Самоанализ
В настоящее время в ДНР идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общество республики становится все более открытым: осуществляется активное использование достижений современной педагогики, в образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет, что нашло свое отражение в Законе ДНР «Об образовании». И формирование мировоззрения учителя, рост его профессионализма является ключевой задачей современного образовательного процесса. Исходя из поставленных перед школой требований, согласно новым ГОС, главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, главное, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Поэтому выпускники школы должны хорошо понимать окружающую реальность глобального мира, и это понимание должно основываться не на отвлеченной познавательной установке некоего независимого наблюдателя, а на отчетливо сознаваемой и принимаемой позиции гражданина своей страны, как отмечено в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР. Это значит, что ученик – это активно – творческий, а не пассивно – созерцательный участник образовательного процесса. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Поэтому, свою задачу, как учителя, как участника современного образовательного процесса я вижу в формировании у обучающихся ключевых компетентностей, т.е. способностей и умений, которые позволяют человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного быстроменяющегося мира. Их сформированность в своей профессиональной деятельности я достигаю средствами соответствующих образовательных технологий.
Особую роль в достижении целей образования я отвожу проектной технологи, т.к. она, с моей точки зрения, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связываю с проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности. Ежегодно учителя и обучающиеся нашей школы участвуют со своими проектами в сетевых, городских, республиканских конкурсах. В городе традиционно проводится защита научно- исследовательских работ МАН. Все чаще работы детей носят исследовательский характер. Метод проектов я использую на уроках и во внеурочной работе. Опыт исследовательской и творческой работы я считаю самым важным приобретением ребенка. Проектная деятельность учащихся предоставляет мне, как учителю, большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет мне формировать активную жизненную позицию ученика, развивать интеллектуальные и творческие умения и навыки.
Работая в течение десяти лет по проблеме «Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной технологии», ставлю перед собой цель: создать гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствующую развитию наблюдательности и стремления находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, ставлю перед собой следующие задачи:
-обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;
- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Организуя учебно-воспитательный процесс, основываюсь на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:
- широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;
- работа в творческих группах;
- приемы самообразования и взаимообучения;
- создание ситуации успеха;
- постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты).
«Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности» - эти слова служат для меня лейтмотивом по применению проектной работы в образовательном процессе. Изменяется роль ученика в учебном процессе, он становится активным участником этого процесса, но путь этот достаточно труден. Проектная технология способствует личностному росту – повышается самоуверенность ученика в собственных силах, развивается навык работы в команде, применяется методика сотрудничества, воспитывается толерантность, выполняется одно из условий ГОС – ребенок должен находиться в постоянной активной деятельности.
Выделяю возможные типы учебных проектов:
Ø По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
Ø По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
Ø По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
Ø По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные (приложение).
В результате активного использования проектной технологии хочется отметить следующие достижения.
При подготовке уроков продумываю использование комплекса методов обучения, структуру, четко ставлю цели, конкретные задачи, рациональную организацию самостоятельной работы учащихся, в том числе и с краеведческим материалом. Во время их проведения применяю информационно - коммуникационные технологии, возможности интернета, активно внедряю методы интенсивного обучения, позволяющие значительно повышать эффективность урока и улучшать качество знаний учащихся. Мною был создан банк проектов с электронными презентациями по географии, разработаны рекомендации для учащихся по организации работы над проектом, памятка педагогу по организации работы над проектом (рассмотрены и утверждены на заседании школьного МО 31.08.2020).
Долгие годы работаю в сфере инклюзивного образования: провожу индивидуальные занятия для обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении (составлены рабочие программы индивидуального обучения для учащихся Ибрагимова Н., природоведение; Полякова Д., география; Хоменко А., география; Исаева К., география; Кличук Я. (внесены в городской банк программ инклюзивного образования). На занятиях обеспечиваю оптимальный психологический микроклимат.
Имею стабильные результаты усвоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений. Качество знаний по предмету составляет 58% . Большинство обучающихся имеют высокий и достаточный уровень знаний. У них сформированы умения самостоятельно работать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, использовать в жизненных ситуациях приобретенные знания.
Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми, качественно готовлю школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах. Мои воспитанники систематически становятся победителями и призерами второго этапа олимпиад по географии и участниками третьего этапа (Самойленко И., Свирская И. , 2018, 2019 г., Кирган М., 2020).
На протяжении многих лет активно организую подготовку учащихся к участию в предметных конкурсах и онлайн – олимпиадах («Конкурсита», олимпиада «Столицы стран мира», «Сквозь время и пространство», олимпиада «Биографии и открытия великих путешественников», «Лучшее решение», Международная олимпиада «Старт», Всероссийский конкур талантов г. Москва, олимпиада по географии), результатом чего являются высокие показатели призовых мест:
1) Конкурс «Конкурсита», олимпиада «Столицы стран мира»- 1 место: 1 чел., Малова Е., 10 – А кл.
2) Конкурс «Сквозь время и пространство», олимпиада «Биографии и открытия великих путешественников» - 7 уч., участники.
3) Конкурс «Лучшее решение», международная олимпиада по географии для 10 – 11 кл. - 1 место: Бречко И.
4) Международная олимпиада «Старт», география:
1 место: 5 чел.: Миколенко М. (7 кл.), Левошкина А. (7 кл.), Луц А. (11 кл.),
Голоуз С. (10 кл.), Верещетина А. (11 кл.)
2 место: 2 чел: Свирская И. (10 кл.), Баранова А. (11 кл.).
3 место: 1 чел.: Жакула Д. ( 11 кл.)
5) Всероссийский конкур талантов г. Москва, олимпиада по географии - 7 уч., участники.
6) Всероссийская олимпиада «Время знаний»: 1 место: Меркулова Анна (11 – А),
2 место: Полозюк Анастасия (11 – А).
7) Всероссийский конкурс талантов, номинация «Олимпиада по георгафии»:
1 место: Полякова Светлана (7 – А),
3 место: Полозюк Анастасия (11 – А), Кудрявская Карина (11 – А).
8) Всероссийская олимпиада «Проверка знаний», «География для уч – ся 11 кл.»: Малова Екатерина, 11 – А, 1 место.
Подготовила команду для участия в муниципальном этапе республиканского конкурса «Географический турнир» (результат: 2 – е места, 2017 – 2018, 2018 – 2019 уч. г.
Уделяю особое внимание организации и проведению индивидуальных, групповых консультаций для обучающихся по подготовке к ГИА.
Стремлюсь воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, родному краю, обычаев своего народа. Формирую положительные черты характера: справедливость, честность, целеустремленность.
Систематически повышаю свой профессиональный уровень, активно занимаюсь самообразованием, должное внимание уделяю изучению и внедрению передового педагогического опыта. Активно участвую в работе городского методического объединения учителей географии, разработала практические работы по географии для учащихся 10 – 11 классов, которые будут апробироваться на городском уровне в 2020 – 2021 уч. году.
В 2019 – 2020 учебном году приняла участие в работе экспертной группы (председатель) по изучению опыта работы учителя географии Некрасовой Т.Н. Апробировала программы по географии, 10 – 11 классы (2017 – 2018 уч. г.).
Работая над проблемой, я пришла к выводу, что важность ведения проектной деятельности неоспорима. Дети чувствуют себя настоящими исследователями, применяя различные научные методы сбора и анализа данных. Ощущение значимости результатов деятельности, возникающее в работе над проектом, влечет ощущение собственной значимости, влияет на самосознание личности: повышает самоуважение, самооценку, уровень притязаний, а это, в свою очередь, во многом определяет успешность учащегося в будущей профессиональной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить социальную сферу личности: ученики учатся работать и взаимодействовать в различных группах, распределять деятельность в зависимости от способностей, наклонностей, возможностей всех участников, работающих над проектом, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, корректируя свои представления. Этот метод способствует развитию коммуникативных умений и навыков: рефлексивного (или активного) слушания, корректного использования вербальных и невербальных средств общения, эмпатии, самопрезентации и презентации результатов своей деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Используемые мною виды проектов
Информационный проект – проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, обобщением и обязательным представлением. Основной общей учебной задачей информационного проекта считаю формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. Тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
Поэтому, при планировании информационного проекта определяю:
-объект сбора информации;
-возможные источники, которыми смогут пользоваться обучающиеся (сразу решается вопрос , источники дети находят самостоятельно или они предоставляются учителем);
-формы предоставления результатов (возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией.
Исследовательский проект – этот вид проекта предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Работа по данному проекту включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени. Перед обучающимися ставлю задачи:
-изучить проблемную ситуацию;
-разработать анкеты или вопросы для исследования мнений по данной проблеме;
-провести анкетирование;
-на основе собранного материала выработать конкретные практические предложения по решению проблемы.
Поисковый проект – ученикам даю описание ситуации и несколько альтернативных вариантов ее решения. Необходимо выполнить следующие задачи:
-внимательно изучить каждый вариант решения ситуации;
-выделить и записать достоинства каждого варианта решения ситуации;
-выделить и записать недостатки;
-взвесив достоинства и недостатки всех вариантов, отобрать самый эффективный;
-подготовить проект решения и обосновать возможный вариант.
Ситуации с вариантами решений школьники получают от учителя.
Практико – ориентированный проект – предполагает реальный результат работы, но в отличие от других, носит прикладной характер (например, оформить выставку); тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
Творческий (креативный) проект. Ученикам необходимо описать 2-3 ситуации негативного или позитивного характера для выполнения следующих задач:
-проанализировать ситуации, вычленить проблемы, систематизировать их по степени важности решений;
-определить причины возникших проблем;
-найти эффективное решение, разработать проект и обосновать его.
Для разработки проекта учащимся предлагается проблемная ситуация.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью
Требования к использованию метода проектов:
-наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи;
-практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
-самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
-использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Требования к подбору творческих заданий
Определяя содержание ученических исследований, я слежу, чтобы все творческие задания были:
Использую такие формы работы с учащимися:
Опыт показывает, что при использовании проектной технологии каждый ученик:
Метод работы над проектами потребовал от меня, как от учителя:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.