Русский язык 7 класс Повторение. Морфемика и словообразование
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
06.03.2018
Урок №6 Тема: Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор
Цель урока: дать понятие об описании; развить навыки письменной речи, умение излагать свои мысли чётко и лаконично;
развивать умение составить монологический ответ, навык работы в группе, умение вести диалог, развивать образного мышления.
Морфемика.docx
Дата: Класс: 7 урок 7
Тема:Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор
Цель урока:дать понятие об описании; развить навыки письменной речи, умение излагать свои мысли чётко и
лаконично;
развивать умение составить монологический ответ, навык работы в группе, умение вести диалог, развивать
образного мышления.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
нагляд
ности
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Ученики отвечают на вопросы
учителя.
карточ
ки
учебни
к
Ученики работают над
упражнениями.
Морфемика – это раздел
языкознания, в котором изучается
система морфем языка и
морфемная структура
словМорфема – это минимальная
значимая часть слова.Морфемы:
корень, суффикс, приставка,
окончание.
3
мин.
5
мин.
20
мин.
I. Организационный момент. Приветствует
учеников, проверяет готовность к уроку, желает
успеха
II. Мотивация к изучению нового материала.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит
учащихся к теме нового урока.
Кроссворд.
по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная
значимая часть слова, в которой заключено общее
значение всех однокоренных слов.
по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть
слова, которая находится перед корнем и служит для
образования слов. 4. Часть слова, которая находится
после корня и обычно служит для образования слов.
III. Актуализация знаний
проведём игру «Угадай словечко».
На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я
открою первую букву. Сможете ли вы догадаться,
какое это слово? (нет).
на планшете скрыто слово тигрята).
Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам
Кто может предположить, какая это морфема и
какой части речи (или частям речи) она может
принадлежать? (окончание существительного или
глагола).
Как вы догадались? Подберите слова с этой же
морфемой (машина, улица, взяла, приняла).
Что можно определить по окончанию, но только
если слово дано полностью (род, число, падеж,
спряжение).
Здесь вы видите другие окончания, каким частям
речи они принадлежат? Подберите примеры ( ешь,
ут, ют, ая, ое, читаешь, пишут, поют, светлая,
большое, врач).
Для чего нужно окончание? (для связи слов в
предложении и словосочетании).
А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)
А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался,
какое слово здесь «прячется»?
(тигрята).
Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).
Какой вывод можно сделать. Что такое корень?
(корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без
корня слов не бывает).
Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а
служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов,
меньше 100 приставок и около 100 окончаний,
поэтомуто мы и допускаем больше ошибок именно в
корнях слов.
А что обычно находится после корня? (суффикс)
Для чего он служит? (для образования новых слов)
Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что
меняется в значении слова и благодаря какой
морфеме это происходит?
ят обозначает детёнышей животных, птиц.
Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно
ласкательный). Подберите примеры с этим
суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята,
воробьята)
Какую ещё морфему можно выделить в этом слове?
(основу)
Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)
А бывают ли слова, где часть основы находится после
окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда
выделяем основу? (она будет разорванной)
А какой же морфемы нет в слове? (приставки)
Для чего она служит и где обычно находится? (перед
корнем и служит для образования новых слов)
Закрепление урока. По методу «Аквариум»
проводит закрепление урока.
Отметьте предожения, в которых есть слово с
приставкой при.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к
плывущему кораблю.
2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.
3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.
. Словообразование и культура речи.
1) Подготовленный ученик.
2) Сравним однокоренные слова с различными
приставками и суффиксами.
гордость гордыня
горячка горячность
обсудить засудить
освоить усвоить
гордость – чувство собственного достоинства.
гордыня – непомерная гордость.
горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт.
горячность – вспыльчивость, несдержанность.
обсудить – когото, чтото.
Засудить – человека.
освоить – профессию.
10
мин.
Демонстрируют свои знания. усвоить – материал.
Поэтому надо знать правила словообразования.
Умение членить слово на морфемы, определять
роль и значение морфем, помогут избежать
многих ошибок, связанных с грамотностью и
культурой речи.
3 группа : составить словосочетания (по
вариантам).
надеть ? нарезать ?
одеть ? порезать ?
5
мин.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия
«Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Оценивают работу своих
одноклассников, пишут
телеграммы.
На стикерах записывают свое
мнение по поводу урока.
Записывают домашнюю работу в
дневниках.
Дерево
Блоба
стикер
ы
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Русский язык 7 класс Повторение. Морфемика и словообразование
Русский язык 7 класс Повторение. Морфемика и словообразование
Русский язык 7 класс Повторение. Морфемика и словообразование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.