При этом для формирования профессионального самоотношения очень важно, чтобы противоречие между целостным самоотношением личности и частным самоотношением, формирующимся в контексте деятельности снималось за счет конструктивного решения проблемно-конфликтных содержаний реальной деятельности определяющего личностное развитие тренера.
Профессиональное самоотношение формируется в результате единства и целостности процессов определения социальной идентичности, отвечающей на вопрос «Кто Я?» и социально-психологических качеств, отвечающих на вопрос, «Какой Я?», составляющих психологическое содержание личностного становления [21].
Самоотношение как детерминанта мотивации
профессиональной деятельности тренеровединоборцев
1ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ......5
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.........................25
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ............................35
ВЫВОДЫ.................................................................................................................................40
Список литературы.................................................................................................................42
Приложения.............................................................................................................................46
2ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема профессиональной мотивации
Проблема мотивации и
спортивных тренеров стоит довольно остро.
мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в деятельности
тренера [3, 6]. Современный подход в образовании в сфере физической
культуры и спорта диктует необходимость реализации гуманистических
принципов и ценностного отношения к личности [7].
Самоотношение личности, является, интегральной динамической
структура самосознания, отражает меру принятия личностью самой себя и
проявляется
значительности на пути самопознания [37, 40].
в переживании чувства собственной ценности и
При этом для формирования профессионального самоотношения очень
важно, чтобы противоречие между целостным самоотношением личности и
частным самоотношением, формирующимся в контексте деятельности
снималось за счет конструктивного решения проблемноконфликтных
содержаний реальной деятельности определяющего личностное развитие
тренера.
Профессиональное самоотношение формируется в результате единства
и целостности процессов определения социальной идентичности,
отвечающей на вопрос «Кто Я?» и социальнопсихологических качеств,
отвечающих на вопрос, «Какой Я?», составляющих психологическое
содержание личностного становления [21].
Таким образом, основная проблема, которая поднимается в нашей
работе, и определяет ее актуальность, это то, как взаимосвязаны между
собой мотивация профессиональной деятельности и самоотношение
тренеров.
Объект исследования – личность в профессиональной деятельности.
3Предмет исследования – взаимосвязь мотивации профессиональной
деятельности и самоотношения тренеров.
Гипотеза исследования – между мотивацией профессиональной
деятельности и самоотношением существует взаимосвязь, определяющая
особенности формирования мотивационной структуры личности тренеров.
– определить взаимосвязь мотивации
Цель исследования
профессиональной деятельности и самоотношения тренеров.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы на предмет мотивации
профессиональной деятельности и проблем самоотношения
личности.
2. Определить характеристики мотивации профессиональной
деятельности тренеров.
3. Определить показатели самоотношения тренеров.
4. Определить взаимосвязь между показателями мотивации
профессиональной деятельности и самоотношения тренеров.
4ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1Основные подходы к определению мотивации профессиональной
деятельности
Проблема мотивации является наиболее разработанной и в тоже
время, самой сложной темой в разделе психологических наук [2].
В самом общем виде, мотивация – это реализуемая через психику
детерминация деятельности [34].
Традиционно, имеется в виду мотивация деятельности, как один из
компонентов ее структуры. Рассматривая мотивацию личности, как один из
компонентов структуры деятельности, Е.П. Ильина – говорит о
необходимости рассмотрения самой мотивации с позиций ее компонентного
состава [12].
Наиболее распространенным является следующее определение
мотивации: мотивация – совокупность побуждений к определенной
активности. Эти побуждения порождают, стимулируют и регулируют эту
активность в деятельности.
К числу общих особенностей мотивации можно отнести следующее:
мотивация всегда осознана, другими словами – осознанное влечение;
, мотивация личности связана с деятельностью (причем, не только
предшествуя ей, но и внутренне присутствует на всех ее этапах);
мотивация личности является следствием определенного
жизненного несоответствия, главным образом, между желательным и
действительным [12].
Здесь приводятся наиболее общие особенности мотивации личности.
5Выделить другие особенности мотивации личности чрезвычайно сложно,
поскольку они различны у множества различных психических явлений,
относящихся к мотивации.
В качестве составляющих мотивации выступают: потребности,
мотивы, направленность, ценностные ориентации, интересы, мировоззрение,
а иногда и идеалы, склонности, отношения [10].
1.2Теории мотивации деятельности
Психологические закономерности мотивации — побудительных сил
личности — обычно рассматриваются в теории управления в связи с одной
из основных управленческих функций — функцией мотивирования [31].
Кроме того, мотивационная сфера личности и ее основные
психологические закономерности являются общими: нет какойлибо особой
«мотивации подчиненных» и особой «мотивации руководителя». Это —
общая закономерность, справедливая в отношении всех психических
процессов и явлений в управленческой деятельности [23].
Ключом к раскрытию мотивационной сферы руководителя — это
наиболее общие, основные психологические особенности мотивационной
регуляции как таковой. Для того чтобы по возможности более полно
осветить данный вопрос, необходимо остановиться на наиболее общих и
известных подходах — теориях мотивации, а также на их специфике по
отношению к управленческой деятельности. При этом следует учитывать
также одну из наиболее важных психологических закономерностей: чем
более сложной и интеллектуально насыщенной является деятельность, тем
большую роль в ее организации играют мотивационные процессы и
факторы, тем полнее и многообразнее они в ней проявляются [24].
6и
Управленческая деятельность,
интеллектуализированной, максимально полно включает в себя весь
наиболее
сложной
будучи
спектр психологических закономерностей мотивации [4].
Содержательные теории мотивации
Основные теории мотивации принято разделять на две группы —
содержательные и процессуальные. В содержательных теориях акцент
делается на выявлении и изучении тех внутренних побуждений
(потребностей, мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их
профессиональной деятельности. В процессуальных теориях раскрывается
то, по каким закономерностям организовано целостное мотивированное
поведение с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами —
восприятием, познанием, коммуникацией [27].
Все потребности личности подразделяются на пять основных групп.
А.
Физиологические потребности.
Они необходимы для
выживания организма, лежат в основе гомеостатической регуляции. Это —
потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении, убежище и
т.д.
Б. Потребности в безопасности включают потребности в защите от
физических и психологических опасностей; в уверенности в том, что
физиологические потребности будут удовлетворены; в защите от
неустроенности, боли, гнева, страха.
В.
Потребности в социальных связях (социальные
потребности). Они еще называются потребностями причастности, а главные
из них — потребности в социальной присоединенности к группе и
принадлежности к ней; в социальных контактах, в любви, в позитивном
отношении со стороны других, в социальных взаимодействиях как таковых.
Г. Потребности в уважении включают, вопервых, потребности в
уважении со стороны других — в признании ими личных достижений,
7компетентности, личностных качеств и достоинств; вовторых, потребность
в самоуважении.
Д. Потребности самоактуализаиии — это потребности личности
в реализации своих потенциальных возможностей и способностей", в росте
собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного
«Я» [11].
Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными
уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической
структуры соподчиненности [9].
Концепция А. Маслоу играет, таким образом, очень важную роль в
понимании реальных мотивов трудовой деятельности, демонстрируя, сколь
в действительности широк спектр человеческих мотивов и какова их
относительная значимость, каковы приоритеты в их удовлетворении. Тем
самым она показывает руководителю систему мотивационных факторов, на
основе которых должна строиться и развертываться мотивирующая
функция управления, реализующая методы удовлетворения потребностей
высших уровней по концепции А. Маслоу [8].
Социальные потребности
1.
Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им
общаться.
2.
3.
4.
Создайте на рабочих местах дух единой команды.
Проводите с подчиненными периодические совещания.
Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы,
если они не наносят организации реального ущерба.
5.
Создавайте условия для социальной активности членов
организации вне ее рамок.
Потребности в уважении
1.
Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
82.
Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми
результатами.
3.
Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными ре
зультаты.
4.
решений.
Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке
5.
Делегируйте подчиненным дополнительные права и
полномочия.
6.
7.
Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает
уровень компетентности.
Потребности в самовыражении
1.
Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и
развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
2.
Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую
от них полной отдачи.
1.
Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие
способности [13].
Вместе с тем эта концепция помогает лучше понять и мотивацию
побудительные причины управленческой
самого руководителя,
деятельности как таковой. Так, в частности, в ней раскрывается особая и
вполне самостоятельная категория потребностей — в социальном
признании, в уважении, в самораскрытии и самореализации личности [5].
Именно эти потребности являются наиболее мощными стимулами для
феноменов лидерства, власти, доминирования, социального влияния. Они
наиболее специфичны именно в управленческой деятельности. Концепция
мотивации А. Маслоу включает их в общую иерархию мотивационной
сферы личности, показывает их место в ней.
9Процессуальные теории мотивации
«Теория ожидания» В. Врума. В данной концепции ключевую роль
играет понятие ожидания. Оно определяется как оценка личностью
вероятности определенного события. Например, молодой руководитель,
участвуя в конкурсе по отбору кандидатов для обучения за рубежом,
ожидает, что такое обучение позволит ему занять после возвращения более
высокий пост, продвинуться по службе. Это ожидание обусловливает его
мотивацию, лежит в основе мотивированного поведения [14].
Данная теория получила достаточно широкое распространение в
практике управления. Она ориентирует руководителя при реализации им
функции мотивирования на соблюдение трех важнейших условий:
1.добиваться соответствия связи между затрачиваемыми
исполнителями усилиями и получаемыми результатами, а также
очевидности, наглядности этой связи;
2.обеспечивать соответствие и неоспоримость меры вознаграждения и
достигнутого результата;
3.выяснять, действительно ли в каждом конкретном случае
вознаграждение за достижение результата является для исполнителя
притягательным («валентным») [18].
Теория «справедливости». В данной теории исследуется еще одна
очень важная переменная, сильно влияющая, как показывает практика, на
интенсивность мотивации в реальных условиях. Люди субъективно
определяют отношение полученного ими вознаграждения к затраченным
ими для этого усилиям, а затем сравнивают его с вознаграждением,
получаемым другими за аналогичную работу [22].
Кроме того, в этой концепции показано, что человек оценивает меру
справедливости своего вознаграждения не только через сравнение с
вознаграждением других членов организации.
10Рассмотренная теория тесно связана с еще одной концепцией — с
теорией противодействия. В подавляющем большинстве мотивационных
концепций управления предполагается, что исполнители являются
пассивными реципиентами управленческих действий, направленных на
обеспечение их мотивации. В теории противодействия доказано, что это
далеко не так: исполнители (подчиненные), как правило, активно стараются
влиять на систему вознаграждения [26].
Мотивационнная модель А. Портера и Э. Аоулера. Эта
концепция является удачной попыткой объединения двух рассмотренных
теорий — «ожидания» и «справедливости». Согласно ей результаты,
достигаемые человеком, зависят от:
1) ценности («стоимости») вознаграждения;
2) степени реального удовлетворения;
3) затрачиваемых и «воспринимаемых» усилий;
4)
способностей и индивидуальных особенностей человека [20].
1.3Понятие внутренней мотивации
Понятия инвестирования и партисипативности имеют и еще один
важный, но уже собственно психологический аспект. Они со всей
очевидностью вскрывают тот факт, что не только результаты, но и сам
процесс труда при определенных условиях является достаточно сильным
мотиватором человека. В связи с этим необходимо обратиться к понятиям
внешней и внутренней мотивации. Для того чтобы лучше понять эти типы
мотивирования, крайне важные для объяснения реальной сложности
человеческого поведения, необходимо сделать небольшое отступление.
Система внутренней мотивации имеет ряд специфических
11особенностей, проявляющихся даже в наименее развитых ее формах [38].
Стремление к новизне: прекращение поступления информации
извне вызывает сильнейшие негативные эмоции и столь же сильную
потребность компенсировать «информационный вакуум». Если это
невозможно, возникает состояние сенсорной депривации, которое может
привести к серьезным нервнопсихическим расстройствам [32].
Стремление к двигательной активности: потребность в
элементарной двигательной активности является простейшим проявлением,
формой внутренней мотивации [33].
Стремление к эффективному и «экономному» освоению мира
и поведению в нем: не просто активность, но и стремление к выбору
наиболее эффективных ее форм, приводящих к лучшим результатам, также
считается одной из самостоятельных и врожденных потребностей. Ее
удовлетворение рассматривается как источник сильных положительных
эмоций.
Стремление к самодетерминации: человеку присуща потребность
«ощущать себя причиной своего поведения», быть хозяином себя и своего
поведения. И наоборот, ему свойственна потребность «сопротивляться»
отношению к нему как к средству, управлению им извне (см. теорию
«реактивного сопротивления» в гл. 9). Человек склонен считать, что
именно его «Я» есть главный источник его поведения; вести себя так, чтобы
укрепить это мнение.
Стремление к самоактуализации тесно связано с предыдущей
особенностью. Оно проявляется в том, что человек не просто
рассматривает свое «Я» как главную причину своих поступков, но и
стремится максимально полно реализовать эту причину. Это —
потребность человека «осуществить то, что он может осуществить» (А.
Маслоу), полностью реализовать свой личностный потенциал [36].
12В заключение необходимо отметить также, что мера и содержание
мотивированности профессиональной деятельности (как исполнительской,
так и управленческой) закономерно меняются в течение профессиональной
карьеры, на различных ее макроэтапах. Принято разделять деловую жизнь
на пять основных макроэтапов.
Период начальной карьеры — вхождение в организацию, определение
своего места в ней (20—24 года).
Этап, характеризующийся стремлением личности заявить о себе,
достичь успеха, завоевать признание в организации (около 30 лет).
Фаза достижения высокого уровня профессионализма, расширения
сферы приложения своих способностей, упрочения занимаемого в
организации положения (примерно 35—40 лет).
Фаза переоценки своих достижений, значения проделанной работы,
возможных сомнений в правильности жизненного выбора (около 45—50
лет). Это так называемый кризис середины карьеры, который может
принимать достаточно болезненные формы, приводить к хроническим
стрессовым состояниям и часто разрешается посредством смены
профессиональной сферы и места работы. Стадия мастерства, когда
высококвалифицированный менеджер концентрирует внимание на развитии
своих сотрудников, проявляя заботу о более молодых работниках,
стремится к благополучию всей организации,
искусство управления [24].
демонстрируя
1.4 Мотивация профессиональной деятельности
Мотивация это внутреннее состояние человека, связанное с потреб
ностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к
поставленной цели.
13Отношение человека к трудовой деятельности определяется
различными побудительными силами. Они могут быть внутренними и
внешними. К внутренним относятся потребности, интересы, желания,
стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы; внешним
разнообразные средства экономического и морального воздействия
(стимулы), используемые государством, предприятиями, общественными
организациями для повышения трудовой активности работников.
Возникновение и развитие побудительных сил является сутью сложного
процесса мотивации трудовой деятельности [4].
Мотивация это комплекс причин, побуждающих работников к
целенаправленным действиям. Она выступает движущей, побудительной
силой человеческой деятельности и поведения на основе глубокой
личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществление. Следует
различать социальнопсихологическую и социально экономическую мотива
ции. Первая из них формируется под воздействием на индивидуум таких
факторов, как социальные ожидания, нормы, ценности, образцы поведения
и т. д. Второй тип определяется более широким кругом факторов,
такими как отношения собственности, предпринимательская среда и
условия для конкуренции, принципы оплаты труда и формирования
доходов, критерии подбора и выдвижения кадров, система
организации труда, производства и управления. Два этих вида
мотивации неразрывны и взаимообусловлены [8].
Мотивация трудовой деятельности – это побудительная сила
трудовой деятельности и поведения на основе глубокой личной
заинтересованности и вовлеченности в ее осуществление.
Различают перспективную и текущую мотивацию. Если мотивы
деятельности человека и поставленная им цель относятся к отдаленному
будущему и мотивы предусматривают стратегию поведения, такую
14мотивацию называют перспективной. Если же мотивы связаны только с
ближайшим будущим, то они определяют тактику поведения. Такая
мотивация рассматривается как текущая. От перспективности мотивации
во многом зависит трудовая активность человека, а следовательно, и
эффективность его труда. Перспективная мотивация побуждает работника
бороться с трудностями и препятствиями в работе, так как настоящее для
него является лишь этапом достижения перспективных целей. Если же
работник действует исходя только из текущей мотивации, то малейшая
неудача приведет к снижению его трудовой активности. К перспективной
мотивации можно отнести знание работником направлений и задач
дальнейшего развития своего предприятия. Это позволяет ему свое
будущее. Поэтому необходимо прогнозировать социальноэкономическое
развитие предприятия по таким основным параметрам, как внедрение
новых технологий, новых форм организации труда, появление новых и
отмирание старых профессий, динамика прибыли, заработной платы
работников. Разработка такого прогноза должна осуществляться
экономическими, технологическими и социологическими службами. Без
стратегической мотивации труда невозможен научнотехнический прогресс.
Важно правильное сочетание перспективной и текущей мотивации [5].
Выделяют три типа мотивации труда: прямую, косвенную, по
будительную [4].
Прямая мотивация формирует интерес к работе и ее результатам. В
качестве факторов такой мотивации выступает содержание труда, сознание
своих достижений для общества, признание их окружающими, чувство
ответственности и самореализации личности в труде. Деятельность,
основанная на таких мотивах, приносит удовлетворение. Человек трудится
не только для получения заработка. Он испытывает интерес к содержанию
самой работы, творчеству. Поэтому контролировать труд таких работников
15нет необходимости.
Косвенная мотивация основана на материальной заинтересованности.
Факторами этого типа мотивации являются формы оплаты труда, уровень
напряженности норм труда, уровень инфляции, цены на продукцию. В
данном случае труд выступает в форме цены на рабочую силу, как
«инструментальная» ценность, которая обменивается на производимые
товары и услуги.
Побудительная мотивация базируется на страхе и обязанностях. Она
определяется властью, уровнем безработицы и отсутствием гарантии
сохранения рабочего места, социальной напряженностью, неуверенностью в
завтрашнем дне.
Мотивация трудовой деятельности представляет собой систему,
которая включает потребности, интересы, ценностные ориентации и
установки, мотивы и мотивационную структуру поведения. Упрощенная
модель мотивации поведения через потребление предполагает следующую
цепочку: потребности → побуждения (или мотивы) → поведение
(действие) → результат удовлетворения потребностей (удовлетворение,
частичное удовлетворение или отсутствие удовлетворения) [1].
Различают потребности производства, вызванные необходимостью
обеспечения простого и расширенного воспроизводства, коллектива и
личные.Формирование общественных потребностей происходит под воз
действием разнообразных социальнодемографических, экономических,
географических и других факторов. Однако решающую роль играет
развитие производительных сил и производственных отношений,
современные способы организации производства, труда и управления [23].
Личные
потребности
людей
подразделяются
16на материальные (потребности в пище, жилище и др.) и духовные, или
интеллектуальные (потребности в знаниях, общении с другими членами
общества, приобщении к науке, искусству и т. п.). Объем и структура
личных потребностей подвергаются изменениям под влиянием развития
производительных сил общества, науки и культуры, повышения
степени удовлетворения материальных потребностей.
Личные потребности как побудительная сила трудового поведения
человека обуславливаются тем, что удовлетворение материальных
потребностей достигается только посредством труда. Поэтому вы
рабатывается такое осознанное отношение к труду, когда он воспри
нимается как средство обеспечения физического существования. В
результате потребности приобретают форму интереса к тем или иным
видам деятельности, объектам и предметам. Интерес выражает возможный
в данных условиях способ удовлетворения потребностей. Если потребности
показывают,
что необходимо работнику для его нормального
существования (деятельности), то интерес дает ответ на вопрос, как
следует действовать, чтобы удовлетворить ту или иную потребность.
Интересы зависят от психических качеств человека, его спо
собностей, характера, образовательного и культурного уровня, социального
опыта. На их развитие могут оказывать влияние коллектив, отдельные его
члены, общество в целом.
По уровню действенности различают пассивные и активные
интересы. Пассивные — это созерцательные интересы, при которых человек
ограничивается восприятием интересующего его объекта. Например, любит
свою работу, испытывает удовольствие при ее выполнении, но не проявляет
активности, чтобы глубже познать объект, овладеть им и заняться
творчеством в интересующей его области. Активные действенные интересы,
когда человек не ограничивается выполнением функциональных
17обязанностей, а активно воздействует на объект интереса, совершенствует
его.
По направленности различают непосредственный и опосредованный
интересы. Непосредственный — интерес к самому процессу
деятельности,опосредованный интерес к результатам деятельности.
Носителями потребностей и интересов выступают разнообразные
общности, т. е. общество в целом, социальные группы, регионы, трудовые
коллективы, а также отдельные работники. Каждой общности (субъекту)
свойственна совокупность различных интересов. В процессе трудовой
личных
деятельности происходит постоянное переплетение
(индивидуальных), коллективных и общественных интересов. Соотношение
и взаимодействие этих интересов определяет социальноэкономическое
развитие общества. Выявление противоречий в интересах, нахождение
путей их решения обуславливают борьбу нового со старым,
свидетельствует о продвижении общества вперед [8].
На практике коллективные потребности и интересы выражаются в
системе целей и показателей, отражающих коллективные результаты труда.
Этим определяется большая значимость установления таких плановых и
оценочных показателей работы предприятия, в выполнении которых
Эта личная
работники должны быть лично заинтересованы.
заинтересованность обеспечивается выбором соответствующих форм и
систем оплаты труда [1].
181.5 Самоотношение личности и профессиональное самоотношение
Самоотношение
личности
является интегральной динамической
структурой самосознания, отражает меру принятия личностью самой себя и
проявляется в переживании чувства собственной ценности и значительности
[37].
Обобщая представления ряда авторов личность и ее самопознание
рассмотрение деятельности в категориях аффективного и когнитивного
представления об образе «Я» позволяет определить сущность процессов,
обеспечивающих его формирование [16]. Так, когнитивный компонент является
совокупностью представлений индивида о своей деятельности, то есть,
характеризуется набором личностно отнесенных признаков, в которых он ее
описывает. Интерсубъективный уровень описания соответствует рефлексии
типа «Я другой», интрасубъективный уровень описания соответствует
рефлексии типа «Я Я» или саморефлексии во временной перспективе:
«Я прошлое» – «Я наличное» – «Я будущее»; пространственно – временной
перспективе «Я в одной ситуации» и «Я в другой ситуации», в аспект
желаемого: «Я наличное» и «Я идеальное» [15].
Аффективный компонент образа характеризует эмоциональноценностное
отношение, к определенным качествам, в том числе и к поведенческим
проявлениям и способам реализации собственного «Я» по параметру
эмоциональной оценки и субъективной значимости. Отношенческий акцент
переводит смысл интрасубъективного уровня «Я – Другой» к категориям
«хуже лучше, чем у другого», на интерсубъективном уровне оценка качеств
осуществляется в системе координат «нравится, не нравится» [35]. Важным
аспектом эмоциональнооценочного уровня являются те нормы и требования к
19качествам и способам реализации собственного «Я», которые личность к себе
предъявляет [30].
Таким образом, самосознание является важным аспектом самореализации
тренера на пути становления как профессионала. Результатом такой личностной
реализации является сформированная «Яконцепции», которая выражается в
системе оценок, самооценок и самоотношении. Особенности внутренней
динамики самосознания в ходе пофессиональной деятельности определяют
структуру и специфику отношения человека к самому себе и к собственному
«Я». Регулирующее влияние профессионального самосознания на установки,
цели, средства, мотивацию, стратегии поведения и общения в профессиональной
ситуации в конечном итоге находит свое выражение в уровне
профессионального мастерства специалиста [16].
В.В. Столин определяет самоотношение в контексте представлений о
смысле «Я», указывает на определенную структуру и специфику отношения
личности к собственному «Я» [37].
В структуре самоотношения выделяются когнитивный и эмоциональный
компоненты (аутосимпатия),
а также компонент самоуничижения.
Взаимовлияние структурных компонентов самоотношения, ее эмоционально
оценочного содержания (когнитивный компонент и компонент аутосимпатии) в
совокупности с внутренней конфликтностью и самообвинением (невротический
компонент) определяют путь конструктивных преобразований личности тренера
на пути профессионализации [17,29]. Таким образом, самопознание и отношение
к себе формируются и реализуются в гармоничной взаимосвязи на пути
становления «Я концепции» тренера–профессионала [19,28].
На основании принципа иерархическидинамической организации
структуры самоотношения С.Р. Пантилеевым [29, 30] была разработана и
20эмпирически обоснована модель самоотношения, включающая когнитивный,
эмоциональный и самоуничижительный компоненты.
Исходя из того, что самоотношение само по себе является интегральным
чувством «за» и «против» собственного «Я», учет динамики его структур в
актуальной ситуации деятельности является важным элементом
психологического анализа самосознания тренера на предмет интеграции опыта
реализации «Я» в ситуациях профессионального становления.
Когнитивный компонент составляют:
закрытость,
самоуверенность,
саморуководство, отраженное самоотношение.
Закрытость. Показатели по данной шкале отражают поверхностное или
глубокое проникновение в себя, закрытое (защитное) или открытое отношение к
себе. Низкие баллы по шкале говорят о сформированности навыков рефлексии
и достаточной внутренней честности. Высокие баллы характерны для людей с
низкой степенью осознанности и развитости рефлексивного «Я».
Самоуверенность. Показатели по данной шкале отражают отношение к
себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку,
которому есть за что себя уважать. Высокие баллы говорят об ощущении
испытуемым силы «Я». Низкие баллы говорят о неудовлетворенности своими
возможностями, ощущении слабости, сомнении в способности вызывать
уважение.
Саморуководство. Показатели по данной шкале отражают представление
испытуемого о том, что он сам является источником активности и определяет
как результаты деятельности, так и состояние собственной личности. Высокие
баллы говорят о том, что собственное «Я» переживается испытуемым как
«внутренний стержень», интегрирующий и организующий собственную
личность, деятельность и общение. Кроме этого, высокую способность
эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями в
21отношении собственного «Я». Низкие баллы говорят о вере испытуемого в
подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам, плохой саморегуляции,
размытости локуса «Я», отсутствии тенденции искать причины поступков,
результатов деятельности и личностных особенностей в себе самом.
Отраженное самоотношение. Показатели по данной шкале отражают
представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность
способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание или
противоположное отношение при низких показателях. Данная шкала является
очень важной при диагностике, так как косвенно определяет предвосхищающее
ожидание субъекта в отношении других к его личности, действиям и
достижениям.
Эмоциональнооценочный компонент представляют: самоценность,
самоприятие, самопривязанность.
Самоценность. Показатели по данной шкале отражают эмоциональную
оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям, относящимся к
духовности, богатству внутреннего мира, способности вызывать у других
глубокие чувства. Высокие баллы говорят о высокой ценности собственного
«Я» для себя, других и мира в целом. Низкие – о сомнении в ценности
собственной личности, своего «Я», потере интереса к своему внутреннему миру,
отстраненности от себя.
Самопринятие. Показатели по данной шкале отражают чувство симпатии
к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким,
какой ты есть, даже с некоторыми недостатками. Чувства и симпатии к себе при
этом не зависят от личностных проявлений и характерологических
особенностей.
Самопривязанность. Показатели по данной шкале отражают желание или
нежелание личности изменяться по отношению к наличному состоянию.
22Высокие баллы говорят о ригидности «Яконцепции», отрицании возможности
личностного развития, защитной консервативной самодостаточности, неприятии
самоизменений даже в лучшую сторону. Низкие баллы говорят о высокой
степени неудовлетворенности собой, желании концептуальных самоизменений,
стремлением к соответствию с идеальным представлением о себе.
Самоуничижительный компонент
представляют:
внутренняя
конфликтность, самообвинение.
Внутренняя конфликтность. Показатели по данной шкале отражают
наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. Определяется
тенденция к излишнему самокопанию, рефлексии в бездействии с элементами
самоуничижения на фоне общего негативного эмоционального отношения к
Негативное
себе,
конфликтности в отношении собственного «Я».
эмоциональное отношение связано не с приписыванием себе вины за неудачи, а
с трудностью локализации их истинного источника. Низкие показатели говорят
о закрытости, поверхностном самодовольстве, защитном отрицании внутренних
противоречий и нетерпимости к погружению в себя.
Самообвинение. Показатели по данной шкале отражают отрицательные
эмоции в адрес «Я», интрапунитивность, готовность однозначно поставить себе
в вину промахи и неудачи,
собственные недостатки. Шкала является
однополюсной и имеет самостоятельное значение в системе самоотношения.
Испытуемые с высокими показателями по шкале самообвинения
характеризуются внутренней напряженностью, готовностью к принятию
отрицательных эмоций, повышенной внушаемостью и легкостью образования
негативных эмоциональных комплексов, склонностью к переживаниям
негативного характера, не зависящим от явной или скрытой причинности неудач.
Наибольшая степень компетентности тренеров проявляется при решении
задач соревновательной направленности и в наименьшей степени тренеры
23компетентны в решении задач воспитательного и оздоровительного характера
[39,25]. В соответствии с этим, выделяются три симптомокомплекса
педагогического мастерства. Первый «воспитательнооздоровительный»
характеризуется воспитательной и оздоровительной направленностью
деятельности тренера, умениями самосовершенствования в гностическом,
коммуникативном плане и плане саморазвития. Второй «соревновательный»
характеризуется образовательной и соревновательной направленностью и
мотивирующими и проектировочными умениями тренера. Третий –
организаторский, включающий умения проводить занятия, конструировать
учебнотренировочный процесс и проводить оценку результатов деятельности.
Таким образом, для тренеров ориентированных на оздоровительно
воспитательную деятельность характерны средние значения шкал
самоуверенности и отраженного самоотношения. Для тренеров образовательно
соревновательной направленности характерны высокие показатели по шкалам
самоуничежения, средние значения саморуководства и самоуверенности. В
исследовании показано, что зрелая система самоотношения в совокупности с
направленностью тренера на саморазвитие и самосовершенствование в профессии
характеризуют тренеров, наиболее активно проявляющих себя в анализе,
осмыслении, планировании и подготовке к занятиям. В результате данного
исследования выявлена взаимосвязь педагогического мастерства тренера с
компонентами аутосимпатии (самоценность и самопривязанность).
24ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
5. Провести анализ научной литературы на предмет мотивации
профессиональной деятельности и проблем самоотношения личности.
6. Определить
характеристики мотивации профессиональной
деятельности тренеров.
7. Определить показатели самоотношения тренеров.
8. Определить взаимосвязь между показателями мотивации
профессиональной деятельности и самоотношения тренеров.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовали
комплекс теоретических и экспериментальных методов: анализ научной
литературы по теме исследования; психологическое тестирование; математико
статистические методы.
Психологическое
исследования
самоотношения С.Р. Пантелеева, направленая на выявление особенностей
самоотношения испытуемых, которое выражается в специфике отношения
Методика
тестирование.
личности к своему собственному «Я». Самоотношение оказывает регулирующее
влияние на все аспекты поведения человека,
играет важную роль в
установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в
способах формирования и разрешения кризисных и проблемноконфликтных
ситуациях, определяет адекватную включенность в рефлексивные процессы и
25самоанализ. Методика состоит из 9 шкал, составляющих три компонента:
Когнитивный
когнитивный,
эмоциональнооценочный,
самоуничижение.
компонент включает четыре шкалы: шкала 1 закрытость, шкала 2
самоуверенность, шкала 3 саморуководство, шкала 4 отраженное
самоотношение. Эмоциональнооценочный компонент включает три шкалы:
шкала 5 самоценность, шкала 6 самопринятие, шкала 7 самопривязанность.
Компонент самоуничижения включает две шкалы: 8 шкала внутренняя
конфликтность, 9 шкала – самообвинение.
Характеристика шкал:
Шкала 1: закрытость.
Шкала 2: самоуверенность.
Шкала 3: саморуководство.
Шкала 4: отраженное самоотношение.
Шкала 5: самоценность.
Шкала 6: самопринятие.
Шкала 7: самопривязанность.
Шкала 8: внутренняя конфликтность.
Шкала 9: самообвинение.
Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные Вам утверждения:
если Вы согласны с данным утверждением, то ставьте плюс «+», если Вы не
согласны с данным утверждением — минус «».
Текст опросника.
1. Мои слова довольно редко расходятся с делом.
2. Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я мысленно с собой
разговариваю, мне неприятно.
5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни это не
противиться собственной судьбе.
267. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим
двойником.
9. Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.
10. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
11. Совершив какойто промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в
голову, что из задуманного могло получиться чтото хорошее.
12. Чаше всего я одобряю свои планы и поступки.
13. В моей личности есть, наверное, чтото такое, что способно вызвать у других
острую неприязнь.
14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное
время.
16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце
концов согласился.
18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
19. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с
собственной совестью.
22. Иногда я сам себя плохо понимаю.
23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
24. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим
человеком.
25. Если я и отношусь к комунибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня понастоящему.
27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно
выйдет не так, как я решил.
28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
30. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
31. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы довольно
скучный партнер по общению.
•
32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не
трачу много сил на то, чтобы в чемто стать другим.
33. В целом меня устраивает то, какой я есть.
34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
36. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
2738. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе чтото изменить.
39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может
показаться на первый взгляд.
40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
41. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное
решение.
45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "и поделом
тебе".
46. Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть
притягательным для многих людей.
47. У меня нередко возникают сомнения, а такой ли я на самом деле, каким себе
представляюсь.
48. Я не способен на измену даже в мыслях.
49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
51. Уверен, что на меня положиться можно в самых ответственных делах.
52. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
54. Каким бы я ни казался окружающим, ято знаю, что в глубине души я лучше,
чем большинство других.
55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я было больше, то жизнь
изменилась бы в лучшую сторону.
58. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
59. Чтото мешает мне понять себя понастоящему.
60. Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся
сами собой.
62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
63. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
64. Я убедился, что глубокое проникновение в себя малоприятное и довольно
рискованное занятие.
65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что
презирать.
67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
2868. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою
ценность как личности.
69. Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей
душе, чем приносят облегчение.
70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
71. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.
73. Я человек надежный.
74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
75. Мое внутреннее "Я" всегда мне интересно.
76. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
77. Близким людям свойственно меня недооценивать.
78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
79. Мне кажется, что я всетаки не умею злиться на себя понастоящему.
80. Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
81. Порой мне кажемся, что я какойто странный.
82. Я не склонен пасовать перед трудностями.
83. Мое собственное "Я" не представляется мне чемто достойным глубокого
внимания.
84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился
гораздо лучше себя понимать.
85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно
найти оправдание.
87. Гдето в глубине души я считаю себя слабаком.
88. Если я искренне и обвиняю себя в чемто, то, как правило, обличительного
запала хватает ненадолго.
89. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
90. Я вполне ясно представляю себе, что ждет меня впереди.
91. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним
"Я".
92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный
адрес.
93. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое
изменение это потеря какойто дорогой частицы самого себя.
94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что
я рассчитывал.
95. Вряд ли во мне есть чтото, чего бы я не знал.
96. Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я
вполне созрел как личность»
97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
2998. Иногда я оказываю "бескорыстную" помощь людям только для того, чтобы
лучше выглядеть в собственных глазах.
99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим
собой.
100. Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.
101. Убедить себя в чемто не составляет для меня большого труда.
102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.
103. Мне кажется, что мало кто уважает меня понастоящему.
104. Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
105. Я сам создал себя таким, каков я есть.
106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
109. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось
теперь.
110. Уверен, что в жизни я на своем месте.
Подсчет осуществляется в соответствии с ключом.
Сырые баллы переводятся в стены в соответствии с таблицей.
Ключ к тесту
Номера пунктов опросника и знак, с которым пункт входит в соответствующий
фактор.
Шкала 1. Открытость
«+»: 1, 3, 9, 53, 56, 65.
«»: 21, 48, 62, 86, 98.
Шкала 2. Самоуверенность
«+»: 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82.
«»: 20, 80, 103.
Шкала 3. Саморуководство
«+»: 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110.
«»: 109.
Шкала 4. Зеркальное Я
«+»: 2, 5, 29, 41, 50, 102.
30«»: 13, 18, 34, 85.
Шкала 5. Самоценность
«+»: 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100.
«»: 15, 26, 31, 46, 83.
Шкала 6. Самопринятие
«+»: 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97.
Шкала 7. Самопривязанность
«+»: 6, 32, 33, 55, 89, 93, 101, 104.
«»: 96, 107.
Шкала 8. Конфликтность
«+»: 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 69, 81, 91, 94, 99.
Шкала 9. Самообвинение
«+»: 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92.
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученные «сырые»
результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей.
Таблица перевода «сырых» баллов в стены
7
Шкалы
8
1
8
9
1112 13
2
8
3
4
8
3
4
1
23
34 56
45
3
2
34
1
0
01
11
0
2
0
2
2
1
5
45
79
6
5
6
67
10
7
67
9
10
13
910 11
9
10
5
6
7
8
9
01
01
0
0
0
2
2
1
0
1
3
45
34 5
2
3
12 34
34
2
67
67
45
57
5
8
910
11
9
78
10
8
6
9
810 1112 13
9
67
8
12
11
10
14
10
10
11
14
12
11
13
14
12
11
15
10
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в
модификации А. Реана)
31Методика может применяться для диагностики мотивации
профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально
педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и
внешней мотивации.
О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности
имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации
профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных
потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности
(мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято
говорить о внешней мотивации.
Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние
положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы
более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние
отрицательные мотивы.
Инструкция: Прочитайте нижеперечисленные мотивы пофессиональной
деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибальной шкале.
1
В очень
незначит
ельной
мере
2
Вдоста
точно
незнач
ительн
ой
3
В
небольшо
й, но и в
немалень
кой мере
4
В
достато
чно
большой
мере
5
В
очень
большо
й мере
1. Денежный заработок
2. Стремление к повышению
по работе
3. Стремление избежать
критики со стороны
руководителя и коллег
324. Стремление избежать
возможных наказаний и
неприятностей
5. Потребность в достижении
социального престижа и
уважения со стороны
других
6. Удовлетворение от самого
процесса и результата
работы
7. Возможность наиболее
полной
самореализациименно в
данной деятельности
ОБРАБОТКА
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней
положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со
следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число,
заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Возможны следующие сочетания мотивационных комплексов
М о т и в а ц и о н н ы й к о м п л е к с
ВМ
ВМ
ВМ
ВМ
ВМ
ВМ
>
=
<
<
>
=
ВПМ
ВПМ
ВПМ
ВПМ
ВОМ
ВПМ
>
>
>
<
>
<
33
ВОМ
ВОМ
ВОМ
ВОМ
ВПМ
ВОМВМ
ВМ
ВОМ
>
=
>
ВПМ
ВПМ
ВМ
=
=
>
ВОМ
ВОМ
ВПМ
2.3. Организация исследования
В исследовании приняли участие тренерыединоборцы и студенты
единоборцы очного отделения РГУФКСМиТ, занимающиеся тренерской
деятельностью (32 человека).
Работа была выполнена в несколько этапов.
На первом этапе проводился анализ научнометодической литературы,
определялись задачи и подбирались методы исследования.
На втором этапе проводилось тестирование на предмет выявления
параметров мотивации профессиональной деятельности и самоотношения
тренеров.
На третьем этапе осуществлялся анализ и обобщение эмперических
данных, формирование выводов и практических рекомендаций.
34ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
САМООТНОШЕНИЯ
3.1 Определение показателей мотивации деятельности тренеров
В результате проведенного тестирования были определены показатели
мотивации профессиональной деятельности (Таблица 1).
Показатели мотивации профессиональной деятельности тренеров
Таблица 1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Внутренняя
мотивация
2
5
2
5
5
4
2
3,5
2
1
2,5
5
3
2,5
2
2
4,5
3
4
4,5
5
4,5
2
2
2
Внешняя
положительня
3
4
3
4,6
3
3
3,3
3,6
4,6
3,3
3,6
4
3
3,3
4
4,3
4,3
2,6
2
3,6
3
2
3
4,6
4
35
Внешняя
отрицательная
5
3
4
3,5
1,5
2,5
4
5
3,5
5
2
1,5
5
3
4,5
2,5
2,5
1,5
1
5
3
2,5
4
3,5
226
27
28
29
30
31
32
3,5
4,5
2,5
4,5
1
3
1
3
3,6
3,3
3
4,6
3,6
4,6
3
2
3
4
3,5
3
3,5
Из таблицы мы видим, что тринадцать тренеров относятся к типу ВМ >
ВПМ > ВОМ, то есть для них характерно преобладание внутренней мотивации
деятельности и низкие показатели внешней отрицательной мотивации.
Одиннадцать тренеров относятся к типу ВОМ > ВПМ > ВМ, то есть для них
характерна внешняя отрицательная мотивация и низкие значения внутренней
мотивации и внешней положительной мотивации. Четыре тренера относятся к
типу ВПМ > ВМ > ВОМ, для них характерно преобладание внешней
положительной мотивации.
По данным Таблицы 2 мы видим, что средние значения показателей
мотивации профессиональной деятельности существенно не различаются, а
следовательно в данной группе тренеров нельзя выделить преобладание какого
либо типа мотивации.
Таблица 2
Средние показатели мотивации профессиональной деятельности
Личностные черты
Внутренняя мотивация
Внешняя положительня
Внешняя отрицательная
Средние показатели
Стандартное отклонение
3,12500
3,51250
3,20313
1,331989
0,720551
1,149049
3.2Определение параметров самоотношения тренеров
По результам тестирования направленного на выявление параметров
самоотношения тренеров были получены следующие данные (Таблица 3).
36Таблица 3
Параметры самоотношения тренеров
Среднее значение
Стандартное
отклонение
Открытость
Самоуверенность
Саморуководство
Ораженное самоотношение
Самоценность
Самопринятие
Самопривязанность
Внутренняя конфликтность
Самообвинение
6,28125
7,21875
6,75000
6,62500
7,25000
5,56250
6,15625
4,00000
4,03125
1,373349
1,560281
1,831622
1,641203
1,703886
1,366358
1,779985
1,778002
1,575710
Из таблицы мы видим, что в целом показатели самоотношения тренеров,
когнитивный компонент: открытость, самоуверенность, саморуководство,
отраженное самоотношение и эмоциональный компонент: самоценность,
самопривязанность, самопринятие, находятся в положительном полюсе (более 5
баллов),
что говорит о его сформированности и устойчивости.
Самоуничижительный компонент (менее 5 баллов) определяет низкие тенденции
к самообвинению и внутренней конфликтности.
3.3Взаимосвязь показателей мотивации профессиональной
деятельности и самоотношения тренеров
В результате проведенного корреляционного анализа данных были
мотивации
получены статистически значимые связи между показателями
профессиональной деятельности и самоотношения тренеров (Таблица 4).
Полученные корреляции показывают, что внутренняя мотивация связана с
37такими показателями самоотношения как саморуковство и самопринятие. То
есть, чем выше чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними
побуждениями, принятие себя таким, какой ты есть, представление о себе как
чувство «внутреннего стержня»,
источнике собственной активности,
определяющего как результаты собственной деятельности, так и состояние
собственной личности тем выше внутренняя мотивация.
Таблица 4
Корреляции показателей мотивации профессиональной деятельности и
самоотношения тренеров
Внутренняя
мотивация
0,54**
0,40*
0,57*
Внешняя
Внешняя
положительная
отрицательная
0,50**
0,51**
0,49*
0,40*
Саморуководство
Самоценность
Самопринятие
Самопривязанность
Самообвинение
Условные обозначения: * при р ≤ 0,05, ** при р ≤ 0,01
Отрицательная корреляция внутренней мотивации деятельности и
самообвинения говорит о том, что чем выше внутренняя мотивация, тем менее
выражены тенденции личности к переживанию отрицательных эмоций в адрес
«Я», готовности однозначно ставить себе в вину промахи и неудачи,
собственные недостатки.
Положительная корреляция внешней положительной мотивации и
самоценности говорит о том, что чем выше эмоциональная оценка себя, своего
«Я» по внутренним интимным критериям, относящимся к духовности,
богатство внутреннего мира, способность вызывать у других глубокие чувства,
тем более восприимчива личность к внешней положительной мотивации.
Отрицательная корреляция внешней положительной мотивации с
самообвинением отражает те же тенденции, что и взаимосвязь с внутренней
38мотивацией. Чрезмерное самообвинение делает личность неспособной
усматривать в деятельности положительные моменты, мотивирующие к ее
осуществлению.
Внешняя отрицательная мотивация отрицательно связана с
самопринятием и положительно с самопривязанностью. Это объясняется
регидностью Я концепции личности, невозможности меняться в лучшую сторону
в ситуации деятельности, привязанности к собственному Я, несмотря на
отражающие несоответствие личностных качеств
внешние стимулы,
осуществляемой деятельности.
39ВЫВОДЫ
1. Анализ
литературных источников показал,
что мотивация
профессиональной деятельности является сложным и многообразным
личностным образованием, определяющим удовлетворение потребностей
опредмеченных в мотивах деятельности. Самоотношение формируясь
изначально на основе первичного эмоционального опыта претерпевает
когнитивную проработку в процессе деятельности.
2. В исследовании выявлено, что для тринадцати тренеров характерно
преобладание внутренней мотивации деятельности и низкие показатели
внешней отрицательной мотивации. Для одиннадцати тренеров характерна
внешняя отрицательная мотивация и низкие значения внутренней и
внешней положительной мотивации. Четыре тренера демонстрируют
преобладание внешней положительной мотивации.
3. Самоотношение тренеров, его когнитивный компонент, включающий
открытость,
отраженное
самоотношение и эмоциональный компонент, включающий самоценность,
саморуководство,
самоуверенность,
самопривязанность, самопринятие, находятся в положительном полюсе
(более 5 баллов), что говорит о их сформированности и устойчивости
самоотношения. Самоуничижительный компонент (менее 5 баллов)
определяет низкие тенденции к самообвинению и внутренней
конфликтности.
4. Внутренняя мотивация положительно связана с такими показателями
самоотношения как саморуковство и самопринятие, и отрицательно с
самообвинением. Внешняя положительная мотивация имеет прямую связь
с смоценностью и обратную с самоовинением. Внешняя отрицательная
40мотивация имеет прямую связь с самопривязанностью и обратную с
самопринятием.
41Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М.Андреева.
– изд. 5е изд., испр. и доп. М.: АспектПресс, 2007. – 363 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурноисторическое понимание
развития человека: Монография /А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2007. 528
с.
3. Вайцеховский, С.М. Книга тренера/ С.М. Вайцеховский. М.: Физкультура
и спорт, 1971. 312 с.
4. Виханский, О.С. Стратегическое управление.
М.: МГУ, 1995. 252 с.
5. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс.
М.: МГУ, 1995. 415 с.
6. Воронова, В.И. Личностные качества тренеров высокой квалификации как
вид модельных психологических характеристик / В.И. Воронова, С.
Шутова //Наука в олимпийском спорте. – 2005. – № 2. – С. 3440
7. Деркач, А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания
личности/ А.А.Деркач. – Астрахань, 2000. – 328 с.
8. Деркач, А.А. Развитие ценностной сферы профессионала / А.А. Деркач.
М.: РАГС. 2001. 484 с.
9. Деркач, А.А. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. –
СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
10.Друкер, П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ.
М.:
Технол. школа бизнеса, 1994. 191 с.
11.Зуб, А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте.
М.: Воскресенье,
1999. 212 с.
12.Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена / Р.М.
Загайнов. – М.: Советский спорт, 2006. – 106 с
4213.Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире.
М.:
Славянский диалог, 1996. 335 с.
14.Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов управления/
А.В. Карпов, В.В. Понаморева. М.: ИП РАН, 2000.
15.Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический
журнал, 1981. Т. 2. № 3. С. 25—38.
16.Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание/ И.С.Кон. М.:
1984. 335 с.
17. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Самосознание и
защитные механизмы личности.
Райгородского. – Самара, 2006. С. 1533.
Хрестоматия.
Под ред.
Д.Я.
18.Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент.
М.: МГУ, 1995.
208 с.
19.Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте / Брайент Дж.
Кретти. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224
с. с ил.
20.Кричевский, Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном
коллективе/ Кричевский Р.Л., М.М. Рыжак. – М.: Издво МГУ, 1985. –
224 с.
21.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность/ А.Н. Леонтьев. М.:
Политиздат, 1997.
22.Мескон, М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ.
М.: Дело, 1994.
23.Мириманова, М.С. Психология развития конкурентоспособной личности/
М.С. Мириманова– 2 е изд., стер. – М.: Издательство Московского
психологосоциального института;
«МОДЕК», 2003. С.217219.
Воронеж:
Издательство НПО
4324.Мильнер, Б.З. Теория организаций.
25.Момот, Д.А. Самосознание и педагогическое
М.: ИнфраМ, 1998. 320 с.
мастерство тренеров : Акмеологический аспект на материале детско
юношеского спорта : диссертация ... кандидата психологических наук :
19.00.13 / Д.А. Момот. – СПб, 1999. 159 с.
26.Моргулец, Л. Методы социальнопсихологической диагностики личности.
– Л.: Питер Кон, 1990. 119 с.
27.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн.
Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психология
и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
28.Непопалов, В.Н. Профессиональная деятельность и задачи подготовки
спортивного психолога / В.Н. Непопалов, Н.Я. Корх // Электонный ресурс:
http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=986
29.Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоциональнооценочная система /
С.Р. Пантилеев. М.: Издво МГУ, 1999, С. 108.
30.Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р.
Пантилеев. М.: Смысл, 1993. 32 с.
31.Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для интов
физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и
спорт, 1979. – 143 с.
32.Психология:Учебник для интов физич культ./ Под ред. Рудика П.А. М.:
Физкультура и спорт ,1974.283с.
33.Психология: Учеб. Для интов физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. –
М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с., ил.
34.Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии: учебник/ С.Л.Рубинштейн.
Спб.: Питер, 2002.720 с. ил. (Серия Мастера психологии).
35.Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях
личности/
44Соколова Е. Т. М.: Издво МГУ, 1990. 215 с.
36.Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ под ред.И.
П. Волков. Спб.: Питер, 2002. – 380 с.
37.Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: Изд. Моск. унив.
1983. 252 с.
38.Уманский, Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив:
Избр. Труды. – Кострома, 2001.
39.Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры.
/Р.С.Уэйнберг, Д.Гоулд. Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.
40.Черепанова, Е.В. Психологические факторы развития самосознания
личности и условия их реализации : автореферат дис. ... кандидата
психологических наук : 19.00.01 / Е.В. Черепанова. – Красноярск, 2004.
21 с.
45Приложения
Приложение 1
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева
Инструкция:
Внимательно прочитайте предложенные Вам утверждения и поставьте рядом с номером
вопроса: если согласен с данным утверждением плюс «+», не согласен с данным утверждением —
минус «».
1. Мои слова довольно редко расходятся с делом.
2. Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я мысленно с собой
разговариваю, мне неприятно.
5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни это не
противиться собственной судьбе.
7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим
двойником.
9. Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.
10. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
11. Совершив какойто промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в
голову, что из задуманного могло получиться чтото хорошее.
12. Чаше всего я одобряю свои планы и поступки.
13. В моей личности есть, наверное, чтото такое, что способно вызвать у других
острую неприязнь.
14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное
время.
16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце
концов согласился.
18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
19. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с
собственной совестью.
4622. Иногда я сам себя плохо понимаю.
23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
24. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим
человеком.
25. Если я и отношусь к комунибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня понастоящему.
27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно
выйдет не так, как я решил.
28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
30. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
31. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы довольно
скучный партнер по общению.
•
32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не
трачу много сил на то, чтобы в чемто стать другим.
33. В целом меня устраивает то, какой я есть.
34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
36. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
38. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе чтото изменить.
39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может
показаться на первый взгляд.
40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
41. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное
решение.
45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "и поделом
тебе".
46. Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть
притягательным для многих людей.
47. У меня нередко возникают сомнения, а такой ли я на самом деле, каким себе
представляюсь.
48. Я не способен на измену даже в мыслях.
49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
51. Уверен, что на меня положиться можно в самых ответственных делах.
52. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
4754. Каким бы я ни казался окружающим, ято знаю, что в глубине души я лучше,
чем большинство других.
55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я было больше, то жизнь
изменилась бы в лучшую сторону.
58. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
59. Чтото мешает мне понять себя понастоящему.
60. Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся
сами собой.
62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
63. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
64. Я убедился, что глубокое проникновение в себя малоприятное и довольно
рискованное занятие.
65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на тс причин.
66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что
презирать.
67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою
ценность как личности.
69. Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей
душе, чем приносят облегчение.
70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
71. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.
73. Я человек надежный.
74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
75. Мое внутреннее "Я" всегда мне интересно.
76. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
77. Близким людям свойственно меня недооценивать.
78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
79. Мне кажется, что я всетаки не умею злиться на себя понастоящему.
80. Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
81. Порой мне кажемся, что я какойто странный.
82. Я не склонен пасовать перед трудностями.
83. Мое собственное "Я" не представляется мне чемто достойным глубокого
внимания.
84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился
гораздо лучше себя понимать.
85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
4886. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно
найти оправдание.
87. Гдето в глубине души я считаю себя слабаком.
88. Если я искренне и обвиняю себя в чемто, то, как правило, обличительного
запала хватает ненадолго.
89. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
90. Я вполне ясно представляю себе, что ждет меня впереди.
91. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним
"Я".
92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный
адрес.
93. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое
изменение это потеря какойто дорогой частицы самого себя.
94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что
я рассчитывал.
95. Вряд ли во мне есть чтото, чего бы я не знал.
96. Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я
вполне созрел как личность»
97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
98. Иногда я оказываю "бескорыстную" помощь людям только для того, чтобы
лучше выглядеть в собственных глазах.
99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим
собой.
100. Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.
101. Убедить себя в чемто не составляет для меня большого труда.
102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.
103. Мне кажется, что мало кто уважает меня понастоящему.
104. Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
105. Я сам создал себя таким, каков я есть.
106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
109. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось
теперь.
110. Уверен, что в жизни я на своем месте.
49Средние показатели мотивации профессиональной деятельности и
самоотношения
Описательные статистики (Тренеры.sta)
Приложение 2
N набл. Среднее Минимум Максимум Стд.откл.
32
1,373349
Закрытость
1,560281
32
Самоуверенность
1,831622
Саморуководство
32
Отраженное самоотношение 32
1,641203
1,703886
32
Самоценность
Самопринятие
32
1,366358
1,779985
32
Самопривязанность
1,778002
32
Внутреняя конфликтность
Самообвинение
32
1,575710
1,331989
32
Внутреняя мотивация
0,720551
32
Внешняя положительная
Внешняя отрицательная
32
1,149049
6,28125 3,00000
7,21875 4,00000
6,75000 3,00000
6,62500 2,00000
7,25000 4,00000
5,56250 3,00000
6,15625 3,00000
4,00000 1,00000
4,03125 1,00000
3,12500 1,00000
3,51250 2,00000
3,20313 1,00000
9,00000
10,00000
10,00000
9,00000
10,00000
8,00000
9,00000
9,00000
7,00000
5,00000
4,60000
5,00000
50Корреляции показателей мотивации профессиональной деятельности и
самоотношения
Ранговые корреляции Спирмена (Тренеры.sta) ПД попарно удалены Отмеченные
корреляции значимы на уровне p <,05000
Приложение 3
Внутреняя мотивация &
Закрытость
Внутреняя мотивация &
Самоуверенность
Внутреняя мотивация &
Саморуководство
Внутреняя мотивация &
Отраженное самоотношение
Внутреняя мотивация &
Самоценность
Внутреняя мотивация &
Самопринятие
Внутреняя мотивация &
Самопривязанность
Внутреняя мотивация &
Внутреняя конфликтность
Внутреняя мотивация &
Самообвинение
Внешняя положительная &
Закрытость
Внешняя положительная &
Самоуверенность
Внешняя положительная &
Саморуководство
Внешняя положительная &
Отраженное самоотношение
Внешняя положительная &
Самоценность
Внешняя положительная &
Самопринятие
Внешняя положительная &
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
Чис
ло
Спир
мена
t(N2)
pуров.
0,148282
0,82125
0,417982
0,014269
0,07816
0,938219
0,540110
3,77506
0,004443
0,009715
0,05322
0,957913
0,057219
0,31391
0,755759
0,403636
3,12210
0,022286
0,033399
0,18304
0,856001
5,919594
4,10180
0,018582
0,572364
3,67083
0,014494
0,07939
0,010365
8
0,937246
0,190460
1,06264
0,296424
0,247906
1,40159
0,171299
0,046326
0,25401
0,801220
0,507852
3,22902
0,003005
0,105240
0,57964
0,566484
0,181105
1,00863
0,321218
51Самопривязанность
Внешняя положительная &
Внутреняя конфликтность
Внешняя положительная &
Самообвинение
Внешняя отрицательная &
Закрытость
Внешняя отрицательная &
Самоуверенность
Внешняя отрицательная &
Саморуководство
Внешняя отрицательная &
Отраженное самоотношение
Внешняя отрицательная &
Самоценность
Внешняя отрицательная &
Самопринятие
Внешняя отрицательная &
Самопривязанность
Внешняя отрицательная &
Внутреняя конфликтность
Внешняя отрицательная &
Самообвинение
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
0,170611
0,94838
0,350513
0,519341
1,84574
0,007481
0,191693
1,06979
0,293248
0,061963
0,34004
0,736197
0,044594
0,24449
0,808514
0,265396
1,50770
0,142091
0,131921
0,72893
0,471695
0,494598
3,6885
0,010168
0,400594
2,39469
0,023084
0,196421
1,09721
0,281277
0,246093
1,39068
0,174554
52