Признаки суицидальной опасности,
пути решения, варианты профилактики
Слайд 2
Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Слайд 3
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Слайд 4
Виды суицида:
- истинный
- демонстративный суицид
-скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость)
Слайд 5
Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности.
Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых.
Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.
Слайд 6
Группа риска подростков, склонных к суициду:
ü Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
ü Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
ü Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
ü Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).
Слайд 7
Мотивы суицидального поведения детей и подростков:
1.Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания.
7. Любовные неудачи, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста.
9. Желание привлечь к себе внимание.
10. Чувство безнадежности.
11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые.
12. Желание наказать обидчика.
13. Депрессивные состояния.
Слайд 8
Причины суицидального поведения детей и подростков:
- нарушение детско-родительских отношений
-конфликты с друзьями или педагогами (как последняя капля толкнувшая к суициду, но основная причина №1)
-прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех)
-отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков (самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение)
-самоубийство фанатов после смерти кумира (имеют часто массовый характер).
Слайд 9
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что многие из них, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течении ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Слайд 10
Признаками эмоциональных нарушений являются:
Потеря аппетита или даже обжорство, бессонница
Частые жалобы на недомогания
Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
Постоянное чувство одиночества, вины
Погруженность в размышления о смерти
Отсутствие планов на будущее
Побеги из дома
Разговоры, записки, рисунки
Плачь без причины, грубость
Раздача личных вещей
Слайд 11
Вербальные (речевые) признаки:
Непосредственные
заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть»,
или «Я не хочу больше жить».
Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Слайд 12
Поведенческие признаки:
Отчаяние и плач.
Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
Нехватка жизненной активности.
Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
Повышение или потеря аппетита.
Вялость и апатия.
Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
Приведение в порядок своих дел.
Отказ от личных вещей.
Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
Суицидальные попытки в прошлом.
Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
Скудные планы на будущее.
Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Слайд 13
Рекомендации педагогам по оказанию поддержки
ребенку, имеющему признаки суицидального риска:
· не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
· доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
· не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
· дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
· сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
· говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
· постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
· убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
Слайд 14
· не предлагайте упрощенных решений;
· дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
· помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
· помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
· при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
· помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Слайд 15
ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ
Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
Будьте внимательным слушателем
Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
Помогите определить источник психического дискомфорта
Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите
определить перспективу на будущее.
Слайд 16
Рекомендации педагогам и родителям
в случае, если у ребенка замечена
склонность к самоубийству.
Ø Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Ø Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Ø Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
Ø Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Ø Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Слайд 17
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след.
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Им не исчезнуть начисто, дотла.
Спешите ж делать добрые дела!
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
БОЛЬШИХ ВАМ УСПЕХОВ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.