Тема: Различение на письме частиц не и ни.
Цель урока:
обеспечить усвоение учащимися различения в употреблении частиц не и ни;
развивать навыки слитного и раздельного написания частиц;
повторить правописание частиц с другими частями речи;
сформировать навыки правильного написания частиц;
воспитывать уважение и интерес к предмету.
Дата: Класс: 7 77 урок
Тема: Различение на письме частиц не и ни.
Цель урока:обеспечить усвоение учащимися различения в употреблении частиц не и ни; сформировать
навыки правильного написания частиц; воспитывать уважение и интерес к предмету.
Деятельность учителя
3 мин.
5 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для
создания психкой атмосферы проводит игру «Путаница».
II. Проверка домашней работы. С помощью метода
20
мин.
III. Осмысление новой информации.
Задание: давайте перенесемся мысленно в картинную
галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед
нами “картинка с выставки”. Представьте себя
гидом. Прочтем текст(на доске – иллюстрации
картин Н.Рериха “Гималаи”)
наглядности
Учебник
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Ученики
демонстрируют
свои знания.
Ученики
демонстрируют
свои знания.
Выполняют
упражнения.
.
“А теперь продолжим знакомство с картинами Н.Рериха и
заполним перфокарты, которые позволят очень быстро
выявить уровень усвоения темы “Различение частиц НЕ и
НИ”(раздаю карточки для каждой из групп).
I вариант – группа 1
Горы производят незабываемое впечатление. Н... один
переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
Н... одного мгновения не хочется терять. Кто н... хотел бы
оказаться в этом фантастическом месте?
Что н... говори, горы всегда прекрасны. Сколько н... смотри
на это чудо, оно никогда не надоест.
Эту вершину пытались покорить н... раз. И н... разу
восхождение не было легким. Вокруг н... души.
Равнодушно относиться к горам не могут н.. начинающие,
н... опытные альпинисты.
II вариант – группа 2
В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.Ощутить себя частичкой мироздания дано н.. каждому.
Н.. славы, н.. денег не требуют отважные путешественники.
Н.. раз художники пытались изобразить горы.
Но н.. один из них не смог превзойти своим мастерством
Рериха.
Разве вы н.. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
Как н.. трудно приходится альпинистам, но никто из них не
отчаивается.
На подготовку к восхождению уходит н.. один день.
Группа “1” по данным ниже опорным словам пишет мини
сочине
Игра «Сделай правильно».
Задание: восстановите правильное написание слов с
частицами не и ни в предложениях (тексты с
предложениями распечатаны для каждого учащегося).
Содержание задания.
Нет н.. занавесей на окнах, н.. картин на стене. Целый день
мы работали н.. покладая рук, даже н.. останавливались на
обед, и все же прошли н.. больше десяти километров. Если
это был п.. лось, н.. зубр , н.. медведь, то, вероятно, тигр.
Мне стало смешно, но я н.. высказывал этого, чтобы н..
обидеть старого приятеля.
В комнате н.. было н.. души. Сюда н..кто н.. ходит н.. летом,
н.. зимой. Лучше н..где н.. найти. Вам н.. жаль н.. лесов, н..
птиц, н.. друг друга. Н.. боюсь я н.. волков, н.. медведей.
. Игра «Попади в цель».
Задание: на доску вывешивают нарисованные на ватмане
цель, внутри которой написано: в одних НЕ, в других
воротах НИ.
У учащихся на столах лежат карточки. Необходимо
распределить слова с карточки, вставляя пропущенные
буквы, по воротам. По окончании работы проверяются,
выбираются лучшие игроки команд, очки суммируются.
Выявляется командапобедитель.
Карточка для учащихся.
1. Сколько утка (н„) бодрись, а лебедем не быть.
2. Она ничего (н..) делает.
3. Она все делает хорошо, что (н..) поручи.
4. Если б только никогда я (н..) жил, никогда (н..) пел и
(н..) любил.
5. (Н..) работая, сыт не будешь.
IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта»
проводит закрепление урока.
1 группа. Объясните правописание не и НИ.
Некоторые исследователи возвращались из Арктики почти
н.. с чем и н..чем н.. обогатили науку, а отправлялись туда
н.. какиен..будь н..известные люди.
Государства н.. в чем н.. оказывали поддержки полярным
исследователям. Н.. на кого им было опереться, н.. у кого
взять средства для развития науки об Арктике.
(Из справочника Д. Розенталя.)
10
мин.
Бумага А4
Учащиеся
составляют
ассоциативную
карту.3. Спишите, выбирая правильный вариант написания слов с
частицей НЕ или НИ.
, „ (не)желал с
1. Я же, как — высказать ему все, что было у меня
{ни)желал
на душе, слишком боялся его. (Л. Н. Толстой.)
2 группа . Этот дом назывался постоялым двором, хотя
возле него
(не)какого (не)было
—двора —и стоял он посреди степи,
(ни)какого {ни)было
(ни)чем {не)огороженный
(не)чем (ни)огороженный
(А. П. Чехов)
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении
глаголов. Каждый воспринял новую информацию по
своему. Давайте, напишем телеграмму своим
одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма»)
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения д/работы.
стикеры
фишки
Ученики пишут
телеграммы своим
одноклассникам.
Оценивают свои
работы.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урок_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урок____________________________________________________
_____________________________________________________________________________