Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"
Оценка 4.7

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +2
Взрослым
08.02.2019
Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"
Статья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью". Работая с детьми мне пришлось несколько пересмотреть свои методы и формы обучения. Дети с недостатками в умственном развитии требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждое занятие приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным.
Статья-Мазур 2019г.docx
«Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"    Из опыта работы учителя­дефектолога  КГБОУ Красноярской  школы №4   Мазур Г.И. Работая с такими детьми мне пришлось несколько пересмотреть свои методы и формы обучения. Дети с недостатками в умственном развитии требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждое занятие приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным.  Ко мне на занятия приходят учащиеся с виду ни чем не отличаются от   остальных школьников. Но через 8­10 минут  ребенок начинает зевать, кричать, даже падать на пол. Так мал   запас   внимания   и   мотивации   на   учебный   труд.   Чтобы   предугадать   наступающую агрессию,   предусмотреть   как   можно   длительнее   комфортное   пребывание   ребенка   в образовательном   учреждении   существует   профессия,   которая   объединяет   медицину   и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для детей с особыми  потребностями и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.  В научной литературе указаны  основные качества учителя­дефектолога:  Высокий уровень интеллекта.   Интуитивные способности.   Наблюдательность и внимательность.   Коммуникабельность.  Эмоциональная непоколебимость и терпеливость.   Отзывчивость.   Тактичность и так далее,  но если ты не найдешь   личного контакта с   ребенком, то все твои ранее перечисленные компетенции  не имеют смысла. Дефектолог – это первый человек, который  приходит на помощь нуждающимся, он не равнодушен   к   чужим   проблемам.   Это   широкопрофильный   педагог,   умеющий   правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.     Зачастую   в   моей   практике   как   учителя­дефектолога   на   коррекционных   занятиях приходится   ликвидировать   проблемы,   возникшие   в   усвоении   программного   материала.   В данном   варианте   коррекционной   работы     выполняю   роль   учителя­репетитора,   провожу дополнительные занятия по предмету. Такие занятия дают лишь временный эффект, так как не   решается   главная   задача   –   коррекция   того   или   иного   недостатка,   препятствующего формированию определенного навыка (счёта, чтения, письма, речи и т.д.)  Одной из актуальных проблем в сфере специального образования является проблема содержания,   планирования   и   организации   коррекционно­педагогической   деятельности учителя­дефектолога в рамках коррекционных занятий учебного плана для обучающегося с особыми образовательными потребностями. Введение в учебный план коррекционных занятий подчёркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешности обучения учащихся с особенностями психофизического развития. Цель   коррекционных   занятий   в   рамках   специального   образовательного   процесса  – устранение причин затруднений в усвоении предметных знаний, умений и навыков  развития индивидуальных   возможностей   ребёнка   на   коррекционных   занятиях   по   формированию элементарных математических представлений.     Результат  данных занятий – формирование умений   в   «проблемной»   области   развития   (восприятия,   памяти,   мышления,   речи, деятельности   и   др.),   которые   повышают   уровень   успешности   учащегося   при   выполнении учебных заданий различного программного содержания. Таким   образом,  коррекционная   работа   отличается   от   урочной   деятельности   по предмету:   целью,   содержанием   и   результатом.   Поэтому   тип   учебной   деятельности   – коррекционное занятие имеет ряд специфических особенностей.  Занятия   по   формированию   математических   представлений   могут   состоять   из нескольких частей, которые объединены логической связью на основе единого сюжета либо просто включать задания в некой последовательности. В связи с замедленным характером школьников с умеренной   степенью умственной отсталости при обучении математическим представлениям   следует   планировать   минимум   материала   для   усвоения.  Коррекционное занятие не подменяет урок, поэтому имеет особую структуру, отличительную от структуры урока: коррекционное занятие может содержать отдельные структурные компоненты урока: организационный момент, повторение пройденного, сообщение темы и задач занятия, работа по теме занятия, итог занятия. Для формирования элементарных математических представлений на уроках использую фронтальную и индивидуальную формы работы с применением элементов изобразительной деятельности,   конструирования,   использования   игровой   формы,   с   активным   применением дидактических   разнообразных упражнений. игровых игр       и     Свои  занятия строю по разному, но они всегда содержат три основных этапа: вводная, основная, заключительная части.  При планировании   мои коррекционные  занятия:     являются гибкими и в плане временной продолжительности отдельных занятий, и в плане   изменения   состава   групп,   т.е.   они   могут   быть   как   групповыми,   так   и индивидуальными (по времени проведения  регламентирую свои занятия,   выделяю не менее  двух  часов в неделю).     соответствуют   задачам   реализуемой   образовательной   программе,   перспективному плану коррекционной работы, корректно определяю тему (которая не дублирует тему урока). индивидуально­ориентированы   (учитываю   индивидуальные   особенности психофизического   развития:   уровень   развития   того   или   иного   навыка,   характер деятельности,   учет   возрастных   особенностей,   учет   программы   обучения,   темп деятельности,   уровень   коммуникативной   деятельности, сформированность эмоционально­волевой сферы, способность учащихся к принятию помощи и т.д.).   речевое   развитие,    Оснащены   специальной   наглядностью   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями   развития   учащихся:     для   детей   с   нарушением   зрения   увеличенные образцы дидактического и раздаточного материла; для детей с нарушениями опорно­ двигательного аппарата специальные приспособления для крепления наглядности; для детей   с   нарушениями   речи,   задержкой   психического   развития   (трудностями   в обучении модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий).   наполнены   разнообразием   взаимосвязанных   методов   и   приемов:   словесных, практических, наглядных, исследовательских, проблемных.     эмоционально окрашены (даю эмоциональные установки на положительную работу (рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы работы). Анализируя занятие,  обращаю внимание на вышеперечисленные особенности организации коррекционного занятия. Прежде  чем составить индивидуальный план работы на каждого обучающегося обследую уровень знаний, умений и навыков. Использую разработанные мною протоколы, на   каждый класс,   в   которых   выявляются   математические   представления,   а   также   запас   общих представлений и социально­бытовая ориентировка.                          (Смотреть  приложение № 1). Для   выявления   знаний,   умений   и   навыков   по   формированию   элементарных математических   представлений   мною     составлен   бланк   промежуточной   аттестации   для обучающихся   1­6   классов   с   умеренной   степенью   умственной   отсталости.   (Смотреть приложение № 2). Занятие учителя­дефектолога для детей 1 класса с умеренной умственной отсталостью  Тема: Различение понятий «Один­много» Цель: Познакомить детей с понятиями «один», «много».  ­продолжать   формировать   умения   различать   и   соотносить:   цвета   (красный, синий, зеленый, желтый) и форму предметов; ­активизировать   речевую   деятельность,   умение   слушать   и   слышать   речь педагога; ­стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор. Оборудование:  кукла;   разноцветные   или  массажные  мячи;    круги,    квадраты разного цвета (красного, желтого, синего, зелёного), бисер.  Ход занятия:  I Организационный момент Учитель­дефектолог вместе с детьми «паровозиком» въезжает  в класс, а в классе их ждёт кукла Даша. II Основная часть урока:  1. У   Даши   задание:   на   разносе   лежат   круги   разного   цвета   большие   и маленькие. Дети, сколько здесь кругов?  (Много) ­Возьмите по одному кругу и садитесь на свои места. ­Поднимите, у кого круг большой, теперь поднимите, у кого маленький. ­Давайте   мы   сделаем   на   доске   из   кругов   бусы   для   куклы   Даши.   Сначала маленький круг, затем большой, снова маленький и большой. Прикрепить круги на классную доску такими же магнитами, какого цвета ваши кружочки. Давайте полюбуемся, какие красивые бусы получились. ­А   теперь   давайте   сделаем   настоящие   бусы   для   Даши   из   бисера.   Детям раздаётся бисер по 10 штук, они нанизывают его  и дарят кукле. 2. На   обратной   стороне   доски   прикреплён   паровозик   с   вагонами,   но   у вагонов нет колёс. ­   Ребята,   пока   паровозик   ехал   к   нам   по   дороге   растерял   все   колёса, давайте мы ему поможем и поставим колёса. ­Какого цвета первый вагон? (синий)  ­Найдите колёса синего цвета, поместите их к вагону (и так с остальными вагонами) 3. Физминутка: Игра «Поезд».  Мы сидели, мы устали, А сейчас мы дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Соберем мы паровоз, чтобы в гости нас повез.  Дети     двигаются   по   кругу   за   педагогом   под   песенку   «Едет,   едет   паровоз», положив руки на плечи   впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к столу, где стоит корзина с мячами. 4. Что лежит у меня в корзинке? (Мячики)  ­ Сколько у меня мячиков в корзинке? (Много)  ­ Возьму один мячик. У меня один красный мячик.  ­ Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик?    У тебя один зеленый мячик. Повтори. (Раздать все мячики)  ­ Сколько было мячиков в корзинке? Много.  ­ А теперь сколько осталось? Один.  Было много мячиков, мы взяли по одному,  и в корзине остался  один мячик. 5. Дети встали в круг: Возьмите мячик в правую руку. (Педагог показывает все движения)  Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой.  Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой.  Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение: Девочки и мальчики запрыгали, как мячики. Попрыгали, устали, на носочки привстали, Потихоньку закружились и на коврик опустились. III Закрепление Давайте соберем мячики в корзинку. — Сколько мячиков лежит в корзинке? (Один)  — Я положу в корзинку 1 красный мяч. — Саша, положи в корзинку мячик.  Сколько мячиков ты положил? (Один) (Все мячики собрать в корзинку) — Сколько в корзинке мячиков? (Много) ­Мы положили по одному, и их стало много. Итог занятия: Что мы учились различать? (один­много) педагогического обследования 4класс легкая умственная отсталость. П Р О Т О К О Л Ф.,И._________________________Год рождения _____________Класс ______Дата _____ Приложение № 1 Знание   о   себе   и   ближайшем окружении: Когда у тебя день рождение? Сколько тебе лет?  Запас общих представлений об окружающем мире, социально бытовая ориентировка.  Ориентировка   ребенка   в     пространстве   и     во времени: Ориентировка   в   комнате   слева­   справа,     между, над,   под,     внутри,   снаружи,   на   листе   бумаги, (соблюдение строки) В каком городе, стране ты живешь?  Домашний адрес? Как зовут твою маму, папу?  Где работает мама и папа? Бал л Бал л Название времен года, последовательность,    какое сейчас время года, что будет после лета?  Сколько месяцев в году, название,   последовательность,                                                     дни недели,        части суток.  Есть ли братья, сестра (кто  старше) Из кого состоит твоя  семья, сколько в ней человек? Развитие мелкой и общей  моторики. Обводка, штриховка,  раскрашивание, щнуровка, сбор  пазлов,  мозаики. Выполнение упражнений с  гимнастическими предметами                                                                                                               Суммарное число баллов ­ 20 Математические представления.    1.Порядковый   счет.   Устный   счет прямой   и   обратный   в   пределах 100 Счет прямой и обратный в пр100 десятками От 17 до 9.    Посчитай от 13 до 21, от 15 до 9. 4. Счетные операции. Решение примеров и задач. 17+ 4=21+8=         Задача. На одной полке стоит 18 книг, на второй на 3 книги меньше. Сколько книг на двух полках?   Представления о форме, величине, цвете и  оттенках. 35­ 6= 88­12= 5. Геометрический материал.  прямоугольник с помощью учителя.    Начертить                               2. Представления о составе числа. Из каких чисел состоит число 20 = 12+ 8 20 = 20 =   3. Соотнесение числа и количества в   пределах   20.   Положить   к данному числу предметы (палочки, матрёшки)                                                                                                                Суммарное число баллов ­ 10 Критерии: 0,5 баллов – представления в стадии формирования. 1 балл­ задание выполняется по инструкции с незначительной помощью взрослого. 2балла – задание выполняется самостоятельно. Максимальное  количество баллов – 30. Низкий   уровень   ­   0­10   Высокий уровень – 20 ­30 баллов.    баллов.   Средний   уровень   –   11до   ­   20     баллов. Примерное обследование математических представлений по классам. Приложение № 2 1класс 2класс 3класс 4класс 5­6класс 1. Порядко­ вый счет. Первичн обследов Счет прямой и обратный  Счет прямой и обратн. в пр 10 Счет прямой  и обратный  в пр 20от 3 до 11 2. Представле Из каких 5 = 4=1 ния о составе числа чисел состоит число 5 =  5 = 7 = 6+1 7 = 5 + 7 = 7 = Счет прямой и обратны й в пр100 от 17до 9 10 = 9+1 10 = 10 = 10 = Счет прямой и обратный в пр100 десятками 20 = 12+ 8 20 = 20 = Счет прямой и обратный в пр1000 десятками сотнями Счёт от заданного числа:  от 13 до 21, от 15 до 9. Представления о составе числа. Из каких чисел состоит число   200 = 100+ 100 300 =    500= 3. 4. Соотнесени е числа и количества Соотнесе ние числа и колич.  Соотнесе ние числа и колич. в пр 10 Соотнесени е числа и колич. в пр 20 Соотнес ение числа и колич. Соотнесени е числа и колич. Запись и чтение чисел, с указанием разрядов. Выполнять сравнение чисел (больше­ меньше) Счетные операции Решение  примеров и задач 1+2= 2+3= 3­2= 9­ 3= Задача. На ветке сидели 3 птицы.  7+ 4= 11+8= 15­ 4= 18­12= Задача. У Пети было 9 яблок. Он 17+ 4= 21+8= 35­ 6= 88­12= Задача. На одной полке 17+ 4= 21+8= 35­ 6= 88­12= Задача. На одной полке стоит 18 Счетные операции. Решение примеров и задач.Выполнять устное сложение и вычитание в пределах 100.47+ 14= 6+9= 12+8=  21­3=   84­4= Письменное сложение Прилетел и ещё 2. Сколько птиц стало. отдал 3 яблока. Сколько яблок осталось? 5. Геометриче ский материал. Назови фигуры. Фигуры прилагаю тся. Покажи и назови фигуры Прямоуго льник, квадрат, треугольн Покажи и назови фигуры Прямоугол ьник, квадрат, треугольн    книг, на второй на 3 книги меньше. Сколько книг на двух полках? Начер­ть прямоуголь ник с помощью учителя. стоит 18 книг, на второй на 3 книги меньше. Сколько книг на двух полках? Покажи и назови фигуры Прямоуг ольник, квадрат, треуголь н круг. и вычитание с посл­ей проверкой в пр.1000.  121+18= 235­ 36= 788­312=      325+125=  Задача. На одной полке стоит 118 книг, на второй на 15 книг меньше. Сколько книг на двух полках?   Геометрический материал. Показать и назвать фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг,    овал. Начертить треугольник по трём заданным сторонам.

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Сатья "Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2019