Русский язык 8 класс Повторение. Синтаксис и пунктуация

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок №11 Русский язык 8 класс Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей. Задачи: 1.Повторить синтаксис, пунктуацию, основные виды связей. 2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста. 3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку. Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Иконка файла материала Синтаксис.docx
Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей. Задачи:  1.Повторить синтаксис, пунктуацию, основные виды связей. 2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную  речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста. 3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. 1. Организационный момент Проверить готовность учащихся к уроку 2. Актуализация знаний. Синтаксис как раздел науки о языке. Синтаксис — раздел грамматики, изучающий структуру словосочетаний, формы и  типы предложений и связи слов в предложении и словосочетании. 2)   Словосочетание как синтаксическая единица. Словосочетание — соединение двух или более слов, связанных между собой  грамматически и по смыслу. Это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция  которого номинативная, т. е. назывная. Синтаксис словосочетания изучает  синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их соединения с  другими словами. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как  части речи и его лексическими значениями. 3)   Виды словосочетаний по лексическому значению. В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть  свободными и несвободными. В свободном словосочетании лексические значения  входящих в него знаменательных слов сохраняются: портфель брата, писать письмо.  Свободным словосочетаниям противостоят несвободные, в которых лексическая  самостоятельность компонентов ослаблена или утрачена: сравните медвежья берлога  — медвежья услуга. 4)   Виды словосочетаний по структуре. По структуре все словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из  двух знаменательных слов: дождливая погода, читать журнал. Сложные  словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов: посадить анютины  глазки. 5)   Типы словосочетаний в зависимости от лексико­грамматических свойств  главного слова. Все словосочетания в зависимости от лексико­грамматических свойств главного слова  делятся: — на именные с главным словом именем существительным / прилагательным /  числительным / местоимением: выход из дома, необходимый всем, две старушки, кто­ либо из нас; — глагольные: читать книгу, предложить поиграть; — наречные: очень красивый, далеко от города.6)   Структура словосочетаний. Словосочетание как строительный материал для  предложений. Предложение делится на словосочетания. В словосочетании слова связаны по смыслу и грамматически. Слово, от которого задают вопрос, называется главным. Слово, к  которому задаётся вопрос, называется зависимым: На востоке наливается румяная  заря. Словосочетания: заря (какая?) румяная; наливается (где?) на востоке. Пунктуация. Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания, и правила их  постановки. Назовите виды связи в предложении. (Сочинительная, подчинительная) 3. Повторение и закрепление изученного Тренировочные упражнения. 1)   Спишите, обозначая крестиком главное слово в словосочетании. Задайте  вопрос к зависимому слову. Слушать учителя, выполнить аккуратно, отвечать у доски, восхищаться ответом,  начало урока, домашним заданием, о письменной работе, с правильной речью. 2)   Составьте словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово. Перед (утренняя заря), осенним (воздух), в пустынной (степь), встретиться (друзья),  стремиться (знания), отправиться (поход), участвовать (самодеятельность),  восхищаться (пение). 2.   Выборочное списывание. Выпишите из предложений словосочетания с глаголом в роли главного слова. Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт  хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на  рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает. Я отплываю в туман. (К. Паустовский) 3.   Трансформация словосочетаний. Замените словосочетание «существительное + существительное»  синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и  наоборот. Образец. Дом из дерева — деревянный дом. Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в  ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые  цветы, кожаная обувь. *** Творческая работа. Запишите предложения, вставляя недостающие слова. В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания учит … Мы начали изучать … и … 4.Диктант с грамматическим заданием. Запишите текст, устанавливая нужные связи слов. Писатель И. С. Соколов­Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много  рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал  повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя  стужа) и летний зной. 4. Подведение итогов. Что такое синтаксис? Что такое пунктуация? ***Дайте полную характеристику словосочетаниям. Дайте полную характеристику предложениям. 5. Домашнее задание _________________________________________ Второе упр.  *** Итоги урока ____________________________________________________________________________________________ _