Самообразование педагога как основа успешности педагогической деятельности

  • Педсоветы
  • docx
  • 02.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и его профессионально-квалификационный рост. Результат моей работы - аттестация на первую квалификационную категорию в должности "воспитатель"Материал может быть использован на педсоветах, методических объединениях
Иконка файла материала Доклад на МО.docx
Муниципальное образование Ямальский район   Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение         «Салемальская школа – интернат имени Володи Солдатова» Доклад на методическом объединении Тема:  Самообразование педагога как основа успешности педагогической деятельности Подготовила воспитатель:  Митрохина Эльвира Борисовна2017 год                Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного   самообразования   и   самосовершенствования.   К   примеру,   никто   не   будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая  это, строим свою  работу с ними по­иному,  чем  это делали  учившие нас педагоги.    познавательную деятельность, которая:             Под самообразованием традиционно   понимают   осуществляемую   человеком     осуществляется добровольно; осуществляется сознательно; планируется, управляется и контролируется самим человеком; необходима для совершенствования каких­либо качеств или навыков человека.       "Педагог учится всю жизнь" ­ это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость   и   кажущееся   однообразие   учебной   и   воспитательной   деятельности, постоянно ищут, вносят что­то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.          Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда,   в   умении   преодолевать   проблемы,   самостоятельно   работать   над   собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.        В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: Педагог 21 века ­ это: ­   гармонично   развитая,   внутренне   богатая   личность,   стремящаяся   к   духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; ­ умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; ­ умеющий организовать рефлексивную деятельность; ­ обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.                                                Направления самообразования педагога            Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры,   обладать большой эрудицией.  Основные   направления,   в   которых   педагог   должен   совершенствоваться   и   заниматься самообразованием: • профессиональное (предмет преподавания)  • психолого­педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)   методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)  • правовое  • эстетическое (гуманитарное)  • историческое   • политическое  • информационно­компьютерные технологии• охрана здоровья  • интересы и хобби.                                                                                     Источники получения знаний                     В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности. Определим источники получения знаний: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно­популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио; платные курсы; семинары и конференции; мастер ­ классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия.                                           Формы самообразования педагога        Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? ­   Изучать   и   внедрять   новые   педагогические   технологии,   формы,   методы   и   приёмы обучения. ­  Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. ­  Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. ­   Совершенствовать   свои   знания   в   области   классической   и   современной   психологии   и педагогики. ­ Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. ­  Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.   составляют процесс самообразования.       Все   это   может   реализоваться   через   следующие   виды   деятельности,   которые   и                        Виды деятельности, составляющие процесс самообразования ­ систематический просмотр определённых телепередач; ­   чтение   конкретных   педагогических   периодических   изданий,   чтение   методической, педагогической и предметной литературы; ­ обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях; ­ решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы; ­ посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; ­ дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; ­ изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;­ систематическое прохождение курсов повышения квалификации; ­ проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; ­ организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; ­ изучение информационно­компьютерных технологий; ­ посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету; ­ ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.                                                                                    Результат самообразования педагога                 В   личном   плане   самообразования   педагога   обязательно   должен   быть   список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты   самообразования   педагога   отслеживаются   на   определённых   этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно): ­   разработанные   или   изданные   методические   пособия,   статьи,   учебники,   программы, сценарии, исследования; ­ разработка новых форм, методов и приёмов обучения; ­ доклады, выступления; ­ разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; ­   выработка   методических   рекомендаций   по   применению   новой   информационной технологии; ­ разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; ­ создание комплектов педагогических разработок; ­ обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).           Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Ученые выявили факторы,   которые   препятствуют   саморазвитию   педагогов.   Если   их   расположить   их   в порядке убывания, то получится следующая картина: ­ недостаток времени; ­ состояние здоровья; ­ разочарование в результатах имевшихся ранее неудач; ­ недостаточная поддержка со стороны администрации; ­ собственная инерция. К факторам, которые стимулируют развитие самообразование: ­ интерес к работе; ­ возрастающая ответственность за результаты труда; ­ пример коллег; ­ новизна деятельности; ­ обучение на курсах; ­ пример и влияние администрации; ­ организация методической работы; ­ возможность получения признания в коллективе.        В заключении следует отметить, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Показатели   эффективности   педагогического   самообразования   —   это,   прежде   всего, качество   организованного   педагогом   учебно­воспитательного   процесса   и   его профессионально­квалификационный рост.