С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы
Оценка 4.8

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
10 кл—11 кл
25.03.2018
С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы
С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы Интегрирующая дидактическая цель: 1. Помочь учащимся получить знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси. Показать историческую закономерность процесса образования славянских государств. 2. Дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». 3. Продолжить формирование умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом, работать с картой.
С древнейших времен до Киевской Руси.doc
С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11­е классы Интегрирующая дидактическая цель: 1. Помочь учащимся получить знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства,  крещении Руси. Показать историческую закономерность процесса образования славянских государств. 2. Дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». 3. Продолжить формирование умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу  группы в целом, работать с картой. Учебный элемент Название учебного элемента У.Э. 0. У.Э. 1. У.Э. 2. У.Э. 3. У.Э. 4. У.Э. 5. У.Э. 6. Мотивирующая беседа Входной контроль Восточные славяне в древности Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси. Государство и общество Завершающий контроль Рефлексия Ход урока Время (мин.) 5 10 15 15 15 15 5 У.Э. 0. Мотивационная беседа. Частная дидактическая цель: Мотивировать учащегося на изучение данной темы, показать ее значимость для каждого  человека. О важности изучения истории говорили люди разных времен. Оратор Древнего Рима Цицерон считал, что история – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего  рождения, означает навсегда остаться ребенком». Известный русский историк В.О. Ключевский образно выразился , что  «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Каждый образованный человек должен знать историю  своей страны, своего народа. А.С. Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, а не  уважать оной есть постыдное малодушие». У.Э. 1. Входной контроль. Частная дидактическая цель: Проверить насколько учащиеся подготовлены к восприятию нового материала. Оценить свою работу по следующим критериям: А) выполнены все задания – «5»; Б) выполнено 7 заданий – «4»; В) выполнено 4 задания – «3». № Вопрос 1 Перун – это бог … Отве т 2 Согласно «Повести временных лет» перечислите восточнославянские племена   3 Объясните понятие «уроки» 4 Назовите Кодекс законов в Киеве, составленный братьями Ярославовичами 5 Свяжите имена Владимир, Ольга, Игорь, Ярослав Мудрый 6 Перечислите князей династии Рюриковичей 7 Значимым событием 882 года является 8 Какое событие соответствует дате 988 год 9 Назовите систему земледелия восточных славян               Задание учителя: Обозначить тему сегодняшнего урока. Мультимедиа (2 минуты текст, звук, видео.) С древнейших времен до Киевской Руси. У.Э. 2. Восточные славяне в древности. Частная дидактическая цель: Рассмотреть на карте территорию расселения славян и дать краткую характеристику быта,  занятий. Описать облик наших предков­славян. Все вопросы и задания учителя обсуждаются в группах по 4­5 человек, на который разделен класс. 1 группа. Рассмотреть на карте территорию расселения славян и дать краткую характеристику быта, занятий. Рисунок 1    2 группа. Используя таблицу «Основные славянские божества», ответьте на вопрос: Что было свойственно язычеству  восточных славян ? «Основные славянские божества» Название Значение Сварог Бог Неба Дажбог Бог Солнца Стрибог Бог Ветра Бог грома и молнии, покровитель  дружины Перун Велес Ярило Древнегреческий Древнеримский аналог аналог Уран. Гера Гелиос Юнона Соль Борей, Нот, Евр, Зефир   Зевс, Арес Юпитер, Марс Бог скота и покровитель пастухов Артемида, Гермес, Пан Диана, Меркурий, Фавн Бог весны (или солнца) Купала Бог лета         Веста Мокошь Богиня женского рукоделия Гестия 3 группа. Опишите, как вы представляете облик наших предков­славян. Используя прилагательные из текста. Какими  чертами характера они обладали? Какие из них вам нравятся? Почему?  «Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя  склонить к рабству или подчинению. <...> ...Они очень высокого роста и огромной силы, ...это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны... ...Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде..., будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту большие выдолбленные внутри  камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в те­ чение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии... ...В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и  стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко  пользуются искусством засады». (Антонова В.Ф. книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII/  ­М., 1988.­ С.3­6.)» Учащиеся высказывают свое мнение, возможно дискуссии. У.Э. 3. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Частная дидактическая цель:   Осветить тенденции и динамику развития древнерусского государства. Остановится на особенностях правления  княгини Ольги («уроки», «погосты»), князя Владимира (принятие христианства).  Показать причины и факторы возникновения русской государственности научиться различать язычество и  христианство.  Понимать исторические закономерности процесса образования славянских государств.  Самим использовать в повседневной жизни древнейшие языческие представления (масленица, новый год,).  Православные праздники святых и те обычаи (Иванов день, Спас­Медовый, Купальский день). Задания учителя: Обсудите в группах следующие вопросы:  1 группа. Какие древнейшие языческие представления вошли в нашу повседневную жизнь и что символизируют образы и обряды  древнейших славянских праздников (масленица, новый год, святочный цикл, и т.п.). Охарактеризуйте народные приметы (о погоде) и загадки и т.п. Можно воспользоваться материалом, в частности, текста  Словаря Живого Великорусского языка В.И. Даля. Существует и его электронная версия в Интернет? 2 группа. Перечислите известные православные праздники святых и те обычаи, которые связаны с языческим происхождением (день  Ильи­ пророка, Спас ­ Медовый, Яблочный, Ореховый) и т.д. 3 группа. Озаглавьте текст. Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения, прочно державшегося в русском обществе в течение  многих веков. Таким образом, создался тот своеобразный синкретизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти,  боровшиеся против язычества. Перун стал представляться в образе пророка Ильи, громыхающего своей огненной колесницей  на небе в разгар летних гроз. Скотий бог Велес превратился во Власия, покровителя домашнего скота, и новгородская икона  наивно изображает Власия среди разноцветных коров и овец. Проводы зимы и старинная языческая масленица и в  последующие времена остались такими же пьяными и буйными, какими они были у восточных славян. Со следами языческой  философии мы встретимся и в различного Рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси, а "равноапостолного  Владимира несут на погребение по старому языческому обычаю в санях. Все это только говорит о том, что язычество  восточных славян вовсе не так быстро уступило дорогу торжественному христианству и долго еще сохраняло свое значение  преследуемого, но любимого народными кругами мировоззрения. Тихомиров М. Русская культура Х­ХIII вв. М, 1968. С. 95 У.Э. 4. Государство и общество  Частная дидактическая цель: охарактеризовать уровень развития Киевской Руси и систему управления. 1 группа. Установите соответствие между именами князей крупнейшими, событиями, связанными с их деятельностью  Даты Кто правил ПЕРВЫЕ РЮРИКОВИЧИ: ГОДЫ И ДЕЛА Основные дела                 862­912 г. 879­912 г. 912­945 г. 945­964 г. 964­972 г. 972­980 г. 980­ 1015г. 1015­ 1019г. Основание первого славянского государства со столицей в Новгороде Поход на Киев, взятие Смоленска, Любича. Киева. Перенос столицы в Киев. Поход на  Константинополь. Византия уплатила дань Руси. Походы на Каспийское побережье; заключение мира с печенегами; неудачный поход на  Константинополь (941г); договор с Византией о мире, союзе и торговле; гибель Игоря от рук  древлян Покорение древлян; установление «уроков» (дани) и «погостов» (мест сбора дани); тайное  крещение Ольги в Константинополе Походы на вятичей, на хазар, завоевание Таманского полуострова и основание  Тмутараканского княжества; присоединение вятичей; походы в Придунайскую Болгарию;  гибель Святослава в бою с печенегами на озере Хортица Присоединение древлянских земель к Киеву: победа над печенегами; заключение мира с  Византией Попытка реформирования язычества; крещение Руси Междоусобная борьба, убийство братьев Бориса, Глеба, Святослава Святополком Окаянным;  поражение и бегство Святополка в Польшу   1019­ 1054 г. 2 группа. Определите систему управления, сложившуюся в Киевской Руси. Основание Ярославля, Юрьева; неудачный поход Владимира Ярославича на Византию; создание «Русской Правды»; Строительство собора св. Софии в Киеве 3 группа. Прочитайте документ и определите событие.  Рисунок 2 В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василъко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его  Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: "Зачем губим Русскую землю, сами на себя  вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени  соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою <..>" и на этом целовали  крест: "если кто пойдет на кого, то на того будем все <...>' и принеся клятву, разошлись восвояси. Полное собрание русских летописей. Т. L. Стб. 256­257. Задание для всех групп: Составьте рассказ, используя опорные словосочетания: Разделение славян Восстание древлян   Призвание дружины Рюрика на Русь  Образование государства Киевская Русь  Объединение Киева и Новгорода   Упорядоченность сбора дани  Крещение киевлян Владимиром  Окончательный разрыв церквей в христианском мире  Распад Киевской Руси. У.Э. 5. Завершающий контроль Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо был усвоен изученный материал. История России. Зачет 1 (компьютерное тестирование) Оценки: «2» – от 26 % до 50% «3» – от 51%до 75% «4» – от 76 % до 90 % «5» – от 90 %­100% У.Э. 6. Рефлексия Частная дидактическая цель: Проанализировать насколько хорошо был усвоен изучаемый материал? Что нуждается в  доработке? Ответить на следующие вопросы: 1. Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали? 2. Как вы оцениваете работу группы? 3. Какой вклад в работу в группы внесли вы? 4. Хорошо ли Вы усвоили изучаемый материал? 5. Какие вопросы нуждаются в доработке?

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018