Технологическая карта (план) занятия № 13
|
Учебная дисциплина |
ОУД 10 Обществознание |
Группа |
Дата |
|
|
|
|
|||
|
Тема занятия
|
Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя |
|||
|
Тип занятия
|
теоретическое |
|||
|
Формы организации учебной деятельности |
индивидуальная, фронтальная, работа в парах. |
|||
|
Цель занятия |
сформировать у обучающихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления темы; аргументировано высказывать свою точку зрения. |
|||
|
Плани- руемые образовательные результаты
|
Общие
|
ОР1 -ОР7, ОР11 – ОР15, ОР28 – ОР34 |
||
|
Дисциплинарные
|
ДР3, ДР5, ДР15 |
|||
|
Типы оценочных мероприятий |
Устный фронтальный опрос, групповые задания к источникам экономической информации |
|||
|
Междисциплинарные связи |
История, география |
|||
|
Средства обучения |
Учебное пособие, презентация |
|||
|
Основная литература |
Обществознание» 11 класс.(базовый уровень) Л. Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В.Белявский и др. Москва «Просвещение» ,2019 |
|||
содержание занятия
|
№ этапа |
Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения |
Временная регламентация этапа |
|||
|
1 |
Организационный этап: проверка готовности к занятию, посещаемость |
2 |
|||
|
2 |
Актуализация знаний Беседа Задание на слайде |
5 |
|||
|
|
Что такое рынок? Какие вы знаете виды рынков? Каковы законы функционирования рынка? Что такое факторы производства? Перечислите компоненты, которые входят в экономическую сферу?. |
|
|||
|
3 |
Мотивационный момент и целеполагание |
3 |
|||
|
|
Просмотр слайдов Что вы увидели на слайде? Что такое рынок труда ?. В чем состоит роль рынка труда в современном мире
|
|
|||
|
4 |
Изучение нового материала: презентация Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды. Участники рынка труда – ЭТО КТО ? На рынке труда получает оценку стоимость различных по виду и сложности исполнения услуги труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности образования, профессионального роста, гарантии занятости. В качестве основных рычагов на рынке труда выступают: конкуренция в спросе и предложении, цена труда. Как формируются и взаимодействуют основные механизмы – спрос, предложение, рыночная (равновесная) цена? Работа с текстом учебника с. 105, беседа, схема на слайде Что такое занятость? Работа с учебником с. 107, определение, запись в тетради - занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая, как правило, доход. Из истории вопроса. Вспомните, как впервые и последующие годы советской власти был поставлен вопрос о занятости? Беседа - « военный коммунизм » - всеобщая трудовая повинность Лозунг «Кто не работает, тот не ест» - Конституция СССР - ст. 14, обязательность труда Тунеядство – статья уголовного кодекса Лозунг « От каждого по способностям, каждому – по труду» Переход к рыночным отношениям, появление рынка труда, частного предпринимательства означали отказ государства от монопольного права на использование труда. Конституция РФ (ст. 37) – труд свободен, главное условие развития рыночных отношений в сфере занятости, которая приобретает добровольный характер, а человек экономическую свободу. Однако занятость стала определяться законами рынка. Это привело к такому явлению как безработица. Что такое безработица? Учебник с. 108, определение, запись в тетради Этапы рационального поведения потребителя: - осознание необходимости покупки; - поиск информации о товаре или услуге; - оценка возможных вариантов покупки. Прежде всего, при принятии решения потребителем, работником, семьянином либо гражданином в расчет обязан приниматься его доход. Доход способен выражаться в денежных единицах либо в объёме благ, какие возможно на него приобрести. Семейный бюджет – это расчёт будущих затрат и прибыли в семье. Доходная часть бюджета – это денежная прибыль, получаемая членами семьи. Расходная часть бюджета – это общие финансовые расходы семьи на какие-то продукты, приобретения и т.д. Главный смысл в том, чтобы затраты никак не превышали прибыли. Если затраты равны прибылям – бюджет сбалансированный . Когда затраты превосходят прибыли, в таком случае говорят, что бюджет имеет дефицитный . Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, в таком случае бюджет называется избыточным. Приобретая что-либо за деньги, мы становимся потребителями, таким образом тема данного урока касается каждого человека и изучив ее мы вы станете чувствовать себя комфортнее на сложном рынке товаров и услуг. Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор. Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы: Какие возможные варианты выбора у Димы? Что в каждом конкретном выборе будет являться альтернативной стоимостью? Как в данной ситуации поступили бы вы? – Привет, Дима. Ты пойдешь на новый фильм «Аватар»? – Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще поучить. Иначе получу пару. – Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. – Хорошо, но сегодня вечером у меня секция хоккея. Если не учить, то уж лучше сходить на хоккей. – А мы пойдем на трехчасовой сеанс и ты успеешь к 6 часам. – Хорошо. Только я посчитаю, сколько у меня денег до конца недели: 500 рублей до пятницы. Это и для талонов на питание. |
55 |
|||
|
5 |
Закрепление Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления? А. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в стране. Б. Потребности людей в разнообразных товарах и услугах на протяжении веков остаются неизменными. Правильный вариант/варианты: 1. 2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Потребитель, выбирая товары и ___________(А), активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. ___________(Б) — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителями также выступают фирма, организация и ___________(В) в целом. Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) __________(Г) — баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема ___________(Д) выбора. Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами. В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет __________(Е) потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Список терминов: 1) рациональный 4) потребитель 7) потребление 2) суверинитет 5) бюджет 8) товар 3) государство 6) услуга 9) дефицит Правильный вариант: услуга, потребитель, государство, бюджет, рациональный, суверенитет |
12 |
|||
|
6 |
Подведение итогов занятия |
3 |
|||
|
|
Какова была цель нашего урока? Мы ее достигли? Докажите. Где вам может пригодиться материал, изученный на уроке?. |
|
|||
|
7 |
Домашнее задание |
2 |
|||
|
|
Л2, c 104-139,эссе |
|
|||
|
8 |
Рефлексия |
3 |
|||
|
|
А напоследок я скажу". предлагается последовательно ответить на три вопроса: Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)? Что не оправдалось и почему? Мои и наши перспективы? |
|
|||
|
|
Всего: |
80 мин |
|||
|
Преподаватель |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.