Самообразование педагога

  • docx
  • 25.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала самообразование РЛИ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 


671450, Республика Бурятия, Кижингинский район, село Кижинга, ул. Советская,163. тел./факс 8(30141)32-2-37 .mail:cdtlenina7@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема по самообразованию:

 

«Воспитание экологической культуры  школьников  посредством организации внеурочной деятельности»



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Разработала педагог дополнительного образования Рабданова Л.И

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

"…Леса без птиц

И земли без воды.

Всё меньше

окружающей природы,

Всё больше –

окружающей среды".

Р. И. Рождественский 

(русский поэт, публицист)

 

Такого ли будущего мы хотим для наших детей? Конечно, нет. Но все зависит от человека. Тот, кто способен вырубать леса в угоду своим прихотям и ради жажды обогащения – действует неразумно. Забирая что-то у природы, нужно обязательно давать что-то взамен. Иначе мы получим в итоге голую планету – без лесов и морей, без растений и животных.

История человечества неразрывно связана с историей природы. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты. На современном этапе, все чаще в СМИ звучат тревожные сообщения - экологическая обстановка в стране, является кризисной.

В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем – требуется изменение нравственного и этического отношения к природе. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром. С 2000 года в школьных программах элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы. Выпускники школ, получившие экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого педагога.

Начало работы над темой – 2020 г.

Окончание работы над темой – 2023 г.

Тема самообразования:

«Воспитание экологической культуры  обучающихся  посредством организации внеурочной деятельности».

Цели и задачи работы над темой самообразования:

Цель:  создание условий для формирования  экологической культуры и расширения естественно – научного кругозора обучающихся.

Задачи:

1.                  Обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки, инновационной практики, развитие творческой инициативы учащихся.

2.                  Использование ИКТ в самообразовании.

3.                  Подготовка поурочных разработок к данным учебным курсам, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием современных  форм обучения на основе использования.

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

·                     посещение занятий коллег;

·                     участие в педагогических советах МУДО К ЦДТ;

·                     изучение научно – методической и учебной литературы.

·                     участие в работе методического объединения.

·                     изучение научно – методической и учебной литературы;

Предполагаемый результат:

·                     совершенствование знаний по экологии;

·                     использование экологических знаний в преподавании предмета Мир вокруг нас.

·                     применение  средств ИКТ в самообразовании;

·                     внедрение в практику компьютерных Интернет-технологий.

Содержание:

1. Изучение методической, педагогической и предметной литературы:

·                     О новых технологиях в преподавании предмета Мир вокруг нас в педагогических журналах в интернет-источниках.

·                     Современные образовательные технологии в преподавании предмета

·                     Информационная образовательная среда по экологии в рамках изучения предмета Окружающий мир.

2. Применение Интернет - технологий  и мультимедийных ресурсов на CD и DVD:

·                     использовать для самостоятельного поиска учащимися информации;

·                     обмен опытом по использованию педагогических и ИКТ-технологий для дальнейшего развития профессиональных навыков.

·                     использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов.

·                     Сайты МО РФ; - Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/.

·                     Мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия: http://mega.km.ru.

·                     Сайты  «Мир энциклопедий»,

http://www.rubricon.ruI;   http://www.encyclopedia.ru1

·                     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  vip.km.ru/vschoo!

·                     Сетевые исследовательские лаборатории  www.setilab.ru

3. Творческое сотрудничество:

·                     С педагогами – коллегами через Интернет-сообщества.

4. Практический выход:

·                     Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег.

·                     Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью  оказания помощи.

·                     Систематическое прохождение курсов повышения  квалификации, прохождение аттестации.

6. Форма отчета:

·                     мультимедийные и электронные приложения к занятиям;

7. Контроль:

·                     коллективный;

·                     выступления на педсоветах, практических конференциях, семинарах;

·                     индивидуальные отчеты на совещаниях, на заседаниях МО.

 

План работы по самообразованию:

1.Анализ затруднений.

2.Постановка проблемы.

3.Диагностические срезы.

4.Определение цели и задач работы над темой.

 

1-й год

работы над

темой

II. Теоретико-прогностический

1.Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

4.Методическое обеспечение.

5.Подготовка материально-технической базы.

1-й год

работы над

темой

III. Практический

1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

2-й год работы над темой

IV. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов

4. Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы

3-й год работы над темой

V. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Алгоритм осуществления процесса самообразования

Первый этап – Организационно-диагностический.
Цель:
 изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы по самообразованию.
Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.

 

Второй этап – Теоретико-прогностический.
Цель:
 определение этапов, форм и методов исследования выбранной темы,изучение теоретических основ и практического опыта по теме.
Формы представления результата работы: план-программа самообразования.

 

Третий этап – Практический.

Цель: внедрение в практику подготовленного материала.
Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты, памятки и др.

 

Четвертый этап – Обобщающий.

Цель: оформление результатов работы по теме самообразования внедрение в практику подготовленного материала.
Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

 

Пятый этап – Внедренческий.

Цель: самоанализ педагогической деятельности.
Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта, презентация и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание деятельности и показатели сформированности экокультуры младших школьников

- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

2-3 класс

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

4 класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также