Самостоятельная дифференцированная работа школьников на уроках физики
Оценка 5

Самостоятельная дифференцированная работа школьников на уроках физики

Оценка 5
Семинары
docx
физика
СCУЗ, ВУЗ
06.07.2022
Самостоятельная дифференцированная работа школьников на уроках физики
Тщательное систематическое изучение каждого учащегося должно лечь в основу формирования его личности в процессе обучения физике. Только хорошо зная особенности своих учеников, я смогу повлиять на них, воспитать и развить нужные качества и добиться высоких результатов своего труда.
публикация.docx

 

 

 

 

 

 «Самостоятельная дифференцированная работа школьников на уроках физики»

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель физики МБОУ «Чернянская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных  предметов», Белгородской области

Громова Татьяна Александровна

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

Чернянка

 2022

 «Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы можем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны».  (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Ведущая педагогическая идея – Воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует.

Система моей работы основана на принципах развивающего обучения (научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой) направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения физике, поэтому в основе преподавания предмета лежит деятельностный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий и проблемного обучения.

Изучение передового опыта учителей (основоположников системно-деятельностного подхода Д.Б.Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В.Рубцовой и А.Н. Крутского), а также наблюдения и беседы с учащимися позволили мне сделать вывод, что развитию познавательного интереса школьников способствует самостоятельная работа исследовательского характера (постепенно усложняясь, требующая усиления мыслительной деятельности и т.д.), которая организуется с учетом индивидуальных особенностей учеников.

Для развития познавательного интереса учащихся я предлагаю им дифференцированные задания, имеющие поисковый характер. Задания бывают разные:

 а) подготовить, выполнить и объяснить опыт;

б) сделать выводы;

в) выполнить действия;

г) ответить на вопросы;

д) проверить расчеты;

е) решить задачи.

       (Предварительно проверяю умение учащихся наблюдать, производить измерения и фиксировать результаты, анализировать их и делать обобщения. Тех у кого недостаточен уровень этих умений, необходимо научить выполнять соответствующие операции. Только после этого предлагаю всем учащимся самостоятельно выполнять задания творческого характера).

 Ставлю общую для класса познавательную задачу, предусматривая заранее индивидуальные задания разной степени трудности, которые позволили бы каждому ученику овладеть нужным учебным материалом с активным использованием своих возможностей, способствовали развитию его познавательного интереса.

Рассмотрим пример организации самостоятельной работы семиклассников на уроке, посвященному изучению плавания тел.

Урок начинается с просмотра видеоролика «Плавание тел в жидкости», который я использую вместо объяснения нового материала. Затем хорошо успевающим ребятам предлагаю выполнить самостоятельную работу – изучить текст учебника и сделать вывод об условии плавания тел, а затем подготовить краткие сообщения по теме урока (например о плавании судов, о погружении и подъеме подводной лодки, о подъеме затонувших судов и о воздухоплавании), используя дополнительную литературу.

В это время провожу беседу с учащимися, которые медленнее и труднее усваивают новое, не могут сразу после просмотра ролика ответить на вопрос, как зависит способность тела от плотности его вещества и жидкости. С ними я рассматриваю такие задачи:

- В сосуд налиты две несмешиваемые жидкости: вода и керосин. В каком порядке они расположены?

- В сосуд, содержащий воду и керосин опущены два шарика: пробковый и стеариновый. Где расположены шарики?

Правильность своих ответов ученики проверяют. Затем они тоже приступают к самостоятельной работе с учебником, а я в это время продолжаю беседу с учащимися, которые имеют слабые знания, по вопросам:

- Как можно рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело со стороны жидкости?

 - Чему эта сила равна?

- Как можно определить ее на опыте?

- Будет ли меняться выталкивающая сила с увеличением глубины погружения тела в воду?

- Как можно определить плотность твердого тела, используя архимедову силу? (Последний вопрос необходим для понимания нового материала, он поможет решить вопрос о плавании тел в зависимости от плотности вещества тела и жидкости).

Затем один из хорошо успевающих учеников рассказывает о результатах только что проведенного ими изучения плавания тел. Тем самым облегчается предстоящая работа для третьей группы учеников, и я получаю возможность выправить допущенные ошибки. И только после этого слабоуспевающие учащиеся приступают к самостоятельному чтению учебника.

Самостоятельная работа всеми учащимися класса заканчивается одновременно, после чего организуется общая беседа, целью которой служит проверка правильности выполнения заданий.

Таким образом, на этом уроке посредством сочетания фронтальной и индивидуально-групповой работы удается дифференцированно организовать самостоятельную работу учеников, изменив фактически только очередность объяснения и самостоятельной деятельности и тем самым уровняв задания в его посильности для учащихся с разным образовательным уровнем.

Ниже прилагается обобщенная система дифференцированных заданий, которая в определенной степени способствует достижению качественного роста в знаниях, заинтересованности учащихся предметом. Такие задания могут быть:

трехвариантными – облегченной, средней и повышенной трудности (выбор варианта предоставляется ученику);

общими для всего класса с системой дополнительных заданий всевозрастающей степени трудности;

индивидуальными;

группово-дифференцированными с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяется мной);

равноценными двухвариантными (по рядам) с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий всевозрастающей трудности;

общими практическими (в них указано минимальное и максимальное число задач или примеров для обязательного выполнения);

индивидуально-групповыми в виде запрограммированных карточек.

Степень трудности дифференцированных заданий в процессе изучения той или иной темы с каждым последующим уроком  возрастает вместе с повышением уровня знаний и умственного развития учащихся.

Предлагая классу дифференцированные учебные задания, я стремлюсь развивать способности всех учащихся. Выполнение более сложного варианта задания становятся целью каждого ученика.

Классные дифференцированные задания средней и повышенной степени сложности вместе с дополнительными являются и домашними. Для тех ребят, которые на уроке выполнили задание облегченной трудности, домашним заданием служит уже доступное для них задание следующей степени трудности и т.д. зачастую бывает так, что уже на сам урок большинство учеников готовят домашнее задание, которое является логическим продолжением учебной работы на уроке. Этим достигается качественное выполнение домашнего задания, перспективность в обучении, предупреждается перегрузка школьников.

В результате систематического выполнения дифференцированной самостоятельной работы творческого характера возрос познавательный интерес учащихся. Стало заметным их стремление к более глубокому овладению курсом физики.

Наиболее полезны в целях активации деятельности учащихся на уроках физики – проблемное обучение и разного рода самостоятельные работы учащихся. Однако применение их в учебно-воспитательном процессе не всегда дает ожидаемый педагогический эффект по отношению ко всем учащимся из-за объективно существующего противоречия между общей формой преподавания и сугубо индивидуальной формой усвоения учебного материала. Ведь для того чтобы ученик, например, активно включился в решение учебной проблемы, он должен «ощутить» ту проблемную ситуацию, к которой его я подвожу избранными для этого средствами и методами. Между тем в каждом классе найдется несколько ребят, у которых по тем или иным (порой объективным) причинам нет для этого нужных знаний, позволяющих им сопоставлять и сравнивать факты, явления и тем самым понять суть проблемы. Эти ученики хотя и будут участвовать в организуемой мной учебно-познавательной деятельности по решению сформулированной другими учащимися проблемы, но окажутся пассивными исполнителями заданий.

Я рекомендую начинать знакомство с учащимися сразу же, как станет известно, в каких классах будущей осенью мне предстоит преподавание. Беседы с учителями, работающими в новом классе, с классным руководителем дают мне общую картину учебных возможностей коллектива и некоторую характеристику отдельных школьников. Очень важно заранее узнать их способности, интересы, умение работать, особенности памяти, отношение к учебе, товарищам и взрослым. Это позволит быстрее учесть индивидуальные особенности как нерадивых и слабых, так и ответственно относящихся к учению, сильных учеников и вместе с тем активнее заняться изучением остальных.

Тщательное систематическое изучение каждого учащегося должно лечь в основу формирования его личности в процессе обучения физике. Только хорошо зная особенности своих учеников, я смогу повлиять на них, воспитать и развить нужные качества и добиться высоких результатов своего труда.


 

Самостоятельная дифференцированная работа школьников на уроках физики»

Самостоятельная дифференцированная работа школьников на уроках физики»

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития…

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития…

Ставлю общую для класса познавательную задачу, предусматривая заранее индивидуальные задания разной степени трудности, которые позволили бы каждому ученику овладеть нужным учебным материалом с активным использованием…

Ставлю общую для класса познавательную задачу, предусматривая заранее индивидуальные задания разной степени трудности, которые позволили бы каждому ученику овладеть нужным учебным материалом с активным использованием…

И только после этого слабоуспевающие учащиеся приступают к самостоятельному чтению учебника

И только после этого слабоуспевающие учащиеся приступают к самостоятельному чтению учебника

Этим достигается качественное выполнение домашнего задания, перспективность в обучении, предупреждается перегрузка школьников

Этим достигается качественное выполнение домашнего задания, перспективность в обучении, предупреждается перегрузка школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2022