Русский язык 5 класс Тема урока: "Транспорт и окружающий мир"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели обучения, которые достигаются на этом уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.4.1определять типы текстов: описание, повествование и рассуждение, различать книжный и разговорный стили по основным признакам (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) (П) 5.3.1.1составлять простой план Цели урока: Все учащиеся смогут: знать разные виды транспорта, их предназначение и особенности, классифицировать различные виды транспорта по разным основаниям; участвовать в диалоге, правильно писать гласные и согласные в корне слова Большинство учащихся смогут: рассуждать о преимуществах и недостатках того или иного вида транспорта, выделять признаки предложенных видов транспорта, выявлять общие и различные черты при сопоставлении различных видов транспорта Некоторые учащиеся смогут : создавать тексты, используя разные типы речи
Иконка файла материала Краткосрочный план урок21.docx
Краткосрочный план урока  № 21   Раздел 2: Мир вокруг нас:  транспорт и инфраструктура Дата:  класс  5 Тема урока Количество присутствующих­  Транспорт и окружающий мир Количество отсутствующих ­  Цели обучения,  которые  достигаются  на  этом уроке  (ссылка на  учебную  программу) Цели  урока: Критерии  оценивания Привитие  ценностей Языковая цель: 5.2.4.1 определять типы текстов: описание, повествование и рассуждение, различать книжный и разговорный стили по основным признакам (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) (П)  5.3.1.1 составлять простой план Все учащиеся смогут: знать разные виды транспорта, их предназначение и  особенности, классифицировать различные виды транспорта по разным  основаниям;  участвовать в диалоге, правильно писать гласные и согласные в  корне слова Большинство учащихся смогут:  рассуждать о преимуществах и  недостатках того или иного вида транспорта, выделять  признаки  предложенных видов транспорта,  выявлять  общие и различные черты при  сопоставлении различных  видов транспорта  Некоторые учащиеся смогут : создавать  тексты, используя разные типы  речи   узнать, каким был общественный транспорт в  прошлом человечества;•  понять содержание текстов о дилижансе, определить их тип речи; написать текст, объясняя свою точку зрения.  При ознакомительном чтении ученики понимают содержание прочитанного  текста, выделяет признаки различных видов транспорта, выявляет общие и  различные черты при сопоставлении  различных видов транспорта Привитие национальной идеи  «Мәңгілік Ел»,  казахстанского патриотизма,  ценностей уважения к окружащим, умения сотрудничать, оказывать  поддержку, стремления познавать новое и расширять кругозор, развитие  умения творчески и критически мыслить  Учащиеся смогут рассказать о видах транспорта, их назначению, правильно  писать безударные гласные и согласные в корнях слова, аргументируя свой  ответ, НЕ с существительными и прилагательными, опираясь на алгоритм,  смогут участвовать в диалоге­расспросе, меняя позицию «говорящий­ слушающий»,  создавать различные тексты (повествование, рассуждение)  Акцентирование внимания учащихся на академическом языке Использование учащимися языковых навыков слушание­говорение, чтение,  письмо  Предметная лексика урока: транспорт, троллейбус, трамвай, велосипед, самолет, вертолет, гужевой транспорт, профессия, пассажир, водитель, автобус, ракета, космонавт,  корабль, капитан, поезд, машинист, самолет, летчик  Терминология урока:безударные гласные и согласные в корнях слова, синонимы, эпитеты, НЕ с  существительными и прилагательными , тексты ­повествование, описание,  рассуждение Познание мира В начальных классах учащиеся на уроках по познанию мира обращались к  таким понятиям, как транспорт и его виды, имеют о них представление, на 1  уроке по теме произошло первоначальное ознакомление с видами транспорта, на данном уроке происходит более углубленное изучение темы Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Ход урока Орг момент  Психологический настрой «Улыбка»:  Подарите улыбку друг другу, И всем нам прекрасное настроение!  Актуализация знаний, определение темы урока:  ­Без чего люди не могли бы передвигаться по земле,  воде,  воздуху? (Без транспорта) Запись даты, темы в тетрадь.  Формирование групп по картинкам (автобус, трамвай,  троллейбус) Вспоминаем материал прошлого урока Разминка. Стратегия «Только минута». (В течение  минуты учащиеся работают в парах, рассказывают друг  другу о тех видах транспорта, которые они знают). Дидактическая игра «Четвертое лишнее» . На столах у  каждой группы лежат конверты с изображениями разных  видов транспорта. Нужно назвать все виды транспорта на  картинках, определить четвертое лишнее и объяснить свой выбор. 1 группа – автобус, автомобиль, велосипед, корабль   (лишнее – корабль: корабль  –водный транспорт,  остальные – наземные) 2 группа – метро, автомобиль, мотоцикл, троллейбус  (лишнее – метро: метро – подземный транспорт, остальные – наземные) 3 группа – самолет, вертолет, дельтаплан, катер (лишнее  – катер : катер – водный транспорт, остальные –  воздушные)  Запись в тетрадь предметной лексики (словарные слова):  мотоцикл, троллейбус, катер, корабль, самолет, вертолет,  автомобиль Мотивация Учитель. Хорошо! Теперь я вижу, что мы можем  двигаться дальше.  Стратегии «» Психол.  настрой  «Улыбка» Рабочая тетрадь Картинки с видами  транспорта ДО ­ Стратегия  «Только минута» Игра «4­е лишнее» ФО – словесная  оценка  учителя Слайды с  картинками  (видами  транспорта)  Взаимооценивание  групп – стратегия  «Большой палец»  ­ФО тетрадь Межпредметная  связь Предыдущее  обучение Запланирова нные этапы  урока Начало урока 10 минут 3 мин 2 мин 3 мин 2 мин Середина  20­25 минут3 мин 2 мин 2 мин 10 мин Работа по учебнику. УПР .121 А. устно – беседа с  классом  по вопросам о необычных видах транспорта ­Какие виды транспорта для тебя являются необычными?  Хотелось бы тебе покататься на них? Являются ли  животные средством передвижения?  Запись термина гужевой транспорт (транспорт, в  котором для перемещения грузов используется сила  животных) Упр. 121Б. (письменно) – каждый индивид. : составить  с/с глаг + сущ. с названиями видов транспорта,  изображенных на фотографиях. Обозначить окончания  имен существительных. Читаем и говорим Во время выполнения задания учащиеся смогут  закрепить навыки работы с текстом. Учащиеся будут выполнять задание в группах.  Учитель может организовать работу таким образом,  чтобы каждая группа работала с одним из трех текстов. Учащиеся должны определить, какие слова и вопросы  подходят к тексту, какие части речи встречаются  в тексте чаще. Учитель может подготовить для каждой  группы тексты из учебника на отдельных листах, чтобы  ученики могли выделять в них ключевые слова и  части речи. Учащиеся могут обратиться к схеме «Типы  речи», помещенной в рубрике учебника «Лингвистическая копилка», и, анализируя те признаки, которые  они нашли в тексте, определить его тип. Каждая группа будет иметь возможность поделиться с  классом результатами своей работы. Для  этого учитель может предложить учащимся бросать  кубик с надписями: «Предсказать», «Объяснить»,  «Обобщить», «Оценить». Если группе выпадает сторона  кубика «Объяснить», им необходимо объяснить классу,  как определить тип текста, и привести в  качестве примера свою работу над данным текстом.  Надпись «Обобщить» подразумевает, что группа  должна обобщить материал о типах речи, который  они узнали, работая с текстом и схемой. «Предсказать» ­  значит сообщить о том, как можно в дальнейшем на  уроках русского языка использовать знания о типах речи и навыки определения типа речи.  «Оценить», то есть ответить на вопрос: «Будет ли  полезен данный навык в жизни?». И пояснить свою  точку зрения. Лингвистическая копилка Данное задание будет формировать у учащихся навыки  выражать и обосновывать собственное  мнение, анализировать и синтезировать информацию  прочитанных текстов для подтверждения собственных  идей, а также обобщить информацию о  признаках текста в виде таблицы о типах речи. Учебник  http://www.expert.o kulyk­edu.kz/ ФО:словесная  оценка учителя Запись термина в  тетрадь Тетрадь,  взаимопроверка Физминутка Листы А3, маркеры ФО «1 звезда – 1  пожелание»  (взаимооценивание  групп) Раздаточный  материалУчащиеся будут самостоятельно писать текс Физминутка А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднялись,  А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь! ( 1­2 – стойка на носках, руки  вверх. Ладони образуют ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.) Групповая работа 1 группа Формативное оценивание по критериям Уровни мышления Понимание  Применение Анализ, синтез Критерии оценивания При ознакомительном  чтении понимает  содержание прочитанного  текста Выделяет признаки  предложенных видов  транспорта Выявляет общие и  различные черты при  сопоставлении 2 видов  транспорта           Работа с текстом.  Автобус, троллейбус, трамвай – это распространенные  виды наземного транспорта. Что  в них общего и чем они  различаются, в чем преимущества каждого? Троллейбус  отличается от трамвая  "длинными  палками" на крыше. Трамвай ездит по рельсам,  троллейбус ­ по обычной дороге. Оба работают от  электричества. Троллейбус  и трамвай более экологичные  виды транспорта,  чем автобус. Троллейбус может объехать стоящую впереди  машину, ведь он едет по обычной дороге, а трамвай  вынужден передвигаться только по рельсам. У трамвая  отдельная дорога. Поэтому время трамвая в пути не  зависит от пробок. Трамвай имеет много общего с  поездом. Троллейбус же сродни автобусу. У троллейбуса  резиновые колеса, а у трамвая – стальные. Троллейбус ­   более вместительный,  чем трамвай, и может увезти  больше пассажиров. Троллейбус  практически бесшумен.  Авт бус— автомобиль, вмещающий более 8  оо человек и предназначенный для перевозки пассажиров. В  отличие от троллейбуса и трамвая, автобус не нуждается  ни в подвесных проводах, ни в рельсах. Трамвай ездит порельсам,  а автобус на колёсах по дороге! Трамвай  питается электричеством,  а автобус бензином.  Автобусы в отличие от трамваев и троллейбусов  наиболее мобильный вид транспорта. Управляет   автобусом   и   троллейбусом   водитель. Трамваем управляет вагоновожатый. Задание: прочитайте текст, постройте диаграмму Венна,  сравнив между собой автобус и троллейбус. Раздаточный  материал 2 группа Формативное оценивание по критериям Уровни мышления Понимание  Применение Анализ, синтез Критерии оценивания Разбирается в разных  видах транспорта Может назвать  определяющие черты того  вида транспорта, о  котором пишет Умеет формулировать  тезис и приводить к нему  доказательства Задание  Составить текст­рассуждение  «Самый лучший вид  транспорта» из 6­8 предложений.   3 группа Формативное оценивание по критериям Уровни мышления Понимание  Применение Анализ, синтез Критерии оценивания При ознакомительном  чтении понимает  содержание прочитанного  текста Выделяет признаки  предложенных видов  транспорта Выявляет общие и  различные черты при  сопоставлении 2 видов  транспорта Работа с текстом  Автобус, троллейбус, трамвай – это распространенные  виды наземного транспорта. Что  в них общего и чем они  различаются, в чем преимущества каждого? Троллейбус  отличается от трамвая  "длинными  палками" на крыше. Трамвай ездит по рельсам,8 минут троллейбус ­ по обычной дороге. Оба работают от  электричества. Троллейбус  и трамвай более экологичные  виды транспорта,  чем автобус. Троллейбус может объехать стоящую впереди  машину, ведь он едет по обычной дороге, а трамвай  вынужден передвигаться только по рельсам. У трамвая  отдельная дорога. Поэтому время трамвая в пути не  зависит от пробок. Трамвай имеет много общего с  поездом. Троллейбус же сродни автобусу. У троллейбуса  резиновые колеса, а у трамвая – стальные. Троллейбус ­   более вместительный,  чем трамвай, и может увезти  больше пассажиров. Троллейбус  практически бесшумен.  человек и предназначенный для перевозки пассажиров. В  отличие от троллейбуса и трамвая, автобус не нуждается  ни в подвесных проводах, ни в рельсах. Трамвай ездит по  рельсам,  а автобус на колёсах по дороге! Трамвай  питается электричеством,  а автобус бензином.  Авт бус— автомобиль, вмещающий более 8  оо Автобусы в отличие от трамваев и троллейбусов  наиболее мобильный вид транспорта. Управляет   автобусом   и   троллейбусом   водитель. Трамваем управляет вагоновожатый. Задание: прочитайте текст, постройте диаграмму Венна,  сравнив между собой трамвай  и троллейбус. Защита спикерами выполненных заданий. Заключение Учитель: трудно представить нашу жизнь без транспорта.  Мы ездим на автомобилях, поездах, мотоциклах,  самолетах, кораблях. На транспорте перевозим грузы,  путешествуем, ездим на работу и учебу. Машины  приносят много пользы. А приносят ли они вред? Стратегия «Снежный ком» ­ А представьте себе, как изменится жизнь людей,  если исчезнут машины и другие виды транспорта? Учитель: А теперь проверьте себя, насколько вы поняли тему и  были внимательны.Ученикам раздаются карточки с  утверждениями. Детям нужно будет согласиться или не  согласиться с утверждением. Если вы согласны с   утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если  не согласны, ставите знак «–». Верное/неверное суждение : + , ­ 1. Транспорт – это средство передвижения. (+) 2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–) 3. Корабль является наземным транспортом. (–) 4. К подземному транспорту относится метро. (+). 5. Лодка – это транспорт, который передвигается по  Заключение  (10  минут) 3 мин 4 мин Стратегия  «Снежный ком». ФО ­ Стратегия  «Верное­неверное  суждение»Самопроверка  (на слайде  высвечиваются  верные и неверные  утверждения) воде. 6. Транспорт приносит только вред человеку. (–) 7. Весь транспорт делится на группы: воздушный,  наземный, водный, подземный. (+) 8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+) 9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+) 10. Водный транспорт передвигается по земле. (­) Дифференцированное домашнее задание:  А: найти и записать загадки (3­5)  о разных видах  транспорта   В:   упр 131 (НЕ с прилагательными, используя алгоритм  правила) С: Написать сочинение «Каким я представляю транспорт  будущего?» Рефлексия АНКЕТА ФИ На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался  За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне  кажется Активно/пассивно Доволен/не доволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/стало хуже Понятен/ не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/ трудным Интересным/неинтересным 1,5 мин 1,5 мин Способы дифференциации Оценивание  Формативное с помощью  стратегии: «большой палец»,  «одна звезда – одно  пожелание», словесная оценка  учителя.   При работе в группах при  распределение ролей  сильные учащиеся  выполняют роль спикера.Для того чтобы группа преуспела объясняют материал тем кто  что­то не понял. Слабомотивированные  учащиеся привлекаются в  работе в паре с сильными  учащимися. Домашнеее задание дается  дифференцированно. Использование слаид­ Соблюдение техники  безопасности и охрана  здоровья В начале урока напоминание о  соблюдении ТБ на уроке. Соблюдение требовании СЭС. ТБ при движении в классе, при  работе в группах с  использованием карандашей,  маркеров и др предметов. При выполнении заданий  учащиеся передвигаются по  классу.презентации с рисунками для представления и  запоминание визуалов,  ведение беседы для  аудиалов. Рефлексия урока Итоговая  оценка Удачные моменты урока  1: 2: На что обратить внимание и совершенствовать. 1: 2: Что нового я узнала из этого урока о своем классе или об отдельных учениках. Что я могла бы  использовать при планировании следующего урока ? Задание для критериального оценивания Групповая работа 1 группа Формативное оценивание по критериям Уровни мышления Понимание  Применение Анализ, синтез Работа с текстом.  Критерии оценивания При ознакомительном чтении понимает содержание  прочитанного текста Выделяет признаки предложенных видов транспорта Выявляет общие и различные черты при сопоставлении 2  видов транспорта Автобус, троллейбус, трамвай – это распространенные виды наземного транспорта. Что  в  них общего и чем они различаются, в чем преимущества каждого? Троллейбус  отличается от трамвая  "длинными палками" на крыше. Трамвай ездит по  рельсам, троллейбус ­ по обычной дороге. Оба работают от электричества. Троллейбус  и трамвай  более экологичные виды транспорта,  чем автобус. Троллейбус может объехать стоящую впереди машину, ведь он едет по обычной дороге, а  трамвай вынужден передвигаться только по рельсам. У трамвая отдельная дорога. Поэтому время  трамвая в пути не зависит от пробок. Трамвай имеет много общего с поездом. Троллейбус же  сродни автобусу. У троллейбуса резиновые колеса, а у трамвая – стальные. Троллейбус ­  более  вместительный,  чем трамвай, и может увезти больше пассажиров. Троллейбус  практически  бесшумен.оо Авт бус— автомобиль, вмещающий более 8 человек и предназначенный для перевозки  пассажиров. В отличие от троллейбуса и трамвая, автобус не нуждается ни в подвесных проводах,  ни в рельсах. Трамвай ездит по рельсам,  а автобус на колёсах по дороге! Трамвай питается  электричеством,  а автобус бензином.  Автобусы в отличие от трамваев и троллейбусов наиболее мобильный вид транспорта. Управляет автобусом и троллейбусом водитель. Трамваем управляет вагоновожатый. Задание: прочитайте текст, постройте диаграмму Венна, сравнив между собой автобус и  троллейбус. 2 группа Формативное оценивание по критериям Уровни мышления Понимание  Применение Анализ, синтез Работа с текстом Критерии оценивания При ознакомительном чтении понимает содержание прочитанного  текста Выделяет признаки предложенных видов транспорта Выявляет общие и различные черты при сопоставлении 2 видов  транспорта Автобус, троллейбус, трамвай – это распространенные виды наземного транспорта. Что  в  них общего и чем они различаются, в чем преимущества каждого? Троллейбус  отличается от трамвая  "длинными палками" на крыше. Трамвай ездит по  рельсам, троллейбус ­ по обычной дороге. Оба работают от электричества. Троллейбус  и трамвай  более экологичные виды транспорта,  чем автобус. Троллейбус может объехать стоящую впереди машину, ведь он едет по обычной дороге, а  трамвай вынужден передвигаться только по рельсам. У трамвая отдельная дорога. Поэтому время  трамвая в пути не зависит от пробок. Трамвай имеет много общего с поездом. Троллейбус же  сродни автобусу. У троллейбуса резиновые колеса, а у трамвая – стальные. Троллейбус ­  более  вместительный,  чем трамвай, и может увезти больше пассажиров. Троллейбус  практически  бесшумен.  оо Авт бус— автомобиль, вмещающий более 8 человек и предназначенный для перевозки  пассажиров. В отличие от троллейбуса и трамвая, автобус не нуждается ни в подвесных проводах,  ни в рельсах. Трамвай ездит по рельсам,  а автобус на колёсах по дороге! Трамвай питается  электричеством,  а автобус бензином.  Автобусы в отличие от трамваев и троллейбусов наиболее мобильный вид транспорта. Управляет автобусом и троллейбусом водитель. Трамваем управляет вагоновожатый. Задание: прочитайте текст, постройте диаграмму Венна, сравнив между собой трамвай  и  троллейбус. 3 группа Формативное оценивание по критериям Уровни мышления Понимание  Применение Анализ, синтез Критерии оценивания Разбирается в разных видах транспорта Может назвать определяющие черты того вида транспорта, о  котором пишет Умеет формулировать тезис и приводить к нему доказательства Задание : составить текст­рассуждение  «Самый лучший вид транспорта» из 6­8 предложений.