Самованализ урока окружающий мир 2 класс

  • docx
  • 26.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самоанализ урока окружающий мир 2 класс.docx

Самоанализ урока окружающего мира во 2 классе

учителя начальных классов

Тема урока: Государственная символика России.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

образовательные:

1. познакомить учащихся с государственной символикой России, ее значением;              

2. формировать понятия «государственный символ», «герб», «флаг», «гимн»;

3. продолжить формировать умение работать с текстом.

развивающие:

1. развивать познавательную активность;                                      

2. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;                                   

3. развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку.

 воспитательные:

1. воспитывать интерес к окружающему миру;                                   

2. воспитывать умение вести учебный диалог и формировать культуру межличностного общения через организацию фронтальной и парной работы;                                

3. воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, уважение к государственным символам, товарищества, взаимопомощи, отзывчивости.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: учащиеся научатся узнавать и называть государственные символы России, что они символизируют; наше государство; сформированность уважительного отношения к России.

Личностные УУД:

— положительное отношение к учебной деятельности; проявлять познавательную инициативу на основе жизненного опыта;

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; — развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 — структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, стилей;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

 — подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

         Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, учебники «Окружающий мир» под редакцией О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина, шаблоны флажков, кроссворды для работы в парах, цветные карандаши, сигнальные карточки.

         Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Человек и общество». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущем уроке. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.   Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод, старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

         Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) включала обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, мотивировала на продуктивную работу: “я хочу”, “я могу”, была направлена на создание доброжелательной атмосферы.

         Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии учащихся помогла проверить домашнее задание и осуществить плавный переход к постановке учебной задачи. Для этого было продекламировано учеником стихотворение Е. Серовой «Мой дом» и проводилась беседа по вопросам (- Кто из вас догадался, о чем говорится в стихотворении? - На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши родители, близкие и друзья. Это наша …

- Как называется наша Родина?  В каком государстве мы живем?

- Более точное название нашего государства…- Что мы знаем с вами о России?)

         На этапе выявление места и причины затруднения. Была создана проблемная ситуация с детьми, способствующая определению темы урока и целей.

         При построении проекта выхода из затруднения учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока и проверили свои предположения, прочитав в учебнике.

         На этапе реализации построенного проекта учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока обучающиеся «добывали» знания сами, благодаря умелому использованию современных педагогических технологий. Ребята находились в постоянном поиске, здесь развивались коммуникативные, регулятивные, а также познавательные универсальные действия. Также я использовала задания развивающего и практического характера, способствующие развитию творческих способностей ребенка. На подготовительном этапе к уроку, я предложила кратковременный проект, подсказала источники информации. Так на протяжении всего урока работала рубрика «Архивариус», в которой обучающаяся делились познавательной информацией, подготовленной самостоятельно. Здесь еще один удачный момент – межпредметная связь (окружающий мир – русский язык, литературное чтение, краеведение, история, изобразительное искусство). Я применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для выявления особенностей материала урока. На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации). Принцип научности - я давала дополнительный материал, обучающиеся оперировали научными понятиями, для получения новых знаний. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип доступности прослеживался в подборе материала. После просмотра презентации, я предлагаю отыскать информацию в учебнике, побуждаю добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. В результате работы обучающиеся узнали о государственных символах России и их отличительных признаках. На уроке использовала игровые технологии: отгадывание стихотворения-загадки, задание «Проверим себя», кроссворд, которые развивали мыслительную деятельность.

         При первичном закреплении с комментированием во внешней речи предложила обучающимся совместно выполнить задание «Проверим себя» (соотнести определение с соответствующим понятием).

         Динамическая пауза способствовала тому, чтобы ученики не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу.

         Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону помогла закрепить полученные на уроке знания. На данном этапе урока применила не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок логическое задание: разгадывание кроссворда. Такой вид деятельности способствовал умению учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы.

         Рефлексия урока носила учебную и эмоциональную направленность, показала осознанность приобретённых знаний, учащиеся смогли поделиться своими достижениями, ответив на вопросы:

- Что узнали нового о государственных символах?

- Какое задание было самым интересным?

- А какое - самым трудным?

На этапе рефлексии каждый обучающийся сам оценил свою работу с помощью сигнальных карточек.

Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.

         Домашнее задание было дифференцированным. Детям было предложено задание: подготовить рассказ об одном государственном символе.

         В течение урока преподносила дополнительный научный материал, который вызывал интерес.

         Учебная деятельность осуществлялась посредством индивидуальной, фронтальной и парной формы работы. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавала ситуацию успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации обучающихся и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. В конце своего анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их самостоятельно.

         Урок соответствует требованиям ФГОС

         Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные цели и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.