Самоанализ урока музыки
Оценка 4.9

Самоанализ урока музыки

Оценка 4.9
docx
29.09.2021
Самоанализ урока музыки
Самоанализ урока музыки.docx

Самоанализ урока музыки

 

Основная цель музыкального обучения – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности.

При анализе урока следует обратить внимание на то, насколько цель урока соответствует общим целям музыкального обучения, насколько ясно и отчетливо была обозначена цель урока и как она была представлена учащимся.

Задачи урока музыки:

1.Вызвать эмоциональное отношение к музыке;

2.Сформировать осознанное отношение к музыке;

3.Вовлечь детей в практическую деятельность.

Содержание урока музыки оценивается по тем же критериям, что и содержание любого другого урока. Это научная достоверность, актуальность материала, грамотность, доступность материала для данного возраста, соответствие содержанию программы, интеграция с другими школьными дисциплинами.

В способности анализировать свою исполнительскую, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую и конструктивную деятельности проявляется профессиональное самосознание учителя. В процессе составления самоанализа урока учитель музыки выявляет, насколько его профессионализм отвечает современным требованиям организации и проведения урока и в соответствии с этим намечает пути дальнейшего саморазвития. Развитие профессионального самосознания, овладение рефлексией имеют прямое отношение к проблеме самосовершенствования учителя. 

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. 

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. 

Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. 

При анализе содержания следует обратить внимание на то, что главным предметом урока музыки может быть только Музыка. Если большую часть урока занимает беседа о музыке, композиторах, музыкальных жанрах и стилях, то мы имеем дело с уроком музыкальной литературы или МХК. Если большую часть времени занимает пение, то мы присутствуем на уроке пения. Педагог должен учитывать степень возбуждения детей после предшествующих уроков, а также их эмоционально-психологический настрой перед уроком. На уроке музыки должны быть представлены разнообразные виды деятельности (восприятие музыки с последующим его анализом, хоровое пение с разнообразными методическими приемами, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения, творческие задания).

Основные виды деятельности на уроке музыки

- Восприятие музыки. Этот вид деятельности требует эмоционального настроя и тишины. В шуме музыку слушать нельзя. При анализе музыкального произведения, педагог должен грамотно составить систему вопросов для учащихся, а не сам анализировать и говорить о произведении, чтобы сформировать осознанное отношение к музыке. Важна подготовка учащихся к восприятию нового материала:

1.Насколько верно и точно учитель нацеливает класс на восприятие нового, формирует мотивацию, формулирует учебную проблему, вызывает эмоциональный отклик. Критерием успешной работы учителя на этом этапе является интерес учащихся к новой теме, организованность деятельности детей. Здесь устанавливается: соответствие содержания урока требованиям программы, умение выделить в содержании урока наиболее важное, понятия, основные идеи и акцентировать на них внимание, а также научность, доступность, актуальность, насыщенность, темп, уплотненность урока и методы стимуляции познавательной активности учащихся.

-Хоровое пение. Здесь следует обратить внимание на методику разучивания песни. В ней должны быть использованы различные методические приемы, чтобы учащимся было бы интереснее разучивать произведения, но и  разные приемы нужно использовать потому, что произведения различны  по характеру, движению мелодии, тексту песни и пр. Дети должны петь негромко, мелодично, некрикливо, голос отдельных учащихся не должен выделяться из звучания хора (вокально-хоровая работа, работа над ансамблем). Аккомпанемент учителя не должен заглушать пение учащихся. В старших классах можно использовать  тексты песен, так как они бывают очень большие и удобнее при разучивании песен. В младших классах  – это таблицы, запись на доске, «картинный» прием,особенно в классах ЗПР и др.

- Игра на музыкальных инструментах. Она активизирует деятельность детей на уроке. Чаще педагоги используют в работе инструменты не имеющие звукоряда (ложки, треугольники, маракасы, бубны и др.) и игра в 4 руки с преподавателем, которая очень нравится младшим школьникам.

Музыкально-ритмические движения.  Этот вид деятельности используется чаще всего в начальной школе, его можно использовать при разучивании хороводных песен с игрой на музыкальных инструментах, а также в работе над произведениями, в которых удобно применять танцевальные движения для запоминания текста.

- Творческие задания.

Все элементы урока должны быть взаимосвязаны, проникнуты единой логикой. Большое значение имеет отбор музыкального материала.

Музыкальный материал должен быть: актуальным, глубоким по содержанию, соответствовать цели урока, возрастным особенностям детей и их музыкальным способностям, а еще, несомненно, нравиться детям. Соотношение видов музыкальной деятельности на уроке может быть различным, но их содержание должно соответствовать задачам музыкального обучения.

 

Наиболее распространенные типы анализа:

 

1.                  полный анализ - проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;  

2.                  комплексный – анализируются единство и взаимосвязь целей, содержания, форм и методов организации урока; 

1.      краткий – анализ достижения основных целей и задач; 

2.      аспектный - анализ отдельных элементов урока.

 

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

 

1.   дидактический, 

2.   психологический, 

3.   методический, 

4.   организационный, 

5.   воспитательный и т.д.

Примерная структура самоанализа урока музыки

Характеристика класса

·                     Общая учебная подготовка класса.

·                     Заинтересованность в учебной деятельности и общий уровень включенности.

·                     Взаимоотношения между детьми: насколько умеют взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа.

·                     Уровень самооценки и оценка друг друга.

Освоение программы на данном этапе.

Общая структура урока и ее оценка

·                     Определение типа урока: комбинированный; интегрированный; усвоение новых знаний; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; контроль полученных знаний и умений; коррекция навыков; повторение; закрепление.

·                     Место и роль урока в данной теме, разделе. Связь с предыдущей и последующей темами.

·                     Оптимальность выбора и рациональное распределение времени на каждый элемент урока.

·                     Сильные и слабые этапы урока, повлиявшие на конечный результат.

Реализация дидактических целей урока

·                     Учтены ли требования программы и как продумана и применена методика изучения темы.

·                     Насколько активны ученики при освоении нового: каково восприятие, понимание, пробуждение интереса в процессе узнавания.

·                     Процент охвата учащихся при проверке знаний и умений.

Задачи развития учащихся

·                     Использование межпредметных связей.

·                     Вовлечение детей в процесс анализа, обобщения, систематизации получаемых знаний и умений.

·                     Стимулирование творческого подхода к решению поставленных задач.

·                     Информация для общего развития.

 Решение воспитательных задач

·                     Использование воспитательных возможностей изучаемого материала.

·                     Связь темы урока с жизненными ситуациями.

·                     Формирование широкого мировоззрения.

·                     Использование воспитательных возможностей оценки.

·                     Положительное влияние личности учителя.

Какие методы обучения были применены

·                     Наблюдения и сравнения.

·                     Интерактивный.

·                     Проблемно-поисковый.

·                     Наглядно-слуховой.

·                     Метод междисциплинарных взаимодействий

·                     Интонационный анализ художественных произведений.

·                     Метод игры, драматизации, театрализации.

Оценка работы учителя на уроке

·                     Виды деятельности: слушание, исполнение, беседа, словесный показ, помощь учащимся.

·                     Установление индивидуальных и групповых контактов.

·                     Создание на уроке положительного эмоционального настроя.

·                     Применение различных средств, методов и приемов взаимодействия с детьми.

·                     Контроль за усвоением знаний.

Работа учеников на уроке

·                     Активность детей на каждом этапе работы.

·                     Разнообразие видов деятельности.

·                     Учебные действия учащихся для успешного усвоения изучаемого материала.

·                     Дисциплина на уроке.

Используемые формы работы

·                     Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Рефлексия и итог урока

·                     Достижение поставленных целей и задач и совпадение их с конечным результатом.

·                     Насколько удалось реализовать программу урока.

·                     Комфортность пребывания на уроке детей и самого учителя.


 

·                    

Самоанализ урока музыки Основная цель музыкального обучения – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности

Самоанализ урока музыки Основная цель музыкального обучения – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности

МХК. Если большую часть времени занимает пение, то мы присутствуем на уроке пения

МХК. Если большую часть времени занимает пение, то мы присутствуем на уроке пения

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения

Взаимоотношения между детьми: насколько умеют взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа

Взаимоотношения между детьми: насколько умеют взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа

Наблюдения и сравнения. ·

Наблюдения и сравнения. ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021