САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Оценка 4.7

САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Оценка 4.7
docx
11.02.2020
САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
статья самообразование.docx

УДК  3. 37. 377.8

 

Швец Наталья Сергеевна;

преподаватель кафедры профессионального образования

ГБОУ ПО «Севастопольский  Педагогический  колледж  им. П. К. Менькова»

 

  САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

 

SELF-DEVELOPMENT AND SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS SPO OF

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об особенностях и возможностях самообразования будущих педагогов. Изложены взгляды на различные взгляды на определение понятия самовоспитания. Прослеживаются компоненты и факторы для мотивации к самообразованию. Статья знакомит с исследованием студентов севастопольского педагогического колледжа в определении понятия самообразования, эффективных для молодых людей форм и готовности самообразовываться.

 

Abstract: The article discusses the features and possibilities of self-education of future teachers. Views on various views on definition of concept of self-education are stated. Components and factors for motivation to self-education are traced. The article introduces the study of students of Sevastopol pedagogical College in determining the concept of self-education, effective forms for young people and readiness to self-education.

 

Ключевые слова: самообразование, профессиональное образование, педагогический колледж, студент педагогического колледжа,  государственный образовательный стандарт,  профессиональный стандарт.

 

Keywords: self-education, professional education, teacher training college, student of teacher training college, state educational standard, professional standard.

 

Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве

Парадокс Августина

 

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные  стандарты четвертого поколения предполагает глубокие системные преобразования.

В условиях внедрения лежит новый взгляд на образованность и профессиональную квалификацию. Образованность — потребность в постоянном обновлении знаний, умение находить и усваивать новую информацию. Квалификация же формируется на основе профессиональных стандартов.

Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам… С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого» [3].

Современному образованию необходим педагог, который умеет не только думать, но и способен мыслить, а в последствие внедрять собственные мыслительные труды в  педагогическую деятельность. Только в результате размышления над смыслом собственного места в профессии и может состояться процесс самостановления студента, его профессионально-личностного саморазвития.

В научной литературе проблеме самообразования посвящены исследования таких авторов как И.И. Малкина, Н. И. Пидкасистого, Б. П. Есипова, Г. И. Щукиной, Е. Н. Ястребцевой и др. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что не существует однозначного подхода к определению самообразования. Некоторые авторы подчеркивают его познавательную сущность (А. К. Громцева, И. И. Колбаско, И. А. Редковец, Н. Д. Хмель и др.), тесную связь с самовоспитанием личности (А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов,тБ. Ф. Райский и др.), ее совершенствованием на основе систематической и целенаправленной деятельности, связанной с социальными условиями (А. Я. Айзенберг, В. Б. Бондаревский и др.). Самообразовательная деятельность рассматривается в ряде исследований как процесс (А. В. Баранников), как средство поиска и усвоения социального опыта (Г. Н. Сериков), как процесс приложения самообразовательных умений к освоению определенных элементов социального опыта (Ю. Е. Калугин).

Идея профессионально-личностного саморазвития студента отражена в трудах выдающихся ученых Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, Л.Я. Лернера, П.П. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина [7].

С. В. Юдакова считает, что «самообразование — самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием» [4].

Под самообразованием студента  понимается такая форма индивидуальной деятельности, которая мотивирована его собственными личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им профессиональных качеств своей личности. Внутренняя потребность мотивирует на процесс самообразования: студент, пропуская полученные знания сквозь себя, внедряет их в профессиональном плане. Способность к самообразованию развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности.

В процессе овладения материалом студент сталкивается с двумя компонентами - теоретическим и практическим. Теоретический компонент заключается в той базе данных, которая требует осмысления, а практический компонент предоставлен рекомендациями, советами, техниками. Этим и объясняется эффективность процесса.

Мотивы, которые  побуждают студентов СПО  к самообразованию в современных условиях, можно выделить множество: и ежедневная  работа с информацией; и стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; и изменения, происходящие в жизни общества. В результате  студент обладает всеми необходимыми условиями  для успешного педагогического творчества; в педагогической деятельности осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

В.А. Мищенко считает, что важную роль в самообразовании студентов играет преподаватель. Автор пишет: «деятельность преподавателей в этой области должна развиваться по двум направлениям. Во-первых, это рекомендации в области получения информации для самообразования. Они должны быть по возможности индивидуальными и учитывать личные особенности и интересы студентов. Таким образом, учащиеся смогут получать информацию по тем профессиям, которые соответствуют их способностям и наклонностям. Во-вторых, это индивидуальные беседы, связанные с психологической поддержкой, в ходе которых преподаватель должен ознакомить студентов с теми личностными качествами, которые характеризуют высокую профессиональную мобильность специалиста, а также, указать основные пути самостоятельного развития человеком подобных качеств,  в процессе самообразования» [5].

Выпускники Севастопольского Педагогического колледжа им. П.К. Менькова вооружены знаниями и умениями, способны осуществлять свою профессиональную деятельность. Но способны и готовы ли они к самообразованию? Понимают ли они, что такое самообразование? Занимаются ли они самообразованием? И если да, то в чем оно проявляется? Эти вопросы были поставлены в микроисследовании, проведённом для студентов 1курса специальности «Дошкольное образование»– будущих  воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Было проанкетировано 39 респондентов.

Как показало анкетирование студентов -  61,7 % обучающихся понимают, что такое самообразование; 28 % подразумевают  под самообразованием специфическую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, саморазвитие; 10,1 % не могут ответить на вопрос.

Эффективными способами самообразования, по мнению студентов  педагогического колледжа, является сеть Интернет (56, 4%), книги (15,3%), педагог (15,3%), посещение мероприятий на  интересующие  темы (13%).

Анкетирование показало, что у  25,6 % студентов 1курса самообразование проходит частично, так как  отсутствует  сложенная система самообразования, которая зависит   от жизненных условий, а 74, 4 % активно занимаются самообразованием. Студентов колледжа, которые не занимаются самообразованием, не было выявлено.

Таким образом, мы видим, что процесс самообразования-полезное дело, эффективный фактор для формирования профессионально-личностных качеств будущих специалистов. Самообразование следует рассматривать  как основное направление профессионального роста (мастерства), и как важнейшее средство обеспечения конкурентно-способного специалиста на рынке труда. Ориентация на  самостоятельные действия студентов в рамках самообразования  в условиях профессиональной деятельности является сигналом к пересмотру роли преподавателя. Педагог теперь выступает в роли консультанта и контактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. Эта идея проходит сквозь  концепцию ФГОС СПО четвертого поколения. Основная роль преподавателя состоит в эффективной, правильно организованной самостоятельной работе в течение всего обучения и по всем дисциплинам, которая формирует личностные качества будущих специалистов.   

 

Литература

 

1.       Байкова, Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой.–3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2000. –256 с.

2.       Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования/ П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус ; под ред. П.И.Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 624 с. – (Сер. Бакалавриат).

3.       Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, – 2002.  – 480 с.

4.       Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие. – Владимир: ВГПУ, 2010. – 131 с.

5.       Мищенко В.А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности// Научно-исследовательская работа, СПО, №2. – 2011. – С. 40 – 43

6.       Мунчинова Л.Д. Самообразование как ресурс модернизации профессионального развития педагога// Наука, образование, культура. Педагоги XXI века, № 2. – 2016. – С.126–132

7.       Вишневская Л.П., Вишневская Г. В. Формирование готовности личности педагога к самообразованию как научная проблема// Современные проблемы науки и образования. № 4. – 2013. – С. 156–158


 

УДК 3. 37. 377.8 Швец

УДК 3. 37. 377.8 Швец

Keywords: self-education, professional education, teacher training college, student of teacher training college, state educational standard, professional standard

Keywords: self-education, professional education, teacher training college, student of teacher training college, state educational standard, professional standard

А. К. Громцева, И. И. Колбаско,

А. К. Громцева, И. И. Колбаско,

В процессе овладения материалом студент сталкивается с двумя компонентами - теоретическим и практическим

В процессе овладения материалом студент сталкивается с двумя компонентами - теоретическим и практическим

Дошкольное образование»– будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Дошкольное образование»– будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Литература 1. Байкова ,

Литература 1. Байкова ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020