Вид самостоятельной работы на уроках математики: "Математический навигатор". Можно подобрать материал по любой теме математики по разделам алгебры и геометрии, в 7-11 классах. Это создание карточки-навигатора, по которым ребенок может самостоятельно изучить тему или выполнить самостоятельную работу следуя инструкции навигатора.
Математический навигатор
в самостоятельной деятельности кадета.
Самохина Э.В., учитель математики ТОГБОУ « Многопрофильный кадетский корпус
имени Л.С. Дёмина» , г. Тамбов
В целях повышения результативности обучения в условиях
интеграций общего и дополнительного образования, мной
разработан, на основе перфокарт, фреймового опыта,
математический навигатор (способ, в дальнейшем) для
самостоятельной деятельности кадетов.
Цель: обоснование и экспериментальная проверка математического
навигатора в образовании как средство формирования универсальных
самостоятельных действий на уроках математики.
Задачи:
показать, что способ предоставления знаний в педагогике –
объективная инновация, вызванная необходимостью
интенсифицировать учебный процесс;
научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и
обмениваться ею;
способствовать формированию устойчивого интереса к предмету;
внести вклад в воспитание личности, способной к
самообразованию и адаптированной в современном обществе
Результаты:
Повышение качества знаний в достаточно короткие сроки и, как
результат повышение интереса к предмету и уровня мотивации
обучающихся.
В результате использования в обучении математического
навигатора, обучающиеся начнут свободнее ориентироваться в
учебном материале, научатся самостоятельно выделять главное,
будут лучше запоминать формулы и формулировки.
Теоретическая база
Математический навигатор может быть выражен в словесной
форме, в знаково-символьной форме в виде схемы, а может быть
смешанного типа. Каждая опора представляет собой постоянный
каркас, имеющий «пустые емкости», в которые
перераспределяется и раскладывается структурированнаяинформация каждого параграфа школьного учебника
математики. Такой каркас применяется в неизменном виде к
любой единице учебного материала. Эта работа может
проводиться в классе и дома в качестве контрольного домашнего
задания. Весь учебный материал расслаивается и
«раскладывается по полочкам», а «полочки» указываются в схеме.
Структура математического навигатора – скелетная структура –
жесткая конструкция, каркас, содержащий в качестве элементов
пустые строки или пустые окна, которые должны быть заполнены
и могут многократно перезаряжаться новой информацией. В
результате учащиеся начинают свободно ориентироваться в
учебном материале, учатся выделять главное в параграфе,
классифицировать элементы знаний, запоминают формулы,
формулировки теорем, понятий и в итоге – хорошо знают
содержание учебника. У учителя таким образом образуется
большой резерв времени, который он может потратить на
решение задач. Использование такого подхода в обучении
позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель – текст –
ученик. При этом учитель становится координатором,
методологом, а функция ученика приобретает характер
внутреннего диалога с автором или источником учебной
информации.
Этот способ – высокоэффективный способ сжатия информации за
счет укрупнения дидактических единиц знания в результате
содержательного обобщения.
Опоры способа– новое поколение опор высокого уровня
обобщения.
Технологии:
Технологии на основе знаковых моделей учебного материала.
Технология тестового контроля.
Личностно – ориентированные технологии.
Информационно – коммуникационные технологии.
Методы и приемы:
словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи
и восприятия учебной информации; рассказ, лекция, семинар,
беседа);
репродуктивные и проблемно-поисковые методы — (аспект
мышления). методы самостоятельной работы и работы под руководством
преподавателя (аспект управления обучением).
Эффективность:
В результате использования в обучении опор, обучающиеся
начинают свободнее ориентироваться в учебном материале,
учатся самостоятельно выделять главное, самостоятельно
классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и
теоремы.
Выводы:
Результаты, полученные в ходе реализации математического
навигатора, подтвердили, что применение опор организации и
представления учебного содержания способствует
формированию универсальных самостоятельных учебных
действий.
Анализ и обобщение опыта использования опор приводят к
выводу, что их применение:
во-первых, способствует развитию памяти и внимания, повышает
скорость восприятия и запоминания;
во-вторых, способствует развитию системного мышления, умений
выполнять разнообразные интеллектуальные операции
самостоятельно;
в-третьих, позволяет создавать более четкие структурно-
логические схемы, что в свою очередь создает условия для
оптимизации содержания учебной дисциплины.
Статичная опора формирует банк формул, запас слов, развивает
память, системное мышление, способствует развитию физических
компетентностей, развитию самостоятельной деятельности.
У учителя появляется значительный резерв времени, который он
может использовать на решение задач.
Прилагаю «Мастер класс» с применением математического
навигатора. В котором при решении задач по теме: «Треугольники»
используется математический навигатор. Затем дети знакомятся с
тем, где в жизни мы встречаем треугольники, но не обращаем на это
никакого внимания. Треугольники в декоре, строительстве, музыке,
звездах, чудесах мира. Треугольник в годы войны…..