«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Слово Родина такое маленькое, простое и в то же время очень емкое. Когда мы его произносим, то сразу легко представляешь что-то теплое, уютное, родное и дорогое, очень близкое; то, что делает нас добрее, мудрее; что помогает нам в трудную минуту, греет нашу душу, защищает и бережет. Легко представляем самые надежные мамины руки, отцовское слово и отчий дом.
Родина — все, что мы видим, чувствуем; все, что нас окружает. Это — огромный мир, наполненный разнообразными звуками и красками, впечатлениями и открытиями.
С ранних лет мы прививаем детям любовь к родной Земле, учим, что нужно беречь её. Для этого в саду с детьми проводим беседы на тему семьи (о братьях и сестрах воспитанников, чем занимаются, увлекаются, как проводят выходные дни, как отмечают семейные праздники, любимые занятия членов семьи). Организуем детские проекты с рассказами о семейных традициях (лучший семейный кулинарный рецепт, бабушкина сказка, игры наших предков, лучший семейный праздник, день юного томича); организуем конкурсы детских рисунков и стихов, плакатов экологической направленности. Мы благодарны родителям, которые с удовольствием откликаются на все наши предложения и поддерживают во всех начинаниях. С большим воодушевлением было принято предложение изготовить герб семьи. По словам родителей это оказалось не самым легким делом.
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста мы видим в единстве образовательного пространства детского сада, семьи и социума. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Лишь тесное сотрудничество с семьями воспитанников по данному вопросу будет способствовать бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей поколений. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города.
Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Яркие впечатления детства остаются в сердце навсегда. Это то, что по-настоящему тронуло душу ребенка, вызвало чувство участия и сопереживания: будь то красота родной природы или красота человеческого поступка.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого русского человека слова ушли на второй план?
Если не мы, то, кто же Детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно — не опоздать!.. Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Конечно же, она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился, это уголок страны, ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить (дом, улица, город, поселок). Чем больше ребенок знает о родных местах, тем ответственнее и бережнее он относится к своей земле. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного края.
Что бы мы не говорили и делали, неизменным остается то, что нашей малой родиной является семья со своими ценностями и традициями, это родные и близкие, которые окружают нас, мы их любим и ценим. Семья – первая эмоционально значимая среда, которая вводит ребенка в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и др. Приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, что создает общность интересов и сближает их духовно.
Любовь к малой родине воспитывается и при ознакомлении с символами города: гербом, флагом, гимном. Как у каждого человека есть свое лицо, свои черты и характер, так и каждый город имеет свой герб, символы которого помогают нам отличать, узнавать и выделять его среди других городов.
Думать о Родине – это размышлять о ее прошлом, о наших сегодняшних делах, мечтать о будущем.
Наиболее эффективным методом воспитания у детей нравственно – патриотических чувств, интереса и любви к родному городу является игра, так как жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается и растет. Игра – наиболее естественный и радостный вид детской деятельности. Именно играя, дети могут лучше освоить материал, закрепить его.
Шел я купаться, | Шел я по полю, |
Русские люди не только умели трудиться, но и отдыхать. Об этом свидетельствуют ярмарки, посиделки, народные гуляния, забавы. Игровой фольклор, народные игры сохранили для нас неразрывную нить времен, связывающую современные реалии и далеко ушедшие времена.
Народная игра - историческая память всех народов и национальностей.
Трудно не согласиться со словами А. В. Луначарского, - "Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры".
Нам досталось великое наследие, уникальный инструмент, позволяющий без машины времени окунуться в быт и праздники наших предков.
Не справедливо забытая часть культуры, сегодня приобретает новую жизнь.
Игра
У нашей лошадки – обновы
На каждом копыте – подковы
Лошадка бежит или шагом идет
На каждом копыте подкова поет.
А песенку эту кузнец напевал
Когда для лошадки подковы ковал.
У нашей лошадке – обновы
На каждом копыте – подковы
Лошадка бежит или шагом идет
На каждом копыте подкова поет.
Мчится конь по чисту полю
Ветер шелестит травою
Рыцарь с огненным мечом
Злая сила ни по чем.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Упражнение на равновесие
Вот гвоздь и подкова
Раз, два и готово!
Во ку, во кузнице,
Во ку, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.
Хоровод - игра
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.