САМОРАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
Оценка 4.9

САМОРАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
преподавание
Взрослым
31.01.2020
САМОРАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
научная статья
Саморазвитие будущего специалиста.doc

САМОРАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.

Сулейменова М.Е., преподаватель специальных дисциплин

Учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»

г.Костанай

 

Смысл современного образования заключается в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного самоопределяться по общечеловеческим ценностям. Только такой человек сможет включаться в социальное сотворчество, сущность влиять на общественное возрождение. Для этого человеку важно понимать и принимать себя, определять и перспективы своего самодвижения в развитии, видеть и использовать собственные интеллектуальные, эмоциональные, духовно-нравственные резервы, средства самоактуализации и самообновления.

В своей лекции «К экономике знаний через инновации и образование», прочитанной в Евразийском национальном университете им Л.Н. Гумилева, Н.А. Назарбаев обратил внимание на то, что «происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию» [1].

Образование объективно несет в себе потенциалы активизации личностного роста обучающихся - оно, по идее, способно предстать как целеустремленная система педагогического обеспечения личностного саморазвития участников педагогического процесса.

Очень часто будущий специалист, выйдя из стен учебного заведения, на собственном опыте ощущает противоречие между системой подготовки и индивидуально-творческим характером его труда, требующего не только владения достижениями наук о человеке, новыми педагогическими технологиями, но и способности ориентироваться в профессиональной деятельности на основе субъективной позиции способности делать выбор. Поэтому особенно значимым становится вопрос о включении в процесс педагогической подготовки педагога механизма его саморазвития, направленного на преобразование себя, выбор себя лучшего, формирование позитивной Я – концепции. При этом помнить, что человек представляет собой сложную, открытую, саморазвивающуюся систему.

Существуют различные философские подходы к пониманию саморазвития личности человека: саморазвитие как следствие развития сознания, самосознания, самопознания; как реализация потребностей в самостабилизации; идея человека как “автора самого себя”; саморазвитие как частное проявление самодвижения материи, как основной путь движения человека к личностной зрелости, одна из существенных его потребностей; саморазвитие это естественный путь самотворчества, это функция человека, особый долг перед самим собой и человечеством.

Саморазвитие начинается с потребности. Потребность быть личностью – это потребность оказаться и оставаться в максимальной степени представленным в жизнедеятельности других людей и способностью быть личностью, т.е. наличие индивидуальных особенностей, позволяющих удовлетворять эту потребность. С этой точки зрения, по нашему мнению, методологической основой саморазвития студента в образовательном пространстве колледжа является принцип персонализации.

Сущность саморазвития заключается в его индивидуализации, т.е. в протекании по “внутренним”, присущим только данной личности законам.

С точки зрения принципа персонализации источником саморазвития и утверждения личности является противоречие между потребностью учащегося стать педагогом и заинтересованностью значимого для него окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют интересам учащегося.

Следует подчеркнуть, что удовлетворение потребности в саморазвитии связано с практической деятельностью, которая выступает источником внутренней активности личности.

В новых образовательных условиях у будущего специалиста есть возможность осуществления свободного и ответственного выбора видов учебных заданий. Высокий уровень активности учащихся гуманитарного колледжа обнаруживается в самостоятельном добывании новых знаний. Например, знакомясь в разделе “Возрастной психологии” с проблемами одаренных детей, учащиеся самостоятельно пытаются ответить на ряд вопросов: какого ребёнка можно считать одарённым? Какие трудности в воспитании и обучении возникают у одарённого ребёнка? Какой воспитатель может работать с одаренными детьми и т. д.? Активность учащегося обнаруживается и в выборе формы работы - доклад, реферат или сообщение; исследовательский проект, курсовая работа.

Кроме этого, активность будущего воспитателя обнаруживается в актуализации ранее образованных связей и в том, что контроль над процессом учения, осуществляется извне, заменяется самоконтролем.

Самостоятельная учебно-научно-исследовательская деятельность учащихся  включает в себя элементы двух видов: репродуктивные и творческие.

Выполняя самостоятельную работу, которая усложняется от курса к курсу, учащийся приобретает специальные исследовательские умения, способности вести познавательные исследования. К этим умениям относятся: умения планировать исследовательскую работу; выдвигать цели и задачи исследования; определять объект, предмет и гипотезу исследования; умение доказывать выдвинутое предложение; чётко излагать основные результаты исследования как в письменной, так и в устной форме.

Гуманистическое  образование делает акцент на целостном развитии личности, её духовных и познавательных способностях, самоорганизации и саморегулировании, приобщении к универсальным ценностям культуры.

В этом отношении привлекательна гуманистическая теория личности, разработанная А. Маслоу, учёными Б.Г.Ананьевым, В.С. Мерлиным и др.

А. Маслоу в концепции и иерархии потребностей человека обозначил: физиологические потребности; потребности в безопасности, защите; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактулизации или потребности личного усовершенствования; реализации потенциала [2].

К. Роджерс отмечал, что люди имеют неограниченный потенциал для самосовершенствования, а не для всестороннего развития способности и задатков, которых порой нет у человека [3].

Заслуга К. Роджерса в том, что он выявил определённые формы развития, способствующие склонности человека к самосовершенствованию врождённого потенциала. Он выдвинул гипотезу о том, что всё поведение вдохновляется и регулируется мотивом, который был назван тенденцией к актуализации.

Таким образом, важнейший мотив в жизни человека – это актуализировать, т.е. сохранить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Видимо, педагоги колледжа обязаны понимать, что именно самоактулизация учащегося, будущего воспитателя, является решающим условием реализации творческой индивидуальности. Среди многих проявлений творческих способностей самая важная и самая первичная “творчество – создание самого себя”, собственной личности, раскрытие индивидуальности.

При изучении психолого-педагогических дисциплин «Основы философии», «Педагогика», «Психология», используя активные методы обучения, преподаватель колледжа оказывает помощь учащимся в позиции своих возможностей. Преподавание данного цикла дисциплин предоставляет условие для воспитания у учащихся стремления к саморазвитию.

Исключительные возможности для приобщения учащихся к саморазвитию как к деятельности, открываются при проведении спецкурсов, при руководстве преподавателя студенческими курсовыми и дипломными работами.

Например, на занятиях спецкурса “Педагогическое мастерство”, учащиеся знакомятся с имеющейся литературой по предложенной или выбранной теме, составляют библиографию, пополняют свои психолого-педагогические копилки, в индивидуальном плане приступают к выполнению творческих заданий.

Задания предлагаются на выбор, по уже традиционным формам работы будущего воспитателя, которые в какой-то мере знакомы учащимся, например: декада специальности дошкольное воспитание в колледже; разработка открытых занятий подбор психолого-педагогических ситуаций с целью разрешения конфликтов; разработка сценария деловой игры; родительское собрание по вопросам воспитания детей разного возраста; составление кроссворда или викторины. Учащиеся, выбрав по желанию задания, составляют сценарии, которые апробируются на занятиях в группе. При этом даётся оценка проделанного труда каждым учащимся, выносятся рекомендации, дополнения, замечания.

Но возможны нетрадиционные формы работы, например: мини-уроки; заочные путешествия; аукционы знаний; турнир знатоков и др.

Говоря о личностном росте учащегося, можно сделать вывод, что в процессе изучения дисциплин, названных выше, учащийся не только получает определенный объем информации, но и мотивирует необходимость ее получения. Таким образом, возникает цепочка от знания к знанию, к профессиональному росту.

Активное саморазвитие учащихся продолжается и особенно актуализируется в период проведения педагогической практики на 2 – 3-х курсах. Получив программу по выполнению заданий по педагогике и психологии, учащиеся включаются в научное исследование: ведут наблюдения за педагогическим процессом в группе, фиксируют их в дневнике; подбирают разнообразные методики (беседы, анкеты, тесты, опросники и т.д.) с целью диагностики особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы личности ребёнка или психологических особенностей детского коллектива.

Поэтому учащиеся на педагогической практике выступают в роли педагога-исследователя. Подобная работа приносит большое удовлетворение учащимся и является хорошей школой педагогического образования и мастерства, активизирует функции учащихся, направленные на саморазвитие и саморегуляцию.

В современном подходе к педагогическому образованию главная ставка делается на “саморазвитие индивида в горизонте личности” (В.С.Библер), когда для будущего педагога собственная личность будет осознаваться как «ядро личностно-профессионального становления» (Л.Н. Куликова). В педагогическом обучении возрос спрос на все то, что рождает и обогащает профессионализм специалиста, а также на формирование готовности эти знания отыскивать, выстраивать в систему «создавать выводное, личностно-значимое, ценностно окрашенное знание-убеждение» (Л.Н.Куликова). Новые подходы к методике обучения будущего воспитателя ориентированы на развитие рефлексивности и эмоционального “выживания” в смысле предстоящей профессиональной деятельности, в постепенное самоосознание своих возможностей.

Учащиеся сами должны увидеть смысл собственной работы, овладеть «технической стороной» процесса собственного обучения, стать подлинными субъектами образовательной деятельности. Образование должно обеспечить мощный прорыв к самообразованию, первоисточникам. Запоминание знаний по пересказам, по готовым источникам вытесняется находимым, лично открываемым, а потому богато эмоционально окрашенным, ценностно воспринимаемым знанием. Некритическое восприятие знаний сменяется личным их отбором и структурированием, избирательным «присвоением» их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Лекция Президента РК Н.А.Назарбаева в Евразийском университете имени Л.Н. Гумилева //Казахстанская правда. 27 мая 2006.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1991.

3. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: тексты. М., 1986.

 

 

 

 


САМОРАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОРАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Саморазвитие начинается с потребности

Саморазвитие начинается с потребности

Гуманистическое образование делает акцент на целостном развитии личности, её духовных и познавательных способностях, самоорганизации и саморегулировании, приобщении к универсальным ценностям культуры

Гуманистическое образование делает акцент на целостном развитии личности, её духовных и познавательных способностях, самоорганизации и саморегулировании, приобщении к универсальным ценностям культуры

Учащиеся, выбрав по желанию задания, составляют сценарии, которые апробируются на занятиях в группе

Учащиеся, выбрав по желанию задания, составляют сценарии, которые апробируются на занятиях в группе

Запоминание знаний по пересказам, по готовым источникам вытесняется находимым, лично открываемым, а потому богато эмоционально окрашенным, ценностно воспринимаемым знанием

Запоминание знаний по пересказам, по готовым источникам вытесняется находимым, лично открываемым, а потому богато эмоционально окрашенным, ценностно воспринимаемым знанием
Скачать файл