Русский язык 7 класс Междометия и звукоподражательные слова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Междометия и звукоподражательные слова» Задача урока: продолжить знакомство учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных, служебных частей речи и звукоподражательных слов, знаки препинания при междометиях. Цели урока: 1. Обучающая: сформировать умение распознавать междометия. 2. Развивающая: развивать речевые способности учащихся, вырабатывать навыки выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений..
Иконка файла материала урок 86.docx
Тема урока: «Междометия и звукоподражательные слова» Задача урока: продолжить знакомство учащихся с особенностями междометий и  звукоподражательных слов, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи,  формирование умения отличать междометия от знаменательных, служебных частей речи и  звукоподражательных слов, знаки препинания при междометиях.  Цели урока: 1. Обучающая: сформировать умение распознавать  междометия.                               2. Развивающая: развивать речевые способности учащихся, вырабатывать навыки  выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений.. Тип урока: изучение нового материала Этапы  урока 1.Организа ционный момент урока. 2.Проверка  домашнего  задания Деятельность учителя Деятельность ученика Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.  Эмоциональный настрой учащихся В   данном   тексте   расставить   знаки   препинания   и выделить междометия.   Подумайте, какую роль играют междометия в речи? А чтобы   ответить   на   этот   вопрос,     послушайте грамматическую сказку о междометии: Действующие лица: Грамматика, Словарь, Междометие, Существительное, Глагол,   Прилагательное,   Наречие,   Местоимение, Предлог,   Частица,   Посланец   Страны Междометия, Автор.    Союз, Грамматическая сказка. ­  Это было лет сто назад, а может, и поменьше. Кто   об   этом   знает?   В   общем,   тогда,   когда   о междометиях ещё никто не слыхивал. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой, и было у них девять деток ­ частей речи. Существительное, Прилагательное, Числительное,   Местоимение,   Глагол   и   Наречие   ­ эти   постарше   были   и   вместе   со   Словарём   и Грамматикой   в   школу   ходили,   ребят   уму­разуму учили. А те трое, которые  помоложе ­ Предлог, Союз  и   Частица   ­  дома   оставались   по  хозяйству хлопотать.   Пока   родители   и   старшие   братья   с работы   придут,   они   и   в   доме   приберут,   и   обед 1. О, это была райская жизнь!  (Н.Гоголь) 2. Жизнь, увы, не вечный дар!  (А.Пушкин) 3. Эй, завяжи на память узелок!  (А.Грибоедов) 4. Увы, на разные забавы я много  жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица, ей­же­ей, на славу  сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно, но  только, чур, не плутовать.  (М.Лермонтов) Междометия­неизменяемые слова, которые не относятся ни к самостоятельным,ни   к   служебным частям речи, выражают различные чувства   и   побуждения,   но   не называют   их.   На   письме междометия выделяются запятыми и восклицательным знаком.   Междометия для выражения   эмоций,   чувств   и настроения.  служатприготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай   с   вареньем,   мирно   беседовали   о   том,   о   сём. Дружная была семья. Однажды к ним постучали в дверь. Частица:  ­   Чу!   Кто­то   стучит,   ­   пискнула маленькая частица. Глагол (встав из­за стола, идёт к двери). ­ Пойду, отворю. (На пороге появляется небольшого роста существо, грязное, косматое, в лохмотьях). Существо: ­ Здравствуйте, добрые люди! Словарь:  ­ Здравствуй, странник. Просим к столу хлеба­соли   с   нами   откушать.   Мы   тебя   чайком попотчуем, а ты нам расскажешь, кто ты такой и куда путь держишь. Существо:  ­ Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, да вот  что­то учёные люди не хотят признавать меня за отдельную часть речи. Проходил   я   мимо,   узнал,   что   тут   рядом   части речи   живут,   решил   зайти   посмотреть.   Вижу: хорошо вы живёте, дружно. Прошу вас, примите и меня в свою семью, буду честно трудиться, как и все. Предлог: ­ Вот те на! Наречие: ­ Тьфу! Ерунда, какая! Союз  (покосившись   на   междометие):   ­   Эге,   куда метнуло. Существительное:  ­   Батюшки!   Страсть!   Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем? Прилагательное  (сквозь   зубы):   ­   У­у­у,   страшное такое и к нам в семью захотело. Глагол  (с   кулаками   идёт   к   междометию):   ­   К чертям! Прочь! Вон! Марш! Словарь  (сердито):   ­   Цыц!   Замолчите   все!   Надо разобраться сначала, а не кричать попусту. Грамматика:  ­   Правильно.   Пусть   Междометие расскажет, что оно делать умеет, есть ли какая польза от него. Междометие: ­ Пожалуйста. Вот вы все кричали на меня, а того и не замечали, что меня столько раз употребили. Глагол: ­ А ведь верно, так оно и было. Местоимение: ­ Тс­с, слушай, что будет дальше. Междометие: ­ А дальше я вот что вам скажу. Я ­ самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись,   потому   что   я   чувства   и   всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому ­ он кричит: "Ай­ай­ай" или "Ой­ой­ой!". Весело ему ­ смеётся:   Хе­хе­хе!". Встретились   двое,   сразу   ко   мне   за   помощью: "Привет!   Здравствуйте!   Здорово!   Извиняюсь!   Мерси! Простите!   Благодарю!   Хи­хи­хи!   Спасибо! "Ха­ха­ха!         команды, побуждения приказа, к Междометия   используются   для выражения: эмоций • o ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей­богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай­ ай­ай, фу... • призыва, действию o на   (возьми),   фас,   кис­кис, алле,   цып­цып,   майна,   вира,   бай­ бай,   тсс,   стоп,   алло,   караул,   чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну­ка, ау... •   до   свидания, здравствуй(те), спасибо,   благодарю,   прощай(те), прости(те),   всего хорошего,   мое   почтение,   привет, пока, здорово... речевого этикета   пожалуйста,3.Объяснен ие нового  материала. Пожалуйста!" Чуть дело плохо, говорят: " Дело ­ табак! Крышка! Капут!". А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм­гм и им подобные   ­   это   ведь   мои   братцы.   Да   что   там люди! И животные, и птицы нуждаются во мне: собачка ­ гав­гав, тяф­тяф; кошка ­ мяу­мяу; утка ­   кря­кря;   гусь   ­   га­га­га;   петушок   ­   ку­ка­ре­ку; курочка ­ куд­кудах; свинка ­ хрю­хрю. Даже звуки от предметов я умею передавать, ­ гордо закончило Междометие.   ­   Слыхали,   небось,   как   колокол гудит?   Бом­бом­бом,   дин­дон.   А   как   колокольчик поёт? Динь­динь­динь Грамматика: ­ Ну что ж, правду ты говоришь, без тебя в речи обойтись трудно. Придётся принять тебя в нашу семью. Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его уложим за печкой, та свободный уголок есть. ­ Так и сегодня живёт Междометие, как за печкой, в стороне от других частей, как знаменательных, так и служебных.   на   какие   три   группы   делятся Вспомните, междометия? А какие слова называются звукоподражательными?     Сегодня мы познакомимся с особенностями  междометий, звукоподражательных слов,  будем  правильно писать их, соблюдая пунктуационные  нормы, не забывая разряды. Откройте тетради, запишите число и тему урока: “  Междометия и звукоподражательные слова, их  особенности” За каждое верно выполненное задание вы будете  получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше  будет ваша оценка. Желаю успехов! Ребята, а сейчас внимание на доску! Перед вами три  предложения, в которых надо выделить  грамматическую основу, определить все части речи и  сделать вывод. 1.Далече грянуло «ура».  2.От « ура» дрожали стены.  3. Ура! Наш класс занял первое место в соревновании.  Ребята!   Давайте   сделаем   вывод!   Что   вы   можете сказать об этой особенности? ­А теперь самые активные в этом виде работы получат жетоны.   1.     Выполните   задания:     2   человека   работают индивидуально. (Карточки) а). В один столбик выпишите слова, называющие  чувства (знаменательные части речи), в другой –  слова, выражающие их (междометия). Какими знаками Междометия многозначными.    могут   быть   Звукоподражательные   слова­ слова, неизменяемые воспроизводящие звуки, издаваемые   животными,   птицами, человеком   или   характерные   для окружающей среды.       грянуло       Нар.         Глаг. «ура». 1.Далече   Междометие   в   значении ( существительного,   в   предложении является подлежащим) предл.             Глаг. 2.От « ура» дрожали    сущ. стены. (Междометие в значении  существительного, в предложении  является дополнением)                     мест.     Сущ. Глаг. 3. Ура! Наш класс занял  числ.          Сущ.  Предл. первое место в  сущ.  соревновании. (Междометие) Междометия   не   изменяются,   не являются   членами   предложения, но   они   могут   употребляться   в значении других частей речи. При этом   междометие   принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.  1) однородные подлежащие,4.Закреплен ие нового  материала.  Тренировоч ные  упражнени я. препинания выделены в тексте междометия? На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах­ах­ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб  нашла!» Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!» Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!» б). Найдите междометия, скажите, какие чувства они  выражают, обратите внимание на интонацию. 1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов)  2. Ах, как это неприятно!  3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная  беспечность? (М.Сервантес)  4. Ах, как я люблю весенние зори!  2.   Остальные ребята работают со мной. Определите, какой частью речи и каким членом  предложения является слово Ну в данном  контексте. Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну. ­ Ну, скорей!­ сказало Ну, А не то я утону! ­ Не спеши!­ сказало Ну,­ Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка,  И какая­то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и ну!» А теперь повторим разряды междометий  выраженные междометиями в  значении существительных 2) междометие, не может быть  членом предложения 3) подлежащее, выраженное  междометием в значении  существительного 4) подлежащее, выраженное  междометием в значении  существительного 5) междометие, не может быть  членом предложения С восхищением, восторгом! С досадой и раздражением! Боязливо, испуганно! Решительно! С недовольством, с отвращением! С досадой, с раздражением! Чувство боли и неприятного  ощущения! Все   междометия   относятся   к словам,   которые   выражают эмоции. • • • • • • • Ах! Как красиво!  Ох! Как плохо!  Ай! Не надо!  Эх! Пойду потанцую!  Фу! Как грязно!  Увы! Все пропало!  Ой­ой­ой! Больно!  страх – Ах испуг ­ Ах­ах­ах восторг ­ Ах досада ­ Ах недовольство,  отвращение ­ Фу выделяются Междометия запятыми   и   восклицательным знаком.­     А   сейчас   послушаем     ребят,   которые   работали индивидуально.   Но   вы     тоже   будете   участвовать   в проверке.   Перед   вами   два   вида   карточек.   Если   вы считаете, что учащийся правильно выписал слова, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается  Алеша...Начинаем. 1­ый   учащийся:   В   один   столбик   выписывал   слова, называющие   чувства   (знаменательные   части   речи),   в другой – слова, выражающие их (междометия) 1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) – (Испуг.) 2. Ах, как это неприятно! –  (Огорчение.) 3. Ах, сеньор губернатор, уместна  ли подобная беспечность?  (М.Сервантес) – (Упрек.) 4. Ах, как я люблю весенние зори!  – (Восхищение.) За это задание ученик получает жетон 2­ой   учащийся  находил   междометия,   определил, какие чувства они выражают ­Давайте   сделаем   вывод   о   том,   что   перед   нами многозначные междометия.  многозначное   междометие   –   междометие,   которое может   выражать   разные   чувства,   эмоции:   испуг, огорчение, упрек, восторг, досада  и т.д.  Ребята, а теперь я буду читать стихотворение, а вы, услышав   междометие,   должны   будете   остановить меня, сказав громко “Стоп”: Повстречалась с ним корова У зеленого куста. – Эй, буренушка, здорово! Не видала ль ты, корова, Где овечка без хвоста? Но корове эти речи Непонятны человечьи, И она в ответ ему Прокричала кратко: «Му!» Повстречался пес зубастый Возле речки у моста. ­ Эй, послушай,  Псина, здравствуй! Не видал ли, пес зубастый, Ты овечку без хвоста? Но собаке эти речи Не понятны человечьи. Ничего не разобрав, Пес пролаял громко: «Гав!» Повстречался с ним козленок  у кленового куста. – Эй, рогатый! Эй, миленок! Не видал ли ты, козленок, Где овечка без хвоста? Но козлу такие речи Непонятны человечьи. Лист кленовый теребя, Он проблеял нежно: «Бя!» (Е.Тараховская.) Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав, Эй, здорово Эй  здравствуй Эй От междометий следует отличать  звукоподражательные слова,которые не могут выражать чувств, побуждений к действию, и не  являются этикетными формулами.  Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными.  Кукушка кричит ку­ку­ку бя? Попробуйте доказать свою точку зрения. Это любопытно!Послушайте! Оказывается,   люди   разных   национальностей различно   слышат   звуки,   издаваемые   животными, птицами. Сравните: Крик петуха Русский ­  кукареку Английский­как­а­дудль­ду Венгерский ­ кукареку Немецкий ­ кикирики Французский ­ кокорико Японский­ Кокэкокко Лай собаки Русский ­     гав­гав Английский­ уау­уау Венгерский ­ вау­вау Немецкий ­ вау­вау Французский ­  ау­ау Японский­ ван­ван 2.   Кукушка.   Как,   по­вашему,   за   что   кукушка получила свое имя? Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку­ку! Ку­ ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев   –   куконо.   Все   эти   народы   обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже. А   сейчас,   ребята,   викторина   «Страшный   разговор». Послушайте текст. Сможете ли вы угадать, о каких междометиях идет речь?!  Однажды   ночью   в   стране   Морфологии,   когда   все самостоятельные   и   служебные   части   речи отдыхали   после   трудового   дня,   в   одной   темной­ претемной комнате собрались странные слова. Так как   было   очень   темно,   части   речи   нельзя   было различить, но разговор их мы услышали. Сможете ли вы назвать говорящих? Вот их диалог. –   Представляете,   сегодня   я   узнала,   что   среди самостоятельных у меня есть близнец! Обозначает напиток! Это существительное люди употребляют ежедневно и не единожды, а обо мне вспоминаюткомнате     В находились междометия:   Чай!   Ба!   Ха­ха! Боже!   Алло! Здравствуйте! До свидания! Черт! Караул!   Цып­цып! редко­редко, да и то лишь в устаревших словах! Чай обидно! – Ба! Какая несправедливость, но это еще что! Вот я!   Представляете?   Оказывается,   если   меня написать   два   раза   подряд   и   без   дефиса,   я   стану женщиной!   Какое   несчастье!   И   не   надо   там хихикать! –   Почему   же   не   надо?   Я   имею   на   это   законное право! – Откуда у вас это право? – От Всевышнего! Кстати, он когда­то со мной не расставался,   а   вот   теперь   приходится   скучать   в вашей компании. – Правильно, не надо было хорохориться! – Кто это сказал? – Цыц! Я, между прочим, среди вас самый важный!   что   я   есть   даже   в – Это почему же? –   Это   потому, орфографическом правиле! – Мы все есть! Только в другом. А в это правило ты попал благодаря курице, да и то в виде исключения. – Ну что вы так разгорячились? Самое нужное и важное слово – это я. Во­первых, я – иностранец, во­вторых,   во   мне   две   л,   а   в­третьих,   люди произносят   меня   чаще,   чем   всех   вас,   вместе взятых, потому что все теперь продвинутые, у всех есть дома телефон... – Минуточку! Телефон и сломаться может... А вот нас люди всегда произносят, когда встречаются и прощаются, потому что люди нынче воспитанные.  – Где это вы видели воспитанных людей? Да они меня – рогатого, с копытами – по сто раз на день вспоминают, а вы про них – вос­пи­тан­ные! – А кто это у нас в углу там сидит и все время молчит? – Тебе лучше меня не трогать!  – Это почему же? Кто ты такой? Особенный, что ли? –   Нет,   я   такой   же,   как   вы.   Но   стоит   мне произнести свое имя, как вы все кинетесь в разные стороны. – Да ну! Не может быть! – Как не может. Смотри! – и он произнес... ­   Ребята,   о   каких   особенностях   междометий   вы сегодня узнали?   ­   Чем   отличаются   звукоподражательные   слова   от междометий? ­ Каждый из  вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов выполучили,   опираясь   на   критерии   оценивания, поставьте   себе   оценку.   Эту   оценку   вы   можете поставить   себе   в   дневник.     А   потом   ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.   бывают   Междометия ­ Междометия могут выступать в значении других частей речи ­ многозначными ­ Это слова, воспроизводящие  звуки, издаваемые животными,  птицами, человеком или  характерные для  окружающей  среды.6.Подведен ие итогов. 5.  Домашнее  задание 1. Списать текст. Междометия, если они  выступают в роли другой (самостоятельной) части  речи, подчеркните как член предложения. Как­то Ох и Ах заблудились в трех соснах. И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело  плохо». И сказало слово Ах: «Ах,  как страшно в трех  соснах». Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей! С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!». И сказало Ох: «Хо­хо! В самом деле, как легко!». И сказало Ах: «Ха­ха! И не страшно!  2. Разгадать кроссворд.  СПРЯТАННОЕ СЛОВО Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы  прочитаете название этой части речи. 1. Выражение сомнения, недоверия, иронии. 2. Выражение удивления при обнаружении чего­либо  неожиданного, любопытного. 3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы. 4. Выражение отказа. 5. Подражание звуку резкого удара, падения чего­либо. 6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего. 7. Подражание блеянию овцы. 8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!». 9. Возглас, требующий повторить только что исполненный  артистом номер. 10. Подражание бренчанию струнного инструмента.Этапы  урока 1.Организа ционный момент урока. 2.Проверка  домашнего  задания Деятельность учителя Деятельность ученика Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.  Эмоциональный настрой учащихся 1. О, это была райская жизнь!  (Н.Гоголь) 2. Жизнь, увы, не вечный дар!  (А.Пушкин) 3. Эй, завяжи на память узелок!  (А.Грибоедов) 4. Увы, на разные забавы я много  жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица, ей­же­ей, на славу  сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно, но  только, чур, не плутовать.  (М.Лермонтов) Междометия­неизменяемые слова, которые не относятся ни к самостоятельным,ни   к   служебным частям речи, выражают различные чувства   и   побуждения,   но   не называют   их.   На   письме междометия выделяются запятыми и восклицательным знаком.   Междометия для выражения   эмоций,   чувств   и настроения.  служат     В   данном   тексте   расставить   знаки   препинания   и выделить междометия.   Подумайте, какую роль играют междометия в речи? А чтобы   ответить   на   этот   вопрос,     послушайте грамматическую сказку о междометии: Действующие лица: Грамматика, Словарь, Междометие, Существительное, Глагол,   Прилагательное,   Наречие,   Местоимение,   Частица, Предлог,   Посланец   Страны Междометия, Автор.    Союз, Грамматическая сказка. ­  Это было лет сто назад, а может, и поменьше. Кто   об   этом   знает?   В   общем,   тогда,   когда   о междометиях ещё никто не слыхивал. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой, и было у них девять деток ­ частей речи. Существительное, Прилагательное, Числительное,   Местоимение,   Глагол   и   Наречие   ­ эти   постарше   были   и   вместе   со   Словарём   и Грамматикой   в   школу   ходили,   ребят   уму­разуму учили. А те трое, которые  помоложе ­ Предлог, Союз  и   Частица   ­  дома   оставались   по  хозяйству хлопотать.   Пока   родители   и   старшие   братья   с работы   придут,   они   и   в   доме   приберут,   и   обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай   с   вареньем,   мирно   беседовали   о   том,   о   сём. Дружная была семья. Однажды к ним постучали в дверь. Частица:  ­   Чу!   Кто­то   стучит,   ­   пискнула маленькая частица. Глагол (встав из­за стола, идёт к двери). ­ Пойду, отворю. (На пороге появляется небольшого роста существо, грязное, косматое, в лохмотьях). Существо: ­ Здравствуйте, добрые люди! Словарь:  ­ Здравствуй, странник. Просим к столу хлеба­соли   с   нами   откушать.   Мы   тебя   чайком попотчуем, а ты нам расскажешь, кто ты такой и куда путь держишь. Существо:  ­ Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, да вот  что­то учёные люди нехотят признавать меня за отдельную часть речи. Проходил   я   мимо,   узнал,   что   тут   рядом   части речи   живут,   решил   зайти   посмотреть.   Вижу: хорошо вы живёте, дружно. Прошу вас, примите и меня в свою семью, буду честно трудиться, как и все. Предлог: ­ Вот те на! Наречие: ­ Тьфу! Ерунда, какая! Союз  (покосившись   на   междометие):   ­   Эге,   куда метнуло. Существительное:  ­   Батюшки!   Страсть!   Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем? Прилагательное  (сквозь   зубы):   ­   У­у­у,   страшное такое и к нам в семью захотело. Глагол  (с   кулаками   идёт   к   междометию):   ­   К чертям! Прочь! Вон! Марш! Словарь  (сердито):   ­   Цыц!   Замолчите   все!   Надо разобраться сначала, а не кричать попусту. Грамматика:  ­   Правильно.   Пусть   Междометие расскажет, что оно делать умеет, есть ли какая польза от него. Междометие: ­ Пожалуйста. Вот вы все кричали на меня, а того и не замечали, что меня столько раз употребили. Глагол: ­ А ведь верно, так оно и было. Местоимение: ­ Тс­с, слушай, что будет дальше. Междометие: ­ А дальше я вот что вам скажу. Я ­ самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись,   потому   что   я   чувства   и   всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому ­ он кричит: "Ай­ай­ай" или "Ой­ой­ой!". Весело ему ­ смеётся:   Хе­хе­хе!". Встретились   двое,   сразу   ко   мне   за   помощью: "Привет!   Здравствуйте!   Здорово!   Извиняюсь! Простите!   Мерси! Пожалуйста!" Чуть дело плохо, говорят: " Дело ­ табак! Крышка! Капут!". А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм­гм и им подобные   ­   это   ведь   мои   братцы.   Да   что   там люди! И животные, и птицы нуждаются во мне: собачка ­ гав­гав, тяф­тяф; кошка ­ мяу­мяу; утка ­   кря­кря;   гусь   ­   га­га­га;   петушок   ­   ку­ка­ре­ку; курочка ­ куд­кудах; свинка ­ хрю­хрю. Даже звуки от предметов я умею передавать, ­ гордо закончило Междометие.   ­   Слыхали,   небось,   как   колокол гудит?   Бом­бом­бом,   дин­дон.   А   как   колокольчик поёт? Динь­динь­динь Грамматика: ­ Ну что ж, правду ты говоришь, без тебя в речи обойтись трудно. Придётся принять тебя в нашу семью. Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его уложим за   Благодарю!   Хи­хи­хи!   Спасибо! "Ха­ха­ха!         команды, побуждения приказа, к Междометия   используются   для выражения: эмоций • o ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей­богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай­ ай­ай, фу... • призыва, действию o на   (возьми),   фас,   кис­кис, алле,   цып­цып,   майна,   вира,   бай­ бай,   тсс,   стоп,   алло,   караул,   чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну­ка, ау... • здравствуй(те),   до   свидания, спасибо,   благодарю,   прощай(те), прости(те),   всего хорошего,   мое   почтение,   привет, пока, здорово... Междометия многозначными.  речевого этикета   пожалуйста,   могут   быть   Звукоподражательные   слова­ неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые   животными,   птицами, человеком   или   характерные   для окружающей среды.печкой, та свободный уголок есть. ­ Так и сегодня живёт Междометие, как за печкой, в стороне от других частей, как знаменательных, так и служебных.   на   какие   три   группы   делятся Вспомните, междометия? А какие слова называются звукоподражательными?     Сегодня мы познакомимся с особенностями  междометий, звукоподражательных слов,  будем  правильно писать их, соблюдая пунктуационные  нормы, не забывая разряды. Откройте тетради, запишите число и тему урока: “  Междометия и звукоподражательные слова, их  особенности” За каждое верно выполненное задание вы будете  получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше  будет ваша оценка. Желаю успехов! Ребята, а сейчас внимание на доску! Перед вами три  предложения, в которых надо выделить  грамматическую основу, определить все части речи и  сделать вывод. 1.Далече грянуло «ура».  2.От « ура» дрожали стены.  3. Ура! Наш класс занял первое место в соревновании.  Ребята!   Давайте   сделаем   вывод!   Что   вы   можете сказать об этой особенности? ­А теперь самые активные в этом виде работы получат жетоны.   1.     Выполните   задания:     2   человека   работают индивидуально. (Карточки) а). В один столбик выпишите слова, называющие  чувства (знаменательные части речи), в другой –  слова, выражающие их (междометия). Какими знаками препинания выделены в тексте междометия? На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах­ах­ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб  нашла!» Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!» Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!» б). Найдите междометия, скажите, какие чувства они  выражают, обратите внимание на интонацию. 1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов)  2. Ах, как это неприятно!  3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная  беспечность? (М.Сервантес)  3.Объяснен ие нового  материала. 4.Закреплен ие нового  материала.  Тренировоч ные  упражнени я.     грянуло       Нар.         Глаг. «ура». 1.Далече (   Междометие   в   значении существительного,   в   предложении является подлежащим) предл.             Глаг. 2.От « ура» дрожали    сущ. стены. (Междометие в значении  существительного, в предложении  является дополнением)                     мест.     Сущ. Глаг. 3. Ура! Наш класс занял  числ.          Сущ.  Предл. первое место в  сущ.  соревновании. (Междометие) Междометия   не   изменяются,   не являются   членами   предложения, но   они   могут   употребляться   в значении других частей речи. При этом   междометие   принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.  1) однородные подлежащие,  выраженные междометиями в  значении существительных 2) междометие, не может быть  членом предложения 3) подлежащее, выраженное  междометием в значении  существительного 4) подлежащее, выраженное  междометием в значении  существительного 5) междометие, не может быть  членом предложения С восхищением, восторгом!4. Ах, как я люблю весенние зори!  2.   Остальные ребята работают со мной. Определите, какой частью речи и каким членом  предложения является слово Ну в данном  контексте. Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну. ­ Ну, скорей!­ сказало Ну, А не то я утону! ­ Не спеши!­ сказало Ну,­ Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка,  И какая­то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и ну!» А теперь повторим разряды междометий  С досадой и раздражением! Боязливо, испуганно! Решительно! С недовольством, с отвращением! С досадой, с раздражением! Чувство боли и неприятного  ощущения! Все   междометия   относятся   к словам,   которые   выражают эмоции. • • • • • • • Ах! Как красиво!  Ох! Как плохо!  Ай! Не надо!  Эх! Пойду потанцую!  Фу! Как грязно!  Увы! Все пропало!  Ой­ой­ой! Больно!  ­     А   сейчас   послушаем     ребят,   которые   работали индивидуально.   Но   вы     тоже   будете   участвовать   в проверке.   Перед   вами   два   вида   карточек.   Если   вы считаете, что учащийся правильно выписал слова, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается  Алеша...Начинаем. 1­ый   учащийся:   В   один   столбик   выписывал   слова, называющие   чувства   (знаменательные   части   речи),   в другой – слова, выражающие их (междометия) За это задание ученик получает жетон 2­ой   учащийся  находил   междометия,   определил, какие чувства они выражают ­Давайте   сделаем   вывод   о   том,   что   перед   нами многозначные междометия.  страх – Ах испуг ­ Ах­ах­ах восторг ­ Ах досада ­ Ах недовольство,  отвращение ­ Фу Междометия выделяются запятыми   и   восклицательным знаком.   1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) – (Испуг.) 2. Ах, как это неприятно! –  (Огорчение.) 3. Ах, сеньор губернатор, уместна  ли подобная беспечность?  (М.Сервантес) – (Упрек.) 4. Ах, как я люблю весенние зори!  – (Восхищение.)многозначное   междометие   –   междометие,   которое может   выражать   разные   чувства,   эмоции:   испуг, огорчение, упрек, восторг, досада  и т.д.  Ребята, а теперь я буду читать стихотворение, а вы, услышав   междометие,   должны   будете   остановить меня, сказав громко “Стоп”: Повстречалась с ним корова У зеленого куста. – Эй, буренушка, здорово! Не видала ль ты, корова, Где овечка без хвоста? Но корове эти речи Непонятны человечьи, И она в ответ ему Прокричала кратко: «Му!» Повстречался пес зубастый Возле речки у моста. ­ Эй, послушай,  Псина, здравствуй! Не видал ли, пес зубастый, Ты овечку без хвоста? Но собаке эти речи Не понятны человечьи. Ничего не разобрав, Пес пролаял громко: «Гав!» Повстречался с ним козленок  у кленового куста. – Эй, рогатый! Эй, миленок! Не видал ли ты, козленок, Где овечка без хвоста? Но козлу такие речи Непонятны человечьи. Лист кленовый теребя, Он проблеял нежно: «Бя!» (Е.Тараховская.) Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав, бя? Попробуйте доказать свою точку зрения. Это любопытно!Послушайте! Оказывается,   люди   разных   национальностей различно   слышат   звуки,   издаваемые   животными, птицами. Сравните: Крик петуха Русский ­  кукареку Английский­как­а­дудль­ду Венгерский ­ кукареку Немецкий ­ кикирики Французский ­ кокорико Японский­ Кокэкокко Эй, здорово Эй  здравствуй Эй От междометий следует отличать  звукоподражательные слова,  которые не могут выражать чувств, побуждений к действию, и не  являются этикетными формулами.  Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными.Лай собаки Русский ­     гав­гав Английский­ уау­уау Венгерский ­ вау­вау Немецкий ­ вау­вау Французский ­  ау­ау Японский­ ван­ван 2.   Кукушка.   Как,   по­вашему,   за   что   кукушка получила свое имя? Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку­ку! Ку­ ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев   –   куконо.   Все   эти   народы   обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже. А   сейчас,   ребята,   викторина   «Страшный   разговор». Послушайте текст. Сможете ли вы угадать, о каких междометиях идет речь?!  Однажды   ночью   в   стране   Морфологии,   когда   все самостоятельные   и   служебные   части   речи отдыхали   после   трудового   дня,   в   одной   темной­ претемной комнате собрались странные слова. Так как   было   очень   темно,   части   речи   нельзя   было различить, но разговор их мы услышали. Сможете ли вы назвать говорящих? Вот их диалог. –   Представляете,   сегодня   я   узнала,   что   среди самостоятельных у меня есть близнец! Обозначает напиток! Это существительное люди употребляют ежедневно и не единожды, а обо мне вспоминают редко­редко, да и то лишь в устаревших словах! Чай обидно! – Ба! Какая несправедливость, но это еще что! Вот я!   Представляете?   Оказывается,   если   меня написать   два   раза   подряд   и   без   дефиса,   я   стану женщиной!   Какое   несчастье!   И   не   надо   там хихикать! –   Почему   же   не   надо?   Я   имею   на   это   законное право! – Откуда у вас это право? – От Всевышнего! Кстати, он когда­то со мной не расставался,   а   вот   теперь   приходится   скучать   в вашей компании. – Правильно, не надо было хорохориться! – Кто это сказал? – Цыц! Я, между прочим, среди вас самый важный! Кукушка кричит ку­ку­ку комнате     В находились междометия:   Чай!   Ба!   Ха­ха! Боже!   Алло! Здравствуйте! До свидания! Черт! Караул!   Цып­цып!что   я   есть   даже   в – Это почему же? –   Это   потому, орфографическом правиле! – Мы все есть! Только в другом. А в это правило ты попал благодаря курице, да и то в виде исключения. – Ну что вы так разгорячились? Самое нужное и важное слово – это я. Во­первых, я – иностранец, во­вторых,   во   мне   две   л,   а   в­третьих,   люди произносят   меня   чаще,   чем   всех   вас,   вместе взятых, потому что все теперь продвинутые, у всех есть дома телефон... – Минуточку! Телефон и сломаться может... А вот нас люди всегда произносят, когда встречаются и прощаются, потому что люди нынче воспитанные.  – Где это вы видели воспитанных людей? Да они меня – рогатого, с копытами – по сто раз на день вспоминают, а вы про них – вос­пи­тан­ные! – А кто это у нас в углу там сидит и все время молчит? – Тебе лучше меня не трогать!  – Это почему же? Кто ты такой? Особенный, что ли? –   Нет,   я   такой   же,   как   вы.   Но   стоит   мне произнести свое имя, как вы все кинетесь в разные стороны. – Да ну! Не может быть! – Как не может. Смотри! – и он произнес... ­   Ребята,   о   каких   особенностях   междометий   вы сегодня узнали?   ­   Чем   отличаются   звукоподражательные   слова   от междометий? ­ Каждый из  вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили,   опираясь   на   критерии   оценивания, поставьте   себе   оценку.   Эту   оценку   вы   можете поставить   себе   в   дневник.     А   потом   ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.бывают   Междометия ­ Междометия могут выступать в значении других частей речи ­ многозначными ­ Это слова, воспроизводящие  звуки, издаваемые животными,  птицами, человеком или  характерные для  окружающей  среды. 6.Подведен ие итогов. 5.  Домашнее  задание 1. Списать текст. Междометия, если они  выступают в роли другой (самостоятельной) части  речи, подчеркните как член предложения. Как­то Ох и Ах заблудились в трех соснах. И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело  плохо». И сказало слово Ах: «Ах,  как страшно в трех  соснах». Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей! С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!». И сказало Ох: «Хо­хо! В самом деле, как легко!». И сказало Ах: «Ха­ха! И не страшно!2. Разгадать кроссворд.  СПРЯТАННОЕ СЛОВО Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы  прочитаете название этой части речи. 1. Выражение сомнения, недоверия, иронии. 2. Выражение удивления при обнаружении чего­либо  неожиданного, любопытного. 3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы. 4. Выражение отказа. 5. Подражание звуку резкого удара, падения чего­либо. 6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего. 7. Подражание блеянию овцы. 8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!». 9. Возглас, требующий повторить только что исполненный  артистом номер. 10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

Посмотрите также