Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя

  • Документация
  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по обществознанию
Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx

 

Технологическая карта (план) занятия № 13

Учебная

дисциплина

ОУД 10 Обществознание

 Группа

Дата

 

 

Тема занятия

 

Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя

Тип занятия

 

теоретическое

Формы организации учебной деятельности

 индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Цель занятия

сформировать у обучающихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления темы; аргументировано высказывать свою точку зрения.

     Плани-

руемые образовательные результаты

 

Общие

 

ОР1 -ОР7, ОР11 – ОР15, ОР28 – ОР34

Дисциплинарные

 

ДР3, ДР5, ДР15

Типы оценочных мероприятий

Устный фронтальный опрос, групповые задания к источникам экономической информации

Междисциплинарные связи

История, география

Средства

обучения

Учебное пособие, презентация

Основная

литература

Обществознание» 11 класс.(базовый уровень) Л. Н. Боголюбов,  Ю.И. Аверьянов, А.В.Белявский  и др. Москва «Просвещение» ,2019

                                                  содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап: проверка готовности к занятию, посещаемость

2

2

Актуализация знаний               Беседа    Задание на слайде

5

 

Что такое рынок? Какие вы знаете виды рынков?      Каковы законы функционирования рынка?

            Что такое факторы производства?    Перечислите компоненты, которые входят в экономическую сферу?.

 

3

Мотивационный момент и целеполагание

3

 

Просмотр слайдов  Что вы увидели на слайде?  Что такое рынок труда ?. В чем состоит роль рынка труда    в современном мире

 

 

4

Изучение нового материала:  презентация   Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.  Участники рынка труда – ЭТО КТО ? На рынке труда получает оценку стоимость различных по виду и сложности исполнения услуги труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности образования, профессионального роста, гарантии занятости. В качестве основных рычагов на рынке труда выступают: конкуренция в спросе и предложении, цена труда.

Как формируются и взаимодействуют основные механизмы – спрос, предложение, рыночная (равновесная) цена?                          Работа с текстом учебника с. 105, беседа, схема на слайде                                                                                                                       Что такое занятость?                Работа с учебником с. 107, определение, запись в тетради

- занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая, как правило, доход.

Из истории вопроса. Вспомните, как впервые  и последующие годы советской власти был поставлен вопрос о занятости?            Беседа

- « военный коммунизм » -     всеобщая трудовая повинность

                                                       Лозунг «Кто не работает, тот не ест»

- Конституция СССР  -               ст. 14, обязательность труда

                                                      Тунеядство – статья уголовного  кодекса

                                                       Лозунг « От каждого по способностям, каждому – по труду»

Переход к рыночным отношениям, появление рынка труда, частного предпринимательства означали отказ государства от монопольного права на использование труда.

Конституция РФ (ст. 37) – труд свободен, главное условие развития рыночных отношений в сфере занятости, которая приобретает добровольный характер, а человек экономическую свободу. Однако занятость стала определяться законами рынка. Это привело к такому явлению как безработица.

Что такое безработица?                                          Учебник с. 108, определение, запись в тетради

Этапы рационального поведения потребителя:

- осознание необходимости покупки;

- поиск информации о товаре или услуге;

- оценка возможных вариантов покупки.

Прежде всего, при принятии решения потребителем, работником, семьянином либо гражданином в расчет обязан приниматься его доход.

Доход способен выражаться в денежных единицах либо в объёме благ, какие возможно на него приобрести.

Семейный бюджет – это расчёт будущих затрат и прибыли в семье.

Доходная часть бюджета – это денежная прибыль, получаемая членами семьи.

Расходная часть бюджета – это общие финансовые расходы семьи на какие-то продукты, приобретения и т.д.

Главный смысл в том, чтобы затраты никак не превышали прибыли. Если затраты равны прибылям – бюджет сбалансированный . Когда затраты превосходят прибыли, в таком случае говорят, что бюджет имеет дефицитный . Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, в таком случае бюджет называется избыточным.

Приобретая что-либо за деньги, мы становимся потребителями, таким образом тема данного урока касается каждого человека и изучив ее мы вы станете чувствовать себя комфортнее на сложном рынке товаров и услуг.

Альтернативная стоимость – цена,  которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы:

     Какие возможные варианты выбора у Димы? Что в каждом конкретном выборе будет являться альтернативной стоимостью? Как в данной ситуации поступили бы вы?

– Привет, Дима. Ты пойдешь на новый фильм «Аватар»?

– Хотел  бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще поучить. Иначе получу пару.

– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь.

– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция хоккея.

Если не учить, то уж лучше сходить на хоккей.

– А мы пойдем на трехчасовой сеанс и ты успеешь к 6 часам.

– Хорошо. Только я посчитаю, сколько у меня денег

до конца недели: 500 рублей до пятницы. Это и для талонов  на питание.

55

5

Закрепление   Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в стране.

Б. Потребности людей в разнообразных товарах и услугах на протяжении веков остаются неизменными.

Правильный вариант/варианты: 1.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Потребитель, выбирая товары и ___________(А), активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

___________(Б) — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителями также выступают фирма, организация и ___________(В) в целом.

Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) __________(Г) — баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема ___________(Д) выбора.

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет __________(Е) потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) рациональный 4) потребитель 7) потребление

2) суверинитет 5) бюджет 8) товар

3) государство 6) услуга 9) дефицит

Правильный вариант: услуга, потребитель, государство, бюджет, рациональный, суверенитет  

12

6

Подведение итогов занятия

3

 

Какова была цель нашего урока? Мы ее достигли? Докажите. Где вам может пригодиться материал, изученный на уроке?.

 

7

Домашнее задание

2

 

Л2, c 104-139,эссе

 

8

Рефлексия

3

 

А напоследок я скажу".

предлагается последовательно ответить на три вопроса:

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

Что не оправдалось и почему?

Мои и наши перспективы?

 

 

Всего:

   80             мин

 

Преподаватель