приходилось рукава подворачивать – засучивать. А о  ленивых работниках стали говорить, что они работают спустя рукава. Прочитайте  стихотворение под номером 2. №2 Вешать можно на гвоздь,  Полотенце и трость, Лампу плащ или шапку, И верёвку, и тряпку…  Но никогда и нигде  Не вешайте носа в беде! ­ Как вы понимаете значение выражения повесить нос? (приуныть грустить).  ­ Что советует автор стихотворения? (Никогда не грустить).  ­ В каком значении – прямом или переносном употреблено выражение не вешайте  носа?  3. Физминутка. Составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами. Потрудились,  отдохнём! Отгадайте, о чём идёт речь. 1) Их мозолят ими хлопают, их закрывают, в них пыль пускают. (Глаза) Выполняем упражнения для глаз. 2) Ее морочат, ломают, ее можно вскружить, потерять, она может идти  кругом. (Голова) 6 Выполняем вращения головой. 3) Их можно умывать, из них может все валиться, по ним можно ударить.  (Руки) Махи руками, хлопки. 4) Под ними можно путаться, с них можно встать. (Ноги) Маршировка, прыжки. 4. Работа с фразеологическим словарём. ­ Послушайте стихотворение. Ежа добрее зверя нет. Он не привык сердиться. Нигде не встретите ежа  В ежовых рукавицах. ­ Какой фразеологизм есть в стихотворении?  ­ Вам легко объяснить его значение?  ­ Если вы в чём­то сомневаетесь, где можно найти помощь? (В словаре)  ­ Какие словари вы знаете?  ­ Существует и словарь фразеологизмов, найдите его в конце учебника. 5. Работа с иллюстрациями к фразеологизмам. ­ Что означают эти выражения? (Кот наплакал, сесть в калошу, меж двух огней,  как снег на голову.) ­ Кот наплакал – очень мало ­ Сесть в калошу – оказаться в неловком положении. ­ Меж двух огней – быть в трудном положении, когда грозят неприятности с двух  сторон. ­ Как снег на голову – неожиданно. ­ Что неправильно понял художник, в чем его ошибка? Составить и записать предложение с одним из выражений. 6. Работа в парах. Составление диалогов. На доске таблица с группой устойчивых словосочетаний. Краем уха. Бить баклуши. Со всех ног. Зарубить на носу. От корки до корки. 7 ­ Что означает каждое из словосочетаний? Когда на Руси ели деревянными ложками, для мастера­ложкаря делали деревянные  заготовки из липового дерева – баклуши. Работа эта была очень легкой и, по этому, она  стала образцом не дела, а безделья. ­ Что такое диалог? Как называется каждая фраза в диалоге? ­ Составьте диалог с любым из этих словосочетаний из 2­3 реплик. 7. Восстановление устойчивых словосочетаний. ­ Запишите словосочетания, добавляя название животных. Голоден как … (волк), труслив как … (заяц), надут как … (индюк), хитер как …  (лиса), нем как … (рыба), упрям как …(осел),  колючий как … (еж). 8. Инсценировка стихотворения. ­ Посмотрите сценку и подумайте о чем она. Автор Рано утром мама­квочка В класс отправила сыночка. Говорила квочка… Квочка Не дерись, не дразнись, В классе ты не петушись! Поспеши, уже пора, Ну, ни пуха, ни пера! Автор Через час, едва живой, Петушок идет домой Ковыляет еле­еле Он со школьного двора, А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера. ­ Какое устойчивое выражение вы услышали? ­ Что имела ввиду квочка, отправляя сына в школу? ­ Каким пришел петушок домой? VI. Итог Урока. Рефлексия деятельности. ­ Почему фразеологизмы называют устойчивыми выражениями? ­ Для чего они нужны в речи? Составление синквейна учащимися. Например: Фразеологизм 8 Мудрый, поучительный. Выражает, украшает, дополняет. Речь яркая и эмоциональная. Устойчивое выражение. VII. Домашнее задание. Найти и записать фразеологизмы: I ряд – со словом «рука»; II ряд – со словом «язык»; III ряд – со словом «ухо». Составить предложения с двумя из них.

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Русский язык 3 класс «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018