Самоподготовка в школе-интернате
Оценка 4.8

Самоподготовка в школе-интернате

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
21.10.2019
Самоподготовка в школе-интернате
Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется учителем и воспитателем. Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы. При этом учитываются возможности детей, их способность к эффективности закрепления знаний, полученных на уроках.
самоподготовка в школе-интернате.docx
Рекомендации по проведению самоподготовки в коррекционной школе. Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется учителем и воспитателем. Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы. При этом учитываются возможности детей, их способность к эффективности закрепления знаний, полученных на уроках. Перед самоподготовкой в группе ставится ряд конкретных задач:  Расширение границ учебной работы.  Углубление содержания учебных предметов.  Закрепление и повторение изученных на уроках материалов.  Упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения.  Развитие интереса к учению.  Приобретение учениками навыков самостоятельной работы.  Формирование исполнительских навыков. Самоподготовка – это не урок. В отличие от урока эта форма обучения содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными действиями учеников. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Образовательные функции: 1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы. 2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных их потенциальных возможностей и интересов учащихся, познавательной деятельности. развиваются внимание, совершенствуются в целом все психические процессы. В процессе самоподготовки речь детей, память, мышление, 3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределению сил и соразмерения возможностей. 4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений. 5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении. Воспитательные функции: 1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями. 2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению. 3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении целей, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки. 4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий. По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом: Состояние учащегося на самоподготовке Активно- самостоятельной Зависимо- самостоятельное Принудительно- исполнительное Бесконтрольно- исполнительское Самопроизвольное Характеристика состояния Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением. Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне. Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении. Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу – учу, не хочу – не учу»; «нравится - работаю»; «легко – сделаю, трудно – не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственным желаниями. Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки. Требования к организации самоподготовки. К основным гигиеническим требованиям относятся:  Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.  Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.  Чистота оконных стекол.  Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.  Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.  Поддержание нормального температурного режима.  Регулярное проветривание классных комнат.  Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.  Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.  Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.  Поддержание чистоты и порядка в классе.  Соблюдение школьниками личной гигиены.  Сохранение у детей правильной позы во время работы.  Проведение физкультминуток.  Особое отношение к ослабленным болезнью детям.  Устранение шумовых раздражителей.  Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых. Дидактические требования к самоподготовке: 1. Педагогическое руководство воспитателя самоподготовкой учащихся должно быть логическим продолжением работы учителя на уроках, исключающим дублирование его методов и приемов. 2. Воспитатель должен систематически планировать проведение определяя в каждом отдельном характер самоподготовки, инструктирования детей по предметам, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, а главное обеспечить сознательность выполнения самостоятельной работы. 3. Содействуя самостоятельному преодолению каждым учеником встречающихся в процессе работы трудностей, воспитатель вместе с тем должен индивидуально помогать школьникам, которым эта помощь необходима. Формы помощи: показ приемов выполнения письменных работ или устных заданий, индивидуальные консультации или замечания, побуждение ученика самостоятельно исправить ошибку. 4. Воспитатель следит, чтобы соблюдались внешние условия для нормальной работы детей, добивается культуры их учебного труда: правильной посадки, поддерживает организованность, дисциплину. 5. Наблюдение и контроль воспитателя за учебной деятельностью учащихся во время самоподготовки должны сочетаться с обязательной проверкой, анализом качества выполненных работ детьми и по возможности сопровождаться устной их оценкой. Воспитательные требования к самоподготовке:  Отказ от применения каких-либо мер наказания.  Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.  Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.  Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.  Разъяснение ведется в крайних случаях и в органическом объеме.  Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.  Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков. руководствуясь указанными требованиями во время Воспитатель, самоподготовки, сможет поддержать нужный для самостоятельной работы порядок. Организация и проведение физкультминуток. Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут использоваться в любом классе. Они положительно влияют на работу мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультминутки обычно составляет 1 – 5 минут и включает комплекс из трех – четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Требования к проведению физкультминуткок:  Комплексы подбираются в зависимости от вида занятий, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность.  Физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата.  Предпочтение нужно отдавать упражнениям для снятия напряжения с глаз, утомленных групп мышц. Виды физкультминуток:  Упражнения для снятия общего и локального утомления.  Упражнения для кистей рук.  Гимнастика для глаз.  Гимнастика для улучшения слуха.  Упражнения для профилактики плоскостопия.  Упражнения, корректирующие осанку.  Дыхательная гимнастика. Ошибки при проведении физкультминуток:  Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке.  Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей).  Выполнение движений с недостаточной амплитудой движений. Роль воспитателя на самоподготовке Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством воспитателя. Воспитателю, который руководит самоподготовкой необходимо заблаговременно, еще до начала учебного года:  Изучить программы обучения, объяснительные записи к ним  Изучить учебники. При этом рекомендуется методически продумать более трудный материал, какие наглядные пособия можно бы изготовить своими руками.  Ознакомиться с планом учителя  Продумать как увязать внеклассную работу на закрепление умений и навыков, полученных учащимися на уроках  Узнать какие требования учитель предъявляет к ведению тетрадей, чтобы соблюдать единый подход  Готовясь к занятиям намечать на кого из детей обращать особое внимание, и в каком отношении. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (взаимопосещение). 1. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку. 2. На самоподготовке воспитатель использует наглядность, рекомендуемую учителем:  Произведения изобразительного искусства  Дидактический материал  Исторические и географические карты. 3. Учит детей правильному процессу взаимопонимания:  Запомнить главное  Запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей  Правильно формулировать свои мысли. 4. Индивидуальная работа проводится через дифференцированные задания, составленные учителем. 5. Воспитатель чутко, внимательно следит за работой детей. При сниженной рабочей активности провести физминутку. 6. Методы проверки выполнения домашнего задания.  Просмотр письменного задания  Устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем.  Опрос парноколлективным методом  Игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина). 7. Подведение итогов самоподготовки:  Анализ самоподготовки детей (поощрение учащихся за аккуратно и правильно выполненные задания и хорошие устные ответы). Демонстрация лучших тетрадей  Запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания. 8. Требования:  Рассаживать учащихся: слабоуспевающих, неусидчивых – ближе к себе имеющих слабое зрение – ближе к свету.  Координировать поведение детей: возбудимых – сдерживать от поспешности медлительных – побуждать к деятельности неуверенных – подбадривать. Подготовка и проведение самоподготовки Самоподготовка планируется по классным журналам, которые ведутся учителями. Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой: 1. Беседа воспитателя с учителями начальных классов или учителями – предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу. 2. Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего задания на следующий день. 3. Беседа воспитателя с учащимися класса по итогам дня:  Поощрение учащихся, получивших «4» и «5».  Выявление причин получения отрицательных оценок (если это требуется).  Приготовить все необходимое для проведения самоподготовки (технические средства, добавочный материал). 4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс). Организационная часть:3-4 минуты 1. Приготовление рабочего места. 2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется домашнее задание по каждому предмету. 3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени, установить регламент по предметам. 4 Целеполагание. : 1. закрепление знаний, полученных на уроках; отработка определенных умений и навыков; упражнение в чем-либо. 2. развитие монологической, диалогической речи, зрительной, слуховой памяти, восприятия, внимания, операций мышления, воображения. 3. воспитание самостоятельности, силы воли, упорства в достижении целей, усидчивости, аккуратности, товарищества 5. Создание мотивации (как будем действовать, кто или что нам поможет) Выполнение домашнего задания в начальных классах: Русский язык: повторение правил выяснение цели упражнения и разбор (2 примера) остальное выполняют самостоятельно. Математика: устный счет задачи или примеров самостоятельная работа над выполнением задач, примеров. Чтение: читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки отрабатывать технику чтения. Выполнение домашнего задания в старших классах: Русский язык: предлагается выучить и повторить правило опрос правил с приведением примеров воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?» Объяснить индивидуально. Самостоятельное выполнение задания по математике, русскому языку – 20 минут Самостоятельная работа по чтению и выполнение других устных заданий. Проверка письменных работ – 20 минут В процессе работы воспитатель контролирует работу учащихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы. Математика: предлагается выучить и повторить правило опрос правила самостоятельное выполнение письменного домашнего задания. Воспитатель контролирует работу учащихся и проводит индивидуальную работу со слабыми учащимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль). Литература, география, история, естествознание: предлагается выучить самостоятельно затем сильные проверяют средних учащихся слабых учащихся воспитатель проверяет сам пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим. Проверка качества выполнения домашнего задания. Навыки самостоятельности воспитатель начинает прививать уже с начальных классов. В 5-х – 8-х классах вся работа по приготовлению домашнего задания должна быть более самостоятельной. Каждый ученик постепенно должен научиться определять порядок приготовления заданий, их последовательность. С 5-го класса дети уже должны уметь планировать свою работу во времени, правильно его распределять и экономно использовать. Для самоподготовок в 1-х – 4-х классах характерно то, что больше внимания нужно уделять разъяснениям, на что в учебнике надо обратить особое внимание, что следует запомнить, что достаточно прочитать один раз, то есть учить учащихся овладению правильными приемами списывания, чтения про себя, заучивания наизусть, работе с книгой.  При выполнении заданий учащиеся:  Не читают инструкцию к упражнению  Не читают предложение перед списыванием  Не проверяют выполненного задания  Не читают, не анализируют слова перед списыванием, а «срисовывают» их буква за буквой. Это ведет к тому, что учащиеся допускают большое количество ошибок, постоянно обращаются за помощью и его работа становится несамостоятельной. Поэтому воспитатель с первых дней должен внимательно наблюдать за тем, как работает каждый ученик, выяснять, правильно ли организован у детей весь процесс деятельности, и терпеливо учить их подлинной культуре учебного труда. Ошибки в работе учащихся:  Нужно стремиться к тому, чтобы ученик проявил максимум активности, то есть, чтобы он сам догадался, как исправить ту или иную ошибку, или как правильно написать слово. А если ученик с этим справится, очень важно подчеркнуть, подбодрить ученика. Это вселит в него веру в свои силы, вызовет стремление самостоятельно выполнять домашнее задание.  Если ученик допустил ошибку, нужно натолкнуть его на правильный ответ.  Если ошибка допущена большинством учащихся, то нужно оставить работу, как она была выполнена, и об этом на следующий день сообщить учителю, чтобы этот материал был проработан повторно. Структура самоподготовки Девизы: Развивать свой ум можно только в тишине. Я стараюсь, себя преодолеваю. Работаю с интересом, увлеченно. Тружусь сам и помогаю товарищу. Если я уважаю себя, то никогда себе не позволю… Помогай даже тогда, когда самому трудно. Взялся помогать – не подведи, доведи до конца. Содержание Врем я 15.00 Организационный момент Цели 1.Организация рабочего места в классе (наличие и состояние учебных их размещение, рациональное разминка для глаз). средств, Целеполагание 2. планирование осознание учебной задачи, определение во времени постановка целей, выбор оптимального достижения - как будем действовать, - кто или что нам поможет, определение самостоятельной деятельности. рационального пути плана и их и Создание гигиенических настрой на работу. благоприятных условий, Коррекция временных и пространственных представлений. в теме Ориентировка предстоящего задания. Побуждать быть собранными и внимательными Создание мотивации Учить планировать свою деятельность. внутренней Формирование чтения техники (беглости, 15.10 Пятиминутка чтения жужжащее, использование закладок с пометками 15.15 Математика. 1. Тема. 2. Дидактическая игра Что общего? Чем отличаются? Логическая цепочка. Меры массы, длины, времени, стоимости Продолжи ряд. 3.Ориентация в задании. 4. Самостоятельная работа или в парах, группах 5. Индивидуальная работа 6.Проверка: взаимо-проверка, консультант самопроверка, 6. Итог работы: Оценка верности решения. Аккуратности работы. Самостоятельности. - Я доволен… - Я не доволен… - Я рад тому, что… Оценивание может быть: + - безошибочное, аккуратное выпол-нение работы, Х - в работе незначительные исправления, --- много ошибок, не аккуратное выполнение задания. - 15.45 Физминутка. с развитие правильности, осмысленности), читательского интереса Активизация знаний или представлений учащихся по теме «Что я уже знаю об этом?». Закрепление знаний мер умения измерения, выполнять ними арифметические действия, переводить из одной меры в другую. знания Закрепление компонентов действия, алгоритма порядка действия. Закрепление навыков устного счета Отработка умения работать в коллективе, в парах, группах Развитие логического операций анализа, классификации и т. Воспитание самостоятельности, трудолюбия, силы воли… словесно – мышления, мышления: синтеза, Учить оценивать свою работу и работу товарищей, критичному отношению к работе. Осмысление итогов работы, сопоставление целей и результатов. Развитие эмоционально – волевой сферы. Воспитание аккуратности в работе, самостоятельности, ответственности за работу, стремления добиться хороших результатов. Мотивация дисциплинированности. Снятие напряжения. Развитие усталости, моторной 15.45 Устный предмет. - работа над текстом: герои, их поступки, личностные качества, эмоциональное состояние) - свое отношение, - составление плана, - пересказ от 1 лица, 3 лица и т.д. наводящим вопросам, опорным словам). (по плану, 16.00 Упражнения на пространственную координацию, для мелкой моторики пальцев рук, кистей. Проветривание 16.05. Письмо 1.Тема. 2.Ориентация в задании. 3. Самостоятельная работа. 4. Индивидуальная работа 5.Проверка: взаимо-проверка, консультант. 6. Итог. 7. Рефлексия. самопроверка, слухового координации, внимания, восприятия Отработка навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения. Отработка умения выделять главную мысль в тексте, составлять план рассказа, осуществлять пересказ по плану, наводящим вопросам, опорным словам. Развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать настроение героев, переживать с ними. Развитие монологической (диалогической) речи Развитие пространственного восприятия, координации движений, мелкой моторики. связной знаний. Актуализация Мотивация Закрепление знаний …. Отработка умений при практическом выполнении заданий. 16.30 Рефлексивный анализ на какие вопросы, затруднения, которые возникали в начале урока, мы теперь можем ответить. какие вопросы так и остались без ответа? интересно ли было на с/п? трудно ли было? почему? Итог самоподготовки. - Самостоятельность. - Быстрота и качество. - Помощь товарищам. Обобщение и рефлексия. Создание эмоционального отношения к результату своей работы. Формирование адекватной самооценки. Учить принимать оценку товарищей. Обогащение коллективных отношений. Воспитание ответственности, самостоятельности, чувства товарищества, силы воли.

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате

Самоподготовка в школе-интернате
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2019