Самоанализ логопедического занятия по теме
«Дифференциация звуков [л] - [л’]».
учитель начальных классов, учитель-логопед Банзе И.Б.
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Вашему вниманию было представлено подгрупповое логопедическое занятие в 1 доп. классе по теме: «Дифференциация звуков [л] - [л’]». Занятие проводилось с детьми 7 лет с логопедическим заключением ОНР 3 уровня речевого развития. У детей данной подгруппы ведется работа по коррекции нарушений звукопроизношения. Работе по дифференциации предшествовала автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи. Всего на данную тему в календарном планировании отведено 16 часов. Вы увидели 13-ое занятие по теме. Представленное занятие было построено на основе технологии «игра-путешествие». Эта технология часто используется на занятиях в начальной школе.
Слайд 2. Цель урока: развивать умение правильно произносить и различать звуки [л] и [л’].
Слайд 3-5. Планируемые результаты представлены на слайдах.
Слайд 6. Целью использования технологии «игра-путешествие» в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
В ней можно выделить 3 основных этапа:
· Подготовка: постановка целей, разработка программы поведения.
· Проведение: воплощение программы деятельности, сама игра с учетом логики действий, правил.
· Подведение итогов: анализ игры в целом, оценка действий каждого ученика.
Слайд 7. На этапе подготовки в начале занятия обучающимся было предложено посмотреть видеофрагмент мультфильма «Колобок» с целью определить, на помощь к какому сказочному герою им предстоит отправиться в путешествие в лес. Обучающиеся вспоминают, чем закончилась сказка и им предлагается изменить конец: помочь Колобку уйти от лисы. Таким образом, произошло включение обучающихся в игровой процесс. Логопед предлагает в ходе путешествия выполняя задания собрать транспортное средство, на котором Колобок уедет от лисы. Обучающиеся формулируют тему путешествия и называют, чему им предстоит в ходе него научиться, исходя из темы (регулятивные УУД).
Слайд 8. На этапе проведения обучающиеся знакомятся с картой путешествия и приступают к ряду последовательных заданий, направленных на дифференциацию звуков.
Слайд 9. Путешествие начинается с места, откуда укатился Колобок – «Дом». Совместно с логопедом обучающиеся выполняют артикуляторную гимнастику под стихотворный текст, тем самым проверяя на сколько к путешествию готов язычок. Используются в основном задания, направленные на подъем кончика языка.
Слайд 10. Затем обучающиеся переходят к характеристике звуков. Выходят к доске и прикрепляют карточки с характеристикой звуков на магнитной ленте. Затем проговаривают характеристику. Отвечая на вопросы логопеда, убеждаются в разном положении языка при произнесении твердого и мягкого звука. Выполняя подобного рода задания, обучающиеся совершенствуют умение понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символические средства при характеристике звуков (познавательные УУД).
Слайд 11. Далее обучающиеся продвигаются к остановке «Заячья тропа» и выполняют задание зайца. Данный вид работы направлен на слуховую дифференциацию звуков в словах. Логопед называет слова с твердым [л] и мягким [л’], обучающиеся поднимают соответствующий обозначению твердых и мягких звуков флажок (синий или зеленый).
Слайд 12. Следующий вид работы направлен на отработку слухо-произносительной дифференциации в словах. Волк предлагает детям сыграть в игру «Четвёртый лишний». Обучающиеся называют четыре слова и определяют, в каком слове отсутствует твёрдый (мягкий) звук. Выполняя данное задание у обучающихся развивается умение осуществлять операцию анализа, делать обобщения (познавательные УУД).
Слайд 13. Следующий вид работы направлен на развитие слухо-произносительной дифференциации в словах. Обучающиеся помогают медведю собрать фрукты и ягоды в корзины. В корзину, расположенную слева, фрукты и ягоды, в названии которых слышится звук [л], в корзину справа – звук [л’]. Называют их и помещают в корзину. Выполняя данное задание у обучающихся развивается умение осуществлять операцию анализа (познавательные УУД).
Слайд 14. На следующей остановке «Лисья дорога» обучающиеся встречаются с лисой. Используя картинки, составляют предложение, поставив слова в нужной грамматической форме. Данный вид работы направлен на отработку слухо-произносительной дифференциации в предложении.
Слайд 15. На заключительном этапе подведения итогов обучающиеся собирают из полученных фрагментов самокат. Логопед задает ряд вопросов: «Для чего вы собрали картинку самокат?», «Можете ли вы изменить конец сказки?». Обучающиеся приходят к выводу, что самокат необходим Колобку для того, чтобы уехать от лисы и изменяют конец сказки: «Колобок сел на самокат и лиса не смогла его догнать».
Слайд 16. После выполнения каждого задания обучающиеся оценивали свою деятельность на оценочных листах. Использование листов самооценки развивает умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД).
Цель и планируемые результаты в процессе занятия были достигнуты. Обучающиеся развивали умение правильно произносить и различать звуки, изменили конец сказки и тем самым развивали умение прогнозировать и изменять отрицательную ситуацию на положительную Технология «игра-путешествие» в начальной школе позволяет повысить мотивацию к обучению и успешно проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ТНР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.