УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
______________ Боровик С.В.
«____» ______________2019 г.
ПРОГРАММА
организации самостоятельной работы обучающихся
по программе учебной дисциплины ОП 03 Метрология, стандартизация и сертификация
Основная профессиональная образовательная программа 21.01.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Учебная дисциплина Метрология, стандартизация и сертификация
Преподаватель Полканова Светлана Владимировна
Рассмотрена и согласованна на заседании ПЦК естественнонаучного и технического профилей
Протокол заседания № 1 от « 03 » сентября 2019 г.
Председатель ПЦК ________________ /Полканова С.В./
Утверждена на заседании методического совета
Протокол заседания № 1 от « 25 » октября 2019 г.
Содержание самостоятельной работы обучающихся
№ |
Дидактическая единица
|
Задачи самостоятельной работы |
Количество часов |
Форма работы |
Форма контроля |
Источники информации |
Формируемые компетенции |
1. |
Раздел 1. Основы стандартизации
Технические условия – как нормативный документ. Принципы проектирования ГОСТов. Деятельность МГС участниц СНГ в области стандартизации. Свойства качества функционирования изделий. Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании Определение функций служб по стандартизации
Принципы проектирования ГОСТов. Квалиметрическая оценка качества продукции.
Организация стандартизации в странах тихоокеанского региона. Организация стандартизации в скандинавских странах. Стандартизация и качество продукции.
Дать характеристику нормативным документам в произвольной форме. |
Изучить литературы
Законспектировать основные функции
Изучение принципов проектирования
Изучение литературы
Изучение нормативных документов |
25
5
15
25
5 |
Подготовка доклада
Самостоятельное составление конспекта
Составление презентации
Составление сообщений
Письменная работа |
Проверка правильности составления доклада, устное выступление на занятии
Проверка письменной работы
Защита презентации
Выступление на занятии, проверка правильности составления сообщения
Проверка письменной работы |
Интернет-ресурсы |
ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.5; ПК 2.1-2.4; ПК 3.1-3.3 |
2 |
Раздел 2 Основы метрологии
Система допусков и посадок. Виды калибров. Средства механизации и автоматизации измерений. Средства механизации и автоматизации измерений. Нормативные документы по стандартизации в области метрологии. Универсальные средства и приборы для технических измерений. Условия измерения и контроля. Нормальные условия проведения измерения, ГОСТ 21964-76
Влияние точности формы и шероховатости поверхностей на эксплуатационные свойства элементов деталей. Основные положения оптимизации. Комплексная и опережающая стандартизация. Стандартизация в системе технического контроля и измерения. Задачи метрологии. Метрологическая служба. Допуски, посадки и контроль резьбовых деталей и соединений. Основные принципы организации технического контроля на предприятии. Линейные средства измерений |
Изучение нормативной и справочной литературы
Изучение нормативной и справочной литературы
|
20
20
|
Разработка презентаций по темам
Разработка сообщений или докладов |
Защита презентаций, выступление на занятии
Проверка правильности написания сообщения, проверка доклада |
Интернет-ресурсы Нормативные документы, ГОСТы
|
ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.5; ПК 2.1-2.4; ПК 3.1-3.3 |
3 |
Раздел 3. Сертификация
Квалиметрическая оценка качества продукции на жизненном этапе. Принцип теории управления. Формы качества продукции. Понятия управления качеством продукции. Проблемы управления.
Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Сертификация систем обеспечения качеством Сертификация в различных сферах. Сертификация систем обеспечения качества. Экологическая сертификация.
Изучение сертификатов: карантинного, пожарного и т.д. |
Сбор данных для доклада
Изучение литературы для сообщений
Изучение действующих сертификатов
|
10
5
8 |
Подготовка доклада
Подготовка сообщений
Составление обзорного доклада
|
Выступление на занятии
Проверка сообщений, проверка письменных работ
Выступление на занятии |
Интернет-ресурсы, примеры портфолио |
ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.5; ПК 2.1-2.4; ПК 3.1-3.3 |
Всего 138 часов |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Подготовка доклада
Цель самостоятельной работы: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента. Доклад — публичное сообщение или документ, которые содержат информацию и отражают суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Виды докладов:
1. Устный доклад — читается по итогам проделанной работы и является эффективным средством разъяснения ее результатов.
2. Письменный доклад:
- краткий - резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования;
- подробный - включает не только текстовую структуру с заголовками, но и диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.
Выполнение задания:
1) четко сформулировать тему (например, письменного доклад);
2) изучить и подобрать литературу, рекомендуемую по теме, выделив три источника библиографической информации:
- первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.);
- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация, планы, граф-схемы, предметные указатели и т. д.);
- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.);
3) написать план, который полностью согласуется с выбранной темой и логично раскрывает ее;
4) написать доклад, соблюдая следующие требования:
- к структуре доклада — она должна включать: краткое введение, обосновывающее актуальность проблемы; основной текст; заключение с краткими выводами по исследуемой проблеме; список использованной литературы;
- к содержанию доклада — общие положения надо подкрепить и пояснить конкретными примерами; не пересказывать отдельные главы учебника или учебного пособия, а изложить собственные соображения по существу рассматриваемых вопросов, внести свои предложения;
5) оформить работу в соответствии с требованиями.
Планируемые результаты самостоятельной работы:
- способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Подготовка сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15 % общего времени), основной части (60-70 %) и заключения (20-25 %).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением.
Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Составление конспекта
Конспект – это краткая письменная систематическая, логически связная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.
Необходимо помнить, что:
1. Основа конспекта – тезис.
2. Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования.
3. Нужны формы записи (разборчивость написания), ориентированные на быстрое чтение.
4. Приёмы записи должны способствовать быстрому запоминанию (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы).
5. Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста.
6. Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника.
7. Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.
Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
9. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Рекомендации для самостоятельной подготовки монологического
высказывания
1. Представьте, о чем ты будите говорить, и составьте план своего высказывания.
2. Прочитайте текст или тексты на нужную тему.
3. Выделите из текста (текстов) материал – слова, словосочетания, предложения, нужные для своего высказывания; соотнесите его с пунктами плана.
4. Вспомните, какой еще языковой материал можно использовать в своем высказывании, и припишите его.
5. Сделайте преобразования, необходимые для передачи замысла.
6. «Прорепетируйте» свое высказывание, пользуясь построенной программой.
Рекомендации для самостоятельной подготовки письменного монологического высказывания
1. Представьте, о чем ты будите писать, и составьте план своей работы.
2. Прочитайте текст или тексты на нужную тему.
3. Выделите из текста (текстов) материал – слова, словосочетания, предложения, нужные для высказывания; соотнесите его с пунктами плана.
4. Вспомните, какой еще языковой материал сможете использовать в своей работе, и припишите его.
5. Сделайте преобразования, необходимые для передачи своего замысла.
6. Запишите своё высказывание в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ и своим планом.
Рекомендации по подготовке устного высказывания
1. Прочитайте текст, который хотите пересказать.
2. Убедитесь, что понимаете каждое предложение.
3. Запомните содержание.
4. Воспроизведите первое предложение по памяти.
5.Повторите первое предложение, присоединив к нему следующее.
6. Сохраняйте данный алгоритм до конца текста.
7. Перескажите текст от начала до конца 2-3 раза.
Подготовка презентации
Мультимедийная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации в аудитории.
Основная задача презентации – перевести Ваш доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.
Перед началом работы необходимо определить тему Вашего доклада и написать его план и основные тезисы.
Не пишите весь текст доклада целиком на слайде.
На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада.
Все составляющие элементы должны соответствовать общему стилю презентации. В Рowerpoint имеется достаточное количество инструментов, чтобы сделать действительно красивую презентацию. Но не увлекайтесь. Во всем должно быть чувство меры.
Иллюстрации, как и все остальное, должны вписываться в общую композицию слайда.
Каждый слайд должен быть закончен по смыслу.
Не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели, не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.
Оформление слайдов
1. Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
2. Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
3. Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – не более 10 строк.
4. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
5. Расположение информации на странице предпочтительно горизонтальное. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
6. Шрифты. Размер шрифта: 32–48 пункта (заголовок), 20–32 пунктов (обычный текст).
Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
7. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных букв).
8. Для иллюстрации наиболее важных фактов следует использовать рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы.
9. Объем информации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Объем презентации должен составлять не менее 10, но не более 20 слайдов.
10. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
11. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
12. Не рекомендуется использовать в презентации анимационные эффекты (анимационные двигающиеся картинки, анимация текста и слайдов).
13. Обязательным структурным элементом презентации является титульный слайд. Он должен содержать:
- название работы
- фамилия, имя, отчество автора.
14. Последний слайд должен содержать слова:
- спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.