Русский язык 5 класс Тема урока: "Родной язык и родная культура"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) П) 5.3.1.1составлять простой план (П) 5.3.4.1 создавать тексты - повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории Цели урока: показать функции русского языка; выявить и пополнить знания учащихся об истории русского языка; развивать чувство любви и уважения к родному языку, русской культуре; создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка в пятом классе;
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 6.docx
Краткосрочный план урока №6 Раздел   долгосрочного плана:  Дата:  Класс: 5 Школа:  Имя учителя:. Количество присутствующих:  Количество  отсутствующих:    Тема урока:                                  Родной язык и родная культура Цели обучения, которые   достигаются на   данном   уроке (ссылка   на   учебную программу) П)  5.3.1.1 составлять простой план (П)  5.3.4.1 создавать тексты ­ повествование и описание в художественном и разговорном   стилях   (письмо,   рекламный   текст,   объявление,   дневник, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории Цели урока Цели обучения  учащихся  Критерии оценивания Языковые цели Привитие ценностей показать функции русского языка; выявить и пополнить знания учащихся об истории   русского   языка;   развивать   чувство   любви   и   уважения   к   родному языку, русской культуре; создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка в пятом классе; Все учащиеся смогут: Предметные: расширение представления о русском языке, его силе и  возможностях, о русских писателях и поэтах, понимание особенностей  языкового оформления  Большинство учащихся будут уметь: Понимает и определяет главную информацию. выстроенный ответ  Некоторые учащиеся смогут: проверить умение применять теоретические знания на практике; Учащиеся работают по устному тексту на основе аудиовидеоматериала  Учащийся: ­правильно   использует   знаки   препинания   в   предложениях   с   прямой речью.Определены ключевые умения читать, писать, слушать, вести диалог как проявление способов общения и взаимодействия. Сформировать  навык слушания, умение  вести диалог,  занимать  позицию по обсуждаемому  вопросу.   Сформированы умения приводить примеры на изученную тему.   формируется  навыки культурного общения в повседневной жизни. Предметная лексика Знает об основных этических нормах и навыках культурного общения. Серия полезных    Докажем прямым методом, что... предлагается   поработать   с   энциклопедией   изучить   особенности   строения  фраз для диалога/письма растений и животных. Межпредметные связи Связь с литературой: умение обосновывать (доказывать) свою точку зрения, опираясь на известные факты, жизненный опыт Навыки использования ИКТ Первоначальные  знания Тип урока Ход урока Запланиро­ ванные Аксиомы планиметрии Комбинированный Запланированная деятельность на уроке Ресурс ыэтапы урока 1 мин 3 мин Середина  урока  Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. Актуальность изучаемой темы. Создание коллаборативной среды. Физминутка «гимнастика сидя» Слушают Выполняют упражнение Что обозначает слово грамота? Сколько у него значений?  Ученики (1. поощрение, награда; 2. чтение, письмо.) Учитель:  – Найдите устойчивые словосочетания со словом грамота. Что они  обозначают?  Ученики: (Китайская грамота (разг.) – нечто недоступное пониманию, филькина  грамота (прост.) – недействительный, неправильно или безграмотно  составленный документ.) Учитель: – Подберите синонимы к словам грамотный  Ученики: (грамотный ученик – умеющий правильно писать и говорить; грамотное  сочинение – сочинение без ошибок; грамотный врач – знающий своё дело,  обладающий необходимыми знаниями, умениями; грамотное управление –  эффективное, качественное; грамотный чертёж – правильный, точный). Учитель: – Составьте и запишите предложение с любым из этих словосочетаний. 2. Проверка домашнего задания. Ученики: Обсуждение рассказов по плану: Учитель: 1) Как построен рассказ? 2) Какова его главная мысль? 3) Как его можно озаглавить? 4) Можно ли этот текст назвать повествованием? 5) Чем интересен рассказ для слушателей, состоялось ли общение рассказчика со слушателями? Словарная работа. – Оказывается слово “речь” многозначное.  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи. 2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь. 3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна. 4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать. 5. Публичное выступление. Выступать с речью. – В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”,  “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны. (Аналогичная работа проводится со словом “язык”.) – Слово “язык” тоже многозначное: 1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и  грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена  мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский  язык. Славянские языки. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве  (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей. 3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит безязыка и без движений. 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык  пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков. 5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что­нибудь (о  предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца. 6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений.  (разговорное). Взять, привести языка. Беседа ­ Презентация Работа с текстом “Язык”.  Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа  Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу  приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три  блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил:  “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При  помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка  люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы,  просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять  просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое  худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и  разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые  государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать,  оскорблять. Может ли быть что­нибудь хуже языка?! Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот  ответ Эзопа. Словарная работа. (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание). Ксанф ­ История баснописца­раба Эзопа и его хозяина Ксанфа Древняя Греция ­ группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до  н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова. Сами греки  называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция»  пришло к нам со времён древнего Рима. Большинство историков  рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации,  родину мировой демократии, западной философии, основных принципов  архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико­математических наук,  искусства театра, Олимпийских игр и т. д. Предание ­ жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий  историческую тематику в её народной трактовке. – Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на  свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на  свете? Как понять это противоречие? – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о  речи. – Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н. Толстого? “Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей,  словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом жеможно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое  разъединяет людей?” –Аналитический блок     1.  Анализ и обсуждение текстов о русском языке . Чтение остальных текстов упр. 2.  – Назовите авторов стихотворений о русском языке. Знакомы ли вам они? – Как по­другому называют они русский язык? (Русская речь, русское слово.) – Какие ещё определения к словам язык, речь вы нашли у этих авторов? Что  их объединяет? – Какой главной мыслью проникнуты эти высказывания о русском языке,  русской речи? Критерии оценивания: Учащийся: ­ правильно использует знаки препинания в предложениях с прямой речью. Дескрипторы: ­ обнаруживает ошибку в постановке знаков препинания в схеме предложения с прямой речью; ­ определяет предложение, соответствующее схеме; ­ указывает пунктуационную ошибку в предложении с прямой речью. Для   проверки   уровня   усвоенных   знаний   на   уроке   и   дальнейшей корректировки процесса обучения. Конец урока Стратегия «Открытые мысли» Цель: учащиеся отвечают на вопросы репродуктивного (повторение ранее изученного   материала),   расширяющего   (позволяют   узнать   новое   об изученном объекте) и развивающего характера (вопросы вскрывают суть, обобщают,   содержат   в   себе   исследовательское   начало),   формировать коммуникативные   навыки;   развить   умения   обсуждать   проблему, сравнивать обобщать, делать вывод. Прием «Допиши предложения» Оценивают   собственную   деятельность   на   уроке.   Делают   выводы   о целесообразности применения в дальнейшем полученных навыков. Рефлексия: ­ достигли ли цели урока? ­ какие затруднения возникли? ­ а сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке (Цветок «Где  Я?») Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на соответствующий лепесток. 3 мин Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Учитель   распределяет   задания   для   парной работы и командной работе в соответствии со способностями учащихся Рефлексия по уроку Были   ли   цели   урока/цели   обучения реалистичными?  Все ли учащиеся достигли ЦО? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Критерии успеха (лист оценки учащегося); словесное поощрение, комментарии учителя     Регламентированное использование интерактивной   доски, проветривание кабинетаЕсли нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие   отступления   были   от   плана   урока   и почему? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:  2: Что   могло   бы   способствовать   улучшению   урока   (подумайте   как   о   преподавании,   так   и   об обучении)? 1:  2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?