Урок №11 Русский язык 8 класс Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.
Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей.
Задачи:
1.Повторить синтаксис, пунктуацию, основные виды связей.
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.
Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей.
Задачи:
1.Повторить синтаксис, пунктуацию, основные виды связей.
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную
речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
1. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку
2. Актуализация знаний.
Синтаксис как раздел науки о языке.
Синтаксис — раздел грамматики, изучающий структуру словосочетаний, формы и
типы предложений и связи слов в предложении и словосочетании.
2) Словосочетание как синтаксическая единица.
Словосочетание — соединение двух или более слов, связанных между собой
грамматически и по смыслу.
Это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция
которого номинативная, т. е. назывная. Синтаксис словосочетания изучает
синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их соединения с
другими словами. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как
части речи и его лексическими значениями.
3) Виды словосочетаний по лексическому значению.
В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть
свободными и несвободными. В свободном словосочетании лексические значения
входящих в него знаменательных слов сохраняются: портфель брата, писать письмо.
Свободным словосочетаниям противостоят несвободные, в которых лексическая
самостоятельность компонентов ослаблена или утрачена: сравните медвежья берлога
— медвежья услуга.
4) Виды словосочетаний по структуре.
По структуре все словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из
двух знаменательных слов: дождливая погода, читать журнал. Сложные
словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов: посадить анютины
глазки.
5) Типы словосочетаний в зависимости от лексикограмматических свойств
главного слова.
Все словосочетания в зависимости от лексикограмматических свойств главного слова
делятся:
— на именные с главным словом именем существительным / прилагательным /
числительным / местоимением: выход из дома, необходимый всем, две старушки, кто
либо из нас;
— глагольные: читать книгу, предложить поиграть;
— наречные: очень красивый, далеко от города.6) Структура словосочетаний. Словосочетание как строительный материал для
предложений.
Предложение делится на словосочетания. В словосочетании слова связаны по смыслу и
грамматически. Слово, от которого задают вопрос, называется главным. Слово, к
которому задаётся вопрос, называется зависимым: На востоке наливается румяная
заря. Словосочетания: заря (какая?) румяная; наливается (где?) на востоке.
Пунктуация.
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания, и правила их
постановки.
Назовите виды связи в предложении. (Сочинительная, подчинительная)
3. Повторение и закрепление изученного
Тренировочные упражнения.
1) Спишите, обозначая крестиком главное слово в словосочетании. Задайте
вопрос к зависимому слову.
Слушать учителя, выполнить аккуратно, отвечать у доски, восхищаться ответом,
начало урока, домашним заданием, о письменной работе, с правильной речью.
2) Составьте словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово.
Перед (утренняя заря), осенним (воздух), в пустынной (степь), встретиться (друзья),
стремиться (знания), отправиться (поход), участвовать (самодеятельность),
восхищаться (пение).
2. Выборочное списывание.
Выпишите из предложений словосочетания с глаголом в роли главного слова.
Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт
хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на
рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.
Я отплываю в туман.
(К. Паустовский)
3. Трансформация словосочетаний.
Замените словосочетание «существительное + существительное»
синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и
наоборот.
Образец. Дом из дерева — деревянный дом.
Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в
ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые
цветы, кожаная обувь.
*** Творческая работа.
Запишите предложения, вставляя недостающие слова.
В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания
учит … Мы начали изучать … и …
4.Диктант с грамматическим заданием.
Запишите текст, устанавливая нужные связи слов.
Писатель И. С. СоколовМикитов хорошо знал (русская природа). Он написал много
рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал
повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя
стужа) и летний зной.
4. Подведение итогов.
Что такое синтаксис?
Что такое пунктуация?
***Дайте полную характеристику словосочетаниям.
Дайте полную характеристику предложениям.
5. Домашнее задание _________________________________________
Второе упр.
***
Итоги урока
____________________________________________________________________________________________
_