Самоанализ профессиональной деятельности
Оценка 4.6

Самоанализ профессиональной деятельности

Оценка 4.6
docx
08.12.2020
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ Алешиной.docx

                                              Самоанализ

         В настоящее время в ДНР идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение  в мировое образовательное пространство. Общество республики становится все более открытым: осуществляется активное использование достижений современной педагогики, в образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет, что нашло свое отражение в Законе ДНР «Об образовании».  И формирование мировоззрения учителя, рост его профессионализма является ключевой задачей современного образовательного процесса.  Исходя из поставленных перед школой требований, согласно новым ГОС, главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, главное,  чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Поэтому выпускники школы должны хорошо понимать окружающую реальность глобального мира, и это понимание должно основываться не на отвлеченной познавательной установке некоего независимого наблюдателя, а на отчетливо  сознаваемой и принимаемой позиции гражданина своей страны, как отмечено в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР. Это значит, что ученик – это активно – творческий, а не пассивно – созерцательный участник образовательного процесса.      Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Поэтому, свою задачу, как  учителя, как участника современного образовательного процесса я вижу в формировании у обучающихся ключевых компетентностей, т.е. способностей и умений, которые позволяют человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного быстроменяющегося мира. Их сформированность в своей профессиональной деятельности  я достигаю средствами соответствующих образовательных технологий.

Особую роль в достижении целей образования я отвожу проектной технологи, т.к. она, с моей точки зрения,  оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связываю с проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности. Ежегодно учителя и обучающиеся нашей школы участвуют  со своими проектами в  сетевых, городских, республиканских конкурсах. В городе традиционно  проводится защита   научно- исследовательских работ МАН.  Все чаще работы детей носят исследовательский характер.      Метод проектов я использую на уроках  и во внеурочной работе. Опыт исследовательской и творческой работы я считаю самым важным приобретением ребенка. Проектная деятельность учащихся предоставляет мне, как учителю,  большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет мне формировать активную жизненную позицию ученика, развивать  интеллектуальные и творческие умения и навыки.

Работая в течение десяти лет по проблеме «Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной технологии», ставлю перед собой цель: создать гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствующую развитию наблюдательности и стремления находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

Занимаясь развитием  исследовательской деятельности, ставлю перед собой  следующие задачи:            

 -обучать  учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного  обсуждения, умению излагать и отстаивать свою  точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

 - подкреплять знания  практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Организуя учебно-воспитательный  процесс, основываюсь на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

- широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;

- работа в творческих группах;

- приемы самообразования и взаимообучения;

- создание ситуации успеха;

-  постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты).

 «Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности» - эти слова служат для меня лейтмотивом по применению проектной работы в образовательном процессе. Изменяется роль ученика в учебном процессе, он становится активным участником этого процесса, но путь этот  достаточно труден.  Проектная технология способствует личностному росту – повышается самоуверенность ученика в собственных силах, развивается навык работы в команде, применяется методика сотрудничества, воспитывается толерантность, выполняется одно из условий  ГОС – ребенок должен находиться в постоянной активной деятельности.

Выделяю возможные типы учебных проектов:

Ø    По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

Ø    По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

Ø    По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

Ø    По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные (приложение).

      

В результате активного использования проектной технологии хочется отметить следующие достижения.

         При подготовке уроков продумываю использование комплекса методов обучения, структуру, четко ставлю цели, конкретные задачи, рациональную организацию самостоятельной работы учащихся, в том числе и с краеведческим материалом. Во время их проведения применяю информационно - коммуникационные технологии, возможности интернета, активно внедряю  методы интенсивного обучения, позволяющие значительно повышать эффективность урока и улучшать качество знаний учащихся. Мною был создан  банк проектов с электронными презентациями по географии, разработаны рекомендации для учащихся по организации работы над проектом, памятка педагогу по организации работы над проектом (рассмотрены и утверждены на заседании школьного МО 31.08.2020).

 Долгие годы работаю в сфере инклюзивного образования: провожу индивидуальные занятия для обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении (составлены рабочие программы индивидуального обучения  для учащихся Ибрагимова Н.,  природоведение; Полякова Д., география; Хоменко А., география; Исаева К., география; Кличук Я. (внесены в городской банк программ инклюзивного образования). На занятиях обеспечиваю оптимальный психологический микроклимат.

Имею стабильные результаты усвоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений. Качество знаний по предмету составляет 58% . Большинство обучающихся  имеют высокий и достаточный уровень знаний. У них сформированы умения самостоятельно работать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, использовать в жизненных ситуациях приобретенные знания.

Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми, качественно готовлю школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах. Мои воспитанники систематически становятся победителями и призерами второго этапа олимпиад  по географии и участниками третьего этапа (Самойленко И., Свирская И. , 2018, 2019 г., Кирган М., 2020).

На протяжении многих лет активно организую подготовку учащихся к участию в предметных конкурсах и онлайн – олимпиадах («Конкурсита», олимпиада «Столицы стран мира», «Сквозь время и пространство», олимпиада «Биографии и открытия великих путешественников», «Лучшее решение», Международная олимпиада «Старт»,  Всероссийский конкур талантов г. Москва, олимпиада по географии),  результатом чего являются высокие показатели призовых мест:

1)      Конкурс «Конкурсита», олимпиада «Столицы стран мира»- 1      место: 1 чел., Малова Е., 10 – А кл.

 2)     Конкурс «Сквозь время и пространство», олимпиада «Биографии и открытия великих путешественников» - 7 уч., участники.

3)      Конкурс «Лучшее решение», международная олимпиада по географии для 10 – 11 кл. - 1         место: Бречко И.

4)      Международная олимпиада «Старт», география:

 1      место: 5 чел.: Миколенко М. (7 кл.), Левошкина А. (7 кл.), Луц А. (11 кл.),

Голоуз С. (10 кл.), Верещетина А. (11 кл.)

2       место: 2 чел: Свирская И. (10 кл.), Баранова А. (11 кл.).

3       место: 1 чел.: Жакула Д. ( 11 кл.)

5)      Всероссийский конкур талантов г. Москва, олимпиада по географии - 7 уч., участники.

6)      Всероссийская олимпиада «Время знаний»: 1 место: Меркулова Анна (11 – А),

2 место: Полозюк Анастасия (11 – А).

 

7)    Всероссийский конкурс талантов, номинация «Олимпиада по георгафии»:

1 место: Полякова Светлана (7 – А),

3 место: Полозюк Анастасия (11 – А), Кудрявская Карина (11 – А).

 

8)     Всероссийская олимпиада «Проверка знаний», «География для уч – ся 11 кл.»: Малова Екатерина, 11 – А, 1 место.

Подготовила команду для участия в  муниципальном этапе республиканского конкурса «Географический турнир»  (результат: 2 – е места, 2017 – 2018, 2018 – 2019 уч. г.

Уделяю особое внимание организации и проведению индивидуальных, групповых консультаций для обучающихся по подготовке к ГИА.

Стремлюсь воспитывать у обучающихся  бережное отношение к природе, родному краю, обычаев своего народа. Формирую положительные черты характера: справедливость, честность, целеустремленность.

Систематически повышаю свой профессиональный уровень, активно занимаюсь самообразованием, должное внимание уделяю изучению и внедрению передового педагогического опыта. Активно участвую в работе городского методического объединения учителей географии, разработала практические работы по географии для учащихся 10 – 11 классов, которые будут апробироваться на городском уровне в 2020 – 2021 уч. году.

В 2019 – 2020 учебном году приняла участие в работе экспертной группы (председатель) по изучению опыта работы учителя географии Некрасовой Т.Н. Апробировала программы по географии, 10 – 11 классы (2017 – 2018 уч. г.).

Работая над проблемой, я пришла к выводу, что важность  ведения проектной деятельности  неоспорима.  Дети  чувствуют себя настоящими исследователями, применяя различные научные методы сбора и анализа данных. Ощущение значимости результатов деятельности, возникающее в работе над проектом, влечет ощущение собственной значимости, влияет на самосознание личности: повышает самоуважение, самооценку, уровень притязаний, а это, в свою очередь, во многом определяет успешность учащегося в будущей профессиональной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить социальную сферу личности: ученики учатся работать и взаимодействовать в различных группах, распределять деятельность в зависимости от способностей, наклонностей, возможностей всех участников, работающих над проектом, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, корректируя свои представления. Этот метод способствует развитию коммуникативных умений и навыков: рефлексивного (или активного) слушания, корректного использования вербальных и невербальных средств общения, эмпатии, самопрезентации и презентации результатов своей деятельности.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                             Используемые мною виды проектов        

Информационный проект – проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, обобщением и обязательным представлением.  Основной общей учебной задачей информационного проекта считаю формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. Тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

Поэтому, при планировании информационного проекта определяю:

-объект сбора информации;

-возможные источники, которыми смогут пользоваться обучающиеся (сразу решается вопрос , источники дети находят самостоятельно или они предоставляются учителем);

-формы предоставления результатов (возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией.

          Исследовательский проект – этот вид проекта предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Работа  по данному проекту включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени. Перед обучающимися ставлю задачи:

-изучить проблемную ситуацию;

-разработать анкеты или вопросы для исследования мнений по данной проблеме;

-провести анкетирование;

-на основе собранного материала выработать конкретные практические предложения по решению проблемы.

         Поисковый проект – ученикам  даю описание ситуации и несколько альтернативных вариантов ее решения. Необходимо выполнить следующие задачи:

-внимательно изучить каждый вариант решения ситуации;

-выделить и записать достоинства каждого варианта решения ситуации;

-выделить и записать недостатки;

-взвесив достоинства и недостатки всех вариантов, отобрать самый эффективный;

-подготовить проект решения и обосновать возможный вариант.

Ситуации с вариантами решений  школьники получают от учителя.

           Практико – ориентированный проект – предполагает реальный результат работы, но в отличие от других, носит прикладной характер (например, оформить выставку);  тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

              Творческий (креативный) проект. Ученикам необходимо описать 2-3 ситуации негативного или позитивного характера для выполнения следующих задач:

-проанализировать ситуации, вычленить проблемы, систематизировать  их по степени важности решений;

-определить причины возникших проблем;

-найти эффективное решение, разработать проект и обосновать его.

Для разработки проекта учащимся предлагается проблемная ситуация.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью

          Требования к использованию метода проектов:

     -наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы  или задачи;

-практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

-использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

                     Требования к подбору творческих заданий

Определяя содержание ученических исследований, я  слежу, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
  • разнообразными по содержанию;
  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
  • разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
  • исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

Использую такие  формы работы с учащимися:

  • -  уроки-исследования разных типов;
  • -  организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии,
  • отдельных исследовательских методов и приемов;
  • -индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования.
  • -  работа в русле школьного краеведческого направления (8- 9 классы), ставящего целью популяризацию  проектной и исследовательской деятельности среди учащихся;
  • -  участие учеников в разнообразных конкурсах проектов и исследовательских работ.
  • - разнообразные формы презентации результатов проектной деятельности.

Опыт показывает, что при использовании проектной технологии каждый ученик:

  • -учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для   решения новых познавательных и практических задач;
  • -приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • -овладевает практическими умениями исследовательской работы;
  • -собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Метод работы над проектами потребовал от меня, как от учителя:

  •     -владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • -уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • -направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • -уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

 

 

 

 

 


 

Самоанализ В настоящее время в

Самоанализ В настоящее время в

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связываю с проблемой изменения эффективности обучения

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связываю с проблемой изменения эффективности обучения

Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности» - эти слова служат для меня лейтмотивом по применению проектной работы в образовательном процессе

Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности» - эти слова служат для меня лейтмотивом по применению проектной работы в образовательном процессе

Долгие годы работаю в сфере инклюзивного образования: провожу индивидуальные занятия для обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении (составлены рабочие программы индивидуального обучения для учащихся

Долгие годы работаю в сфере инклюзивного образования: провожу индивидуальные занятия для обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении (составлены рабочие программы индивидуального обучения для учащихся

Всероссийский конкур талантов г

Всероссийский конкур талантов г

Этот метод способствует развитию коммуникативных умений и навыков: рефлексивного (или активного) слушания, корректного использования вербальных и невербальных средств общения, эмпатии, самопрезентации и презентации результатов своей…

Этот метод способствует развитию коммуникативных умений и навыков: рефлексивного (или активного) слушания, корректного использования вербальных и невербальных средств общения, эмпатии, самопрезентации и презентации результатов своей…

Ситуации с вариантами решений школьники получают от учителя

Ситуации с вариантами решений школьники получают от учителя

Использую такие формы работы с учащимися: - уроки-исследования разных типов; - организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов; -индивидуальные…

Использую такие формы работы с учащимися: - уроки-исследования разных типов; - организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов; -индивидуальные…

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020