Самоанализ урока музыки
Основная цель музыкального обучения – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности.
При анализе урока следует обратить внимание на то, насколько цель урока соответствует общим целям музыкального обучения, насколько ясно и отчетливо была обозначена цель урока и как она была представлена учащимся.
Задачи урока музыки:
1.Вызвать эмоциональное отношение к музыке;
2.Сформировать осознанное отношение к музыке;
3.Вовлечь детей в практическую деятельность.
Содержание урока музыки оценивается по тем же критериям, что и содержание любого другого урока. Это научная достоверность, актуальность материала, грамотность, доступность материала для данного возраста, соответствие содержанию программы, интеграция с другими школьными дисциплинами.
В способности анализировать свою исполнительскую, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую и конструктивную деятельности проявляется профессиональное самосознание учителя. В процессе составления самоанализа урока учитель музыки выявляет, насколько его профессионализм отвечает современным требованиям организации и проведения урока и в соответствии с этим намечает пути дальнейшего саморазвития. Развитие профессионального самосознания, овладение рефлексией имеют прямое отношение к проблеме самосовершенствования учителя.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.
Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
При анализе содержания следует обратить внимание на то, что главным предметом урока музыки может быть только Музыка. Если большую часть урока занимает беседа о музыке, композиторах, музыкальных жанрах и стилях, то мы имеем дело с уроком музыкальной литературы или МХК. Если большую часть времени занимает пение, то мы присутствуем на уроке пения. Педагог должен учитывать степень возбуждения детей после предшествующих уроков, а также их эмоционально-психологический настрой перед уроком. На уроке музыки должны быть представлены разнообразные виды деятельности (восприятие музыки с последующим его анализом, хоровое пение с разнообразными методическими приемами, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения, творческие задания).
Основные виды деятельности на уроке музыки
- Восприятие музыки. Этот вид деятельности требует эмоционального настроя и тишины. В шуме музыку слушать нельзя. При анализе музыкального произведения, педагог должен грамотно составить систему вопросов для учащихся, а не сам анализировать и говорить о произведении, чтобы сформировать осознанное отношение к музыке. Важна подготовка учащихся к восприятию нового материала:
1.Насколько верно и точно учитель нацеливает класс на восприятие нового, формирует мотивацию, формулирует учебную проблему, вызывает эмоциональный отклик. Критерием успешной работы учителя на этом этапе является интерес учащихся к новой теме, организованность деятельности детей. Здесь устанавливается: соответствие содержания урока требованиям программы, умение выделить в содержании урока наиболее важное, понятия, основные идеи и акцентировать на них внимание, а также научность, доступность, актуальность, насыщенность, темп, уплотненность урока и методы стимуляции познавательной активности учащихся.
-Хоровое пение. Здесь следует обратить внимание на методику разучивания песни. В ней должны быть использованы различные методические приемы, чтобы учащимся было бы интереснее разучивать произведения, но и разные приемы нужно использовать потому, что произведения различны по характеру, движению мелодии, тексту песни и пр. Дети должны петь негромко, мелодично, некрикливо, голос отдельных учащихся не должен выделяться из звучания хора (вокально-хоровая работа, работа над ансамблем). Аккомпанемент учителя не должен заглушать пение учащихся. В старших классах можно использовать тексты песен, так как они бывают очень большие и удобнее при разучивании песен. В младших классах – это таблицы, запись на доске, «картинный» прием,особенно в классах ЗПР и др.
- Игра на музыкальных инструментах. Она активизирует деятельность детей на уроке. Чаще педагоги используют в работе инструменты не имеющие звукоряда (ложки, треугольники, маракасы, бубны и др.) и игра в 4 руки с преподавателем, которая очень нравится младшим школьникам.
Музыкально-ритмические движения. Этот вид деятельности используется чаще всего в начальной школе, его можно использовать при разучивании хороводных песен с игрой на музыкальных инструментах, а также в работе над произведениями, в которых удобно применять танцевальные движения для запоминания текста.
- Творческие задания.
Все элементы урока должны быть взаимосвязаны, проникнуты единой логикой. Большое значение имеет отбор музыкального материала.
Музыкальный материал должен быть: актуальным, глубоким по содержанию, соответствовать цели урока, возрастным особенностям детей и их музыкальным способностям, а еще, несомненно, нравиться детям. Соотношение видов музыкальной деятельности на уроке может быть различным, но их содержание должно соответствовать задачам музыкального обучения.
Наиболее распространенные типы анализа:
1. полный анализ - проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
2. комплексный – анализируются единство и взаимосвязь целей, содержания, форм и методов организации урока;
1. краткий – анализ достижения основных целей и задач;
2. аспектный - анализ отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
1. дидактический,
2. психологический,
3. методический,
4. организационный,
5. воспитательный и т.д.
Примерная структура самоанализа урока музыки
Характеристика класса
· Общая учебная подготовка класса.
· Заинтересованность в учебной деятельности и общий уровень включенности.
· Взаимоотношения между детьми: насколько умеют взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа.
· Уровень самооценки и оценка друг друга.
Освоение программы на данном этапе.
Общая структура урока и ее оценка
· Определение типа урока: комбинированный; интегрированный; усвоение новых знаний; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; контроль полученных знаний и умений; коррекция навыков; повторение; закрепление.
· Место и роль урока в данной теме, разделе. Связь с предыдущей и последующей темами.
· Оптимальность выбора и рациональное распределение времени на каждый элемент урока.
· Сильные и слабые этапы урока, повлиявшие на конечный результат.
Реализация дидактических целей урока
· Учтены ли требования программы и как продумана и применена методика изучения темы.
· Насколько активны ученики при освоении нового: каково восприятие, понимание, пробуждение интереса в процессе узнавания.
· Процент охвата учащихся при проверке знаний и умений.
Задачи развития учащихся
· Использование межпредметных связей.
· Вовлечение детей в процесс анализа, обобщения, систематизации получаемых знаний и умений.
· Стимулирование творческого подхода к решению поставленных задач.
· Информация для общего развития.
Решение воспитательных задач
· Использование воспитательных возможностей изучаемого материала.
· Связь темы урока с жизненными ситуациями.
· Формирование широкого мировоззрения.
· Использование воспитательных возможностей оценки.
· Положительное влияние личности учителя.
Какие методы обучения были применены
· Наблюдения и сравнения.
· Интерактивный.
· Проблемно-поисковый.
· Наглядно-слуховой.
· Метод междисциплинарных взаимодействий
· Интонационный анализ художественных произведений.
· Метод игры, драматизации, театрализации.
Оценка работы учителя на уроке
· Виды деятельности: слушание, исполнение, беседа, словесный показ, помощь учащимся.
· Установление индивидуальных и групповых контактов.
· Создание на уроке положительного эмоционального настроя.
· Применение различных средств, методов и приемов взаимодействия с детьми.
· Контроль за усвоением знаний.
Работа учеников на уроке
· Активность детей на каждом этапе работы.
· Разнообразие видов деятельности.
· Учебные действия учащихся для успешного усвоения изучаемого материала.
· Дисциплина на уроке.
Используемые формы работы
· Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Рефлексия и итог урока
· Достижение поставленных целей и задач и совпадение их с конечным результатом.
· Насколько удалось реализовать программу урока.
· Комфортность пребывания на уроке детей и самого учителя.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.