Тема: Нормы в согласовании приложений, определений
Цель урока:
систематизация знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании
развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Дата: Класс: 8 99 урок
Тема: Нормы в согласовании приложений, определений
Цель урока: систематизация знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений
определять способы связи слов в словосочетании
развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического
мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать
языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Ожидаемый результат: научатся делать морфологический разбор.
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ученикам
предлагаются пазлы.
5
мин.
II. Проверка домашней работы. С помощью метода
«Аквариум» проверяет домашнюю работу.
1.
Нахождение закономерности в построении
словосочетаний (работа у доски). Укажите главное и
зависимое слова в словосочетаниях.
Осенний пейзаж, картины осени, около парка, очень хорошая,
красные и желтые, верят в любовь, уехал вовремя, слишком
громко, обращение к людям, кусты и деревья.
По характеру главного слова словосочетания делятся на
именные, глагольные и наречные. Определите тип данных
словосочетаний (И, И, НЕ СС, Н, НЕ СС, Г, Г, Н, И, НЕ СС)
нагляднос
ти
пазлы
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Ученики собирают
разрезанные пазлы.
Таким образом
делятся на группы.
Ученики делают
внутренний и внешний
круг. Демонстрируют
свои знания.
2.
Индивидуальная работа с использованием
опознавательных знаков О – Х.
Солнечный день, перед дождем, ребята трудятся, подъехать
к станции, любимое занятие, предложить помощь, вчера и
сегодня, очень хорошо, скрипнула калитка, около двора.
О, Х, Х, О, О, О, Х, О,Х, Х
20
мин.
3.
III. Актуализация знаний.Учитель знакомит
учащихся с порядком морфологического разбора.
Демонстрируют свои
знания. Ученики
фиксируют его в
тетрадях. Учащиеся
выполняют тестовые
задания.
Учебник
Ламиниров
анные
листыВывод:
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий
словосочетание предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных
слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и
зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова: глагольные,
именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают
три вида подчинительной связи в словосочетании:
управление, согласование, примыкание
1. Составление алгоритма определения способа
подчинительной связи слов в словосочетании.
Согласование – вопрос какой? – наш дом, желтые цветы,
падающие листья.
Управление – вопросы косвенных падежей – писать другу,
лететь на самолете, движение машины, смелый в бою,
быстрее ветра.
IV. Закрепление урока. По методу «ИНСЕРТ» проводит
закрепление урока.
Проблемная ситуация: можем ли мы, изменяя строение
словосочетаний, получить другой способ связи?
Попробуйте сделать это с предложенными
словосочетаниями.
Соломенная шляпа (шляпа из соломы), след зверя (звериный
след), цветочный магазин (магазин цветов), тишина ночи
(ночная тишина), с усердием работать (работать усердно),
искренне убежден (искреннее убеждение), служит верно
(верная служба), галстук из шелка (шелковый галстук), кофе
потурецки (турецкий кофе, кофе из Турции).
Вывод: мы получили синонимичные словосочетания.
10
мин.
Учащиеся заполняют
таблицу «ИНСЕРТ»
Таблица
«ИНСЕРТ»2. Перекрестный опрос (2 – 3 ученика)
Синтаксис изучает словосочетание? +
Существует 2 типа связи слов в словосочетании. –
Словосочетание – это сочетание двух любых слов. –
Словосочетаниями могут быть подлежащее и
сказуемое. –
При управлении зависимое слово стоит в форме
косвенного падежа. +
Сочетание «длинная шея» примыкание. –
Грамматическая основа не является словосочетанием.
+
«Вода журчит» управление. –
«Весело говорит» примыкание. +
«Морочить голову» – управление. +
5
мин.
2
мин.
V. Итог урока. Этап рефлексии:
О чем говорили на уроке?
Что удалось без особых усилий?
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
Светофор
Оценивают работу
своих
одноклассников.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
_____________________________________________________________________