Открытый урок литературного чтения я давала во втором классе индивидуального обучения на дому. Занятие проходило в школе сразу с двумя учениками, с присутствием гостей. Ребята показали работу в парах, учились оценивать себя и товарища по лесенке успеха. Урок проведён со всеми требованиями ФГОС НОО
Самоанализ урока литературного чтения
учителя начальных классов
МОУ "Малечкинская средняя общеобразовательная школа"
Андреевой Марины Владимировны
Дата проведения урока: 6.12.2012
Класс : 2 (индивидуальное обучение)
Тема : "Детские стихи Марины Бородицкой. Ракушки"
Цель : деятельностная: обучение детей выборочному чтению и выразительному чтению
наизусть
образовательная: расширение знаний о творчестве М. Бородицкой
Краткая характеристика обучающихся индивидуального обучения
Учащиеся занимаются второй год с одним учителем. Школу посещают с
радостью, не против и дополнительных занятий. Особенно, когда занятия требуют проявления
творчества (рисунки, аппликации. конструирование, поделки). К урокам тоже подходят творчески. К
инсценированию сказок на уроках литературного чтения тщательно продумывают свой внешний вид:
маски, костюмы, шапочки; атрибуты. Стараются и хорошо выучить свою роль. По окружающему
миру самостоятельно проводили опыты с семенами растений, наблюдают и ухаживают за ростками.
Один из обучающихся придумал для себя собственную "методику" сложения и вычитания
двузначных чисел с переходом и без перехода через разряд. Устные приёмы вычисления для моих
учеников не досягаемы. Дети стараются быть целеустремлёнными, жизнерадостными,
доброжелательными, терпеливыми и необидчивыми. Над формированием этих важных качеств
личности ведётся каждодневная работа. И хотя им часто не хватает самостоятельности, быстроты,
смышлёности, логики, они всё равно стремятся всегда сотрудничать, общаться, быть такими же как
все дети. Каждый из них себя в чёмто проявляет. Один из учащихся очень аккуратен, трудолюбив,
точен, наблюдателен, но немного замкнут , боязлив и неулыбчив.(боится открытых уроков, боится,
что за ним не придёт мама и т.д) Другой менее аккуратен. Это в результате нарушения опорно
двигательного аппарата. Но более открыт, доброжелателен, доверчив, эмоционален. На уроках они
всегда активны, готовы работать.
Тип урока и его структура
Учитывая место урока в теме (это предпоследний урок в разделе "В гостях у Барсука"») и характер
содержания урока определила тип урока –урок открытия нового знания.
Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы
урока. Это нестандартный урок (с применением компьютерной презентации; форма общения
индивидуальная, коллективная).
элементов:
В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала
4. Закрепление
5. Итог урока. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие
методы и приемы:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Метод самостоятельной работы.
Так как урок является предпоследним в разделе, он продолжает разговор предыдущих тем, т.е.
сравнение мира материальных вещей и того, что связано с общением, с дружбой того, что можно
считать настоящим богатством. В связи с корректированием рабочей программы (количество часов
уменьшено до 1 часа в неделю) на данном уроке имели место все произведения М.Бородицкой,входящих в учебный курс (из 1 и 2 частей). Стихи поэтессы я включала и на других
предметах(математики, русского языка, окружающего мира). Они хорошо попадали в тему урока.
Обучение с учащимися в основном проходит в отдельности с каждым, на дому или в школе, по
общеобразовательной программе.
Темы по литературному чтению, как и по любому другому предмету очень
трудно даются и воспринимаются моими учениками, так как кратковременная память, слабое
логическое мышление, сильная утомляемость ,медлительность, рассеянность внимания и т.д.,
вызванные в результате слишком тяжёлых заболеваний, не дают осваивать школьные дисциплины в
полной мере с учётом требований ФГОС нового поколения.
В своей работе я стараюсь применять различные формы организации
учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. ( в диагностической карте детей
инвалидов прописано о возможности их обучения в малых группах)Учащиеся моего класса имеют
очень низкий уровень техники чтения (один из учащихся страдает дислексией), тем не менее на
каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.
На уроке ученики старались быть активными: сотрудничать с учителем и с
соседом по парте; организованными: учились выходить к доске, поднимать руку; с большим
желанием подготовили дополнительный материал к уроку: принесли свои коллекции, выучили
стихи по новой теме, самостоятельно нарисовали рисунки, нашли сообщения в интернете.
Во время урока решались следующие задачи: образовательные
: познакомить учащихся с новым
произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной
идее произведения, организовать деятельность учащихся по определению задач урока(Считаю, что
дети были активны при решении этих задач. Новое произведение они поняли)
развивающие
: содействовать формированию и развитию учебноинформационных умений и навыков
младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами
чтения: сплошным, выборочным, вслух, создать условия для формирования выразительного чтения:
ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации
и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной
культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового
материала. (Развивающие задачи решались труднее, т.к. у детей низкий уровень техники чтения,
медлительность, плохая ориентация в учебнике (у одного из учеников сильно нарушена мелкая
моторика рук)
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства привязанности к другу, осознанию
учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь им осознать важность
совместной деятельности; воспитывать умение работать в паре, умение слушать другого,
воспринимать чужую точку зрения, умение рефлексировать.
(Совместных уроков у нас предусмотрено совсем немного, поэтому дети ещё не могут ставить
адекватную оценку соседу, внимательно слушать его. Думаю, что на этом уроке рефлексия у
них получилась)
Главный этап урока :изучение нового материала: сведения об авторе;
первичное чтение учителем;
выборочное чтение;
выразительное чтение;
ответы на вопросы
Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально.
Между этапами была логическая связь.Требования к современному уроку включают в себя
обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная
презентация,
которая дала возможность для целостного восприятия детьми нового
материала.Наглядные пособия, использованные на уроке, помогли детям в определении задач урока,
удержании и достижении главной цели .
Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательной. Урок
прошёл на хорошем эмоциональном подъёме.Все поставленные задачи урока реализовать не удалось (один из обучающихся не смог
прочитать выразительно). В целом урок цели достиг.
Перспективы моей деятельности на уроках литературного чтения :
приучать детей быстро ориентироваться в учебнике: находить нужную страницу, работать с
оглавлением, словарями.
придумать новые методы и приёмы для освоения беглости и правильности чтения детьми
инвалидами.
В процессе урока учащиеся имели возможность развивать межпредметные УУД:
Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности
выполнения.К.Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте, в группах.П.Поиск и
выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: