Сборник Экологическая тропа.
Оценка 4.9

Сборник Экологическая тропа.

Оценка 4.9
doc
13.02.2020
Сборник Экологическая тропа.
Сборник экологическая тропа.doc

 

 

 

Экологическая тропа

в Челябинском Городском Бору.

 

                                                    Сборник учебных заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

I. Введение Челябинский Сосновый (Шершневский) бор.                            Стр.3.

II. Экологическая тропа.  Маршрут

1.Общая характеристика экологической тропы                                             Стр.6.

Объекты:

1.  Каменный карьер.                                                                                        Стр.8.

2.  Ремезный участок.                                                                                       Стр. 9.

3. Коленообразная сосна.                                                                                 Стр.10.

4. Сосна в яблоневом саду.                                                                              Стр.11.

5. Кормушки.                                                                                                      Стр.12.

6. Муравейник.                                                                                                  Стр.13.

7. Лесное болото.                                                                                               Стр.15.

8. Река Чикинка.                                                                                                Стр.16.

9. Монахи.                                                                                                          Стр.18.

10.  Шершневское водохранилище.                                                                 Стр.19

III.  Приложение. 

1.Краткая характеристика видов и направлений  работ научно-  исследовательского характера, проводимых на территории тропы и

примерные темы экскурсий.                                                                           Стр.21

2.Викторины и занимательные игры                                                              Стр.21

IV. Вывод. Правила поведения на экологической тропе.                            Стр.27

V. Список литературы                                                                                     Стр.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинский Сосновый (Шершнёвский) бор. Интересные факты.

Парк культуры и отдыха им. Гагарина был образован на территории челябинского бора в 1936 году. В советское время его посещали до 1 миллиона человек в год. Тут же в 1941 году была построена одна из первых в СССР детских железных дорог. Однако из-за войны открытие ее пришлось отложить. И только в 1949 году детский поезд совершил свой первый рейс . Кондукторами, машинистами, ревизорами, стрелочниками и даже дикторами здесь и по сей день «работают» исключительно специально подготовленные школьники. 
На сегодняшний день Парк культуры и отдыха им. Гагарина считается одним из лучших в нашей стране.
Дополнительные «интересности» 1) В 1927 году большую часть челябинского бора могли уничтожить. Дело в том, что ситуация в Европе обострилась и страна готовилась к возможному конфликту с Великобританией. Для укрепления обороны было принято решение организовывать на Урале крупнейшие в Европе промышленные предприятия. Всего 19 штук. Место, где сейчас располагается Парк Гагарина, например, подписали под вырубку, для строительства авиазавода. Жители города, чтобы спасти одну из самых красивых частей города, умышленно искорежили водопровод и загрязняли питьевую воду. После этого советские власти были вынуждены отказаться от планов вырубки челябинского бора. 2) Известный советский писатель Александр Фадеев, автор романов «Разгром» и «Молодая Гвардия», живший некоторое время в Челябинске писал своему другу о челябинском боре: «я направился в парк «культуры и отдыха»… Оказалось, это действительно сказка! Сплошной сосновый лес. Удивителен тут все забивающий, всепокоряющий запах сосны…»(8)

«Челябинский сосновый бор раскинулся на правом берегу р. Миасс в городской черте. На западе и севере он ограничен рекой, на юге - каменным карьером. Северо-восточная часть бора со многими бывшими каменными карьерами - городской парк культуры и отдыха им. Ю.Г. Гагарина. Небольшой фрагмент его сохранился близ Центрального стадиона. Бор входит в состав городского лесничества Челябинского лесхоза. Весь бор разбит на 49 кварталов, 0,25 кв. км каждый»(7)

Челябинский сосновый городской бор относится к лесам первой группы защищённости. Он выполняет, как упоминалось выше, санитарно-гигиенические, водоохранные и водорегулирующие функции. Кроме того, он - реликт, т.е. редкий сохранившийся остаток древних лесов. Он - островной бор в лесостепной зоне.

«Площадь бора в настоящее время не превышает12 км2 (около 1200 га). Протяжённость его с северо-востока на юго-запад составляет 5,5 км, с севера на юг - 5 км, средняя ширина - около 2 км.

Рельеф - всхолмленный, с отдельными сопками высотой 8-15 м, с пологими склонами. Во многих местах наблюдаются выходы гранитов в виде плит, россыпей и глыб. Гранит розовый ,крупно и мелкозернистый, светло-серые граниты, парфириты с крупными вкраплениями полевого шпата, слюды. В 41 квартале находится естественное лесное озерко. В 30 квартале берёт начало пересекающая весь бор р. Чекинка, впадающая в Миасс. В разных местах бора бьют родниковые источники с водой, содержащей радон»(6).

Для нашего соснового бора характерен умеренный микроклимат, нежели для окружающей его степной полосы.

«По предварительным данным, флора насчитывает сейчас всего около 260 видов. Древостой обычно одноярусный и достаточно разряжен. В бору растёт сосна обыкновенная, которая составляет 91% древостоя, берёза пушистая, берёза пониклая (преимущественно на бывших пожарищах). На более увлажнённых участках имеются смешанные сосново-берёзовые насаждения, на болотах - ольшаники (19 и 20 кварталы). В последние годы высажены: тополь бальзамический, клён ясенелистый, остролистый, татарский, карагач, лиственница, дуб черещатый и др. Если мы рассмотрим состав пород и их соотношение в нашем бору, то увидим следующую картину: сосна занимает 91,4%, и является господствующей породой, берёза - 5,2%, тополь - 1,6%, клён - 1,5%, ольха -0,2%, карагач-0,1%.»(5)

Особенности растительного покрова бора на гранитах обуславливаются сухостью почвенного покрова, недостаточностью и малой мощность гумуса, выходом гранитных пород на поверхность. Под пологом сосны создаются благоприятные условия для произрастания подлеска из жимолости татарской, кизильника черноплодного, ракитника русского, шиповника коричного, спиреи городчатой, вишни степной, боярышника кроваво-красного, рябины обыкновенной, дрока красильного, малины. На заболоченных участках растёт ива пятитычинковая и ива серая. Травяной покров насчитывает более 200 видов, относящихся к 46 семействам. Встречаются два вида татарников. В глубине бора можно встретить мох, кукушкин лён и зелёные мхи, кое-где сохранились небольшие фрагменты с надпочвенным покровом из различных видов кустарников.

Многие виды растений бора являются лекарственными: кровохлёбка лекарственная, одуванчик, сосна, тмин обыкновенный, душица, тысячелистник и др. - их всего 31 вид.

Однако, некоторые представители флоры становятся редкими и близкими к исчезновению: ночная фиалка, любка двулистная, виды грушанок, незабудка душистая, гвоздика-травянка, василёк сибирский, лилия сарана, горицвет весенний, папоротник-орлец, из кустарников - шиповник, дрок и др..

В нынешнее время из млекопитающих здесь обитают теперь только заяц-беляк, белка, лесная и летучие мыши.

Более разнообразна фауна пернатых. Оседлые птицы представлены сорокой, вороной, поползнем, большим пёстрым дятлом, синицей, воробьями полевым и домовым, гаичкой буроголовой. Зимой залетают в бор клесты и пищухи, снегири, синицы долгохвостые. Обитают здесь зяблики, овсянки, зеленушки, коноплянки, пеночки. Есть здесь и очень редкие виды. В местах с густым подростком можно встретить королька желтоголового - самую маленькую птичку Урала, занесённую в Красную книгу России. Изредка бор посещают редкие хищники: орлан-белохвост, ястреб-перепелятник, уральская неясыть и ушастая сова, а в самом бору успешно гнездятся такие реликты средней полосы, как ворон и болотная сова.

Сосновый бор очень важен для такого города как Челябинск. Именно благодаря ему мы не задыхаемся от промышленных выбросов. Лес является не только своеобразными «легкими» города, но и местом обитания различных представителей флоры и фауны. К сожалению разнообразие их все уменьшается – многие животные и растения уже не встречаются здесь; к примеру, рысь, которую часто  можно было увидеть в глубине бора ( в прошлом веке) уже не приходит в эти места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая тропа в Челябинском Сосновом (Шершнёвском) бору.

Устали от городской суеты, но нет времени (а, может, и денег), чтобы умчаться в нетронутые цивилизацией края? Не знаете, как провести выходные предлагаю вам  увлекательное путешествие по экологической тропе городского бора.

Чтобы люди не ходили, где попало, не топтали редкие растения, да и не заблудились, а получили удовольствие от прогулки создан  и обустроен  маршрут, сохранив наиболее уязвимые участки леса. В наиболее интересных местах поставлены скамейки, беседки, кормушки для животных. Гулять среди сосен, дышать свежим воздухом, кормить птиц и белок — что может быть лучше после трудовой недели?

Экологическая тропа нашего бора, проложена в зоне наибольшего повреждения бора человеком, возможно, это несколько утрировано, но при этом даёт наибольшую наглядность.

«Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы — одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения»(8)

В 1985 г. в Челябинском сосновом бору по инициативе  зав. кабинета биологии областного института усовершенствования учителей Драковой Дамиры Курбановны и Л.Ф. Кондратьевой – заслуженным учителем РФ  Челябинской средней школы № 138 и С.Б. Куклиным - корреспондентом-фенологом ГО АНРФ был проложен маршрут экологической тропы и выбрано девять природных объектов, имеющих познавательное значение. Я нашел информацию об этих объектах, прошел не один раз по этой тропе и исследовал состояние растительного покрова в районе тропы.

Методологический эффект экологических троп Дамиры Драковой красноречиво иллюстрируют слова русского педагога Константина Ушинского:

«День, проведенный среди лугов и дубрав, стоит многих недель сидения на школьной скамье, что даже хорошему педагогу трудно соперничать с воспитателем природой».

По словам самой Дамиры  Курбановны, тропа — это своеобразный «природоведческий ликбез». Это живой музей под открытым небом, где наглядно можно приводить десятки примеров из ботаники, биологии, истории…

Например, находясь на Шершневском водохранилище, школьники узнают не только о том, что основной источник мегаполиса имеет запасы до 176 миллионов кубометров воды. И не только то, что в этом водоеме обитают судак и лещ, налим и елец. Но и то, что за более чем полвека существования водохранилища на его дне отложились более 30 миллионов тонн ила и чернозема. И с каждым годом оно мелеет, вода накапливает вредные примеси, летом «цветет», скудеют рыбные запасы…»(5)

А многие пришедшие в знакомый им Челябинский бор школьники впервые узнают о том, что эти «легкие нашего города» — остаток уникальных ленточных боров. А главный его представитель — сосна — пришла к нам из мезозойской эры! С тех пор она успела пережить извержение огненной лавы вулканов, действие ледников. Однако выстояла, положив начало тайге, борам, краснолесью — так называют в народе хвойный лес из-за медно-красного ствола сосны.

Особенно поражают воображение ребят ее статистические параметры. «Например, то, что даже средняя, в два обхвата сосна, имеет 40 миллиардов иголок общей длиной 200 километров! И живет она 250, а то и больше лет. Так что в нашем Челябинском бору вполне можно встретить ровесников если не Петра  Первого, то уж Наполеона точно!»(9)

Начинается тропа вблизи ЦПК и О им. Ю.А. Гагарина, у конечной остановки троллейбусов. Общее направление маршрута - с севера на юг.

 

Маршрут «Экологическая тропа Челябинского бора»

( протяженность 2450 м. 2,5 км)

№ площадки

Название

Объекты

Расстояния

1

Каменный карьер

В прошлом это старая камнеломня, в которой добывался гранит для строительных целей.

 

2

Квартал № 17, рядом с асфальтированной дорогой

Ремезный участок

250 м.

3

Коленообразную сосну.

Ремезный участок

350 м.

4

Старая сосна, окружённая порослью из яблонь - дичек

Сосна в яблоневом саду

350 м.

5

Кормушки.

Кормушки для подкормки птиц

200 м.

6

Муравейник

Муравейник

200 м.

7

Лесное болото

Болото - редчайший участок экосистемы в окрестностях города.

250 м.

8

Речка Чикинка

Небольшая, заросшая река Чикинка

250 м.

9

Монахи

Монахи – пологие холмы

100 м.

10

Шершневское водохранилище

Шершневское водохранилище- единственный водосборник Челябинска

500 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый природный объект на тропе - каменный карьер, заполненный водой. Он расположен в квартале № 11 городского лесничества. В прошлом это старая камнеломня, в которой добывался гранит для строительных целей. На её обнажениях хорошо просматриваются горные породы, разрушающиеся под воздействием климатических, механических и других факторов.

В водоёме обитают рыба (гальян), тритоны, различные водные насекомые (плавунец, водяной клоп, водомерка).

 

 

 

Второй объект расположен в квартале № 17, рядом с асфальтированной дорогой. Это так называемый ремизный участок, красивый по-особому в разное время года. Создан он работниками лесничества для привлечения птиц в бор.

Ремизный участок - это густая рощица, представленная разными ягодными кустарниками и дикими яблонями, дающими обилие плодов. Это место для гнездовий, где удобно наблюдать за птицами, за пробуждением природы и подготовкой её к зиме. Эта рощица является своего рода кормушкой для птиц: синиц, снегирей, свиристелей, грачей, серых ворон, воробьев и ремезов (отсюда название участка).

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий объект, привлекающий внимание, представляет собой искривлённую коленообразную сосну. В нашем лесу, как и во многих других лесах, есть интересные экземпляры деревьев с необычайными формами стволов естественного происхождения, например - раздвоенные - из одного комля растут два прямых и ровных, одинаковых по диаметру ствола. Реже встречаются такого вида тройные сосны и ещё реже четверные. В одном из кварталов нашего леса имеется совершенно необычайная форма сосны. Вокруг прямо стоящей сосны отходят от комлевой её части, обвилась сделав полтора оборота, другая более тонкая сосна (пасынок). Нередко наблюдаются формы срастания двух сосен стволами или врастание сука одного дерева в другое, так в нашем лесу сук берёзы врос в сосну. Курьёзы нашего бора: сосна, завязанная «узлом», сосна, завившаяся «спиралью», сосна, обвивающая другую в полтора оборота, сосна - седло, сосна - олень, сосна -ящерица, сосна - гадюка, сосна - кольцо, сосна - юргозавр. Такие формы иногда имеют стволы, корни и сучья сосны и берёзы. Наша сосна больше всего похожа на седло. Сейчас уже трудно сказать как именно образовалась такая сосна, мы лишь можем предположить, что она образовалась в результате того, что человек когда-то срубил верхушку боковой сосны и из спящей почки начал развиваться боковой побег.

 

 

 

 

 

 

В этом же лесном квартале № 22, в 20-30 м от сосны, находится четвёртый объект - старая сосна, окружённая порослью из яблонь-дичек. Тесно к стволу сосны прижалась яблоня - родоначальница молодой поросли. Сосна стоит в как бы яблоневом саду. Скорее всего, роль «садоводов» сыграли дрозды, занеся сюда семя яблони. В осенний период излюбленным кормом им служат плоды яблонь - дичок и рябины.

 

 

 

 

 

Экологическая тропа пересекает бетонную дорогу, ведущую к Шершнёвскому водохранилищу. У самой дороги, на поляне, в лесном квартале № 28, находится пятый объект - кормушки, сделанные учениками средней школы № 138. В зимнюю голодную пору здесь подкармливают зимующих птиц.

 

 

 

 

 

Лесная тропинка ведёт на запад, в сторону водохранилища и вскоре сворачивает влево на заросшую просеку между лесными кварталами №№ 27 и 28. здесь находится шестой объект - муравейник, единственный на всей тропе. «Лесные муравьи являются санитарами леса. Они охраняют лес от насекомых-вредителей. Муравейники необходимо оберегать от разрушения. При изменении конусообразной формы муравейника в него попадает вода, от чего муравьи гибнут. Разрушать муравейники- значит разрушать дом друзей.

Рыжие лесные муравьи- общественные насекомые, потому что у них существует раздел деятельности. Между муравьями происходит обмен информацией и едой. Особые их колонны обмениваются куколками и муравьями, причём рабочих муравьёв переносят специальные муравьи-носильщики (их в большом муравейнике может быть до 1 млн.). самцы появляются только в период размножения и гибнут после оплодотворения самки. Рабочие муравьи в отличие от самцов  и самок не имеют крыльев. Присматривают молодое пополнение муравьи-няни. Муравьи-фуражёры охотятся на насекомых, собирают строительный материал, выделения тли.

Муравьи являются регуляторами количества хвоелистегрызущих насекомых, пильщиков, майских жуков. Одна семья за год собирает 10 млн насекомых, до 500 тыс различных семян.

Муравьи поселяются в лесах 50 и 70-летнего возраста. Муравьиное гнездо имеет надземную и подземную части. Последняя состоит из крупных веток и на песчаных почвах может иметь глубину до 4 м. Здесь есть живые камеры, где поддерживается определённая температура и влажность воздуха (около 60 %)»(2)

У муравьёв много врагов. Это дятел, дикие свиньи, лисы, медведи, а также люди, которые собирают куколок на корм рыбам, птицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Седьмой объект - лесное болото, расположенное в кв. № 33. Оно почти совсем высохло. Теперь здесь довольно твёрдые кочки, высокие сосны. На кромке болота растут луговые травы: купальница европейская, лютик едкий, гравилат речной, медуница, лапчатка прямая (калган) и др. рядом произрастают берёза, серая или пепельная ива и др. Но типично болотной растительности ещё много. Это так называемое верховой болото. Когда-то давно здесь была пойма реки, постепенно эта река высохла, а её месте образовалось болото. Теперь и болото постепенно высыхает. Болото - редчайший участок экосистемы в окрестностях города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восьмой объект расположен в кв. № 32. В заболоченной местности берёт начало небольшая речка Чикинка. Речка очень извилистая, протекает через весь бор, то между гранитами, то почти теряясь в заболоченных низких пространствах. Она пересекает большую дорогу на дачи, а затем впадает в Миасс. Общая длина её 2830 метров. За последние годы воды в речке стало мало. Её глубина не превышает 20-30 см. Ширина её от 1 до 5 метров. Скорость течения небольшая - не более 600 куб. см в секунду. Речка сильно заросла осокой, пушицей, тростником и рогозом, особенно в районе истока и центральной её части - такой была Чикинка. Сейчас эту речку взяли в трубу, она протекает под землёй. Рядом с Чикинкой, у бывшего правого её берега, находятся старая берёзовая роща и радоновый родник. Чикинка относится к малым рекам Челябинска (самые крупные из них ИгуменкаЧелябка, Колупаевка, Чернушка). Но из всех малых рек только Чикинка течет свободно на всем своём протяжении (то есть не заключена в трубу).

Чикинку можно назвать ручьём из-за её небольших размеров и малой площади водосбора. Длина реки около 5 км, ширина не более 4-6 м, глубина около 40 см на открытых участках и более в заболоченных местах.

Чикинка берёт начало на территории Областной клинической больницы (Медгородок) и заболоченных участках в 30-м квартале Челябинского бора, пересекает бор и впадает в Шершневское водохранилище за городским пляжем. Речка очень извилистая. В верховьях речка заключена в отвесные гранитные берега. Устье её заболочено. В нижнем течении с левой стороны имеется родничок.

Течение реки приурочено к трещинам в гранитном массиве, на котором и стоит Челябинский бор.

В засушливые годы речка почти полностью пересыхает и представляет собой цепочку отдельных плёсов Плёс — это глубоководный участок русла реки, расположенный между мелководными участками русла реки (перекатами). Речка сильно заросла осокой, пушицей, тростником и рогозом, особенно в районе истока и центральной её части. В устье же большие заросли ивняка.

В отдельных местах встречаются небольшие деревянные мостики через Чикинку, где-то мостами служат перекинутые бревна, доски, бетонные шпалы.

«Топонимика.

Речка получила свое имя в честь Чикина Александра Андриановича (1855–1913) — предпринимателя, общественного деятеля и мецената. Чикин принимал деятельное участие в городской жизни, состоял гласным при Челябинской городской думе (говоря сегодняшним языком — депутатом), был почетным попечителем образовательных учреждений, почетным мировым судьей, жертвовал деньги на строительство Народного дома — и это лишь часть его вклада в жизнь Челябинска. По преданию, на Чикинке находилась одна из его мельниц (Чикин торговал хлебом, мукой, скотом, рыбой, спиртом своего завода). Так река и получила свое название»(5)

 

 

 

Девятый объект – Монахи.

Монахи — это пологие холмы, располагающиеся в Челябинском городском бору недалеко от Центрального парка культуры и отдыха им. Гагарина на берегу реки Миасс. Благодаря своим горкам и построенным трамплинам, Монахи стали популярным местом у велосипедистов летом и у лыжников зимой. Холмы также являются отличным местом для пеших прогулок. Входят в особо охраняемую природную территорию городского бора.
Краеведы до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт. Одни говорят, что ещё во времена крепостные на этом высоком берегу жили монахи-старообрядцы, другие — что название появилось лишь незадолго до революции, третьи — что топоним и вовсе послереволюционный. Есть даже версия, что название появилось в честь главного лесничего Шершневского управления Н. М. Монахова, который ещё в советские годы не дал взорвать Монахи геологам, которые искали там уран.
В довоенные годы на Монахах располагались дачи облисполкома, а в 1941 году эти дачи были переданы Кировскому заводу, который использовал их в качестве санатория («Зальцмановские дачи»). В послевоенные годы здесь тоже находились дом отдыха и спортивная база. С конца восьмидесятых всё пришло в упадок и было быстро растащено и разрушено до основания. В начале 2000-ых у городских властей появилась идея организовать на Монахах горнолыжный комплекс. Проект предусматривал две трассы, три подъемника (один тюбинговый), комплекс для отдыха и общепит.

Десятый объект - Шершнёвское водохранилище, построенное в 1961 г. Его водные запасы при нормальном уровне составляют до 176 млн. м3. В водоёме обитают судак, лещ, окунь, налим, плотва, елец, ёрш. Здесь часто можно увидеть чаек, залетают сюда утки и чомги.

Газета «Челябинский рабочий» писала: «За четверть века водохранилище успело всё: родиться, пережить пору расцвета, зрелости и даже приблизиться к порогу старости. Специалисты подсчитали: на дне водохранилища отложилось 30 млн. т ила, чернозёма. Оно мелеет. Вода накапливает вредные примеси, летом «цветёт», скудеют рыбные запасы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Краткая характеристика видов и направлений  работ научно-  исследовательского характера, проводимых на территории тропы и примерные темы экскурсий и викторин

Формы работы с учащимися на экологической тропе

Создание учебно-экологической тропы требует выполнения множества разнообразных форм работы с учащимися по изучению и охране природы.

Приложение 1.

работа по месяцам на экологической тропе.

Сентябрь

Деревья на экологической тропе.

Слушание звуков музыки в природе — шум листвы и т.д.

Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине — к теплой зиме; много грибов много белок будет. Сбор опавших листьев деревьев для поделок.

Изготовление композиций из природного материала.

Октябрь

Живая и неживая природа.

Слушание музыки из цикла “Времена года. Осень.” П. И. Чайковского.

Поиск объектов живой и неживой природы.

Беседа о признаках живых организмов.

Ноябрь

Вода в природе.

Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде.

Поиск льда под снегом. Беседа “Куда бежит река Райчиха?”, “Кого река повстречала на своем пути?”.

Приложение2

Рисование на тему “Кого река повстречала на своем пути?”.

Декабрь

Деревья зимой (лиственница).

Рассматривание силуэтов деревьев.

Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы.

Отобразить схематично то, что интересного увидели во время экскурсии.

 

 

 

Приложение 3.

. Экологическая игра “Растительные этажи”.

«Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

- не только разместить  изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

- ведущий  готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными»(10).

Приложение4

. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).

Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.

Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.

Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.

«Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников попроще, для старших - посложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”. Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.

Примеры пар по сложности:

белка-шишка;

лишайник-воздух;

нефтяная авария-гибель птиц;

тепловая электростанция - аллергические заболевания;

чистка зубов - энергия (экономия воды);

гамбургеры - тропические леса (животноводство, скотоводство).

Примечание:

- в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;

- каждая пара “исследователей” в заключение готовит хотя бы две пары понятий и предлагает “соперникам” определить их взаимосвязи» (10).

Приложение 5

Викторина.

Викторина: “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень) 
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха) 
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод) 
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка) 
5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла) 
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их) 
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой) 
8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка) 
9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления) 
10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая) 
11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка ) 
12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки) 
13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая) 
14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова) 
15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ) 
16. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

 Викторина о зимующих птицах.

Вопросы:

1.  Какая птица наших мест живет дольше всех?

2.  Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?

3.  Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?

4.  Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему?

5.  Воробей – это вредная или полезная птица?

6.  У какой зимующей птицы самый длинный клюв?

7.  У какой зимующей птицы самый длинный хвост?

8.  Какие птицы строят гнезда в январе?

9.  Какую пользу птицы приносят зимой?

Ответы.

1.  Ворон живет 100 лет.

2.  Тетерева и рябчики прячутся под снегом.

3.  В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.

4.  В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.

5.  Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.

6.  Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.

7.  Самый длинный хвост у сороки.

8.  В январе строят гнезда клесты.

9.  Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.

Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

Какие птицы собирают себе на зиму запасы?

Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой?

Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой?

Что птицам страшнее голод или холод зимой?

Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека?

Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом?

Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят?

Какие виды воробьев гнездятся у нас?

Название, какой зимующей птицы созвучно с названием танца?

Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?

Какая птица резко меняет цвет своего оперения?

Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол?

Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?

Сколько разных синиц живет в наших местах?

Какие птицы живут у нас только зимой?

Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?

Какой отряд птиц включает наибольшее число видов?

Викторина про птиц.

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)

10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)

12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)

13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)

Приложение 6

«Экологическая игра – “Мусор в лесу”.(9,10)

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

Пакеты из непрозрачного полиэтилена.

Металлическая консервная банка.

Стеклянная бутылка.

Пластиковая бутылка.

Бумажные фантики от конфет.

Гвозди.

Кожура банана, огрызки яблок.

Метла из веток.

Старая футболка.

Газеты.

Жестяная банка с остатками машинного масла»(9).

Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод. Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок

– И он увял.

Я поймал мотылька

– И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте можно только сердцем. П.Гвездослав

1. Ни в коем случае не сходить с тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъём и вдохновение.

5. На тропе разрешается охота только на комаров и клещей.

6. Не сорите на тропе – вы не последние посетители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Александровская ,З.И.  Я.В. Медведев, А.Г. Богачев. Чтобы город был чистым. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: СТРОЙИЗДАТД 1989г

2. Акимушкин И.И.. "Мир животных. Рассказы о насекомых". М.: Мол. гвардия, 1975.

4.Лучич СИ. «Популярные беседы по экологии». Челябинск: Изд-во «Рекпол», 2015

5.  Памятники природы Челябинской области:

[Сб./Сост. А.П. Моисеев,   М.Е.Николаева]. - Челябинск: Юж.-Урал. Кн.

Изд-во,  1987г - ил. - (Природа и  мы).

6. Познай свой край.  Челябинская область. Краткий справочник:

[Сб./Сост. А.П.Моисеев, М.С. Гитис] Челябинск: «Уральский перекрёсток», 2014.

7 Постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2007 г. № 27-П "Об утверждении Положений о памятниках природы Челябинской области Челябинский (городской) и Каштакский боры"

8. Серебрякова Т.А., Экологическое образование в дошкольном возрасте, М.: ИЦ Академия, 2010, с 208.

9. Симонова Л., Экологическое образование в начальной школе М: Академия, 2000,

10.Смирнова В., Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду М.: СОЮЗ,2010,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Экологическая тропа в Челябинском

Экологическая тропа в Челябинском

Содержание I. Введение Челябинский

Содержание I. Введение Челябинский

Челябинский Сосновый (Шершнёвский) бор

Челябинский Сосновый (Шершнёвский) бор

Площадь бора в настоящее время не превышает12 км2 (около )

Площадь бора в настоящее время не превышает12 км2 (около )

Однако, некоторые представители флоры становятся редкими и близкими к исчезновению: ночная фиалка, любка двулистная, виды грушанок, незабудка душистая, гвоздика-травянка, василёк сибирский, лилия сарана, горицвет весенний,…

Однако, некоторые представители флоры становятся редкими и близкими к исчезновению: ночная фиалка, любка двулистная, виды грушанок, незабудка душистая, гвоздика-травянка, василёк сибирский, лилия сарана, горицвет весенний,…

Экологическая тропа в Челябинском

Экологическая тропа в Челябинском

И не только то, что в этом водоеме обитают судак и лещ, налим и елец

И не только то, что в этом водоеме обитают судак и лещ, налим и елец

Кормушки. Кормушки для подкормки птиц

Кормушки. Кормушки для подкормки птиц

Первый природный объект на тропе - каменный карьер, заполненный водой

Первый природный объект на тропе - каменный карьер, заполненный водой

Второй объект расположен в квартале № 17, рядом с асфальтированной дорогой

Второй объект расположен в квартале № 17, рядом с асфальтированной дорогой

Третий объект, привлекающий внимание, представляет собой искривлённую коленообразную сосну

Третий объект, привлекающий внимание, представляет собой искривлённую коленообразную сосну

В этом же лесном квартале № 22, в 20- от сосны, находится четвёртый объект - старая сосна, окружённая порослью из яблонь-дичек

В этом же лесном квартале № 22, в 20- от сосны, находится четвёртый объект - старая сосна, окружённая порослью из яблонь-дичек

Лесная тропинка ведёт на запад, в сторону водохранилища и вскоре сворачивает влево на заросшую просеку между лесными кварталами №№ 27 и 28

Лесная тропинка ведёт на запад, в сторону водохранилища и вскоре сворачивает влево на заросшую просеку между лесными кварталами №№ 27 и 28

Муравьи поселяются в лесах 50 и 70-летнего возраста

Муравьи поселяются в лесах 50 и 70-летнего возраста

Седьмой объект - лесное болото, расположенное в кв

Седьмой объект - лесное болото, расположенное в кв

Восьмой объект расположен в кв

Восьмой объект расположен в кв

В верховьях речка заключена в отвесные гранитные берега

В верховьях речка заключена в отвесные гранитные берега

Девятый объект – Монахи. Монахи — это пологие холмы, располагающиеся в

Девятый объект – Монахи. Монахи — это пологие холмы, располагающиеся в

Десятый объект - Шершнёвское водохранилище, построенное в

Десятый объект - Шершнёвское водохранилище, построенное в

Приложение. Краткая характеристика видов и направлений работ научно- исследовательского характера, проводимых на территории тропы и примерные темы экскурсий и викторин

Приложение. Краткая характеристика видов и направлений работ научно- исследовательского характера, проводимых на территории тропы и примерные темы экскурсий и викторин

Приложение 3. . Экологическая игра “Растительные этажи”

Приложение 3. . Экологическая игра “Растительные этажи”

Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением

Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением

Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая) 14

Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая) 14

Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой?

Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой?

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин

Вывод. Правила поведения на экологической тропе

Вывод. Правила поведения на экологической тропе

Список используемой литературы

Список используемой литературы
Скачать файл