Самостоятельная работа
Оценка 4.8

Самостоятельная работа

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
администрации
Детсад
09.07.2017
Самостоятельная работа
Модуль 1. Пути формирования и реализации педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Педагогическое мастерство и его элементы. 2. Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности. 3. Профессионально значимые личные качества педагога. 4. Любовь к детям, склонность к педагогической работе - фундамент педагогического мастерства.Модуль 1. Пути формирования и реализации педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Педагогическое мастерство и его элементы. 2. Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности. 3. Профессионально значимые личные качества педагога. 4. Любовь к детям, склонность к педагогической работе - фундамент педагогического мастерства.
independent_work.doc
Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС  Пути формирования и реализации педагогического мастерства. Модуль 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  Вопросы для самостоятельного изучения:  1. Педагогическое мастерство и его элементы.  2. Профессиональные   знания,   умения,   способности   к   педагогической деятельности.  3. Профессионально значимые личные качества педагога.  4. Любовь   к   детям,   склонность   к   педагогической   работе   ­   фундамент педагогического мастерства. Список рекомендованной литературы: Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. ­ М.: Беляев,   В.   И.   Педагогика   А.С.Макаренко:   традиции   и   новаторство   / 1. МПСИ, 2010. ­ 432 с. 2. В.И. Беляев. ­ М.: МИУПУ, 2006. ­ 516с. 3. Шиянов. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2013. ­ 298с. 4. ­ Барнаул: АлтГТУ, 2012. ­ 152 с. 5. Шиянов. ­ М.: Академия, 2009. ­ 510с. 6. Хозяинов.­ М.: Высш. шк.,2010. ­ 201с. Котова,   И.   Б.   Педагогическое   взаимодействие   /   И.Б.   Котова,   Е.Н. Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Неудахина. Сластенин,   В.А.   Педагогика   /   В.   А.   Сластенин,   И.   Ф.   Исаев,   Е.   Н. Хозяинов,   Г.И.   Педагогическое   мастерство   преподавателя   /   Г.И. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте суть определения педагогического мастерства. Ответ: Педагогическое   мастерство   –  это   синтез  личностно­профессиональных   которые   обусловливают   высокую качеств   и   свойств   личности, результативность   К   составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки,   которые   обусловливают   чистое   владение   основными   приемами   педагогического   процесса. 1 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части: 1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей; 2) мастерство убеждения; 3) мастерство передачи своих познаний и опыта; 4) мастерство владения педагогической техникой.  Согласно   Н.   Н.   Тарасевичу  педагогическое   мастерство   –   это   комплекс свойств   личности,   высокий   уровень   профессиональной   деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания,   педагогические   способности   и   техника.  Ядром   педагогического мастерства   является   совокупность   знаний   и   установок   личности. Педагогическая культура понимается как часть общечеловеческой культуры и часть   национальной   культуры.   Ее   содержанием   является   мировой педагогический   опыт,   как   смена   культурных   эпох   и   соответствующих   им педагогических   цивилизаций,   как   история   педагогической   науки   и образования,   как   смена   образовательных   парадигм.   С   точки   зрения системного   анализа   и   в   связи   с   рассмотрением   взаимовлияния   системы образования   и   педагогики   педагогическая   культура   исследуется   как сущностная   характеристика   среды,   особенностей педагогической системы, как процесс ее перехода к новому качеству. При рассмотрении форм проявления педагогической культуры выделяют два ее аспекта:   межпоколенное   и   педагогическое   взаимодействие,   основанное   на межличностном   взаимодействии.   Межличностный   аспект   педагогической культуры   ­   сущностный   момент   в   ценностных   функциях   педагогической деятельности,   который   обусловлен   национальной   идентичностью педагогических систем.   уклада   жизни, 2. Охарактеризуйте   учителя(воспитателя).  профессиональные   качества Ответ:  Каким   должен   быть   воспитатель   детского   сада   в   современных   реалиях? Данная   профессия   является   особой   по   своей   значимости   и   сущности. Особенности профессии Специфика труда заключается в том, что в качестве основного  объекта  выступает   ребенок,  являющийся   уникальным  творением природы.   Воспитатель   должен   заниматься   духовным,   психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в   детском   саду   является   одной   из   самых   ответственных   и   важных   в современном   мире.   Специфика   педагогической   деятельности.     Вся   работа воспитателя   направлена   на   формирование   основных   видов   деятельности, 2 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС способствующих   развитию   гармонически   развитой   личности   дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно   быть   подлинное   профессиональное   мастерство.   Далеко   не   все обладатели   диплома   педагогического   учебного   заведения   смогут   стать хорошими   работниками   ДОУ.   Работа   воспитателем   в   детском   саду подразумевает   осуществление   музыкальной,   игровой,   трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.    образовательные, Программа   работы   воспитателя.   Существуют   определенные   требования   к уровню   подготовки,   а   также   к   непосредственной   деятельности педагогического   работника   дошкольного   учреждения.   Помимо   среднего профессионального   либо   высшего   профильного   образования,   должна   быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели   работы   с   воспитанниками:   развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый   период,   способы   их   достижения.   По   новым   стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения   и   навыки,   которыми   должны   овладеть   после   завершения   курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным   учреждением,   программы   педагогов   могут   быть узконаправленными.   Среди   самых   распространенных   направлений   в   ДОУ лидирует   патриотическое,   экологическое,   физкультурное   направление. Функции   для   реализации   образовательной   деятельности   воспитателя   Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции.   Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами.   Профессиональные   качества   воспитателя   детского   сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви   и   уважения.   Эта   функция   предполагает   полноценное   общение   не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами. Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка   и   установлением   их   уровня   воспитанности   и   развития.   В профессиональные   качества   воспитателя   детского   сада   входит   знание особенностей   детской   возрастной   психологии.   Если   педагог   не   владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.  3 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС такие Ориентационно­прогностическая профессиональные   качества   воспитателя   детского   сада   как   планирование образовательной   и   развивающей   работы.   Кроме   того,   в   профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности. предполагает     функция   Конструктивно   –   проектировочная   функция   характеризует   профессиональные   качества   воспитателя   детского   сада,   касающиеся организации   учебных   занятий   и   развивающих   игр,   проектов   с   малышами. Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный   своей   профессией   человек,   может   повести   за   собой   детей, «зажечь»   в   них   искорку   познания.   Педагог   отбирает,   структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды   деятельности,  анализирует   желание   малышей   получать   новые   знания, навыки.  Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для   ребенка   настоящим   примером.   Что   должен   уметь   воспитатель   Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского   сада.   Образование   данного   профиля   можно   получить   в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.   Гуманность. Данное  качество  особенно важно для  представителей   данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и   помощь   ребенку,   помогать   ему   в   преодолении   проблем,   связанных   с общением   с   другими   ребятами.   Под   руководством   чуткого   наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков. Толерантность.   Воспитатель   обязан   быть   терпимым   к   своим   малышам.   Не допускается   ситуаций,   когда   педагог   повышает   голос   на   детей   во   время занятия.   Педагогический   такт   и   справедливость.   Данное   качество   предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с   дошкольниками.   Кроме   того,   профессиональный   воспитатель   учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По   новым   ФГОС   для   каждого   воспитанника   детского   сада   выстраивается 4 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС собственная   образовательная   траектория,  по   которой   он   продвигается   под руководством своего наставника.  Справедливость   –   обязательное   качество   современного   педагога   ДУ.   Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще   личностными   качествами   должен   обладать   хороший   воспитатель?   Он должен   быть   оптимистом,   не   теряться   в   экстремальных   ситуациях,   иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать  коллегам   в  решении  общественных  и  социальных  проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.  Должностные   обязанности   воспитателя   детского   сада.   Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог   дошкольного   учреждения.  Он   обязан   планировать,   организовывать, осуществлять   деятельность   и   детей   и   их   воспитание   в   ДУ.   Воспитатель занимается   повседневной   работой,   которая   направлена   на   обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников. В своей работе он обязан применять современные педагогические технологии, владеть   приемами,   методами,   средствами   обучения.   Основываясь   на рекомендациях   детского   психолога,   результатах   личных   исследований, работает   с   детьми   индивидуально,   в   группах,   занимается   коррекционно­ развивающей   деятельностью.   Вместе   с   медицинским   работником разрабатывает   и   реализует   комплекс   мероприятий,   направленных   на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей,   проводит   мероприятия,   способствующие   их   психофизическому развитию,   отвечает   за   их   жизнь   и   здоровье.   Воспитатель   обязан   знать   и соблюдать   законы   РФ,   постановления   и   решения   Правительства   РФ, касающиеся   дошкольного   воспитания,   владеть   положениями   Конвенции   о правах ребенка.  Такое   слово,   как   «воспитатель»   происходит   от   «питать»,   то   есть вскармливать.   Современный   словарь   трактует   данную   профессию   как человека, который занимается воспитанием кого­либо, принимает на себя всю ответственность   за   развитие   и   условия   существования   личности   иного человека.   Для   появления   данной   педагогической   профессии   были объективные   причины.   Для   полноценного   развития   общества,   было   важно, чтобы   опыт,   накопленный   старшими   поколениями,   передавался   детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности 5 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС раба   входил   контроль   развития   ребенка,   его   поведения   и   совершаемых поступков.   Постепенно   на   смену   рабу   пришли   домашние   воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ   –   творческие   и   яркие   личности.   Они   отличаются   эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У   представителей   данной   профессии   прекрасные   коммуникативные   и вербальные способности. Воспитатель – прекрасный организатор, владеющий четкой   речью,   умеющий   привлечь   к   себе   внимание   собеседника.   У   всех представителей   этой   важной   и   ответственной   профессии,   развито   чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на   должность   воспитателя   проходит   медицинский   осмотр.   К   детям   не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно­двигательного аппарата, дыхательной и сердечно­сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые   имеют   кожно­венерические   и   инфекционные   болезни,   являются вирусоносителями.  Что такое базовая культура личности? Духовная культура? Что  3. такое педагогическая культура? Ответ: Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального ­ мира, человека, государства, семьи, школы,  учителя. Этому отдали дань Платон, Т. Мор, Т Кампанелла, Я. А. Коменский,  Ж.­Ж. Руссо, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский, Л. Н.Толстой, В. А.  Сухомлинский.    Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не может быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая  определенность все­таки существует: безусловно значимыми  характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения  культуры, ценностей и норм общества и определяются понятием базовая  культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых  направлений:    ­ нравственная культура,    ­ физическая культура,    ­ познавательная культура,    ­ культура труда и экономическая культура,    ­ гражданская и правовая культура, 6 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС    ­ эстетическая культура,     ­ политическая культура,    ­ культура общения,    ­ культура семейных отношений,    ­ культура жизненного самоопределения.    Современное воспитание ориентируется на все направления базовой  культуры личности. Такая "разносторонность" воспитания определяется  личностным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их  жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей,  определяющих активность в различных областях.    Понимая человека как универсальное существо, современная философия и  психология подчеркивают феномен предназначенности конкретного человека, разную степень проявления отдельных характеристик его личностного  потенциала. Поэтому воспитание должно не только создать условия для  развития физического, познавательного, нравственного, коммуникативного,  творческого потенциалов личности ребенка, но и помочь ему  самоопределиться в жизни с учетом своих индивидуальных возможностей,  найти смысл своей жизни.    Воспитание не может "внедрить" в сознание и поведение человека  определенный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и  развивающейся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между  миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать  и оценить эти усилия ребенка.    Известный психолог и психиатр В. Франкл описал условную классификацию ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни43. Воспитателю весьма полезно обратиться к этой  системе ценностей:    ­ ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих  актах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ  природы и материального мира;    ­ ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты  природы, искусства, человеческой деятельности;    ­ ценности общения реализуются в человеческих отношениях ­ сочувствия,  доброты, справедливости, дружбы, любви;    ­ ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение своего отношения  к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла  жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание  концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях:  смирения, покаяния и достоинства.    Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую  систему ценностей личности делает реальностью:    ­ организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и  7 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС взрослых;    ­ создается насыщенная образцами достойного поведения социальная  микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и действует ребенок;    ­ обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально­ ценностных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;    ­ моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни.    Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации  ценностей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л.  С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что  личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в  определенной последовательности:    1) наблюдение образцов поведения;    2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и  общении;    3) последующее систематическое и привычное их использование по  отношению к другим людям;    4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во  внутренние личностные особенности.    При несомненной важности всех компонентов базовой культуры личности,  они не равнозначны: нравственная культура доминирует.    Воспитание нравственной культуры направлено на воспитание у ребенка  отношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание  этой ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира природы, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни  человека.    Передать ребенку такую сложную ценностную интерпретацию в готовом  виде невозможно. Она будет присвоена им как составляющая его личностной  культуры лишь в результате педагогически организованного "проживания"  воспитательных (и реальных жизненных) ситуаций, где проявление этих  ценностей будет иметь для него личностный смысл. В. А. Сухомлинский  писал: "Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого  мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношения  к вещам учился правильно, по­человечески относиться к людям. Ребенок  должен „одухотворять" вещи, которые входят в его жизнь, должен  чувствовать в них человеческое ­ разум, мудрость, любовь к людям".    Воспитание нравственной культуры ребенка строится с учетом двух  "векторов" нравственного потенциала его личности: потребности в  персонализации и потребности в самореализации.    Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного  "оснащения" воспитание должно организовать нравственный опыт общения с  8 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС ровесниками, старшими и младшими (культура общения, культура поведения,  культура семейных отношений).    Потребность в самореализации с помощью воспитания должна приобрести  черты реальной работы над собой. Воспитание дает ребенку опыт  контролирования своей жизни по принципу "стремись быть лучше, но не  лучше других". В такой позиции заложен серьезный нравственный выбор.  Принять его сразу, без осмысления различных жизненных позиций людей,  долга перед людьми и своих индивидуальных форм поведения, ребенок не  может. Воспитание призвано обеспечить доступные ему нравственные поиски.    Воспитание физической культуры личности обязательно предполагает  принятие ею здоровья как жизненной ценности. На этой основе складывается  культура здорового образа жизни, культура тела, культура сексуальных  отношений, где доминируют нравственные регуляторы отношений.    Воспитание культуры труда, центрированное на нравственных ценностях,  будет культивировать не ценность веши, продукта, денег, а ценности  творчества, преодоления жизненных трудностей, служения свои трудом  людям. Трудовая деятельность, организуемая воспитателем как ценность  нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной,  требующей напряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность,  побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и  ответственности.    Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие  познавательных возможностей личности и приобретение определенного  объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного  мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать  пользу и значение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять  поиск смысла жизни.    Воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приоритета патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей  Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу.    Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности  удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но сама  мера прекрасного, границы прекрасного и безобразного осознаются человеком в зависимости от его нравственной культуры.    Таким образом, ценности базовой культуры личности воспитываются не  обособленно друг от друга, а всегда интегрированно. Нравственное начало ­  основа любой деятельности ребенка и его общения.    Доминантные направления базовой культуры личности специально должны  выделяться и осмысляться лишь как модель педагогического проектирования  воспитателя. Реальная воспитательная ситуация всегда обращена ко всем  сторонам базовой культуры личности ребенка, он всегда одновременно  9 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС познает мир, взаимодействует с ним, оценивает его.    Ценности базовой культуры личности переживаются ребенком как  ценностные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием  обеспечены их когнитивная составляющая (знания, представления) и  поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки).  Свидетельством овладения личностью базовыми ценностями культуры в  любом из направлений будет способность осознан но строить свое поведение в контексте трех нравственных императивов; "можно", "нельзя", "надо". Важнейшей   характеристикой   и   предпосылкой   эффективности   учебно­ воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога   Ее   главное   назначение   –   способствовать и   воспитателя. совершенствованию   учебно­воспитательного   процесса,   росту   его продуктивности. Педагогическая   культура   педагога   (воспитателя) –   это   такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно­воспитательную деятельность в   сочетании   ее   с   эффективным   взаимодействием   с   обучающимися   и воспитанниками. Вне   такой   культуры   педагогическая   практика   оказывается парализованной   и   малоэффективной.   Культура   педагога   (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих: ­   передачу   знаний,   умений   и   навыков,   формирование   на   этой   основе мировоззрения; ­ развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально­волевой и действенно­практической сфер его психики;  обеспечение   сознательного   усвоения   обучаемыми   нравственных принципов и навыков поведения в обществе; ­ формирование эстетического отношения к действительности; укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Педагогическая культура предполагает наличие: педагогической   направленности   в   личности   педагога   (воспитателя), отражающей   его   предрасположенность   к   учебно­воспитательной 10 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС деятельности   и   способность   достигать   в   ее   ходе   значимых   и   высоких результатов;   психолого­педагогической   эрудиции   и ­   широкого   кругозора, компетентности педагога (воспитателя), т.е. таких его профессиональных качеств,   которые   позволяют   ему   достаточно   хорошо   и   результативно разбираться в учебно­воспитательной деятельности;  совокупности   важных   в   учебно­воспитательной   работе   личностных качеств педагога (воспитателя), т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии   и   поведении,   выдержка, спокойствие и целеустремленность;   высокая   работоспособность, ­   умения   сочетать   учебно­воспитательную   работу   с   поиском   путем   ее совершенствования, позволяющего ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно­воспитательную работу; гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально­познавательных особенностей, организационных качеств, способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно­воспитательной деятельности; ­ педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высоко  развитого педагогического  мышления, профессионально­ педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально­волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности   педагога   и   воспитателя   позволяет   им   эффективно   решать учебно­воспитательные задачи. Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом   педагогической   культуры.  Оно   выражается   в   устойчивых психолого­педагогических   знаниях,   педагогической   требовательности   и педагогическом такте педагога и воспитателя. 4. Пути формирования педагогической культуры? Ответ: Существует множество путей формирования социально­педагогической культуры специалиста социальной сферы. 11 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Первый   путь   связан   с   необходимостью   способствовать   повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры. В   основе   второго   пути   лежит   углубление   и   расширение   личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает: а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые   характеризуют   собственно   педагогическую   подготовку специалиста   и   определяют   его   компетенцию   в   работе   именно   в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы; б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере; в)   развитие   педагогической   техники,   позволяющей   специалисту наиболее   полно   реализовать   свои   педагогические   возможности   в процессе   социальной   работы:   овладение   навыками   самоуправления, вербального   и   невербального,   непосредственного   и   опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи; г)   накопление   опыта   реализации   своей   педагогической   подготовки   в социальной сфере. Третий   путь   включает   создание   условий   для   наиболее   активного использования   социально­педагогической   подготовки   для   социальной работы. Четвертый   —   проявление   специалистом   самостоятельности   в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы. Пятый   —   изучение   и   использование   опыта   ведущих   специалистов социальной   работы,   активно   реализующих   на   практике   свою педагогическую подготовку. Шестой —  обеспечение   целеустремленности   и  настойчивости  самого социального   работника   в   педагогическом   и   профессиональном самосовершенствовании. Ведущая   роль   в   овладении   социально­педагогической   культурой специалиста сферы   принадлежит   «культуре профессионального   самообразования   педагога»   (Г.М.   Коджаспирова). социальной     12 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Она   является   высшей   формой   удовлетворения   познавательной потребности   личности   специалиста,   связанной   с   проявлением значительных   волевых   усилий,   с  высокой   степенью   сознательности   и организованности   человека,   принятием   на   себя   внутренней ответственности   за   свое   самосовершенствование.   [5]   Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения,   профессионального   становления   в   условиях   учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после   выпуска   в   период   его   адаптации   в   последующей   его профессиональной деятельности. 5. Охарактеризуйте компоненты гуманистической направленности. Ответ: Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к  самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы  человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек  может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее  гуманистический смысл. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально  организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.  Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного  процесса интериоризации общечеловеческих ценностей[24]. Первый  заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные  условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения,  которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и  переходят в более устойчивые мотивационные образования (например,  интерес к чтению).  Второй способ организации воспитания с целью интериоризации  общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником  предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся  должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне  принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение  смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Опыт,  организуемый взрослым, Р. И. Жуковская представляет в нескольких  направлениях и при использовании таких средств[25]:  13 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития  полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с  детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана  ребенку». Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации  детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как  напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в  группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать  внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах. Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание  ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает  естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания  больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;  Художественная литература. Р.И. Жуковская считала, что художественная  литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность  детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать  для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде  детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых.  Выделим основные педагогические гуманистические средства, позволяющие  воспитывать в ребенке качества гуманной личности[26].  Воспитание доверием, заботой и уважением. Необходимо учить ребенка  бороться с чувствами беспомощности и неизвестности. Уметь жить в  нестабильном мире, быть способным оторваться от прошлого ради  неизвестного будущего – значит быть открытым жизни, относиться к ней  творчески. Это очень трудная задача, порою кажущаяся невыполнимой,  поскольку никто не может знать, что готовит ему жизнь, но каждый хотя бы  приблизительно желает это знать. Для этого нужно быть смелым,  решительным, а главное, доверять себе, своим достоинствам и ни в коей мере  их не преуменьшать.  Воспитание ответственностью. Современная педагогическая мысль  практически единодушна в том, что сегодня, больше, чем когда­либо прежде,  воспитание стало воспитанием ответственностью. Развивая в ребенке  самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы ребенок начал чувствовать,  знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не  только, поступая так­то и так­то, избегать их окриков и наказаний. В самом  начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки 14 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС перед другими и обществом в целом, как перед самим собой.  Воспитание через здравомыслие, этическое исследование и  смыслотворчество. Современный гуманизм – это новейшая форма  рационализма, интегрирующего достижения методологии научного познания,  философии и психологии ХХ века. Рациональности, как стилю адекватного  мышления и поведения, следует учить. Как уже неоднократно  подчеркивалось, гуманистическая педагогика считает одной из своих  основных задач развитие в учащихся навыков критического мышления и  здравомыслия, научного скептицизма, как и способности разумного подхода к этическим жизненным коллизиям. Предоставление учащимся максимально  полной информации без оценочного давления и совместное размышление над  проблемными ситуациями – необходимый элемент и метод гуманистического  воспитания. Он позволяет совершенствовать их способность к рефлексии,  здоровому критицизму, осознанию реальных проблем, правильному  выстраиванию процесса принятия решения или выбора.  Воспитание творчеством. Воспитание, через приобщение к творчеству,  «актуализированного» («сбывшегося», самостоятельного) человека – еще  один аспект гуманистической педагогики. Способностью к творчеству в той  или иной степени или области наделен каждый.  Творчество – определяющая характеристика человеческого существа.  Воспитанию творчеством придается такое значение потому, что оно по  необходимости учит человека опираться на собственные силы, верить в себя,  быть независимым, автономным, свободным; все это рождает в нем законное  самоуважение[27].  Разумеется, что, воспитывая через творчество, мы развиваем в человеке и  познавательные способности (в первую очередь, может быть, воображение и  интуицию), и практические умения. Никакой серьезный и общеполезный труд  немыслим, кроме того, без добродетелей упорства, целеустремленности,  самодисциплины. Так развивается чувство преданности делу вместе с  ответственностью за начатое.  Побуждая человека к конституированию (установлению) смысла жизни и его  осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем  здравомыслие и реалистичность – качества, столь необходимые для того,  чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от  нежелательного, достойное от недостойного.  Восприятие и интериоризация личностью, перевод во "внутренний план"  15 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных  ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном). В этом  процессе активную роль играют эмоции.  Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается  многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности  воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде  всего чувствами. А что же может быть так не окрашено чувствами и эмоциями для дошкольника как творчество, выражаемое через любовь к рисованию,  труду, играм? Творческий характер игровой деятельности проявляется в том,  что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что,  веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или  огорчается по ходу игры. Потому такое средство воспитания  гуманистической направленности как творчество и игра становятся весьма  значимыми. Творческий характер сюжетно­ролевой игры определяется наличием в ней  замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с  развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об  окружающем мире[28]. Дети проявляют большую изобретательность,  подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники  сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел,  лучше справится с ролью. Как всякая творческая деятельность, сюжетно­ ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость  и удовольствие уже самим своим процессом. Охарактеризуйте систему профессиональных знаний и умений  6. педагога. Ответ:  Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует  определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной  педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества  объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На  основе анализа различных определений данного понятия с учетом  особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий  вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это  способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности,  определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном  научном образовании и эмоционально­ценностном отношении к  педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально  16 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС значимыми установками и личностными качествами, теоретическими  знаниями, профессиональными умениями и навыками.  Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому  образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов,  способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования  детей дошкольного возраста.  Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы  базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в  процессе самообразования.  Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и  содержания деятельности по следующим направлениям:  – воспитательно­образовательной;  – учебно­методической;  – социально­педагогической.  Воспитательно­образовательная деятельность предполагает следующие  критерии компетентности: осуществление целостного педагогического  процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями  компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм,  методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения  результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с  образовательной программой; умение руководить основными видами  деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.  Учебно­методическая деятельность воспитателя предполагает следующие  критерии компетентности: планирование воспитательно­образовательной  работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа  достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими  показателями компетентности: знание образовательной программы и  методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать,  планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение  технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и  обучения детей.  Социально­педагогическая деятельность воспитателя предполагает  следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям;  создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.  Данные критерии подкрепляются следующими показателями:  Знание основных документов о правах ребнка и обязанностях взрослых по  отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с  родителями, специалистами ДОУ. 17 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Дайте определение понятию «педагогическая технология».  7. Определите назначение педагогических технологий и  их компоненты. Ответ:  Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель  совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию,  организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением  комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология  предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Функции педагогических технологий обусловлены их сущностью и  характерными признаками и осуществляются в органичном единстве. Основные функции педагогических технологий: гуманистическая, развивающая функция предусматривает реализацию  образовательных целей учебного процесса: создание комфортных  психологических условий для развития личности обучаемого, подготовку его  к жизнедеятельности в информационно­технологическом обществе; методологическая функция выражает общую стратегическую направленность  модели обучения и предполагает внедрение стратегии обучения в практику  через систему процедур и операций; функция проектирования и конструирования позволяет запланировать  образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со  значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. Структурными компонентами педагогической технологии как системной  категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства  педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат  деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки). 8. Укажите принципы педагогических технологий.  К принципам педагогических технологий относят: ­принцип целостности технологий, предусматривающий закономерности  развития технологической системы: инновационность ее структуры при  гармоническом взаимодействии всех составных ее элементов; 18 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС ­принцип вариативно­личностной организации обучения предполагает  адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их  типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное  влияние на учебную деятельность;     ­принцип фундаментализации и профессиональной направленности  технологии, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных  умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в  соответствии с сегодняшними и перспективными требованиями; ­принцип информационной поддержки технологичности обучения,  ориентированный на применение в образовательном процессе педагогически  оправданных средств информационной компьютерной техники (персональных  компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных  систем и т.п.). Сформулируйте  (Вашу личную) цель внедрения педагогической  9. технологии.  ОТВЕТ: Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –  обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период  обучения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания  в повседневной жизни. 10. В чём заключается особенность выбора технологии? Ответ:  Выбор педагогических технологий зависит: ∙         от типа дошкольного учреждения, ∙         от продолжительности пребывания в нем детей, ∙          от программы, по которой работают педагоги, ∙          конкретных условий ДОУ, ∙          профессиональной компетентности педагога, 11.    Перечислите,   какими   профессиональными   компетенциями   при   системно­технологической должен   обладать   педагог   организации образовательного процесса.  19 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Ответ: Компетенция­   базовое   качество   индивидуума,   включающее   в   себя совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности,   необходимых   для деятельности. Профессиональная качественно­  компетенция­   способность   успешно   действовать   на   основе   практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.     [3] продуктивной     Основная   профессиональная   задача   воспитателя   ­   создание   условий   для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как: 1)   уважительное   отношение   к   каждому   ребенку,   к   его   чувствам   и потребностям, 2) умение общаться с каждым ребёнком, 3)   умение   создать   условия   для   свободного   выбора   детьми   деятельности, участников совместной деятельности; 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 5)   умение   оказать   недирективную   помощь   детям,   поддержку   детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности , 6)   умение   создать   условия   для   позитивных,   доброжелательных   отношений между   детьми,   в   том   числе   принадлежащими   к   разным   национально­ культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; 7)   умение   развить   коммуникативные   способности   детей,   позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; 8)   умение   создать   условия   для   овладения   культурными   средствами деятельности; 9)умение   организовать   виды   деятельности,   способствующие   развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно­эстетического развития детей; 10)умение оценить  индивидуальное  развитие каждого ребёнка, 20 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС        11)   умение   взаимодействовать   с  родителями   по   вопросам   образования ребенка,   вовлекать   их   в   образовательную   деятельность,   в   том   числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей .    [2] Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому  же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не   отвечает   современным   требованиям   дошкольного   образования, воспитателей­ стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами. Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень. Требования   современного   мира   таковы,   что   полученных   однажды   знаний недостаточно. Необходимо   совершенствовать   свою профессиональную компетенцию.   Выделим основные пути её развития: ­курсы повышения квалификации, ­исследовательская, экспериментальная деятельность, ­инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, ­ активное участие в педагогических  конкурсах, мастер­ классах, ­участие в методических объединениях, ­ умение ориентироваться в информационном потоке, ­обобщение собственного педагогического опыта, и самое главное­ самообразование. Самообразование­   составная   часть   системы   непрерывного   образования­ выступает   как   связующее   звено   между   базовым   образованием   и  периодическим повышением квалификации. 21 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Большинство   воспитателей   не   могут   (а   в   некоторых   случаях   не   хотят) самостоятельно   повышать   свой   профессионализм.   Сказываются   внешние факторы (оплата труда, материально­ техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят   от   самих   воспитателей.   Им   не   хватает   настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы. Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному   развитию.   Как   говорил   К.   И.   Чуковский   «Только   те   знания прочны   и   ценны,   которые   Вы   добыли   сами,   побуждаемые   собственной страстью…»    целенаправленная   познавательная   деятельность, Самообразование­ управляемая   самой   личностью,   приобретение   систематических   знаний   в какой­ либо области.  [педагогический словарь]. Критериями самообразования являются: ­эффективность профессиональной деятельности, ­творческий рост педагога, ­внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них:   изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов,  консультаций,  посещение   семинаров, конференций, тренингов,   а также практическая деятельность Укажите достоинства и недостатки технологического подхода в  12. образовании. Ответ: Достоинства Недостатки   Осуществляется  системный подход к  проектированию и  организации учебного  процесса Учащийся является  объектом  конструируемого  учебного процесса –  субъект – объектное  22 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС     Учебные цели педагога  и обучаемых (задачи)  проектируются  раздельно Задачи обучаемых  формулируются через  конкретный результат  их деятельности к концу занятия как эталоны  ожидаемых результатов  Обеспечивается  гарантированное  усвоения учебного  материала на  репродуктивном уровне  (при соблюдении правил эквивалентной и  аналогичной практики, а также правила  подкрепляющих  реакций) Обеспечивает  воспроизводимость  учебного процесса       отношение Ориентация на обучение не выше  репродуктивного уровня Направлен на изучение  известного (прошлого)  опыта Жесткость  технологической идеи  полного и однозначного  описания учебных  целей­эталонов Упрощение сложных  педагогических целей и  сведение их к набору  непосредственно  наблюдаемых признаков Не всегда позволяет  обеспечить усвоение на  высоком  познавательном уровне 23 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС   Обеспечивает  воспроизводимость  учебных результатов Инициатива на занятии в основном принадлежит  педагогу Дает наибольший  эффект при обучении  обязательному  минимуму знаний,  умений и навыков   Недостаточно  ориентирован на  развитие  самостоятельности  обучаемых в  приобретении знаний Не содержит  конкретных механизмов  развития мышления  обучаемых Таким   образом,   педагогическая   технология   представляет   собой воспроизводимые   способы   организации   учебного   процесса   с   четкой ориентацией   на   диагностично   заданную   цель,   то   есть   педагогическая технология рассматривается как технология учебного процесса. В условиях, когда группы квалифицированных специалистов в области содержания   и   процесса   обучения   проектируют   и   готовят   к   применению надежную   обучающую   систему   на   основе   технологического   подхода,   даже средний педагог может достигнуть превосходных результатов.  Одно из главных достоинств педагогической технологии заключается в том,   что   в   рамках   технологического   подхода   к   обучению   на   этапе проектирования решается задача согласования всех целей и поддержание на всех уровнях более общей цели. 24

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2017