Русский язык 7 класс Междометие как особая часть речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Производные и непроизводные междометия. Синтаксическая роль междометий в предложении. Цель урока: Образовательная цель: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи. Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь..
Иконка файла материала урок 84.docx
Дата:                                                                                                   Класс: 7                                      84 урок  Тема:Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение  междометий. Производные и непроизводные междометия. Синтаксическая роль междометий в  предложении. Цель урока:  Образовательная цель: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают  морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи,  выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при  междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной  речи. Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале  учебника, развивать наблюдательность и речь.. наглядности пазлы Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель. Делятся на группы. Ученики записывают, затем  находят числительные. Учебник Плакат  Демонстрируют свои знания. Ученики  фиксируют его в  тетрадях. В ходе работы  можно совещаться с друзьями  по микрогруппе.  Из ряда прочитанных слов  учащиеся записывают только  те, которые относятся к  числительным. 3  мин. 5  мин. 20  мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует  учеников, проверяет готовность к уроку,  желает  успеха.  II. Подготовка к восприятию новой темы.  Интеллектуальная разминка. Учитель  называет фразеологизмы, включающие  числительные. ­ в три ручья; ­ как свои пять пальцев; ­ на все четыре стороны; ­ семь пятниц на неделе. III. Актуализация знаний. По методу «Подумать­ сговориться­  обсудить» проводит изучение новой темы. Игра «Моментальное фото». В течение  короткого времени учитель демонстрирует  текст.  Междометие – особая  часть речи, не  входящая ни в самостоятельные, ни в  служебные части речи, которая выражает  различные чувства, побуждения, но не  называет их. Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др. Особенности междометий: ∙ не связаны грамматически с другими  словами; ∙ не отвечают на вопросы; ∙ не изменяются; ∙ не являются членами предложения; В отличие от служебных частей речи,  междометия не служат ни для связи слов в  предложении, ни для связи частей  предложения.Виды междометий по  происхождению и структуре  По происхождению междометия делятся на  непроизводные и производные∙ Непроизводные междометия не  соотносятся со словами других частей речи  и состоят обычно из одного, двух или трёх  звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы. К этой же  группе относятся и сложные междометия  типа ай­ай­ай, ой­ой­ой и т.п. ∙ Производные междометия образованы от  слов других частей речи: а) глаголов (здравствуйте, прощайте,  подумаешь); б) существительных (батюшки, караул,  господи); в) наречий (довольно, полно);  г) местоимений (то­то же). К производным междометиям относятся и  слова иноязычного происхождения (алло,  браво, бис, капут).  По структуре междометия могут быть: ∙ простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы);  ∙ сложными, т.е. образованными  соединением двух­трёх междометий (ай­ай­ ай, ой­ой­ой, батюшки­светы);  ∙ составными, то есть состоять из двух и  более слов (увы и ах; то­то же; вот тебе на;  вот тебе раз).  Виды междометий по значению: ∙ эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость,  страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой­ой­ ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз,  слава богу, как бы не так, фу и др.; ∙ междометия, которые  выражают  побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис­кис, вон, кыш, марш,  тпру, ну­ка, ш­ш, ау; ∙ этикетные междометия являются  формулами речевого этикета:  здравствуй(те), привет, спасибо,  пожалуйста, простите, всего хорошего. 10  мин. IV. Закрепление урока. По методу «Кластер» проводит закрепление урока. 1 группа . Выразительное чтение  предложений. Выразительно прочитайте предложения.  Объясните, какое значение выражает  Учащиеся записывают все, что  узнали по данной теме. Бумага А4каждое междометие.  «Фу­у­у! Какая невкусная каша. Ура! Мы  ломим, гнутся шведы. Мария, бедная  Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?  2 группа : лингвистический эксперимент.  На карточке записаны предложения.  Дополнить их междометиями. Дать  характеристику. Сравнить записи и сделать  вывод: с какой целью употребляются  междометия в речи?  Что за погода сегодня! Есть здесь кто­ нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто  говорит?  Вывод: мы узнали признаки междометия  как части речи. Наши знания помогут нам  справиться со следующим заданием, цель  которого – научиться выделять междометия из предложений и определять признаки  междометия. V. Итог урока. Этап рефлексии:  ­ О чем говорили на уроке? ­ Что удалось без особых усилий?  ­ Что было трудно? VI. Домашнее задание. Объясняет  особенности выполнения домашней работы.  Придумать лингвистическую на  тему «Имя  числительное». 5  мин.  2  мин. Оценивают работу своих  одноклассников. На стикерах записывают свое  мнение по поводу урока. Записывают домашнюю работу в дневниках. стикеры Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ _____________________________________________________________________

Посмотрите также