Тема: Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Производные и непроизводные междометия. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Цель урока:
Образовательная цель: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи.
Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь..
Дата: Класс: 7 84 урок
Тема:Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение
междометий. Производные и непроизводные междометия. Синтаксическая роль междометий в
предложении.
Цель урока:
Образовательная цель: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают
морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи,
выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при
междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной
речи.
Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале
учебника, развивать наблюдательность и речь..
наглядности
пазлы
Деятельность обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель. Делятся на
группы.
Ученики записывают, затем
находят числительные.
Учебник
Плакат
Демонстрируют свои знания.
Ученики фиксируют его в
тетрадях. В ходе работы
можно совещаться с друзьями
по микрогруппе.
Из ряда прочитанных слов
учащиеся записывают только
те, которые относятся к
числительным.
3
мин.
5
мин.
20
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует
учеников, проверяет готовность к уроку,
желает успеха.
II. Подготовка к восприятию новой темы.
Интеллектуальная разминка. Учитель
называет фразеологизмы, включающие
числительные.
в три ручья;
как свои пять пальцев;
на все четыре стороны;
семь пятниц на неделе.
III. Актуализация знаний.
По методу «Подумать сговориться
обсудить» проводит изучение новой темы.
Игра «Моментальное фото». В течение
короткого времени учитель демонстрирует
текст.
Междометие – особая часть речи, не
входящая ни в самостоятельные, ни в
служебные части речи, которая выражает
различные чувства, побуждения, но не
называет их.
Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.
Особенности междометий:
∙ не связаны грамматически с другими
словами;
∙ не отвечают на вопросы;
∙ не изменяются;
∙ не являются членами предложения;
В отличие от служебных частей речи,
междометия не служат ни для связи слов в
предложении, ни для связи частей
предложения.Виды междометий по
происхождению и структуре
По происхождению междометия делятся на
непроизводные и производные∙ Непроизводные междометия не
соотносятся со словами других частей речи
и состоят обычно из одного, двух или трёх
звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы. К этой же
группе относятся и сложные междометия
типа айайай, ойойой и т.п.
∙ Производные междометия образованы от
слов других частей речи:
а) глаголов (здравствуйте, прощайте,
подумаешь);
б) существительных (батюшки, караул,
господи);
в) наречий (довольно, полно);
г) местоимений (тото же).
К производным междометиям относятся и
слова иноязычного происхождения (алло,
браво, бис, капут).
По структуре междометия могут быть:
∙ простыми, то есть состоять из одного слова
(а, ай, ой, увы);
∙ сложными, т.е. образованными
соединением двухтрёх междометий (айай
ай, ойойой, батюшкисветы);
∙ составными, то есть состоять из двух и
более слов (увы и ах; тото же; вот тебе на;
вот тебе раз).
Виды междометий по значению:
∙ эмоциональные междометия выражают, но
не называют чувства, настроения (радость,
страх, сомнение, удивление и др.): ах, ойой
ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз,
слава богу, как бы не так, фу и др.;
∙ междометия, которые выражают
побуждение к действию, команды, приказы:
ну, эй, караул, кискис, вон, кыш, марш,
тпру, нука, шш, ау;
∙ этикетные междометия являются
формулами речевого этикета:
здравствуй(те), привет, спасибо,
пожалуйста, простите, всего хорошего.
10
мин.
IV. Закрепление урока. По методу «Кластер»
проводит закрепление урока.
1 группа . Выразительное чтение
предложений.
Выразительно прочитайте предложения.
Объясните, какое значение выражает
Учащиеся записывают все, что
узнали по данной теме.
Бумага А4каждое междометие.
«Фууу! Какая невкусная каша. Ура! Мы
ломим, гнутся шведы. Мария, бедная
Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?
2 группа : лингвистический эксперимент.
На карточке записаны предложения.
Дополнить их междометиями. Дать
характеристику. Сравнить записи и сделать
вывод: с какой целью употребляются
междометия в речи?
Что за погода сегодня! Есть здесь кто
нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто
говорит?
Вывод: мы узнали признаки междометия
как части речи. Наши знания помогут нам
справиться со следующим заданием, цель
которого – научиться выделять междометия
из предложений и определять признаки
междометия.
V. Итог урока. Этап рефлексии:
О чем говорили на уроке?
Что удалось без особых усилий?
Что было трудно?
VI. Домашнее задание. Объясняет
особенности выполнения домашней работы.
Придумать лингвистическую на тему «Имя
числительное».
5
мин.
2
мин.
Оценивают работу своих
одноклассников.
На стикерах записывают свое
мнение по поводу урока.
Записывают домашнюю работу
в дневниках.
стикеры
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
_____________________________________________________________________