Русский язык для 9 класса
Оценка 4.6

Русский язык для 9 класса

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
16.01.2017
Русский язык для 9 класса
В данной работе, я собрала разработанные уроки в один файл. Некоторые работы разработаны не мною. Думаю, что это поможет учителю русского языка. В плане конспекте по русскому языку, темы по "Синтаксису". Такие темы как "Сложное предложение" и СПП, ССП и БСП.
9 класс русский язык 2 неделя.docx
9 класс________ Предмет: Русский язык Тема: Исконно русская лексика, заимствованные слова и интернационализмы. Фразеологизмы с ними. Общий фонд лексики русского и кыргызского языков Цели  уроков:введениепонятия«исконнорусские»и«заимствованные»слова,форми рованиеуменияопознаватьиноязычныесловаповнешнимпризнакам,определен иепричинзаимствованияслов. Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся;  развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные  способности учащихся. Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка. Ход урока: 1.       Организационныймомент. Приветствие. Проверка д/з. Актуализация уже имеющихся знаний учащихся по теме “Лексика”. ­ Что такое лексика? Что она изучает? ­ На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (Однозначные и многозначные). ­ На какие группы делится лексика в зависимости от смысловых связей между словами? ( Синонимы, антонимы, омонимы). ­ Каково деление лексики в зависимости от употребления слов разными группами людей? (Общеупотребительные и необщеупотребительные). ­   А   с   точки   зрения   происхождения   слов?   (   Исконно   русские   слова   и иноязычные слова). 2.       Введениетемыицелиурока. Скажите,пожалуйста,сколькоязыковвызнаете? (ответыучащихся)Аядокажусейчас,чтовсевызнаетемножестворазныхязыко в. Скажитепо­ португальски«огонь»,«пламя»,еслидлянасэтокрасиваярозоваяптица. (Фламинго.) Скажитепо­ немецки«змея»,еслиэтой«змеёй»садоводыполиваютсвоигрядки.(Шланг.) Скажитепо­ нидерландски«человек»,еслидлянасэтобездушнаякуклаввитринемагазина. (Манекен.) Скажитепо­английски«петушиныйхвост»,еслидлянасэтосмесьизнапитков. (Коктейль.) Скажитепо­ французски«столичный»,еслидлянасэтоподземныйвидтранспортавбольши хгородах.(Метрополитен.) Откудажемызнаемтакмногословизсамыхразличныхязыков? (всеониестьврусскомязыке)Верно,исегоднямыпоговоримопроисхождениил ексикинашегоязыка,отом,накакиегруппыпопроисхождениюонаделитсяикак отличитьсловаоднойгруппыотсловдругой. 3.       Введениетеоретическогоматериала. ВыдающийсярусскийлитературныйкритикВ.Г.Белинскийкогда­ тописал:«Всенародыменяютсясловами».Соответственно,всесловаязыкаделя тсянаисконныеизаимствованные. В русском языке есть немало старых   слов, похожих на такие   же слова   в   болгарском,   польском,   чешском,   сербохарватском   и   других славянских языках. Это такие слова, как вода, земля, небо, огонь, человек, три, высокий и др. Их называют общеславянскими Атеперьпопробуйтесформулировать,какиеслованазываютсяисконнор   Например:   семья,   собака,   родина,   старик,   роща. усскими? (Этослова,которыесуществуютврусскомязыкеисконно,тоестьсдревнихв ремен).    Из старославянского языка пришли не только отдельные слова, но и многие фразеологические обороты. Например, из церковных книг когда­то вошли в употребление такие обороты, как камень преткновения — затруднение, на которое   кто­нибудь   наталкивается;   камня  на   камне   не   оставить   — уничтожить, разрушить до основания; на сон грядущий — на ночь, перед сном; хлеб насущный — жизненно необходимое; манна небесная — что­ либо редкое, ценное и др. Азаимствованными? (этослова,пришедшиеврусскийязыкиздругихязыковмира).   Например: Подберитесинонимыкслову«заимствованные»(иноязычные,иностранные).В месте   с   отдельными   словами   приходили   и   фразеологические   обороты. Например, из латинского языка пришли (в переводе) выражения:  о вкусах не   спорят;   золотая   середина;   повторение   —   мать   учения;   из французского   —   с   высоты   птичьего   полета;   иметь   место;   местный колорит; из немецкого языка — так вот где собака зарыта; проходить красной   нитью,   из   английского   —   синий   чулок;   время   —   деньги; жизненный уровень и др. Акакузнать,исконнорусскоесловопереднамиилизаимствованное? (пословарю)Действительно,естьсловарь,которыйописываетпроисхождениес лов.Онназывается  —  этимологическим.Объяснитеспомощьюсловаря происхождениеслова«брошюра». Аеслиподрукойнеоказалосьсловаря,какмыопределимисконнорусскоесловои лизаимствованное? (???)Существуютопределённыепризнаки,покоторыммыможемопознатьинояз ычныеслова.  ПРИМЕРЫ ПРИЗНАКИ  фартук,  фасон,  керамика, ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ сочетания двух и более гласных буква   ф   и   сочетание ке, хе, ге в корне 1.  агитатор,  абажур, аккорд,  экипаж, экзамен 2. кафе, схема, герань 3. кювет, пюре 4.   театр,   диалекты, какао, дуэль Большинство греческих слов пришло к нам   через сочетания в корне  бю, вю, кю, мю, пю, рю начинаются с гласной а или э  бюст,    рюкзак, гравюра,   языки   –  Названия   наук:история,   математика,   астрономия, посредники. грамматика,   география,   геометрия.  Научные  термины:  метод,   аорта, гипотеза,   анализ,   синтез,   космос,   бактерия;   политические   термины: монархия,   демократия,   гегемония,   пролетариат;  термины   искусства, литературы: монолог, эпиграф, эпиграмма, симфония, ямб, строфа и др. Латынь – язык Древнего Рима (5 – 6 века до н.э.) Приметы латинских слов – конечные ­ум, ­ус, ­ция, ­тор, ­ура, ­ент: пленум, аквариум, опиум, корпус, ляпсус, реакция, конституция, автор, новатор, экватор, документ, инцидент, конус, нация, секция, арматура, цензура, диктатура. Большая   часть   слов   тюркско­   татарского   происхождения заимствована во время татарского нашествия (13 – 14 века). Тюрксизмывошли в наш язык устным путем. Это названия одежды: тулуп, сарафан, чулок, башлык, армяк; слова, связанные с хозяйством, бытом: амбар, сарай, очаг, чугун, карандаш.Названия кушаний:изюм, балык,   шашлык,   арбуз,   баклажан,   лапша;   «торговые   слова»:   деньги, безмен, аршин, товар. Признаки слов немецкогопроисхождения ­конечное –мейстер:  гроссмейстер, полицмейстер, капельмейстер, концертмейстер, балетмейстер, почтмейстер. ­  начальное   шт:  штамп,   штык,   штраф,   шторы,   штанга,   шпион, шприц, штат, штольня… Признаки заимствований из  французского: ­конечное   ударное   –е(­э),­и,   ­о:   кашне,   пенсне,   турне,   филе,   колье, жалюзи; ­конечное   –аж:  пилотаж,   саквояж,   пляж,   вираж.   этаж,   багаж, массаж, вернисаж; ­ конечное –анс: ассонанс, диссонанс, аванс, романс, сеанс, декаданс. Признаки заимствований из английского языка:  джемпер,   джаз,   джем,   джоуль,   джентльмен, 1)начальное   дж: джокер; 2) конечное – инг: митинг, пудинг, прессинг, смокинг, браунинг. 3)конечное   –мен   или   –ман:  спортсмен,   шоумен,   бизнесмен.   Также пополнили нашу морскую лексику:  аврал, яхта, мичман, трал, танкер, катер.  Особенно   много   слов   английского   происхождения   в   русской спортивной   терминологии:   футбол,   волейбол,   нокаут,   рекорд,   тайм, раунд, теннис, хоккей, финиш, рефери. Большую   группу   составляют  интернационализмы  –   слова различного   (часто   греческого   и   латинского)   происхождения,   которые распространились теперь во многих языках мира. Например:  социализм, грамматика,   лексика,   космос,   аптека,   турист,   экран,   формула, вертикаль,   профессор   и   многие   другие.Многие   интернационализмы проникли через русский язык в кыргызский   и составляют часть общего фонда русской и кыргызской лексики. Другая   часть   общего   фонда   русской   и   кыргызской   лексики   –   это слова   заимствованные   из   русского   языка   кыргызским,   иногда   еще   до революции  (бутылка,   пуд,   картошка,   самовар).   Третья   часть   общего фонда – это слова, кыргызского и родственных  и соседних с  ним языков, проникшие     в   русский   язык.   Например:  аксакал,   акын,   арык,   беркут, табун, капкан, камыш, базар, арба, чайхана, ишак и др. 4.       Закрепление. Упр.269, 270,271, 29­32 (Греков) 5.       Итогурока. Выставление оценок. 1. Приведите примеры исконно русских слов? 2. Какие  слова называются заимствованными?Приведите пример. 3.Какие  слова называются интернационализмами? Приведите пример. ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ Навыбор:упр.271ипронаблюдатьзаречьюдикторавочередномвыпускеновосте йизаписатьиноязычныеслова,которыеонупотребит. P.S.Мывтечениевсегоурокаработалинадразграничениемисконнорусскихизаи мствованныхслов.Да,этисловаразные,новязыкеониживутдружно,заменяютид ополняютдругдруга.Людивнашеммиретожеразные:понациональности,порел игии,повнешнемуоблику...Но,каксловавязыке,людинапланетедолжныжитьвд ружбеимире.Берегитедругдруга. Дата:________  9 класс________ Предмет: Русский язык Тема:Устаревшие слова (историзмы и архаизмы) и неологизмы. Фразеологизмы с ними. Цели урока: Образовательная:актуализировать знания об общеупотребительных и  диалектных словах; дать понятие о устаревших словах и  неологизмах; ,понимать целесообразность их употребления;  совершенствовать умения работать со словарями , развивать навыки работы с текстом, говорения, чтения, письма. Развивающая:учить детей внимательному отношению к слову, понимать,  что язык ­ явление развивающееся; воспитывать культуру речи. Воспитательная:учить детей внимательному отношению к слову,  понимать, что язык ­ явление развивающееся; воспитывать культуру речи. Оборудование: раздаточный материал по теме, интерактивная доска –  презентация к уроку, словари, иллюстрации к словам, схемы, презентация. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие. Проверка д/з. «Мозговой штурм» 1. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология) 2. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека) 3. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните? 4. Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся? 5. Зачем нужен человеку широкий  лексикон? 6. Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?  Ввод в новую тему урока: послушайте стихотворение, о каких словах   или о какой лексике там идёт речь?                     Они во мне звучат едва­едва,                     Старинные,  забытые слова.                     «Долонь», «десница», «выя», «рамена»,                      Как некогда в иные времена… В. Перкин «Старинные слова» Основные понятия урока 1.Устаревшие слова  2.Архаизмы,  3.Историзмы  4.Новые слова (неологизмы). ии еи ии Слово учителя:   ­ Арха зм (от латинизированного др.­греч.   — «древний»): это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. аз — я («врёшь, собака, аз есмь царь!», «мне отмщение, и аз воздам»)   в дать   —   знать   (производные:   неведение,   неведомый,   ведьма) вельм  — очень, весьма в я — шея («Перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил») глас — голос («глас вопиющего в пустыне», «глас народа ыи ἀρχαῖος ои аи ои ои ии —   глас   божий»;   производные   слова:   согласие,   согласный,   полногласие, единогласный, провозглашать/провозгласить, глашатай) десн ца — правая рука («карающая десница») длань — ладонь дщерь — дочь («дщерь ты моя непутёвая» — шутливое) ежели — если («ежели вы вежливы) жив т — в значении «жизнь» («не щадя живота своего», «не на живот, а на смерть») зел  — очень зл то — золото («Там царь Кащей над златом чахнет»)  же —   которые,   который   (напр.   «иже   с   ними»)   лан ты   —   щёки   лепот   — красота, великолепие м лвить — говорить («не вели казнить, вели слово молвить»); производные: помолвиться, помолвка нощь — ночь (например, в выражении «денно и нощно», то есть «и днём и ночью»)  ко,  чи — глаз, глаза («в мгновение ока», «очи чёрные», «дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей», «око за око, зуб за зуб», «око Саурона»; производные   слова:   очевидный,   очевидец,   воочию,   очный/заочный,   очки) он  — они (о лицах женского пола)  семь (род.пад. «осьми») — восемь (производное слово: осьминог) осьмн дцать — восемнадцать     перст — палец   («перст   указующий»;   напёрсток, двенадцатиперстная кишка, наперстянка (дигиталис), перчатки).    производные:   перстень, ии аи ои аи ои ои ии еи Историзмы  —   слова   или   устойчивые   словосочетания, представляющие собой названия существовавших когда­то, но исчезнувших предметов,   явлений   человеческой   жизни.   Историзмы   относятся   к пассивному словарю и не имеют синонимов в современном языке. Возраст историзма может исчисляться как столетиями (смерд, боярин, братина), так и десятилетиями (нэпман, ликбез, продналог). Примеры: тиун, бортничать, смерд,   боярин,   братина,   нэпман,   ликбез,   продналог.   Противоположное архаизмам   (устаревшие   слова,   которые   в   современной   речи   заменены синонимами). Выводы: устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка. Их два вида: архаизмы и историзмы.  Архаизмы: ушли предметы, явления – ушли слова.   (Примеры,   слайд)   Историзмы:   слова   заменились   современными синонимами.   Встречаются   в   художественных произведениях. В словарях с пометой устар.   (Примеры,   слайд). Неолог змии   (др.­греч.     —   новый,     —   речь,   слово)   — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное,   отсутствовавшее   ранее).   Свежесть   и   необычность такого слова, словосочетания или оборот речи ясно ощущается носителями данного   языка.М.   В.   Ломоносов   обогатил   русский   литературный   язык   «градусник», следующими   словами:   «атмосфера»,   «вещество», λόγος νέος «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «минус», «горизонт» и   «горизонтальный»,   «кислота»   и   «квасцы»,   «зажигательное»   (стекло), «негашёная» (известь), «огнедышащие» (горы), «удельный» (вес). 3.Стадия рефлексии. Демонстрация кластеров.  Лексика      заимствованные                                              неологизмы                                    Устаревшие слова (вышедшие из активного повседневного употребления) Историзмы                                                                  Архаизмы (синонимы) (ушли предметы, явления – ушли слова)                        (предметы, явления остались названия Заменились  современными синонимами) ) треуголка веретено кибитка чело ­ лоб ветрило ­ парус рыбарь ­ рыбак 4. Закрепление. Работа в группах. 1 группа  Как называют предложенные слова. Укажите их особенность, составьте  предложения: СП, СПП, ССП, БСП  Вершок,  перст, веретено, аршин, воевода, кафтан, гусельки. 2 Группа Вставить пропущенные слова. Если можно, запишите примеры с  синонимичными словами. Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь  колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по ……..  поскребла, по ……помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла  колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать.  Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал… Слова для справок: изба, сусек,  амбар, завалинка. 3 группа О каких словах идёт речь? Назови их. Если можно, запишите примеры с  синонимичными словами. Всякий Еремей дело разумей. Где сшито кое­как, там жди прорехи.  Пословица не даром молвится. Стоит стар старичок среди рати одинок — В сером сюртучке, в белом колпачке. У избы он побывал – все окно разрисовал; У реки погостил – во всю реку мост мостил. (Мороз.) 4 группа    Дайте определение словам  (слова предлагаются без определений).  Что они обозначают. Составьте ССП, СПП, ПП. Клинер (уборщик) – специалист по уборке помещений.  Нанотехнолог  ­  специалист, который занимается научными  исследованиями на атомном и молекулярном уровне, создает новые виды  материалов. Ассистент – помощник, чаще определяется в качестве личного помощника,  не только организует работу руководителя фирмы, но выступает как  своеобразный посредник, ведёт напрямую переговоры от имени лица,  которое представляет, решает  практические вопросы, касающиеся его  сферы знаний.  Брокер ­  посредник при заключении сделок на биржах, действует от имени  и за счёт клиентов. Госторбайтер – наемный рабочий.  Дилер – частное лицо или фирма, ведущие биржевые операции от своего  имени и за свой счет. Дистрибьютор – посредник. Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование, опрос, в том  числе для социологических и других социальных исследований.  Коммивояжер ­  разъездной сбытовой посредник,  который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению  своего клиента (продавца).  5 Группа Дайте определение словам (слова предлагаются без определений). Что  они обозначают. Составьте ССП, СПП, ПП Риэлтор – агент по продаже недвижимости Супервайзер  –  лицо, занимающееся  разработкой маршрутов,  осуществляющее  наблюдение и контроль за деятельностью торговых  представителей.  Трейдер (торговец) ­  торговец оптовыми партиями товара или ценными  бумагами.  Биоинженер – специалист, который занимается получением генетически  модифицированных растений, животных и микроорганизмов  с нужными  признаками и свойствами. Эколог – специалист в области экологии Аудитор ­ квалифицированный бухгалтер, контролирующий состояние  счетов бизнеса или организации Аниматор ­ художник, занимающийся созданием анимации; артист на  различных мероприятиях.  Брейдер ­ человек, который профессионально занимается плетением  (косы).  Визажист – специалист по макияжу. Дизайнер – художник­конструктор, специалист по дизайну. Имиджмейкер  ­ специалист­психолог, разрабатывающий стратегию и  технику эффективного формирования образа (имиджа) артиста,  общественного или государственного деятеля в целях повышения его  репутации, влиятельности и популярности. Кутюрье – художник­модельер, создающий коллекции модной одежды. 6 Группа Дайте определение словам (слова предлагаются без определений). Что  они обозначают. Составьте с ними ССП, СПП, ПП. Бизнес – предпринимательская экономическая деятельность, приносящая  доход, прибыль.  Боевик   –   остросюжетный   кинофильм,   представление,   пользующиеся шумным успехом. Боевик   ­   член   вооружённой   группировки,   входящей   в   неформальную (обычно террористическую) организацию.  Бомонд – элита общества, его избранная часть. Брифинг – короткая пресс­конференция.  Брокер   (англ.)   –   посредник   при   заключении   сделок   на   бирже, специализирующийся по определённому виду товаров или услуг. Бутик  (франц.)– магазин модной одежды. Грант – денежное пособие, которое выделяется специальными фондами для исследований в области науки и искусства. Дефилировать – торжественно проходить, шествовать. Дисплей – устройство, отражающее на экране информацию, полученную от ЭВМ, экранный пульт.  Дистрибьютор (англ.) – посредник. Драйв – кураж; чрезмерная аффектированность, трудно выразимое словами восхищение, удовольствие. Инновация – новшество. Интегрировать – объединять. Интернет   –   Всемирная   (глобальная)   компьютерная   сеть   (Всемирная паутина). Выполнение упр. 275, 35, 36 (по Грекову) 5. Домашнее задание: Упр.276, 37, 38. 6. Итог урока. Выставление оценок. 1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал?  3. В чем вы не совсем разобрались?  4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете работу своей группы и других  на уроке? Дата:________  9 класс________ Предмет: Русский язык Тема: Синтаксис простого предложения Цели: ­ обобщить изученное о предложениях, повторение синтаксиса  простого предложения; ­ обобщение и систематизация знаний учащихся простого предложения; ­ повторение различных разделов языкознания Оборудование: мультимедийная презентация. Ход урока I.Организационный момент. Приветствие. Проверка д/з. Слово учителя: ­  Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие  изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята! Осень –  самое прекрасное время года. Жёлтые листья, яркие краски. Ранней осенью небеса чистые, неповторимого лазурного цвета, с лёгкими  белыми облаками. Птицы улетают на юг. II. Объяснение нового материала. ­ И как вы уже заметили, какими  словами и выражениями можно воспевать осень!И чтобы выражать свою  мысль, и что­то спросить, о чем­то сообщить – нам помогают  словосочетания и предложения.А словосочетания и предложения изучает  раздел науки о языке – синтаксис. Предложение – основная синтаксическая единица языка, которая  служит средством общения. Предложением называется слово или  несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или  подтверждение (совет, просьба, приказ).Предложение имеет  грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них. Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано  вечереет. Виды простых предложений: 1. По цели высказывания – повествовательное, вопросительное,  побудительное. 2. По интонации ­ восклицательное и невосклицательное. В повествовательных предложениях сообщается о чём­либо. В конце  повествовательного предложения голос понижается и на письме ставится  точка.(?) Примеры: Пришла весенняя пора. Высоко в небе жаворонок запел звонкую  песню. В вопросительном предложении содержится вопрос. В конце  вопросительного предложения ставится вопросительный знак. (?) Для выражения вопроса используется интонация и вопросительные слова кто,  что, какой, который, сколько, куда, где, откуда, когда, почему, зачем и др. Примеры: Знаешь ли ты эту птицу ? Неужели это воробей ? Откуда они  прилетели? В побудительных предложениях выражается просьба, совет,  приказания, запрещение. Примеры: 1.Не бросай слова на ветер. 2. Приготовьте, пожалуйста, билеты. Предложения с напряжённой интонацией, которые выражают сильные чувства, называются восклицательными. Повествовательные,  вопросительные и побудительные предложения становятся  восклицательными, когда они произносятся с восклицательной интонацией.  Примеры: Пусть всегда будет солнце! Как хороши, как свежи были розы!  Давайте спросим учителя! III. Закрепление материала. Упр. 404, 405, 406, 407. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите главные члены в каждом  предложении путем условных обозначений. 1. Св..тло.Всп…рхнул… птичка. Солнце встал…, степь тон…т в золотом  огне. 2. С юга зах…дил… гроза. Б…лота почернел… . Начал нал…тать  ветер. Земля вдали гр…мыхал… IV. Разминка Мокрый, тающий, последний… (снег) Весёлая, быстрая, журчащая…(речка) Яркое, весеннее, тёплое…(солнце) Первые, весенние, нежные…(цветы) Отгадайте загадки Из­под снега вышел друг,  И весной запахло вдруг. (Подснежник) Его просят, его ждут, А как придёт ­ прятаться начнут. (Дождь) Весной веселит, Летом холодит,  Осенью питает,  Зимой согревает. (Дерево) Растут – зеленеют, Упадут – пожелтеют,  Полежат­ почернеют. (Листья) Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ  выражения подлежащего. 1. Редела тень.сущ.            2.Провожающие собрались на перроне.прич. в знач. сущ.   3. Восемь делится на два.числ. в знач. сущ.        4. Трое вышли на улицу.числ.    5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)    междом 6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)        местоим 7. Жить – Родине служить. (Пословица)            н.ф.гл. 8. Стаи воробьев купались в луже.словосочет Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ  выражения сказуемого. 1. Деревья быстро пожелтели. 2. Мальчик начал волноваться сильнее. 3. Преподаватель словесности строг. 4. Кинофильм очень интересный. 5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина. 6. Утро было раннее. 7. Озеро как зеркало. 8. Два плюс три будет пять. 9. Вечером море было черного цвета Повторение правил о простых предложениях.Синтаксис – это … Основные синтаксические единицы – это ….Что такое предложение?Что  главное в предложении?Грамматической основой предложения является … По цели высказывания предложения бывают: …Простые предложения по  строению грамматической основы делятся …По наличию второстепенных  членов предложения могут быть …Итак, чем же может быть выражено  подлежащее и сказуемое?  VI. Домашнее задание:Упр. 150, 151,152.(Пичугов Ю.С.) VII.Итог урока. Выставление оценок. 1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал?  3. В чем вы не совсем разобрались?  4. Какие вопросы по теме у вас остались? Дата:________  9 класс________ Предмет: Русский язык Тема: Виды подчинительной связи: управление, согласование, примыкание Цели: Образовательные: ­ распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим  свойствам главного слова; ­ выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные  словосочетания; Развивающие: ­ формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную  компетенцию. Воспитательные: ­ содействовать воспитанию интереса к русскому языку; ­ воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; ­ формировать навыки контроля и самоконтроля. Оборудование для учителя: презентация PowerPoint Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. Проверка д/з. Слово учителя:Слайд 1. ­ Ребята, на прошлом уроке речь шла о  словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии,  тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь  этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и  языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может  высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без  аргументов. Начнём наш урок с проверки знаний. В   каком   разделе   русского   языка   изучают   словосочетание? (синтаксис).  Словосочетание  –   это…   (соединение   двух   или   нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной  связи).Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова). Между словами в словосочетании есть   …   (грамматическая   и   смысловая   связь).  Словосочетаниями   не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью),словосочетаниями не   могут   быть:   грамматическая   основа   предложения,однородные   члены предложения,   сочетания   служебного   и   знаменательного   слов.   Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание). Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное). Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже). Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу). Разминка. Найдите   в   словосочетании   главное   и   зависимое   слово,   обозначьте главное слово крестиком:  яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки. У   скольких   сочетаний   слов   не   выделили   главного   и   зависимого   слова? Почему? Самостоятельная работа в группах. 1 группа Выпишите словосочетания со связью управление. 2 группа Выпишите словосочетания со связью согласование. 3 группа Выпишите словосочетания со связью примыкание. Большое   желание,   выразить   желание,   желание   учиться,   говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные   успехи,   стремление   добиться,   успешный   труд,   досрочно закончить, высокая цель. Самопроверка Согласование:  большое   желание,   успешная   сдача,   отличные   успехи, успешный труд, высокая цель Управление:  выразить   желание,   учиться   в   колледже,   поступить   в техникум, использовать возможность, сдать экзамен Примыкание:  желание   учиться,   возможность   поступить,   стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь. Критерии оценки «5» ­ без ошибки «4» ­ 1 ошибка «3» ­ 2 ошибки. Ребята, какие словосочетания называются синонимичными? Например: компьютерная игра­ игра на компьютере. 5.Подберите синонимичные словосочетания. 1 группа Лесной запах – запах леса Бронзовая статуя – статуя из бронзы Мраморный памятник – памятник из мрамора Горный воздух – воздух гор Солнечный город – город солнца 2 группа Костюм для тренировки – тренировочный костюм Парк при море – приморский парк Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка Ветер с севера – северный ветер 3 группа Держаться с достоинством – держаться достойно Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно Читальный зал­зал для чтения Спектакль для детей­ детский спектакль Железный болт­болт из железа. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи. Задание для всех групп. Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи  повадки, улыбающийся ребёнок, деревенский житель. Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом,  приходить без наказания, колеблясь без звука. Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом,  корку хлеба, лучи солнца, лай собаки. Проверим! Управление: дом из камня, шапка отца, повадки лисы, ребенок с улыбкой,  житель деревни Примыкание: отзываться восторженно, сделать умышленно, безнаказанно  приходить, беззвучно колеблясь Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную  корку, солнечные лучи, собачий лай. Закрепление. Упр. 54,55, 60,63 Тестовые задания: 1.Найдите строку со способом согласование: А)осенняя погода, думать о лете, писать красиво Б)встретить друга, говорить по­английски ,летящая птица В)верный друг, нарисованная картина, грибной дождь. 2.Найдите строку со способом управление: А)лингвистическая сказка, сырая земля, против грусти Б)дом сестры, хранитель очага, уверенность в себе В)степной ручей, гранитные плиты, мечтать о прекрасном 3.Найдите строку со способом примыкание: А)великие произведения, веление времени, хорошо сшиты Б)говорить не спеша, работать ответственно, глядеть искоса В)гранатовый сок, нешуточные страсти, обманутый сын. 4.Какие сочетания слов не являются словосочетанием: А)лес и горы, грянул гром, уже рассвело Б)дружный класс, зимние каникулы, устал писать В)приветный взор, читать стихи, согласен выполнять. 5.Найдите лишнее в характеристике словосочетания: А) сочинительная и подчинительная связь Б )виды подчинительной связи В) грамматическая основа Домашнее задание. Повторить правила. Упр.57,70,72,39(по книге  Пичугова) Дата:________  9 класс________ Предмет: Русский язык Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Союзы и запятые между однородными членами предложения Цели: ­  восстановить в памяти учащихся изученный материал о главных и  второстепенных членах предложения; совершенствовать умения выделять в предложении второстепенные члены, определять их вид, способы  выражения; ставить знаки препинания между однородными членами  предложениями. ­ развивать логическое мышление; воспитывать культуру речи Оборудование для учителя: презентация PowerPoint Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. Проверка д/з. Слово учителя: 1) На какие группы делятся члены предложения? 2) Какие есть главные члены предложения? 3) Что такое подлежащее? 4) Что такое сказуемое? Какие типы сказуемых вы знаете? 5) Какие есть второстепенные члены предложения? 6) Что такое дополнение? 7) Что такое определение? 8) Что такое обстоятельство? Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они  связаны между собой по смыслу и грамматически. Подлежащее – это  главный член предложения, который обозначает  о ком или о чем говорится  в предложении, отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено  существительным, местоимением или словосочетанием.Сказуемое – это  главный член предложения, который обозначает, что говорится о  подлежащем, отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что это  такое? Может быть выражено глаголом, существительным,  прилагательным.Второстепенные члены предложения поясняют главные  или другие второстепенные члены предложения. Они делятся по своим  грамматическим значениям на дополнения, определения и обстоятельства.  Эти значения распознаются по вопросам. Например, в предложении  Осторожно обходят охотники залегших в чащобе волков: (обходят  кого?) волков — дополнение; (обходят как?) осторожно — обстоятельство; (волков каких?) залегших — определение; (залегших где?) в чащобе —  обстоятельство. Задание. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор. Составьте схему, объясните расстановку знаков препинания. Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее. (А.П.Чехов) [.­.­.­.­.­, _____ ==== и ===]. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое,  двусоставное, распространенное, осложнено однородными простыми  глагольными сказуемыми, деепричастным оборотом и находящимися в нем  однородными определениями. Запятая между словами “теплую” и “душевную” ставится, так как  определения­эпитеты обычно однородны. Запятая после слова “нотку”  означает завершение деепричастного оборота, стоящего в начале  предложения. Между однородными членами предложения – сказуемыми –  запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом “и”. Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены по значению,  делятся на 3 группы:  1) соединительные, 2) разделительные и 3) противительные. Союз “и”  относится к соединительным союзам. Однородные члены предложения произносятся с интонацией  перечисления, на один и тот же вопрос отвечают, одно и то же слово  поясняют.Однородные члены предложения зависят от одного и того же  слова и являются одинаковыми членами предложения, также находятся в  сочинительных отношениях.  В чем их особенность? Однородными могут быть любые члены  предложения, как главные (Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце, — И. Тургенев.), так и второстепенные (Солнце — мое. Я его  никому не отдам. Ни на_час, ни на_луч, ни на взгляд. — М. Цветаева.)  Однородные члены предложения могут располагаться подряд или  отделяться друг от друга различными членами предложения, например:  Вот уж потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи. (И. Тургенев.)  Поднялся ветер и закружил опавшие листья. Сочинительная связь, которой объединяются однородные члены  предложения, внешне выражается с помощью интонации  перечисления(однородности) или с помощью интонации и сочинительных  союзов. Однородными членами предложения не являются: повторяющиеся  слова, имеющие усилительное значение (далеко­далеко; бежал, бежал);  фразеологизмы (и день и ночь и др.).Сосны, березы, лиственницы  обступали поляну.  Особенности однородных членов предложений 1. Отвечают на один общий для них вопрос:  что? 2. Одинаковые члены предложения (одноименные члены): подлежащее 3. Относятся к одному и тому же члену предложения:  обступали 4. Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной  связью: сосны (и) березы (и) лиственницы. Знаки препинания при однородных членах.  • 1. Два и более однород. чл. без союзов:  • (), (), ()  Например: Звуки росли, крепли, ширились. • 2. Однород. члены с повторяющимися союзами и­и, ни­ни, да­да, или­ или, либо­либо, то­то,. не то­не то:  • и (), и () . Например: И берег, и море молчали.Не то север, не то  восток. • 3. Между однород. чл. с союзами а, но, да (=но):  • (), но (). Например: Он проворчал, но согласился. Закрепление. Упр.55, 69,37 Домашнее задание. Повторить правила. Упр.57,70,72,39(по книге  Пичугова) 9 класс________ Предмет: Русский язык Тема: Закрепление по теме «Сложносочинённое предложение» Цели уроков: ­ продолжить работу над формированием у учащихся умения отличать сложносочиненное предложение от других типов сложного  предложения, от простого предложения с однородными членами; Развивающая: ­ Содействовать развитию навыка правильного оформления  предложений изученного типа, творческих способностей ребят; Воспитательная: Способствовать привитию интереса учащихся к культуре речи. Ход урока: 6.       Организационныймомент. Приветствие. Проверка д/з. Актуализация уже имеющихся знаний учащихся по теме “ССП ”. ­ Что такое сложное предложение? (Сложное предложение   отличается от простого количеством грамматических основ. В простом  предложении есть одна грамматическая основа,  в сложном ­ две и более.  Но два простых предложения – это не то же, что сложное, состоящее из  этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная  связь. В сложном предложении информации  больше, чем в  двух простых.) Сложные предложения по наличию / отсутствию союзов делятся на  какие предложения? (Сложные предложения по наличию / отсутствию  союзов делятся на союзные и бессоюзные (соединяются только при помощи  интонации).  Союзные предложения делятся на сложносочиненные (с  сочинительными союзами). Есть и другие  признаки, по которым различают  сложносочиненные . ­ Какие виды предложений бывают? Союзные Бессоюзные (БСП) По наличию или отсутствию союзов Сложносочиненные (ССП) Сложноподчиненные (СПП) Какие предложения мы ССП? (Сложносочиненное предложение, как  следует из названия, это такое предложение, части которого ­  грамматические основы ­ лексически и грамматически равноправны,  соединены сочинительной связью с использованием сочинительных союзов). В зависимости от характера союза и лексического наполнения частей  ­ грамматических основ ­ сложносочиненные предложения передают разные смысловые отношения. Задание. Прочитайте предложения. Найдите во всех предложениях  грамматические основы. Обратите внимание на интонационные паузы в  месте соединения частей ­ простых предложений ­ союзами. Исходя из  характера союзов ­ соединительные, разделительные, противительные,  сопоставительные, пояснительные, присоединительные ­ по порядку  проанализируйте логическое соотношение частей в сложных предложениях. 1)    В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на  земле. (А. Чехов) 2)    Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания.  (А. Серафимович) 3)    В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к  любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет  сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер) 4)    Язык должен быть не только понятный или простонародный, но  язык должен быть хороший. (Л. Толстой) 5)    Идём на фордевинд, то есть ветер дует с кормы. (И. Гончаров) 6)    Работа репортёра его не увлекает, да и характер у него  неподходящий. (М. Кольцов) Обратите внимание при прочтении примеров 1 и 2, что первые  грамматические основы этих предложений односоставные. Умение видеть односоставные предложения в составе сложных ­ ключ к пунктуационной грамотности. Согласно основному пунктуационному правилу все основы в составе  сложносочиненного предложения отделяются, и в основном запятыми. Рассмотрим пример (грамматические основы выделены), сопоставляя  интонационные паузы и знаки препинания: (1) Небо заволокло тучами/, (2) и, наверное/, сейчас начнется дождь/,  (3) но дождя нет/, (4) а есть духота/, сжимающая горло/, и полное  отсутствие ветра. Первый союз и соединяет два предложения, перед ним запятая на  месте интонационной паузы. Интонационная пауза после слова наверное ­  это вводное слово (мы произнесём его с интонацией водности), но оно стоит после союза и, значит, там надо поставить запятую, хотя интонационной  паузы нет. Второе и третье предложения соединены противительным союзом но,  перед которым стоит запятая на месте интонационной паузы. Третье и четвёртое предложения соединены противительным союзом  а ­ перед ним запятая и интонационная пауза. В четвёртом предложении однородные подлежащие (одинаковая  грамматическая форма существительных) соединены союзом и, однако  интонационные паузы на месте обособления причастного оборота (видим  суффикс причастия и определяем границы оборота), поэтому на месте  закрытия оборота перед союзом и запятая. Вместо запятой между частями сложносочиненного предложения  может стоять точка с запятой как факультативный знак препинания, если  эти части делятся на чёткие логические отрезки или значительно  распространены, например: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял  нарисовать охоту. (Л. Толстой) Между частями сложносочинённого предложения ставится тире как  авторский знак, если вторая часть заключает в себе: а) результат: По дубу перейдём ручей ­ и мы на болоте. (М.  Пришвин); б) резкое противопоставление: Спроси ­ и не скажу. (М. Пришвин); в) неожиданное присоединение к первой части: Не было видно окон  четвертого этажа, моргнуло ­ и вдруг показалось. Еще раз моргнуло ­ и за  решеткой явилось бледное пятно. (М. Пришвин) Обратите внимание, что динамика высказываний помимо тире  подчеркивается и односоставными предложениями. Задания. 1. Прочитайте сложносочиненное предложение. Затем  переделайте его так, чтобы получилось простое с однородными членами.  Затем переделайте так, чтобы вместо второй грамматической основы стоял  деепричастный оборот. Запишите все три варианта. Подчеркните  грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла высказываний. Образец: Море бушует, и вздымаются огромные валы. Море бушует и  вздымает огромные валы. Море бушует, вздымая огромные валы. 1. Плуг врезается в землю, и тяжелые пласты медленно  переворачиваются. 2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. 3.  Ребята пришли на стадион, и началась тренировка. 4. Актив класса сумел  наладить работу с отстающими учениками, и успеваемость значительно  повысилась. 2. Прочитайте сложносочиненные предложения, обе грамматические  основы которых двусоставны. Переделайте предложения по вашему  усмотрению так, чтобы одна из частей была односоставной. Запишите оба  предложения. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте  оттенки смысла. Образец: Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны.  Из дома регулярно писали, и мы были спокойны. Или: Из дома регулярно  приходили письма, и нам было спокойно. 1. Ранним утром авангард был отрезан, и только после тяжелого боя  он присоединился к основной части. 2. Было знойное летнее утро, и пахла  резеда. 3. Машу очень ценили на работе, и она без труда устроила меня в ту  же лабораторию. 4. Начинался рассвет, и мы должны были идти на рыбалку. II. Лексико­грамматические условия для отсутствия запятой в  сложносочиненном предложении Части (грамматические основы) сложносочиненного предложения  могут иметь общий лексико­грамматический компонент, дающий  возможность воспринимать заключенные в каждом простом предложении  события как происходящие одновременно, или в одном месте, или при  одном условии. В этом случае запятая при неповторяющихся союзах и, да  (в значении и), или, либо на месте соединения простых предложений не  ставится. Части сложносочиненного предложения могут объединять следующие лексико­грамматические компоненты. 1. Общий второстепенный член, например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до  края. (М. Пришвин) Второстепенный член обстоятельство, стоящий в начале всего  предложения, логический и грамматический распространитель  высказывания в целом, детерминант (такая роль обстоятельства исследуется в пособии в теме о порядке слов). Доказательство тому  одинаковый вопрос, который можно поставить к обстоятельству  одновременно от обеих грамматических основ сложносочиненного  предложения: солнце лучилось и радуга раскидывалась (где?, сквозь что?)  сквозь дождь. Обратите также внимание на отсутствие паузы перед союзом  и. Задание 1. В сложносочиненном предложении части могут  соединяться последовательно и быть связаны логическими отношениями  причины и следствия, в этом случае обстоятельство­детерминант  распространяет только первую часть, например: В это время послышался звонок, и Катя встала. ­ Катя встала, потому что послышался звонок. Почему эта последовательность не сохранится в предложении В это  время послышался звонок и встала Катя? Обоснуйте ответ. 2. Общее придаточное предложение (или заменяющее его  бессоюзное): Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска  подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев) Задание. Докажите, что грамматическая основа выделенного  придаточного предложения зависит сразу от обеих грамматических основ  сложносочиненного предложения. Проанализируйте местонахождение  придаточной части. Совпадает ли вопрос к придаточному предложению с  союзом, которым оно присоединяется? Обратите внимание, что это  придаточное соотносится и по вопросу, и по логике с обстоятельством  времени. 3. Общее вводное слово, например: Словом, время уже истекло и пора было уходить. Задание. Как известно, к вводному слову нельзя поставить вопрос ни  от какого члена предложения. Проанализируйте этот пример с точки зрения логической принадлежности вводного слова сразу двум простым  предложениям в составе сложного. Есть ли пауза перед союзом и? 4. Одинаковые грамматические формы подлежащих или сказуемых в  частях, представляющих собой два назывных или два безличных  предложения: 1) Хриплый стон и скрежет ярый! (А. Пушкин) 2) С деревьев капало и в воздухе веяло весной. 5. Объединяющая интонация, если части сложносочинённого  предложения представляют собой вопросительные или восклицательные  предложения: Когда обед и что будут подавать? ­ Общая вопросительная  интонация. Высоко небо и прекрасна земля под ним! ­ Общая восклицательная  интонация. Теперь, ориентируясь на алгоритм решения пунктуационной задачи и  используя материал данного параграфа, объясните знаки препинания в  предложении, сопоставляя их с интонационными паузами: Кое­где белел парус/ да чайки,/ плавно махая крыльями,/ опускаясь  на воду,/ едва касались ее и кругами поднимались опять вверх,/ а над  садами высоко и медленно плавал коршун. Задание. Прочитайте парные сложносочиненные предложения, где не  расставлены знаки препинания. В одном из этих предложений  второстепенный член, стоящий вначале, общий для обеих грамматических  основ. В другом этот второстепенный член принадлежит только одной  части сложного предложения. При чтении обратите внимание на интонацию, смысловые нюансы фразы, затем проанализируйте структуру предложений.  Перепишите, расставляя знаки препинания. 1. К вечеру похолодало и лужи подернулись льдом. К вечеру обещали похолодание и мы заторопились домой. 2. В огороде поспели огурцы и  Маша ела их прямо с грядки. В огороде поспели огурцы и покраснели  ранние сорта помидоров. 3. На площади шел митинг и звучали горячие  слова ораторов. На площади шел митинг и я поспешил туда. 4. В сумерках  на небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. В  сумерках на небе начали появляться первые звезды и в окнах домов в это  время зажглись огни. Задание. Где на месте пропуска ставится запятая? 1)    Барышни в пестрых и лёгких платьях _ и мужчины во  фланелевых костюмах и мягкой обуви быстро проходили мимо Зинаиды. 2)    Одни кузнечики таинственно шептались в густой траве _ да  стрекозы, шурша крылышками, пролетали мимо. 3)    В кустах вдруг возник рев _ и показалась огромная морда  медведя. 4)    Я люблю собирать _ и грибы, и ягоды, и лесные лекарственные  травы. Ответ: 2. Задание. Пунктуационная ошибка допущена в предложении: 1)    Напротив в домике, построенном на манер готической башни,  помещалось посольство крохотной державы. 2)    К реке вела узкая крутая лестница, и, спускаясь, я подал руку  своей спутнице. 3)    Он прошёлся по комнате, насвистывая какую­то мелодию, и  остановившись рядом со мной, замолчал. 4)    Грачи закричали за рекой, и повсюду: в кустах и траве ­ запели птицы. Ответ: 3. №1. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть  грамматические основы предложений, составить схемы. 1) Дядя Федор спрашивал а кот из сумки отвечал. 2) Синицы ссорились трещали и этот треск сливался в веселую  мелодию. 3) Элли взяла бессильного Тотошку на руки и путники пошли через  лес. №2. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть  грамматические основы предложений, составить схемы. Жила в болоте лягушка ловила она комаров и мошек весной громко  квакала со своими подругами. Дождик моросил по ее пестренькой спинке и капли стекали с ее  боков. Осенью лягушки не квакают, и наша лягушка примолкла. №3. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть  грамматические основы предложений, составить схемы. 1) Роща пылает кострами берез а земля светится россыпями золота. 2) В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба  желтые и рыжие обрывистые берега красноватые ветки кустарника. 3) Осенний воздух свеж и прозрачен. 5. Обобщение. ­ Что такое сложносочиненное предложение? Чем оно отличается от  простого предложения? ­ Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? – Какие виды  работ понравились?  6. Подведение итогов урока. Комментирование учителем отметок учащихся. 9 класс________ Предмет: Русский язык ТЕМА УРОКА: Изложение с элементами сочинения                                                                                             «В скором поезде».  ЦЕЛИ: ­ уметь работать с текстом, с толковым словарём;  производить лексический разбор слов; подбирать к словам текста  синонимы;  ­ уметь делать выводы из прочитанного текста и самостоятельно излагать  на бумаге;  ­ уметь рассказывать текст, опираясь на опорные слова;  ­ закреплять умение подробного изложения текста;  работать над обогащением словарного запаса и правильным произношением  слов.  ОБОРУДОВАНИЕ: толковые словари, раздаточный материал (тексты). Ход урока.  I.Организационный момент. Д/З. ­ Сегодня на уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения,  которое называется «В скором поезде» ­ Что значит с элементами сочинения?  Работа над текстом.   1) текст читает учитель.  ­ Что вы поняли из прочитанного?  ­ О ком и о чём говорится в тексте  2) чтение текста учащимися по абзацам и лексический разбор слов. Подбор  синонимов  Словарь:      Инженер — профессия    Нуждался­ нужна помощь  Обратился­ сказал  Пассажир­ человек, который едет в поезде, в автобусе  Оказалось­ было  Профессор  Становилось всё хуже и хуже­ было очень плохо  Подготовили­ достали ( нашли)  Телефонограмма – телеграмма по телефону доставить­ привезти  Жизнь спасена­ жизнь вне опасности  3)Работа по вопросам.    ­ Что случилось с пожилым инженером?  ­ В чём он нуждался?  ­ Кто пришёл помочь?  ­ Как помогали люди инженеру?  ­ Что ему нужно было?  ­ С какой просьбой обратились по телефону на станцию?  ­Как врач доставала лекарство?  ­ кто отвёз врача на станцию?  ­ Жизнь больного была спасена?  ­Кому, что не понятно?  4)Составление плана.    ­ для того, чтобы ваше изложение было полным, вы ничего не пропустили,  необходимо составить план.  ­ Как вы думаете, где будет 1 часть?  Внимательно прочитайте её. ­ Что самое главное в этой части?  ­ придумайте название этой части. (т. о. работаем над каждой частью ) План.      1. Пожилому инженеру стало плохо.  2. Просьба о помощи.  З. Всем хотелось прийти на помощь.  4. дежурный врач приняла телефонограмму.  5. Жизнь больного спасена.  6. Что стало бы с больным, если бы ему не оказали помощь?  ­Ребята, вы помните, что пишете изложение с элементами сочинения, и на  б пункт плана должны написать свои мысли по теме.  Начинать писать нужно со слов:  ­ Я думаю, что …. или  ­ Мне кажется, что….  5)Пересказ текста  по частям с вариантами и в целом.  III. Самостоятельное написание изложения.    IV   . Итог урока.                                                   В СКОРОМ ПОЕЗДЕ .          Пожилой инженер ехал из Сибири к своей дочери в Ленинград, у него  было больное сердце. Ночью в пути ему стало плохо. Он нуждался в  срочной медицинской помощи. Начальник поезда обратился по радио ко  всем пассажирам: «Если в поезде есть врач, просим прийти в шестой вагон  и оказать больному медицинскую помощь»  Среди пассажиров оказалось пять врачей и одна медицинская  сестра. Хотя была полночь, все они немедленно явились к больному.  Первой пришла пассажирка из соседнего вагона — молодой врач. Она  только что окончила медицинский институт и ехала работать в больницу.  Вслед за ней явился седой профессор — знаменитый хирург.  Всем хотелось помочь больному. Один пассажир принес таблетки от  сердечной боли, но они не помогали. Больному становилось все хуже и  хуже. Ему нужно было редкое лекарство.        Когда поезд проезжал мимо железнодорожной будки, из вагона бросили записку с просьбой сообщить по телефону на станцию, чтобы к приходу  поезда подготовили нужное лекарство и кислородную подушку.  Ночью дежурный врач на станции приняла эту телефонограмму, но у нее  нужного лекарства не оказалось. до прихода поезда оставалось два часа. Она решила сходить в городскую аптеку. От станции до города было 8  километров. Чтобы успеть к поезду, врач бежала в аптеку не по дороге, а  прямо через поля и овраги.       Когда она прибежала в аптеку, до прихода поезда оставалось 30 минут.  Нужное лекарство было у нее в руках, но как доставить его к поезду за  полчаса?       Тогда аптекарь позвонил своему другу, у которого был мотоцикл и  попросил его отвезти врача на станцию.  Лекарство доставили вовремя. Жизнь больного была спасена.

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса

Русский язык для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017