С кисточкой в ладошке.

  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья для АНЭКС.docx

С кисточкой в ладошке.

Автор: Белоусова Наталья Витальевна воспитатель ГБДОУ детский сад   № 70 Невского района Санкт-Петербурга

Это удивительное искусство – рисование детства. Каждый ребёнок в какой-то период жизни с удовольствием рисует огромные композиции с удовольствием. Правда, по свидетельству жизни, это увлечение проходит. Верным рисованию остается только художественно талантливый ребенок. Но от 2-3 лет до подростков дети обязательно проходят в своих рисунках стадии «каркулей» и «головоногов». Рисунки детей различных народов и возрастов удивительно сходны друг с другом, что свидетельствует о биологической природе рисования детей.

Почему и зачем рисуют дети? Особенно важно в начале жизни развивать зрение и движение. На первый взгляд рисование помогает наладить координацию работы данных систем. Ребенок переходит от хаотической точки зрения пространства к осознанию понятий вертикали и горизонтали, отсюда и линейность первых рисунков ребенка. Рисование помогает конструировать зрительные образы, помогает освоить формы, развивает координацию чувств и движений. Дети познают свойства материала, учат движения, необходимые для того, чтобы создать те или иные формы и линии. Все это влечет за собой постепенное осмысление окружающей среды.

Рисование является большой и серьёзной работой для малыша. Даже каракули содержат вполне конкретные сведения и понятия для маленького художника. Взрослые удивляются тем, что ребенок, спустя длительное время, всегда уверенно указывает, что и где именно написано на листке, покрытой, кажется, случайной переплетением линии и закорючек. Что же касается забавных ошибок в картинках. Эти рисунки наглядно отражают стадии развития зрительного и пространственного опыта ребёнка, на котором он ориентируется при рисовании. Таким образом, дети примерно до шести лет не осознают пространственное изображение, рисуют только вид сверху или спереди и абсолютно не поддаются какому-либо обучению в этом отношении. Дети больше любят свои картины, чем образцы, с которыми они рисуют.

Большинство специалистов, а также психологов, педагогов, сходятся в том, что детский рисунок является одним из видов аналитического и синтетического мышления: рисование, ребенок, как будто, формирует предмет или мысль вновь, оформляет с помощью рисунка свои знания, изучает закономерность, связанная с предметами и людьми в целом, «в пространстве и времени». Ведь детям обычно рисуется не конкретное изображение, а общее знание, обозначающее индивидуальные особенности только символическим знаком очки, бороды, отражающее и осмысляющее знание мира, понимая себя в нём. Поэтому ученые считают, что рисовать ребенка нужно так же, как говорить. Ведь Л.С.Выготский не случайно назвал рисование «графическим речью».

Необходимое условие развития творческой фантазии детей – включение ребёнка в активную деятельность и, в первую очередь, в предметную и творческую. Изобразительное искусство может успешно применяться в развитии творчества детей. Возможными способами развития его на занятиях по рисованию могут служить использование художественной и дидактики, рисования на темах, выразительных средств живописи и т.д. Но особую роль в изобразительных занятиях играют игры и нестандартные техники. Применение нетрадиционных рисунков способствует расширению знания и представления ребенка о предмете и его использовании, о материале, о его свойствах и способах его использования. Дети научились рисовать не просто краски, карандаши и фломастеры, а подкрашенные мыльные пены, мыльные пузыри, свечи, овощи и куколки, показывают как использовать клея, кефира, густой молока, кофе, и так далее. Дети узнают различные способы окраски, включая цветные клеи, технику набрызгивания, узнают о том, что рисовать можно не только бумагой, но также на специальных стеклах и тканях. Ребенок пытается рисовать ладони, пальцы, кулаки, даже ножки, легко, получая изображения используя подручные средства - нитки, верёвки, полые трубки и природный материал листьев дерева.

На занятиях, используя нетрадиционные техники изображения, дошкольники могут экспериментировать – смешать краску и мыльную пену, клеем, на рисунок, сделанный восковым мелком или масляным маслом, нанести акварель или глину. При прямом контакте пальцами рук и краской, дети узнают её свойства густой, твердой, вязкой, и при добавлении в акварель разных воды получают разные цветовые оттенки. Так развивается тактическая чувствительность и цветочувствительность. Все необычные привлекают внимание детей и заставляют их удивиться. Ребята развивают вкус к новым знаниям, исследованиям и экспериментам. Дети начинают задавать педагогу и друг другу вопросы, обогащаются и активируются их словарные запасы. Известно, что дети нередко копируют образец, который предлагают им. Нетрадиционная техника изображения позволяет избежать такого, поскольку педагог, вместо готовых образцов, демонстрирует только способ действий с нетрадиционным материалом, инструментом. Это способствует развитию фантазии, творческой деятельности, проявлению самоотверженности, инициативности, выразить индивидуальность. При использовании и сочетании различных способов изображения на одном изображении дошкольники научятся думать и самостоятельно определять, какой метод использовать для того, чтобы получился самый выразительный образ. Затем анализируют результаты, сравнивают свою работу, научились высказывать свое мнение, они испытывают желание еще раз сделать их рисунок интереснее, не похожим на других. В нетрадиционных техниках изображения требуется соблюдение последовательности действий, которые производятся. Таким образом, дети начинают планировать рисование. Рисование с помощью нетрадиционных техники изображения не заставляет дошкольников утомляться, они сохраняют высокую активность и работоспособность в течение всего того времени, которое отведено на выполнение задачи. Нетрадиционная техника позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход ко всему ребенку, учитывая его желания и интересы. Рисование в нескольких руках, как коллективное творчество, приближает детей. Они развивают культуру общения, развивают эмоционально тёплые отношения со своими сородичами. Дети легко овладевают нравственными нормами, правилами поведения. М.В. Ермолаев пишет: «Вовлекая проблематичного ребенка в настоящее творческое творчество, мы помогаем коррекции мотивации его сферы – основы поведения, ощущений, эмоциональных реакций. Коллективный детский творчество создает особую атмосферу эмоциональной радости, которая благотворно сказывается на психике ребенка, так как творчество всегда обладает желанием заразиться чувствами другого человека». Исследователи утверждают, что применение нетрадиционных методов рисования способствует уменьшению возбуждения слишком чувственных детей. Например, нетрадиционные рисунки, например, игры в клоуны увлекают детей, а чем сильнее увлечен ребенок, тем больше его сосредоточенность. Если для чрезмерно активного ребенка нужен обширный поле деятельности и его внимание рассеяно, крайне неуравновешено, то зона активности уменьшается при игре на кляксы, уменьшаются амплитуды движения. Размытые и неточные движения руками становятся постепенно сдержаннее и точнее. Ребёнок уже умеет концентрироваться на малом участке. У детей с тяжелыми поведениями и характером сюжеты рисунка, выполненные с помощью клея, становятся более агрессивными по содержанию, более яркими, яркими, чистыми в цвете.

На прямых связанных с самыми важными психическими функциями – зрением, моторной координацией, речи и мышлениями, рисование помогает не только развивать каждую эту функцию, но также связывать ее между собой и их связывать. Это помогает ребенку упорядоченно усваивать бурные знания, сформировать и закрепить модель все сложнее воспринимаемого мира. Наконец рисование является важным информационным и коммуникативным каналом.