Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки
Самоанализ НОД в подготовительной к школе группе.
Образовательная область «Речевое развитие».
Тема: Квест-игра «Путешествие на остров Правильной речи».
Составила: учитель-логопед
высшей категории
Л.А. Кошелева
2020 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) разработан и проведён в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по образовательной области «речевое развитие» с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования.
Цель непосредственной образовательной деятельности: создание условий для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи посредством развивающих технологий.
Задачи:
1. Обучающие:
· Развивать фонематический слух;
· Закреплять правильное звукопроизношение;
· Уточнять навыки по формированию словообразований.
· Выделять из слов первый звук
· Закрепить понятия “звук”, “слово”, “предложение”.
2.Развивающие:
· Развивать память, слуховое и зрительное внимание;
· Активизировать словарный запас: гласные и согласные звуки;
· Формировать навык саморегуляции.
3.Воспитательные:
· Закреплять навык внимательно слушать взрослого;
· Способствовать проявлению положительных эмоций;
· Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
Виды и формы деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,
Презентация «Путешествие на остров Правильной речи», музыкальный трек «Голос Королевы Правильной речи», магнитная доска, предметные картинки, сундук с угощениями.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие;
Предварительная работа:
знакомство с гласными и согласными звуками, работа с предложением, разучивание стихов, загадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций, разучивание комплексов артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением, игровые упражнения на определение первого звука в слове.
Занятие сочетает в себе образовательные области развития: физическую (физминутка «Ветер», дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика), познавательную (рассказы детей о морских обитателях, о медузе, осьминоге и морской черепахи), речевую (артикуляционная гимнастика, повторение чистоговорок, ответы на вопросы, игра «Собери картинки в свои коробочки», игровое упражнение по формированию словообразования).
Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей подготовительной к школе группы.
При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: была проведена влажная уборка, проветривание помещения; достаточное освещение, время проведения и продолжительность деятельности соответствовало возрастным нормативным требованиям. Своевременно осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (сидя, стоя, в движении), также осуществлялась смена игровой среды, соответствующей ходу образовательного мероприятия, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и достижения поставленных целей и задач учитывался:
· Интегрированный подход к организации образовательной деятельности
(в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач);
· Создание атмосферы доброжелательности и эмоционального благополучия для детей;
· Разнообразие видов детской деятельности;
· Уважительное отношение к результатам детской деятельности.
Для реализации поставленных задач, было подготовлено различное оборудование: яркое, красочное и соответствующее возрасту детей.
Все задачи реализовывались через сочетание методов и приемов.
Методы и приёмы:
Словесный: (беседа, объяснения, художественное слово, вопросы, загадывание загадок).
Наглядный: (Презентация «Путешествие на остров Правильной речи»).
Игровой: (сюрпризный момент, «Путешествие на корабле» дидактическая игра с наглядным материалом).
Здоровьесберегающий: (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на развитие общей и мелкой моторики).
Структура НОД:
1. Вводная часть
а) приветствие детей;
б) сюрпризный момент - демонстрация письма;
в) презентация артикуляционной гимнастики;
2. Основная часть
а) дыхательная гимнастика;
б) отгадывание загадок;
в) рассказы детей о морских обитателей;
г) физминутка «Ветер»;
д) проговаривание чистоговорок;
е) пальчиковая гимнастика;
ё) составление предложений;
ж) презентация зрительной гимнастики;
з) игровое упражнение по формированию словообразования;
и) дидактическая игра;
к) собирание из букв слово ЗВУК.
3. Заключительная часть
а) анализ нод
(ответы детей о том, что они узнали нового и интересного из этого путешествия);
Данное
открытое занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группе, в
количестве 10 человек. Длительностью 30 минут, что соответствует требованиям СанПиНа.
Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых
дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана,
так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и
предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым
ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и
задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и
задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы
конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Вводная часть НОД предполагала организационный момент, целью
которого стало включение внимания детей на предстоящую деятельность,
развертывание предстоящей образовательной ситуации. Это решалось через такие
организационные формы совместной деятельности:
· Приветствие – целью которого, было настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать положительные эмоции;
· Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию чтения письма.
· Затем использовала артикуляционную гимнастику, для того чтобы подготовить артикуляционный аппарат детей к дальнейшему занятию развитием речи.
· Отгадывание загадки, на чем можно отправиться в путь – способствовала развитию словарного запаса, учить детей отвечать на вопросы взрослого.
В данной части образовательной деятельности дети приглашены в путешествие но остров Правильной речи, что является игровой мотивацией для детей, настроем на дальнейшую игровую деятельность. Дети проявляют познавательный интерес к происходящему.
Основная часть НОД это совместная практическая деятельность детей и взрослого, выполнение всех поставленных задач определено следующими методами и приёмами:
· Словесный: (рассказ - сопровождение);
· Наглядный: (презентация «Путешествие на остров Правильной речи»);
· Игровой: (сюрпризный момент, «Путешествие на корабле», дидактическая игра с наглядным материалом, собирание из букв слово ЗВУК);
· Здоровьесберегающий: (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на развитие общей и мелкой моторики).
· Сюрпризный момент - появление Королевы Правильной речи;
Быстрая сменяемость приёмов и выполнение игровых заданий в течении всей основной части, позволили избежать утомляемость воспитанников, способствовали сохранению эмоционального благополучия детей. На данном этапе НОД удалась решить все поставленные задачи. Дети были активны, постоянно вовлечены в игровую атмосферу, которая присутствовала на занятии.
Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательного процесса. Чтобы подвести общий итог занятия использовала прием-вопрос. Дети отвечали на вопросы что нового и интересного они узнали на занятии.
На протяжении всего занятия обращала
внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы,
создавала условия для диалога с детьми. Деятельность детей на занятии заключалась
в речевой, двигательной, умственной активности. Смена видов деятельности
позволила сохранить интерес детей протяжении всей образовательной
деятельности.
Данная деятельность соответствует календарному планированию, программе и
возрасту детей.
Вывод: Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно
эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась
быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и
такта. Свою речь строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала
детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные
достижения детей. Цель достигнута, поставленные задачи реализованы.
Перспектива дальнейшей работы:
· Продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком и выделять из слов первые звуки;
· Совершенствовать грамматический строй (навыки словообразования);
· Развивать фонематические процессы, речевой слух, выразительность речи.
· Закреплять в речи правильное звукопроизношение звуков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.