Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."
Оценка 4.9

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
10.10.2017
Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."
Цели: - развивается умение наблюдать за ролью прилагательных-антонимов в речи, выявлять комический эффект столкновения антонимов-прилагательных в одном контексте; - развитие чувства языка и понимания природы комического на основе работы с антонимами-прилагательными. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника.
Колючий урок.doc
Тема: Роль прилагательных­антонимов в речи. Цели: ­  развивается   умение   наблюдать   за   ролью   прилагательных­антонимов   в   речи, выявлять   комический   эффект   столкновения   антонимов­прилагательных   в   одном контексте; ­  развитие чувства языка и понимания природы комического на основе работы с антонимами­прилагательными. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2 . Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Этапы урока . Ι Актуализация  знаний.  1 Ход урока У нас сегодня необычный  колючий  урок. К концу урока вы поймете, что я имею в виду. ­ Какую часть речи мы изучаем? (Прилагательное) ­   Подберите   к   данному   прилагательному   существительные, чтобы употребить их в переносном и прямом значении (колючий   характер,  колючее слово). 1. Чтение рассказа Евгения Кузнеца «Ежовые рукавицы». Заспорили как­то ребята: у какого зверя шкура теплее?  Одни кричат:  ­ У медведя! Медведь как заляжет в берлогу, лапу в пасть положит ­ зима, словно ночь, пролетит!  Другие кричат:   колючий ветер,   колючий взгляд, ­ У волка! Волк целый день на ногах: то от холода, то от собак спасается. Если бы не шуба, давно бы замёрз!  Третьи кричат: ­ У лисы! Все знают, какой у неё мех: мягкий, пушистый и тёплый!  A Сёмка молчал, мoлчал да и говорит:  ­ Самая тёплая шуба у ежа.  ­ Как так?   ­ зашумели ребята. ­ С каких это пор игoлки теплее меха?  ­ А вот так, ­ стоит на своём Сёмкa. ­ Мне мама часто говорит:   «Погоди,   Сёмкa!   Вот   возьму   тебя   в   ежовые рукавицы  ­ то­то жарко станет!» ­ Понравился рассказ? Что имела в виду мама, произнося эти слова? ­ Озаглавьте текст (ответы детей). Один из возможных  вариантов заголовков может совпасть с авторским: Ежовые    рукавицы.   ­ Как вы понимаете этот фразеологизм? «Держать   в   ежовых   рукавицах»   ­   требовательное,   очень суровое обращение с кем­либо. Данное устойчивое сочетание слов (фразеологизм) встречается в словарях XVIII века, но имеет   фразеологизм   другое   значение.   Дело   в   том,   что   в подвалах крестьянских  домов, заводились  мыши.  Хорошая кошка,   помогающая   в   такой   беде,   не   так   часто   и встречается.   Однако   есть   другой   хищник   ­   ёж!   Но   как заманить его в нужное помещение? А как раз для этого и нужны   ежовые   рукавицы   ­   голицы.   Они   делались   из толстой кожи без подкладки. Такими рукавицами можно взять колючего ежа, свернувшегося в клубок и отнести к новым охотничьим угодьям. А потом, когда он с мышиной напастью   справится,   выпустить   на   волю.   Так   что   при изготовлении ежовых рукавиц ни один ёжик не пострадал. 2. Выписать однокоренные слова, разобрать по составу. Ёж под ёлкою сидит, Ёж ежихе говорит: «Ежевики дай ежонку, Если нарисует ёлку!» ­ Какая схема лишняя?  ­ Прочитайте строчки из стихотворения, записанные на доске: Шел веселый медвежонок, Меда съел медведь бочонок, А навстречу ежик грустный: Ежик съел сухарь невкусный! ­ Назовите имена прилагательные в стихотворении. ­ Какие слова противоположные по значению? Как они  называются? (Антонимы.) ­ С какой целью автор использует эти имена прилагательные? II.  Формулирование  проблемы.  2 III. Развитие  умений. ­   Сформулируйте   тему   урока.   (Роль   прилагательных­ антонимов в тексте.) 1.  Работа по учебнику. а)   Упр. 204 – выявляется  приём создания комического в стихотворении. Примечание.  Автор использует  прилагательные­антонимы ужасный – прекрасный для создания комического эффекта.    Приём  противопоставления   образов,   картин   называется антитезой. в) прилагательные­антонимы к словам. Выполняется с комментированием. Образец записи:   205   –   развивается   умение   подбирать  Упр.  Проанализируйте,   сделайте   вывод, устный (уста) – письменный (ответ). 2. Запись предложений под диктовку учителя. Ёжик не стал пить кислое молоко.  Грызет ёжик у себя в норке кислые яблоки, грибы и ждет весны. ­   информацию   в предложениях   с   точки   зрения   зоолога.  (Зоолог ­   человек, изучающий животных.)           Я открою   вам   страшную   тайну:   ежам   не нужны запасы   продовольствия,   потому   что   зимой   ежи…   спят. Спят   сладким   сном   с ноября   по апрель,   как   медведи, барсуки,   лягушки   и змеи.   А во сне   расходуют   потихоньку подкожный жир, накопленный отнюдь не на яблоках.     Ежи ­ хищники, их излюбленная пища ­ лягушки, черви и насекомые.   Яблоки   ежам   необходимы   исключительно   в гигиенических целях. ­   Найдите   в   предложения   словосочетания   с   именами прилагательными. ­   Замените   имена   прилагательные   противоположными   по значению и запишите словосочетания. ­   Определите   главное   слово,   укажите   морфологические признаки прилагательных. Образец записи: свежее молоко сладкое яблоко 3. Работа с текстом. Ёжик. По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц. Днём и ночью   таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе уютное зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём 3 логове   и   проспит   долгую   зиму.   Накроет   норку   пушистый, снежный сугроб.  Спит   колючий   в     тёплой   норке   до   весны.    Снятся   ему лесные ежиные сны.  ­ Найдите в тексте антонимы. ­   В   восьмом   предложении   определяем   грамматическую основу и части речи. Ι  вариант ΙΙ* вариант 1. Найти и подчеркнуть в тексте прилагательные, определить число и род. 2. В седьмом предложении выделить грамматическую основу, определить части речи. Составить схему предложения. 1. Найти и подчеркнуть в тексте прилагательные, определить число,  род и падеж. 2. В шестом предложении выделить грамматическую основу, определить части речи. Составить схему предложения. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало формирования алгоритма самооценки): ­ Что тебе нужно было сделать?  ­ Удалось тебе выполнить задание? ­ Ты сделал всё правильно или были недочёты? ­ Какую отметку ты бы себе поставил? РЕЗЕРВ   Восстановите     пословицы,   в   которых   есть Работа в парах. 1. прилагательные­антонимы. В умной беседе ума наберёшься, а в (глупой) свой  растеряешь. Лучше горькая правда, чем  (сладкая) ложь.  Глупый осудит, а (умный) рассудит. 2. Восстановите фразеологизмы. трещит как ёжик                                 трещит как сорока как ёжик в колесе                               как белка в колесе  голодный (злой) как ёж                     голодный (злой) как ёж  стреляный ёж                                     стреляный воробей  ёжик на ухо наступил                        медведь на ухо наступил ежам на смех                                      курам на смех ­ Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?   ­   Преобразуйте   тему   урока   в   вопрос.   (Для   чего   антонимы используются в речи?) ­ Ответьте на этот вопрос. (Употребление антонимов делает речь   более   выразительной,   усиливает   эмоциональность   речи, столкновение антонимов создаёт комический эффект.) Закончить урок хочется четверостишием Б. Заходера: ­ Что ты, Еж, такой колючий? ­ Это я на всякий случай. IV. Итог урока. Художник ­  мультипликатор  Юрий Норштейн   «Анимационный  фильм № 1 всех  времён» (2­е место в  этом рейтинге занял  4 другой мультфильм   «Сказка сказок»)  V. Домашнее  задание. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! ­ Что у вас получалось сегодня лучше всего? ­ В чём испытали затруднения? ­ Кто сегодня получил отметку в дневник?  ­ За что? 1. Упр. 2, с. 56. 2. П Задание № 9, тема 8 в рабочей тетради. 3. Творческое задание*: написать текст от лица ёжика.  5

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."

Русский язык: "Роль прилагательных-антонимов в речи."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2017