МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
671450, Республика Бурятия, Кижингинский район, село Кижинга, ул. Советская,163. тел./факс 8(30141)32-2-37 .mail:cdtlenina7@yandex.ru
Тема по самообразованию:
«Воспитание экологической культуры школьников посредством организации внеурочной деятельности»
Разработала педагог дополнительного образования Рабданова Л.И
Пояснительная записка
"…Леса без птиц
И земли без воды.
Всё меньше
окружающей природы,
Всё больше –
окружающей среды".
Р. И. Рождественский
(русский поэт, публицист)
Такого ли будущего мы хотим для наших детей? Конечно, нет. Но все зависит от человека. Тот, кто способен вырубать леса в угоду своим прихотям и ради жажды обогащения – действует неразумно. Забирая что-то у природы, нужно обязательно давать что-то взамен. Иначе мы получим в итоге голую планету – без лесов и морей, без растений и животных.
История человечества неразрывно связана с историей природы. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты. На современном этапе, все чаще в СМИ звучат тревожные сообщения - экологическая обстановка в стране, является кризисной.
В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем – требуется изменение нравственного и этического отношения к природе. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром. С 2000 года в школьных программах элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы. Выпускники школ, получившие экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого педагога.
Начало работы над темой – 2020 г.
Окончание работы над темой – 2023 г.
Тема самообразования:
«Воспитание экологической культуры обучающихся посредством организации внеурочной деятельности».
Цели и задачи работы над темой самообразования:
Цель: создание условий для формирования экологической культуры и расширения естественно – научного кругозора обучающихся.
Задачи:
1. Обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки, инновационной практики, развитие творческой инициативы учащихся.
2. Использование ИКТ в самообразовании.
3. Подготовка поурочных разработок к данным учебным курсам, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием современных форм обучения на основе использования.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции.
Формы самообразования:
Индивидуальная:
· посещение занятий коллег;
· участие в педагогических советах МУДО К ЦДТ;
· изучение научно – методической и учебной литературы.
· участие в работе методического объединения.
· изучение научно – методической и учебной литературы;
Предполагаемый результат:
· совершенствование знаний по экологии;
· использование экологических знаний в преподавании предмета Мир вокруг нас.
· применение средств ИКТ в самообразовании;
· внедрение в практику компьютерных Интернет-технологий.
Содержание:
1. Изучение методической, педагогической и предметной литературы:
· О новых технологиях в преподавании предмета Мир вокруг нас в педагогических журналах в интернет-источниках.
· Современные образовательные технологии в преподавании предмета
· Информационная образовательная среда по экологии в рамках изучения предмета Окружающий мир.
2. Применение Интернет - технологий и мультимедийных ресурсов на CD и DVD:
· использовать для самостоятельного поиска учащимися информации;
· обмен опытом по использованию педагогических и ИКТ-технологий для дальнейшего развития профессиональных навыков.
· использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов.
· Сайты МО РФ; - Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/.
· Мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия: http://mega.km.ru.
· Сайты «Мир энциклопедий»,
http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1
· Виртуальная школа Кирилла и Мефодия vip.km.ru/vschoo!
· Сетевые исследовательские лаборатории www.setilab.ru
3. Творческое сотрудничество:
· С педагогами – коллегами через Интернет-сообщества.
4. Практический выход:
· Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
· Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи.
· Систематическое прохождение курсов повышения квалификации, прохождение аттестации.
6. Форма отчета:
· мультимедийные и электронные приложения к занятиям;
7. Контроль:
· коллективный;
· выступления на педсоветах, практических конференциях, семинарах;
· индивидуальные отчеты на совещаниях, на заседаниях МО.
План работы по самообразованию:
1.Анализ затруднений.
2.Постановка проблемы.
3.Диагностические срезы.
4.Определение цели и задач работы над темой.
1-й год
работы над
темой
II. Теоретико-прогностический
1.Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.
4.Методическое обеспечение.
5.Подготовка материально-технической базы.
1-й год
работы над
темой
III. Практический
1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
4. Корректировка работы.
2-й год работы над темой
IV. Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
3. Представление материалов
4. Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы
3-й год работы над темой
V. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение.
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
Алгоритм осуществления процесса самообразования
Первый этап –
Организационно-диагностический.
Цель: изучение ситуации по выбранной
проблеме, определение темы по самообразованию.
Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.
Второй этап –
Теоретико-прогностический.
Цель: определение этапов, форм и методов
исследования выбранной темы,изучение теоретических основ и практического опыта
по теме.
Формы представления результата работы: план-программа самообразования.
Третий этап – Практический.
Цель: внедрение в практику подготовленного материала.
Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты,
памятки и др.
Четвертый этап – Обобщающий.
Цель: оформление результатов работы по теме самообразования
внедрение в практику подготовленного материала.
Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме
самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса
(педагоги, дети, родители).
Пятый этап – Внедренческий.
Цель: самоанализ педагогической деятельности.
Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта,
презентация и др.
Содержание деятельности и показатели сформированности экокультуры младших школьников
- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);
- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;
- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
2-3 класс
Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;
- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
4 класс
Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.