Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
дефектология
1 кл
03.06.2017
Цели и задачи занятия сформулированы в соответствии с особенностям учебного материала и индивидуальными особенностями воспитанника. При их постановке преследовала единство коррекционно – развивающих, обучающих и воспитательных задач. Коррекционные задачи ставила конкретно и ориентировала их на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного занятия. Определяя тему занятия и формулируя учебную цель в ходе урока, привлекала к этому ребёнка.
Самоанализ индивид. зан. Автомат. звука С в слогах, словах.docx
Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме
«Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука
составлено в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы,
возрастными и речевыми особенностям ребёнка.
Тема занятия «Автоматизация звука [с] в слогах и словах».
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и
словах.
Задачи:
1. образовательные:
закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в
словах;
упражнять в правильном согласовании существительных с
числительными, в употреблении существительных в родительном
падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие,
память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую
моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия – повторение и закрепление ранее полученных знаний.
Цели и задачи занятия сформулированы в соответствии с особенностям
учебного материала и индивидуальными особенностями воспитанника. При их
постановке преследовала единство коррекционно – развивающих, обучающих и
воспитательных задач. Коррекционные задачи ставила конкретно и
ориентировала их на активизацию тех психических функций, которые будут
максимально задействованы в ходе данного занятия. Определяя тему занятия и
формулируя учебную цель в ходе урока, привлекала к этому ребёнка.
Целеполагание (планирование) определило выбор методов и приёмов учебно –
коррекционной работы. В свою очередь, выбор методов и средств обучения
осуществлялся исходя из возрастных и индивидуальных психолого
педагогических особенностей воспитанника.
На данном занятии я использовала как традиционные методы работы, такие
как:
наглядные, формирующие яркие, конкретные представления;
практические, которые приводят в систему полученные знания путем
установления связей между отдельными предметами и явлениями;
словесные, используемые для расширения знаний, систематизации,
обобщения, так и новые педагогические технологии.
Перечислю их, это:
личностно – ориентированная модель взаимодействия;
деятельностный подход, который предусматривает самоопределение
темы, постановку учебной задачи, работу с самопроверкой, закрепление
во внешней речи, рефлексию деятельности;
наглядное моделирование речевой деятельности: использование схем,
мнемотаблиц.
На уроке использовалась технология дидактического синквейна, над
которой я работаю в рамках самообразования. Составляя синквейн, что в
переводе с французского обозначает «5 строк», ребёнок выбирал из
имеющейся информации существенные элементы, делал выводы и кратко их
формулировал.
Методы, используемые на данном занятии, выполняют не только учебную,
но и развивающую функцию. Поэтому, использовались задания с опорой на
несколько анализаторов, чтобы воспитанник не просто читал, считал, отвечал,
но и делал это с включением в активную работу психологических функций.
Таким образом, используемые методы и приёмы работали на решение главной
цели занятия и поставленных к ней задач.
Осознавая, что грамотное планирование педагогической деятельности
способствует выбору оптимальных средств в учебно – коррекционной работе,
особенно серьёзно подошла к этому вопросу.
Так, структура занятия
соответствовала целям обучения, воспитания и коррекции. Выдерживая
логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия, стремилась к
целесообразному распределению времени между ними, обращала внимание на
целенаправленность каждого этапа и его подчинённость общей дидактической
цели. Продуманная структура занятия была направлена на реализацию
принципа динамичности восприятия (задания давались по нарастающей
трудности: автоматизация проводилась сначала в слогах, затем в словах,
присутствовала смена видов деятельности), что тем самым позволило
обеспечить охранительный режим обучения.
Определяя содержание занятия, подбирала лексический,
грамматический материал, игры и упражнения для развития познавательных
психических процессов с учётом индивидуальных и речевых возможностей
воспитанника. Стремилась к тому, чтобы сделать занятие не только
интересным, но максимально продуктивным, с высокой речевой активностью
ребёнка.
Для этого использовался принцип продуктивной обработки информации:
самостоятельная обработка (при возможности);
с помощью учителя – логопеда;
с использованием наглядного материала.
Коррекционно – развивающая направленность занятия присутствовала
в артикуляционных упражнениях, в использовании мнемотехнологий, схем и
алгоритмов,
при проведении
в коррекционноразвивающих играх, физкультминутки, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз, в работе с
раздаточным материалом.
Разнообразие методов, занимательная форма занятия, игровые приёмы,
смена видов заданий,
проведение специальных упражнений, сюрпризные
моменты всё это способствовало повышению познавательной активности и
сохранению интереса на протяжении всего занятия. В ходе работы процесс
обучения и научения превращался в интересную игру.
Так вводная часть занятия дала положительный эмоциональный настрой, что
способствовало быстрому вхождению воспитанника в работу. На начальном
этапе занятия стремилась вызвать интерес к поставленной цели, была дана
возможность воспитаннику высказать свои предложения по решению учебной
задачи, был намечен совместный план действий, привлекался личный опыт
ребёнка при решении учебной задачи.
При актуализации опорных знаний стремилась сразу вовлечь ребёнка в эту
работу. В ходе занятия предлагались разнообразные задания по типу, форме и
материалу (словесные, графические, условно – символические). Избегала
односторонней направленности в своей деятельности, когда педагог берёт всё
занятие «на себя», что нарушает формирование обратной связи «от ребёнка к
учителю».
Методы и приёмы работы старалась скомбинировать таким образом, чтобы
реализовалось соотношение знаний, полученных «в готовом виде» и в
самостоятельном поиске. Помогала воспитаннику доказать свою точку зрения,
а если ребёнок и принимал версию педагога, объясняла почему она верна.
Используя имеющийся, пусть даже небольшой, интеллектуальный и творческий
потенциал ребёнка, старалась грамотно направить его работу. Стремилась к
формированию потребности в речи, обеспечивала мотивированность самого
высказывания, используя при этом речевые опоры.
Подводя итог занятия, оценивала не только правильность ответов, но и
то, как ребёнок рассуждал, какой способ использовал, где возникали
трудности и почему, использовалась и самооценка
воспитанника.
Рефлексия, проведённая с использованием синквейна, дала мне возможность
оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, так как синквейн
носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но
способствуя развитию высших психических функций,
При демонстрации наглядных пособий акцентировала внимание в нужном
направлении, при необходимости поясняла рассматриваемый объект,
проводила словарную работу, выслушивала ответы, использовала наглядность
схематического плана. Применяя наглядные пособия, помнила о том, что они
должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли
развлекательного фона. Любую картинку, схему, таблицу использовала для
решения определённой дидактической задачи. Для активизации учебного
процесса использовала компьютерные технологии. Система поощрения также
позволила поддерживать интерес воспитанника на протяжении всего занятия. Эмоциональность, темп речи, смена интонации позволяли предупредить
утомляемость ребёнка.
Учитывая то, что с нового учебного года, внедряется ФГОС для детей с
ОВЗ, старалась формировать личностные ууд: а именно, внутреннюю
позицию воспитанника на уровне положительного отношения к школе, на
принятие образца «хорошего ученика»; личностное самоопределение в
регулятивных
учебной,
универсальных учебных действий обращала внимание на овладение
умениями:
социальнобытовой деятельности.
Среди
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия.
Развивая коммуникативные универсальные учебные действия у
ребёнка, обращала внимание на развитие монологического высказывания,
формулирование собственного мнения.
Занятие старалась провести в соответствии с требованиями СанПиНа, для
этого использовала здоровье сберегающие технологии:
соблюдение правильной осанки при различных видах учебной
деятельности;
гимнастика для глаз;
активный двигательный режим на занятии;
пальчиковая гимнастика;
пропаганда ЗОЖ (где, когда, зачем тебе это пригодится в жизни).
Интенсивность урока соответствовала возможностям воспитанника.
Таким образом, чёткая постановка целей занятия, определение его
структуры и преемственность этапов, отбор методов с опорой на несколько
анализаторов
их рациональной комбинации
(последовательности), рефлексия – это те условия, которые помогали мне
стремиться к качественному проведению занятия.
и определение
Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.