40 урок Тема урока: «Степени сравнения наречий, их образование» .
Цели:
• Познавательные:
• сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий;
• усвоить способы отличия форм прилагательных и наречий; определять их синтаксическую роль.
• Развивающие:
• Развивает умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
• продолжать развивать устную и письменную речь
40 урок Тема урока: «Степени сравнения наречий, их образование» .
Цели:
Познавательные:
сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения
наречий;
усвоить способы отличия форм прилагательных и наречий; определять их
синтаксическую роль.
Развивающие:
Развивает умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на
основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
продолжать развивать устную и письменную речь
Этап урока.
ХОД УРОКА
Содержание урока.
Время
2
8
Организация
начала урока.
Оргмомент.
Учитель объявляет тему и цели урока.
Актуализация
опорных знаний.
Подготовка к
усвоению новых
знаний.
Синтаксическая пятиминутка
Сквозь волнистые туманы
пробирается луна,
На печальные поляны
льёт печально свет она.
Задание №1
– определить тип предложения (повест., невоскл., бессоюз сложное)
– расставить знаки препинания,
– построить схему предложения (СБП).
Задание №2
– выписать из предложения однокоренные слова, определить их часть речи
(доказать),
– разобрать их по составу,
– определить разряд прилагательного (качественное)
Беседа
– Как мы определили разряд прилагательного?
– Какие признаки имеет качественное прилагательное?
– Какие степени сравнения прилагательных вы знаете?
– Давайте вспомним, как они образуются (слайд)
Но теперь мы перейдем к теме нашего урока, записывает её в тетради, если
ещё не записали.
Ребята, наречия делятся у нас по значению на разряды ?: образ и спос
действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Но сегодня
мы поговорим только о наречиях образа действия, оканчивающиеся на
о, потому что так же как и прилагательные, наречия образа действия имеют
степени сравнения.
Вам сегодня предстоит самостоятельно выяснить, какие степени сравнения
есть у наречий и как они образуются.
Самостоятельное
изучение нового
материала
У вас у каждого на столе лежит лист. Ваша задача, пользуясь учебником
с.9394, заполнить таблицу.
Учитель по заранее спланированному маршруту движения обходит класс и
10Проверка
первичного
усвоения знаний
Первичное
закрепление
знаний
оказывает дозированную помощь тем, кто в ней нуждается, контролирует
деятельность учащихся.
После самостоятельного изучения материала у каждого ученика появляется
таблица с краткими сведениями по теме.
Учитель проводит опрос:
– Какие степени сравнения имеют наречия? Сравнительн и превосходн
– Сколько форм имеет сравнительная степень? 2 Какие? Прост и сост
– Как они образуются?
– Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется?
Упражнение 215 (выполняется устно по образцу в учебнике).
ВНИМАНИЕ! Но в РЯ важно помнить и не смешивать схожие формы
сравнит степени имен прилаг и наречий. Что важно помнить для этого?
Что обозначает слово?
К какой части речи относится?
На какой вопос отвечает?
Синтаксическая роль в предложении?
Посмотрите в табл и запомните, как отличать похожие формы
прилагательных и наречий.
Давайте запишем несколько предложений и опред части речи,
пользуясь нашей таблицей
Тучи всё ниже опускаются над морем. (нареч)
Наш дом ниже соседнего. (прил в сравнит степ)
1.
2.
3.
Подведение итогов
урока
Сегодня на уроке вы узнали:
Что наречия образуют степени сравнения
Закрепление новых
знаний
Самостоятельная работа и взаимопроверка
А теперь переверните ваши листочки и выполните небольшую самостоят
работу.
(Слайд Текст самостоятельной работы
Контроль и
самопроверка
Ученики проверяют правильность выполнения своей работы, учитель
выясняет, кто как справился с поставленной задачей.
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по
3
10
3
5
2
конспекту.
Домашнее задание П.15, упр. 216
Приложение.
Самостоятельное изучение нового материала.
Тема: Степени сравнения наречий.
1 Открой учебник на странице 79, § 10.
2 Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.
3 Прочитай пункт 1 параграфа.
4 Перечерти данную таблицу в конспект.Сравнительная степень
Простая форма
Составная форма
Превосходная степень
5 Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму
сравнительной степени наречий.
6 Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
7 В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.
8 Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
9 Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом слова, с помощью которых образуется
превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу
таблицы.
10 Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные
изменения.
Данная таблица печатается на обратной стороне листов с заданиями для каждого уровня
сложности.
Составная форма
Более, менее +
Наречие в нач. ф. :
Более быстро
Менее громко
Сравнительная степень
Простая форма
ее, ей
→
быстро быстрее
быстрей
→
е
громко громче
→
ше
→
рано раньше
Превосходная степень
Составная форма.
Наречие в сравн. степ.
+
Всех, всего :
Громче всех
Быстрее всех
Сильнее всего
Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.
Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении
и написании.
Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:
Обозначает
Имя прилагательное
Признак предмета
Наречие
Признак действияОтносится
К имени существительному
К глаголу
Отвечает на
вопрос
В
предложении
является
Пример.
Какой ? Какая ? Какое ?
Как? Каким образом?
Сказуемым
Обстоятельством
НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?)
ГЛУБЖЕ РЕКИ.
АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ
(КАК?) ГЛУБЖЕ
РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ.
Самостоятельная работа по теме «Степени сравнения наречий».
1 уровень.
I Прочитай словосочетания.
1
задерживались дольше всех
2
уходили всё дальше
3 поднимались более высоко
4 проживали выше
5 проснулся раньше всех
залегают более глубоко
6
смеялся громче всех
7
8
любил больше всего
бежит быстрей.
9
II. Выпиши в один столбикномера словосочетаний, в которых есть
наречия в простой форме сравнительной степени.
III. Выпиши в другой столбикномера словосочетаний, в которых есть
наречия в превосходной степени сравнения.
IV Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси
помощь учителя.
2 уровень.
Прочитай предложения:
1 Мой брат выше меня.
2 И лес шумит дружней, когда деревьев много.
3 Пароход не стоит уже на месте, а идёт дальше.
4 Клюв у пеликана вместительнее, чем у других птиц.
5 Всё выше и выше поднимались альпинисты.
6 Иллюстрации в новой книге красивее, чем в предыдущей.
Выпиши в один столбикномера предложений с прилагательными в форме сравнительной степени.
Выпиши во второй столбикномера предложений с наречиями в форме сравнительной степени. . Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси
помощь учителя.