Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малокрасноярская основная образовательная школа
с. МалокраснояркаКыштовского района Новосибирской области
САМОАНАЛИЗ
педагогической деятельности учителя технологии
Мальцевой Ольги Владимировны
2015 год
Я, Мальцева Ольга Владимировна, работаю учителем технологии в 5 – 8 классах в МКОУ Малокрасноярская ООШ–1год.
Преподаю в сельской основной школе, где обучаются дети в основном со средним уровнем обученности и обучаемости. (Приложение № 1)
Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации для5-8 классов общеобразовательных учреждений, реализующей стандарты первого и второго поколения.(Приложение № 2) Количество часов соответствует учебному плану школы.
В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками. Поэтому в наше время актуально формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностноориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.
Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по технологии Федерального компонента государственного стандарта образования, федерального базисного учебного плана и программ по технологии, методической копилки, опыта работы методического объединения, газеты «Первое сентября» на сайте http://1september.ru. и др. Совершенствую владение ИКТ, систематически знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей.
С 2014 года работаю над темой самообразования: «Личностноориентированный подход на уроках технологии».
Главная цель моей деятельности: помочь обучающемуся открыть самого себя, показать мир существующий не только вокруг, но и внутри каждого. Для осуществления поставленной цели выполняются следующие задачи:
- использование новых элементов технологий, способствующих повышению мотивации обучающихся в овладении предметом технологии, трудовыми навыками на разных ступенях обучения;
- развитие личности обучающихся посредством реализации учебного и воспитательного потенциала предмета «технология»; - создание благоприятных условий для развития личности.
Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения школьников. Главное, чтобы дети получили практические навыки, знания и умения, компетентности, которые они смогут применить уже сейчас, а не в будущем.
Внутри личностно-ориентированного образования, как направления в педагогической науке и практике, нет однородности и единодушия в определении меры развития субъективности и саморазвития школьника.
Успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ребенка.
Анализ различных подходов к пониманию личностно-
ориентированного обучения позволил мне занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность обучающегося и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся.
По мнению И.С. Якиманской, одним из ведущих принципов личностноориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Обучая по обязательным учебным программам сочетаю фронтальные, групповые и индивидуальные задания для повышения качества и развития каждого обучающегося, при таком сочетании успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Обеспечиваю связь обучения с жизнью на уроках технологии, использую наиболее эффективные виды самостоятельной работы, делаю процесс обучения динамичным, дифференцированным и активным. Дифференциация обучения через ее формы необходима для оптимальной педагогической поддержки развития индивидуальности, а не для ее изначального становления, так как этих формах она не возникает, а лишь реализуется
Строю обучение на основе познавательного опыта детей, их способностей и интересов, предоставляя им возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении, считаю первостепенным научить их способам мышления в учебной деятельности, обеспечивая тем самым их интеллектуальное развитие.
Считаю, что обучающийся в конце урока, построенного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера. С моей точки зрения в этом заключается большая ценность личностно-ориентированного подхода к обучению в школе.
Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Я строю такое пространство учебной деятельности при активном участии своих обучающихся.
На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого школьника в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока. Методы организации взаимодействия обучающихся друг с другом всё активнее входят в жизнь школы. Введение этих методов способствует накоплению учащимися социального опыта общения.
По каждой изучаемой теме у меня накоплены разноуровневые задания, тесты, практические и контрольные работы. В целях повышения познавательной активности практически на каждом уроке практикуются «Минутка эрудита», «Обо всем понемногу», когда обучающиеся готовят очень короткие сообщения об интересных фактах, не встречающихся в учебнике.
В своей работе использую различные виды деятельности обучающихся на уроке: проектная, практическая, игровая, исследовательская и другие. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, провожу разные физминутки для релаксации, а это способствует развитию познавательного интереса к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Стараюсь исключать из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей. Поэтому применяю в своей работе различные валеологические приемы. Применяю основные правила лечебной педагогики.
Всегда обращаюсь к обучающимся только по имени, так как уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Такое отношение не принижает его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передает уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества.
Считаю, что предмет «Технология» дает возможность школьникам творческого самопроявления, дети проявляют познавательный процесс к предмету.
Порой научить шить, вышивать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому я систематически и терпеливо приучаю девочек координировать свои движения, работая двумя руками; учу организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учу рациональным приемам выполнения различных операций. Я всегда помню, что переучивать сложнее, поэтому сразу обучаю правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
В начале года провожу входные диагностические работы, в конце— итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.
Чтобы не сдерживать обучающихся в развитии и сгладить продолжительное отрицательное воздействие сенсорно-обедненной среды, подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным, и слабым обучающимся. Дифференцирую задания по степени оказания помощи школьникам со стороны учителя, по степени их самостоятельности при выполнении задания. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памяткиалгоритмы.
Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету. Подбираю яркие, интересные примеры с точки зрения восприятия конкретных учеников, чтобы побудить интерес. Включаю в урок игровой момент, исторический и занимательный материал. Вовлекаю как можно раньше обучающихся в процесс постановки цели урока для формирования ценностно-смысловой компетенции. У каждого ребенка формирую как можно более точный и понятный образ конечного результата, так как если он отсутствует, то теряется интерес к обучению.
Применяю взаимоопрос, когда обучающиеся опрашивают друг друга :задают друг другу дополнительные вопросы, если отвечающий затрудняется при ответе, то отвечает задающий.
Систематически повышаю свой профессиональный уровень: прохожу курсы повышения квалификации, приобретаю новинки методической литературы, использую Интернет-ресурсы для подготовки уроков и расширения кругозора, участвую в вебинарах. (Приложение № 3)
Организую проведение предметной недели «Неделя технологии». (Приложение № 4). Совместно с коллегами провожу Неделю психологии в школе. (Приложение № 5)
Принимаю участие в методической работе школы, оказываю помощь обучающимся при подготовке выступлений на мероприятиях, олимпиадах всероссийского, школьного и муниципального уровня. (Приложение № 6) За активную деятельность с учащимися отмечена благодарностями и дипломами. (Приложение № 7)
Участвую в оформлении школы, совместно с обучающимися оформили стенд «Очумелые ручки». (Приложение № 8). Участвую в мастер-классах сети Интернет. Создала личные страницы на порталах «Инфоурок» и «Видеоуроки», на которых размещаю собственные методические разработки. (Приложение № 9). Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Являюсь участником проекта «Школа цифрового века» в сети Интернет.
Участвую в различных образовательных конкурсах, имею поощрения за педагогическую и общественную деятельность. (Приложение № 10)
___________ _______________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.