Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Направления самообразования учителя:
профессиональное (предмет преподавания)
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
историческое
иностранные языки
политическое
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
Систематический просмотр определенных телепередач
Чтение конкретных педагогических периодических изданий
Чтение методической, педагогической и предметной литературы
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
Изучение информационно-компьютерных технологий
Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
Алгоритм работы по теме самообразования:
1. Выявление потребности в самообразовании, постановка целей и задач.
Всесторонний анализ свой деятельности как педагога.
2. Планирование работы по самообразованию:
определение содержания работы;
выбор вопросов для самостоятельного изучения;
составление плана в зависимости от уровня профессионализма педагога.
3. Теоретическое изучение проблемы
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и материалов, организация и проведение практической работы с обучающимися).
5. Подведение итогов самообразования.
Результаты самообразования:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
разработка новых форм, методов и приемов обучения
доклады, выступления
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
создание комплектов педагогических разработок
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание педагога работать над собой и его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.