Суицидальное, самоповреждающее поведение
Памятка для педагогов и родителей
Какие особенности поведения должны насторожить?
· Устойчивое в течении 2-х и более недель сниженное настроение с преобладанием состояния безнадежности, одиночества, безысходности
· Резкое снижение успеваемости, безразличие к учебе и оценкам
· Любые резкие изменения в привычном поведении (стал неряшливым, не хочет разговаривать с друзьями, потерял интерес к тому, что раньше любил, стал более импульсивным, эмоциональным, замкнутым)
· Прямые или косвенные заявления о желании умереть, убить себя (даже если они по вашему мнению носят демонстративный характер)
· Рискованное, самоповреждающее, агрессивное поведение (вербальное, физическое) по отношению к окружающим, факты употребления ПАВ, алкоголя
· Факты ухода из дома
Ситуации, при наличии которых ребенку требуется повышенное внимание со стороны взрослых
· Любая ситуация субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная
· Отвержение сверстниками
· Несчастная любовь
· Тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание)
· Случаи суицида (попытки) в ближайшем окружении ребенка
· Нестабильная семейная ситуация . К семейным факторам риска относятся:
Отсутствие отца в раннем детстве.
Недостаточность материнской любви.
Синдром отсутствия родительского авторитета.
Гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка.
Распад семейного очага (разводы, измены, сожительство).
Хронические конфликты между супругами, враждебность между членами семьи.
Длительные болезни или смерть родных.
Наличие в семье алкоголиков, психически больных и лиц с асоциальными формами поведения.
· Ссоры или острые конфликты
· Резкое изменение социального окружения (переезд на новое место жительства, смена школы, класса)
Группа риска подростков, склонных к самоповреждающему и суицидальному поведению
· Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
· Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
· Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
· Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям.
· Дети у которых были попытки самоубийств в прошлом или были случаи самоубийств в близком окружении.
· Дети с психологической травмой (насилие, утраты)
Типичные симптомы депрессивного, самоповреждающего поведения
· Устойчивое снижение настроения, переживание своей ненужности, одиночества, чувство неполноценности, потеря самоуважения, низкая самооценка
· Вялость, усталость, безнадежность
· Снижение интереса к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась
· Поглощенность темой смерти
· Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях
· Резкое снижение успеваемости, пропуски школы, снижение внимания
· Деструктивное (отклоняющееся ) поведение
· Повышенная чувствительность к неудачам, неадекватная реакция на похвалу или порицание
· Повышенная раздражительность (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога
· Жалобы на физическую боль, изменения сна и аппетита
Не все перечисленные симптомы могут присутствовать одновременно, однако при наличии 2 из них следует обратиться к специалисту.
Если педагог обнаружил у ребенка признаки депрессивного состояния, суицидальные мысли, факты нанесения себе физического вреда необходимо незамедлительно (сохраняя конфеденциальность):
· Сообщить родителям о своих наблюдениях и мотивировать обратиться к специалистам.
· Поставить в известность школьного психолога о своих наблюдениях с целью принятия оперативных мер для оказания экстренной помощи учащемуся
· Сообщить администрации образовательной организации о сложившейся ситуации, с целью принятия управленческих решений, для составления плана психолого-педагогического сопровождения учащегося
· в случае отказа родителей от психолого-педагогического сопровождения \ посещения органов здравоохранения образовательное учреждение обязано информировать КДН и ЗП о возможной угрозе жизни и здоровья несовершенолетнего.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.