Русский язык 8 класс Краткосрочный план "Глагол. Особые формы глагола"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Глагол его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их грамматические признаки Цель: Обучающая: дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глаголов в речи; углубить полученные ранее сведения о глаголе; дать понятие об особых формах глагола; совершенствовать орфографические навыки. Развивающая: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навык работы с учебником, развитие внимания, памяти, эмоций, мышления и его операций: анализа, синтеза, сравнения;
Иконка файла материала Глагол.docx
Тема урока: Глагол его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как  особые формы глагола, их грамматические признаки Цель:  Обучающая: дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к  глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глаголов в речи; углубить  полученные ранее сведения о глаголе; дать понятие об особых формах глагола;  совершенствовать орфографические навыки.  Развивающая: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие  по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навык работы с  учебником, развитие внимания, памяти, эмоций, мышления и его операций: анализа, синтеза,  сравнения; Этап  урока 1.Организационны й момент (2 мин.) 2. Словарная   работа(5 мин.) Деятельность учителя Приветствует учащихся. Проверяет  готовность к уроку. Диктует  слова  Оптимист,  пессимист;  грамматика, синтаксис;  сокращать,  прекращать, укрощать, укротитель. Деятельность ученика Готовятся  к уроку. Приветствуют  учителя. Записывают  слова  в  тетради, один  учащийся – на доске. Предлагает  назвать   проверочные слова  к   словам  сокращать и  укрощать, составить   предложения  с  этими словами. Устно  подбирают проверочные слова  (сокращать – краткий, укрощать ­  кроткий),  составляют  предложения. Читают  высказывание  Ломоносова. Отвечают на вопросы. 3.Повторение   известного  о  причастии.  (15   мин.) Глагол ­ это самостоятельная,  знаменательную часть речи, обозначает  действие или состояние как процесс и  выражает его в грамматических категориях  вида, состояния, образа, лица, а также числа  и рода Глаголы отвечают на а вопрос что  делать?  Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию,  отвечает на вопрос какой? и объединяет  свойства прилагательного и глагола: человек  {какой?) работающий — человек, который  работает. Признаки глагола Имеют совершенный и несовершенный вид:  прыгнувший — прыгавший. Бывают  настоящего и прошедшего времени:  играющий — игравший. Бывают невозвратными и возвратными:  распускающий — распускающийся. Обращает внимание  учащихся на запись  на   доске:"С и  глагольные  имена  служат  к   сокращению  человеческого  слова,  заключая  в себе имени  и  глагола  силу"  (М.В.Ломоносов) ­ О  какой  особой  форме  глагола  идётречь?  Что это за имя? Обращает внимание  учащихся  на  записанное  на  доске  предложение Лучи солнца,  которое  ещё не  зашло  за   горизонт, скользили по легким волнам,  которые  набегали на берег. ­ Нравится  вам  это  предложение?  Как мы  можем его  отредактировать? Подводит  итог  обсуждению. Предлагает   записать  полученный вариант:Лучи не  зашедшего еще за горизонт солнца  скользили по легким волнам, набегавшим  на берег.  ­ Можно  ли  записать  это предложение   без запятых?  Что для этого  нужно  сделать?  ­ Прав  ли был Ломоносов,  утверждая, что   причастие  "служит  к сокращению   человеческого слова"? Обращает  внимание на  записанные на доске  слова В.И. Даля:  "Часть  речи,  причастная   к  глаголу, в  образе прилагательного"    ­ Какие  же  признаки  причастие   позаимствовало  у глагола, а  какие – у  прилагательного? Предлагает выполнить  морфологический   разбор  причастия  набегавшим из   записанного  ранее  предложения.  ­ Об  одном удивительном  "гибриде"  мы  с   вами  вспомнили.  Но  у глагола есть  ещё   одна  особая форма,  также совмещающая в  себе  признаки  двух  частей  речи.  О чём  я  говорю? Признаки каких  частей речи  совмещает в  себе деепричастие?   Читают предложение. Предлагают   варианты  исправления  предложения. Записывают  предложение, один ­ на  доске, выделяют  причастный оборот,  объясняют  постановку запятой. Устно перестраивают предложение,  поменяв местами определяемое слово  и причастный оборот (Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по  набегавшим на береглегким волнам.) Размышляют  над  словами   Ломоносова. Читают  высказывание В.И.Даля. Дети  вспоминают  признаки  глагола и  признаки прилагательного  у  причастия Выполняют  морфологический  разбор   причастия. Вспоминают  определение   деепричастия. 4. Повторение   известного  о  деепричастии.(15  мин.)Предагает  найти деепричастие среди    записанных  на доске слов.  ­ Как  вы  его   узнали?   Находят  деепричастие среди    записанных  на доске слов (заключая),  вспоминают суффиксы  деепричастий.  ­ Давайте выполним  его  морфологический   разбор. Выполняют   морфологический  разбор  деепричастия  заключая. ­ Зачем  нам  нужны  деепричастия?  Какова  их  роль  в речи? Предлагает  выполнить  задание: Замените, где  это  возможно,  глаголы­ сказуемые   деепричастиями. Солнце  вставало из самого моряи   рассеивало утреннюю дымку. Море  играло  маленькими  волнами,   украшало  бахромой пены,   сталкивало  друг  с  другом. ­ Какие  предложения  лучше  передают   динамичность,  стремительность  в  развитии  действия? Сделайте вывод  о  роли деепричастий  в   речи.  ­ Есть  что­то  общее  у  причастия  и   деепричастия? Выполняют  задание. Отвечают  на вопрос. Делают вывод. Учащиеся  называют общие  признаки   причастия  и  деепричастия: 1)  образуются от  глагола;  2) совмещают   признаки двух частей речи  ­ А  различия  между этими формами  есть? Заполните  таблицу " Отличие причастия от   деепричастия" (приложение 1) Заполняют таблицу (работа в  парах) 5. Подведение   итогов. ( 5 мин.) 6.Домашнее   задание. Проверка  заполнения  таблицы.  Подведение итогов. Объявляет  номер  домашнего  упражнения  (упр. 165(2)),  комментирует задание. Записывают домашнее  задание в  дневник. причастие деепричастие 1. На какие вопросы отвечают? 2. Что обозначают? 3. Признаки  каких частей речи  сочетают в себе? 4. Как изменяются? 5. Имеют суффиксы: 6.Чем отличаются поморфемному составу? 7. Какими членами предложения  могут быть? 8. Какую часть речи  распространяют в предложении?