Самооценка педагогов по требованиям профстандарта
Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, так как именно он является ключевой фигурой, как сказал Путин В.В., формирующей новое содержание и качество, а значит и компетенцию ученика.
Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Для меня появился нормативный документ, который выдвигает требования не только к предметным результатам, но и личностным и метапредметным, и эти требования обязан будет выполнять каждый учитель Российской Федерации! (а не по желанию, как это было не один десяток лет). Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста. Для меня как для учителя стандарт для:
§ определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования;
§ эффективного функционирования в образовании;
§ обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;
§ карьерного роста и увеличения доходов.
Для соответствия профстандарту педагога и с учётом его требований необходимо совершенствовать в первую очередь, на мой взгляд, следующие компетенции:
1. Предметная
2. Метапредметная
3. Общекультурная
4. Коммуникативная
5. ИКТ – компетенции: общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая
6. Ключевые.
Объективно оценивать знания обучающихся по математике на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению по математике в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании.
Владеть ИКТ-компетентностями:
— общепользовательская ИКТ-компетентность;
— общепедагогическая ИКТ-компетентность;
— предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Организовывать различные виды внеурочной деятельности по математике: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей нашего ОУ, моего места жительства и историко-культурного своеобразия нашего края.
Знать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации и основы их психодиагностики.
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения по математике.
Основы методики преподавания математики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Знать рабочую программу и методику обучения по математике.
А также приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства. Конвенцию о правах ребенка.
На основе сформулированных мной целей самооценки готовности к реализации трудовых функций можно сформулировать свой личный заказ на повышение квалификации, заполнив таблицу:
Наименование трудовой функции |
Чему хочу научиться, что освоить, разработать, открыть |
Самооценка имеющегося уровня владения функцией |
Обучение |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Переход на ФГОС основной и средней школы осуществлён, занимаюсь использованием нормативных документов |
Обучение |
Формирование универсальных учебных действий |
Изучаю методику преподавания математики по данному направлению |
Обучение |
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Прошла курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, работаю с учащимися надомного обучения |
Развивающая деятельность |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
Занимаюсь изучением нормативных документов, прошла курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, работаю с учащимися надомного обучения |
Развивающая деятельность |
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик |
Изучаю нормативные и иные документы по данному направлению |
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
|
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования |
Владею, но не в полной мере, что требует изучения нормативных документов и методик по данному направлению |
Педагогическая деятельность по реализации программ ООО и СОО |
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения |
Владею, но не в полной мере, что требует изучения нормативных документов и методик по данному направлению |
В ходе выполнения самооценки качества своей педагогической деятельности на основе требований профессионального стандарта педагога, мною освоены умения проводить функциональный анализ профессиональной деятельности, что является работой не простой. Занимаясь преподавательской деятельностью в области математики, для себя учитель должен сформулировать цель своей профессиональной деятельности. Используя текст профстандарта, и на основе своей педагогической деятельности, выделить обобщённые трудовые функции, сформулировать перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний, раскрывающих содержание трудовых функций. Определить уровень квалификации, требуемый для выполнения трудовой функции. Для нас как для учителей является важным, чтобы учащиеся смогли развивать свои личностные качества: способность противопоставлять предубеждениям и массовому мнению свою точку зрения; всесторонность, то есть способность видеть проблему с различных точек зрения; кругозор, логическое мышление, аналитический склад ума, твердость воли, принципиальность и объективность.
29.12.2023 Педсовет. Учитель математики Митрофанова Н.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.